4 класс как человек двигается позвоночник защищает
Тема урока : Позвоночник. Его строение и функции.
Цели урока:
-формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях позвоночника
-формировать понятие о спинном мозге
-формировать умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.
Оборудование:
Компьютер, проектор, модель скелета человека из кабинета биологии,модель позвоночника
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Актуализация знания. На прошлом занятии мы пытались ответить на вопрос урока «Как человек двигается?» и предметом нашего разговора стала опорно-двигательная система человека. На доске вертикально записано слово скелет. Учитель предлагает учащимся на каждую букву этого слова назвать ключевые, важные слова по пройденной теме. Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из самых важных частей скелета. О какой именно вы догадаетесь чуть позже. Формулирование темы урока Учитель задаёт детям вопросы, на которые они должны отвечать определёнными жестами. -Все готовы к уроку? -Все помнят, как меня зовут? -У всех хорошее настроение? -Все пришли в школу с портфелем? -Сейчас я попробую вас в этом разубедить. Слайд 1 -Как назвать одним словом все предметы? -Тогда как назвать одним слово эти предметы? Слайд 2 -Вам не кажется, что предметы эти разные, наверное и называться они должны по-разному. Разберитесь с помощью текста с названиями.(Прил.1) Слайд 3 -Назовите вещи правильно. В чём главное отличие ранца от портфеля? -Вот о спине, а конкретнее о позвоночнике, мы сейчас и побеседуем. -Все знают, где у человека находится позвоночник? -Это очень хорошо, что вы всё знаете. Предлагаю отдохнуть и потянуться. -Возвращаемся к теме урока. Встаньте так, чтобы была возможность дотянуться руками до впередистоящего. Найдите позвоночник у соседа, стоящего впереди. А теперь нащупайте позвоночник у себя. -Как вам кажется, на что похож позвоночник человека? Слайд 4 -Возможна и такая ассоциация. Какое свойство строения позвоночника она лучше всего иллюстрирует? -Проиллюстрируйте это свойство позвоночника в своих моделях, которые я предлагаю вам прямо сейчас изготовить.( Учитель демонстрирует свою модель) -Продемонстрируйте получившиеся модели. -Именно вот так выглядит здоровый позвоночник, если смотреть на него спереди. Но так как позвоночник состоит из частей, он может принять другое положение .Слайд5 (учитель показывает на модели искривления вправо, влево, вперёд) -Покажите, как выглядит человек, если с его позвоночником случилась такая беда. -Как вы думаете, какие могут быть причины искривления? -Ваши учебники достаточно тяжёлые, как же вам избежать искривления? Слайд 6 -Но причина искривления может быть и другая. Слайд 7 -Неправильная посадка за партой. Как избежать искривления по этой причине? -Мы изготовили простейшую модель позвоночника. На самом деле его структура гораздо сложнее и он выполняет много жизненно важных функций. -Перед вами список утверждений(Прил.2) Прочитаете, проанализируйте и поставьте «+» если согласны и «- » ,если не согласны. Анализируем результаты. Констатируем факт, что мнения разделились. Значит, не хватает точных знаний о позвоночнике. Сформулируйте тему занятия. Составьте план(вопросы,на которые нам нужно будет ответить) Открытие новых знаний Дети делятся на группы. Каждая группа читает текст( Прил.3 )и готовиться к публичному выступлению. -Вернитесь к утверждениям с «+» и «-», проанализируйте их ещё раз и, если потребуется, измените знак. Высказывания детей и выводы. Вернитесь к плану и проверьте, на все ли вопросы мы ответили. Рефлексия Оцените сегодняшний урок. (Прил.4) Творческое домашнее задание. Написать историю жизни от лица искривленного позвоночника. | Дети называют слова, учитель записывает на доске напротив соответствующей буквы. Предположительно, на все вопросы дети отвечают положительно. -Портфели. -Портфели. Дети читают выданные тексты. -Ранец носят на лямках за спиной. Дети отвечают условным знаком. Ребята встают из-за парт и потягиваются, расслабляются. Дети «нащупывают» позвоночник. -Ребята называют ассоциации. -Позвоночник состоит из частей. Дети изготавливают модели. (из пластилина и зубочисток) Дети поднимают вверх свои изделия. Дети встают и выполняют задание. -Ношение тяжестей в одной руке. -Носить учебники в ранцах. Следить за правильностью посадки. Ребята читают и анализируют тексты. Дети докладывают классу по теме своего текста в выбранной группе форме. Учащиеся анализируют тексты. Ребята высказываются, опираясь на схему. | Интеллектуальные умения Оценочные умения. Интеллектуальные умения Организационные умения Интеллектуальные умения Коммуникативные умения Интеллектуальные умения Коммуникативные умения Оценочные умения. Интеллектуальные умения Организационные умения Организационные умения |
Приложение 3
Текст 1
В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.
Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину, нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те движения, которые могут нарушить ее целостность. Более того, в процессе физической работы околопозвоночные связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки.
В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.
Текст 2
Позвоночник выполняет функцию опоры человеческого организма, помимо этого в позвоночнике находится спинной мозг, отвечающий за работу всех жизненно важных органов человека, вот почему нарушения в позвоночнике способствуют возникновению заболеваний, их хроническому течению
К каждому внутреннему органу от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное функционирование и работу. Такие заболевания как остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, смещения позвонков, кривошея в детстве и другие могут вызвать самые различные симптомы, начиная от головной боли, заканчивая болью в области желудка или в области сердца, а что самое главное, если лечить методами традиционной медицины, сколько таблеток, уколов не используй, результат будет полностью отсутствовать.
Текст 3
Спинной мозг.
Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).
Главная задача спинного мозга — обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать «информационной дорогой». Эти два органа — головной и спинной мозг — составляют единое целое, которое называют центральной нервной системой.
Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.
Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда — в двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро — еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.
Приложение 2
1.В позвоночнике находится мозг.
2.Позвоночник «даёт» команды мышцам.
3.Позвоночник удерживает тело человека в вертикальном положении.
4.Позвоночник имеет S-образную форму.
Приложение 1
Ранец
РА́НЕЦ, (немецкое слово) Жесткая сумка для ношения за спиной.
ПОРТФЕ́ЛЬ,. (французское слово) Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.
Приложение 4
Сегодня на уроке я узнал(а)
нового…
интересного…
полезного…
На уроке мне было
интересно…
сложно…
Своей работой на уроке я
доволен, потому что…
не совсем доволен, потому что…
не доволен, потому что…
Источник
Этап урока. Методы и приёмы.
Хро
номет
раж
Содержание урока. Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты (УУД)
Орг.момент
≈3
Приветствие учителя.
Приветствовать учителя, настраиваться на работу.
Р: настраиваться на работу.
Постановка учебной задачи и её решение
Практич.: физич.движения.
Словесн.: ответы на вопросы.
Словесн.: формулировка темы и цели урока.
≈5
— Встаньте, пожалуйста, те…
— у кого сегодня хорошее настроение!
— кто является старшим ребенком в семье!
— кто любит животных!
— кто любит двигаться и играть!
— кто готов начать работать!
— Что мы сейчас с вами делали? (двигались)
— А какая система или какие системы органов позволяют нам это делать?
— Поднимите руки те, кто предполагает, что человек двигается только с помощью скелета; с помощью мышц; с помощью скелета и мышц?
— Исходя из этого определите тему урока.
— Давайте поставим цель урока.
Отвечать на вопросы с помощью физических движений.
Определять тему и цель урока.
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.
Р: целеполагание.
Решение частных задач
Словесн.: слово учителя, ответы на вопросы.
Практич.: работа с учебником.
Практич.: чтение по цепочке.
Практич.: работа с рисунками в учебнике.
Практич.: изучать правила для поддержания правильной осанки.
Практич.: работа в группах.
≈30
-Когда строители сооружают высотное здание, они первоначально строят каркас – клетку из стальных прутов.
Позднее к этому каркасу прикрепляют бетонные плиты – стены, потолок, пол.
На этом крепком стальном каркасе и держится весь дом.
— А как вы думаете, какая часть тела в нашем организме выполняет роль стального каркаса? (скелет)
— Названия каких костей вы знаете?
— Предположите, а что было бы с нашим телом, если бы у нас не было костей? (наше тело было бы мягким, как медуза; мы не могли бы не стоять, не ходить)
— Прощупайте правой рукой ладонь своей левой руки.
— Кто почувствовал под кожей кости? Мышцы?
— А теперь откройте учебники на странице 17 и рассмотрите рисунок скелета.
— Прочитаете хором по вариантам название его частей (сверху вниз).
— Как вы думаете, а для чего нужен череп?
— Позвоночник?
— Грудная клетка?
— Выскажите предположение о их назначении.
— А теперь давайте узнаем, подтвердятся ли ваши предположения?
— Откройте страницу 18 и по цепочке прочитаем текст до рисунков.
