4 класс как человек двигается позвоночник защищает

4 класс как человек двигается позвоночник защищает thumbnail

Тема урока : Позвоночник. Его строение и функции.

Цели урока:

-формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях позвоночника

-формировать понятие о спинном мозге

-формировать умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Оборудование:

Компьютер, проектор, модель скелета человека из кабинета биологии,модель позвоночника

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Актуализация знания.

На прошлом занятии мы пытались ответить на вопрос урока «Как человек двигается?» и предметом нашего разговора стала опорно-двигательная система человека.

На доске  вертикально записано слово скелет. Учитель предлагает учащимся на каждую букву этого слова назвать ключевые, важные слова по пройденной теме.

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из самых важных частей скелета. О какой именно вы догадаетесь чуть позже.

Формулирование темы урока

 Учитель задаёт детям вопросы, на которые они должны отвечать определёнными жестами.

-Все готовы к уроку?

-Все помнят, как меня зовут?

-У всех хорошее настроение?

-Все пришли в школу с портфелем?

-Сейчас я попробую вас в этом разубедить.

Слайд 1

-Как назвать одним словом все предметы?

-Тогда как назвать одним слово эти предметы?

Слайд 2

-Вам не кажется, что предметы эти разные, наверное и называться они должны по-разному. Разберитесь с помощью текста  с названиями.(Прил.1)

Слайд 3

-Назовите вещи правильно. В чём главное отличие ранца от портфеля?

-Вот о спине, а конкретнее о позвоночнике, мы сейчас и побеседуем.

-Все знают, где у человека находится позвоночник?

-Это очень хорошо, что вы всё знаете. Предлагаю отдохнуть и потянуться.

-Возвращаемся к теме урока. Встаньте так, чтобы была возможность дотянуться руками до впередистоящего.  Найдите позвоночник у соседа, стоящего впереди. А теперь нащупайте позвоночник у себя.

-Как вам кажется