— Теперь рассмотрите рисунок №1 и найдите места прикрепления мышц.
— Теперь рассмотрите рисунок №2 и найдите места прикрепления мышц.
— Чем отличаются эти 2 рисунка? (согнутая и разогнутая в локте рука)
— Продолжим дальше читать по цепочке.
— До чтения текста вы высказывали предположения о назначении черепа, позвоночника, грудной клетки.
— Верны ли были ваши предположения?
— А что даёт нам возможность стоять и ходить?
— Как работают мышца-сгибатель и мышца-разгибатель?
— Какие самые массивные мышцы? (спины и ног)
— Почему? (им приходится удерживать всё тело)
— К здоровью нашего позвоночника, как и к другим органам, нужно относиться бережно.
— Почему? (если не следить за своей осанкой, то может произойти искривление позвоночника)
— Сейчас я раздам вам памятки с правилами для поддержания правильной осанки.
— Прочитайте эти правила.
-Сохраните эти памятки у себя и обязательно следуйте правилам.
— А сейчас поработаем в группах.
— Задание №1 – я раздам вам карточки, в которых пропущены слова, ваша задача будет вставить эти слова и восстановить текст.
— Задание №2 – я раздам вам рисунок скелета человека, ваша задача будет подписать части скелета.
— Задание №3 – я раздам вам карточки с названиями частей скелета. Покажите стрелками, для чего служат эти части скелета.
Слушать учителя.
Отвечать на вопросы.
Читать текст по цепочке.
Рассматривать рисунки и анализировать их.
Отвечать на вопросы.
Читать памятки.
Работать в группах.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.
П: дополняют и расширяют знания.
Р: осмысляют учебный материал.
П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.
Итог урока. Рефлексия
Практич.: подведение итогов.
≈5
— Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
— На маленьких листочках нарисуйте лесенку с тремя ступеньками.
— Нарисуйте человечка на верхней ступеньке, если вы поняли тему урока и урок вам понравился, на средней ступеньке – если вы не до конца поняли тему урока, и на нижней ступеньке – если вы не поняли тему урока, и вообще у вас ничего не получалось.
— Сдайте листочки.
— Спасибо за урок!
Отвечать на вопросы учителя, анализировать свою работу на уроке.
Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.
Источник
Тема: «Как человек двигается».
Цели:
1. выяснить и запомнить значение костно–мышечной системы и значимость правильной осанки человека при сидении и ходьбе.
2. Создать для учащихся проблемную ситуацию-мотив для изучения нового материала, самостоятельно найти выход из этой ситуации.
3. Продолжать работу в группах .Воспитывать уважение друг к другу, умение слушать друг друга.
Ход урока:
1. Этап мотивации к учебной деятельности
Наш урок начнем с высказывания: «Один ум хорошо, а два лучше.»
— Как вы понимаете это высказывание?
Сегодня на уроке мы попробуем сделать новое открытие. Желаю вам удачи!
Вспомним два шага учебной деятельности. С чего начнем урок? (С повторения.)
Проверка Дз
2. Постановка учебной задачи.
— Встаньте, пожалуйста, те…
— у кого сегодня хорошее настроение!
— кто является старшим ребенком в семье!
— кто любит животных!
— кто любит двигаться и играть!
— кто готов начать работать!
— Что мы сейчас с вами делали? (двигались)
— А какая система или какие системы органов позволяют нам это делать?
— Поднимите руки те, кто предполагает, что человек двигается только с помощью скелета; с помощью мышц; с помощью скелета и мышц?
— Исходя из этого определите тему урока.
— Давайте поставим цель урока.
3.Работа по теме.
-Когда строители сооружают высотное здание, они первоначально строят каркас – клетку из стальных прутов.
Позднее к этому каркасу прикрепляют бетонные плиты – стены, потолок, пол.
На этом крепком стальном каркасе и держится весь дом.
— А как вы думаете, какая часть тела в нашем организме выполняет роль стального каркаса? (скелет)
— Названия каких костей вы знаете?
— Предположите, а что было бы с нашим телом, если бы у нас не было костей? (наше тело было бы мягким, как медуза; мы не могли бы не стоять, не ходить)
— Прощупайте правой рукой ладонь своей левой руки.
— Кто почувствовал под кожей кости? Мышцы?
— А теперь откройте учебники на странице 17 и рассмотрите рисунок скелета.
— Прочитаете хором по вариантам название его частей (сверху вниз).
— Как вы думаете, а для чего нужен череп?
— Позвоночник?
— Грудная клетка?
— Выскажите предположение о их назначении.
— А теперь давайте узнаем, подтвердятся ли ваши предположения?
— Откройте страницу 18 и по цепочке прочитаем текст до рисунков.
— Теперь рассмотрите рисунок №1 и найдите места прикрепления мышц.
— Теперь рассмотрите рисунок №2 и найдите места прикрепления мышц.
— Чем отличаются эти 2 рисунка? (согнутая и разогнутая в локте рука)
— Продолжим дальше читать по цепочке.
— До чтения текста вы высказывали предположения о назначении черепа, позвоночника, грудной клетки.
— Верны ли были ваши предположения?
— А что даёт нам возможность стоять и ходить?
— Как работают мышца-сгибатель и мышца-разгибатель?
— Какие самые массивные мышцы? (спины и ног)
— Почему? (им приходится удерживать всё тело)
— К здоровью нашего позвоночника, как и к другим органам, нужно относиться бережно.
— Почему? (если не следить за своей осанкой, то может произойти искривление позвоночника)
— Сейчас я раздам вам памятки с правилами для поддержания правильной осанки.
— Прочитайте эти правила.
-Сохраните эти памятки у себя и обязательно следуйте правилам.
— А сейчас поработаем в группах.
— Задание №1 – я раздам вам рисунок скелета человека, ваша задача будет подписать части скелета.
— Задание №2 – я раздам вам карточки с названиями частей скелета. Покажите стрелками, для чего служат эти части скелета.
Тетрадь: задание 12 стр. 8
— Как кости соединяются друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос
проведите наблюдение.
Встаньте. Поверните голову влево, вправо. Поверните туловище влево, вправо. Согните руку, ногу.
Рефлексия
— Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
— На маленьких листочках нарисуйте лесенку с тремя ступеньками.
— Нарисуйте человечка на верхней ступеньке, если вы поняли тему урока и урок вам понравился, на средней ступеньке – если вы не до конца поняли тему урока, и на нижней ступеньке – если вы не поняли тему урока, и вообще у вас ничего не получалось.
— Сдайте листочки.
Домашнее задание
Стр 17-20 пересказ
Источник
Комментарии преподавателя
Части скелета
Прощупаем правой рукой ладонь левой руки. Мы почувствуем мышцы и кости. В теле человека более двухсот костей. Они образуют скелет человека, который одет мышцами, которые составляют почти половину веса тела человека. Если бы у человека не было костей и мышц, он был бы мягким, как медуза, и не смог бы стоять, двигаться. Костная и мышечная системы дают опору тела человека и помогают ему двигаться. Это опорно-двигательный аппарат человека. Рассмотрим рисунок скелета, выясним названия его частей и их назначение (рис. 1).
Рис. 1. Скелет человека (Источник)
Мышцы
Части скелета: череп, позвоночник, грудная клетка, ребра, кости таза, кисть, бедро, голень, стопа. У костей два назначение: первое, кости защищают уязвимые и мягкие органы нашего тела. Например, наш череп, состоящий из прочно соединенных между собой костей, служит надежным защитным шлемом для нашего мозга (рис. 2).
Рис. 2. Череп и мозг человека (Источник)
Позвоночник
Позвоночник состоит из маленьких костей – позвонков (рис. 3).
Рис. 3. Позвонок (Источник)
Посередине каждого позвонка имеется небольшое отверстие, а так как позвонки располагаются один над другим, то отверстия находятся друг под другом и внутри позвоночника образуется длинный канал, в котором спрятан спинной мозг (рис. 4).
Рис. 4. Спинной мозг (Источник)
Позвоночник защищает находящийся внутри него спинной мозг, который представляет собой толстый пучок нервов, а крепкая грудная клетка из ребер охраняет наше сердце и легкие (рис. 5).
Рис. 5. Грудная клетка (Источник)
Второе назначение костей: позвоночник и кости ног вместе со скелетными мышцами и суставами дают человеку возможность стоять и ходить. Сустав – это подвижное соединение костей.
Для того чтобы почувствовать, каковы мышцы на ощупь, можно, например, пальцами левой руки взять верхнюю часть правой руки и несколько раз согнуть и разогнуть руку в локте. Интересно, что название «мышцы» произошло от слова musculus, что значит «мышь» (рис. 6).
Рис. 6. Мышцы человека (Источник)
Ученым, изучавшим строение тела человека, сокращение мышц напоминало беганье мышки под кожей. Они насчитали в теле человека более шестисот мышц. Мышечная ткань состоит из клеток. Мышечная клетка длинная, узкая и напоминает волокно. Так, при сгибании и разгибании руки скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль ее поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости, при этом она тянет за собой кости, к которым прикреплена. Мышцы могут растягиваться (удлиняться) и сокращаться (становиться короче).
Рассмотрим рисунки согнутой и разогнутой в локтевом суставе руки (рис. 7).
Рис. 7. Рисунки согнутой и разогнутой в локтевом суставе руки (Источник)
Найдем мышцу-сгибатель, мышцу-разгибатель и места их прикрепления. Мышца-сгибатель и мышца-разгибатель – это два противоположно действующих механизма, которые работают согласовано. Если мышца-сгибатель сжимается, то мышца-разгибатель расслабляется, и наоборот. Это позволяет нам выполнять с помощью рук различные движения: писать, рисовать, вязать, строить, подтягиваться на турнике и т. д. А мышцы спины и ног более массивны, чем мышцы рук, ведь им приходится удерживать все тело в вертикальном положении. Но, безусловно, немалую роль в этом играет позвоночник.
Позвоночник может выдерживать большие нагрузки в вертикальном положении, однако даже самые небольшие нагрузки, которые испытывает позвоночник при неправильной осанке, могут привести к его искривлению. При неправильной осанке у ребенка, который изо дня в день сидит или работает в неправильной позе, позвоночник, который растет вместе с организмом, начинает искривляться, не выдерживая веса тела (рис. 8).
Рис. 8. Неправильная осанка ребенка (Источник)
Для того чтобы избежать искривления позвоночника, нужно, прежде всего, следить за своей осанкой, не горбиться. Можно проверить правильность своей осанки таким образом: нужно встать к закрытой двери так, чтобы затылок, лопатки, пятки и кончики мизинцев, опущенных и прижатых к телу, рук касались поверхности двери (рис. 9).
Рис. 9. Проверка правильности осанки (Источник)
Стоять так долго сложно, но это одно из несложных физических упражнений, которое может выполнять каждое утро в течение примерно пяти минут не только ребенок, но и взрослый. Правильная осанка не дается нам с рождения, она вырабатывается в течение жизни (рис. 10).
Рис. 10. Правильная осанка (Источник)
Интересные факты
Интересен тот факт, что кости человека состоят из живых клеток. Как и все живые клетки, клетки костной ткани могут делиться. Всем известно, что у человека после перелома руки или ноги кости срастаются. Если бы костная ткань не состояла из живых клеток, этого бы не происходило. А еще с ростом у ребенка увеличивается толщина и длина костей, а взрослые не растут потому, что у них нет хрящей. Особенность скелета детей – это хрящи, которые намного мягче, чем кости. Хрящи обладают волшебной способностью превращать маленьких в больших. В первые недели жизни ребенка его скелет почти целиком хрящевой. Хрящи мягкие, гнущиеся, непрочные, их легко можно повредить. Скелет ребенка стремительно растет, и постепенно в хрящевой ткани появляются отдельные островки настоящей твердой кости. Костные участки с годами увеличиваются, а хрящевые уменьшаются, и это, в конце концов, приводит к задержке их роста (рис. 11).
Рис. 11. Изменение костей с возрастом (Источник)
Как и любым клеткам человеческого организма, клеткам костей необходима кровь, которая приносит им кислород и питательные вещества. Кровь поступает к клеткам костей по кровеносным сосудам, которые проходят через специальные отверстия (рис. 12).
Рис. 12. Строение кости (Источник)
Интересно, что многие кости имеют внутри полость, благодаря которой кости такие легкие. Внутри полости кости находится костный мозг (рис. 13),
Рис. 13. Строение кости (Источник)
который производит клетки крови: красные кровяные клетки, которые переносят кислород (рис. 14),
Рис. 14. Красные кровяные клетки (Источник)
и белые кровяные клетки, которые помогают нашему организму бороться с микробами и болезнями (рис. 15).
Рис. 15. Белые кровяные клетки (Источник)
Вывод
Сегодня на уроке мы говорили об опорно-двигательном аппарате человека и выясняли предназначение костно-мышечной системы.
источник конспекта — https://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/chelovecheskiy-organizm/kak-chelovek-dvigaetsya?seconds=0&chapter_id=2301
источник презентации — https://www.myshared.ru/slide/download/
источник видео:
https://www.youtube.com/watch?v=Asv2STuFZSw
https://www.youtube.com/watch?v=0iyR1CgRGH4
Источник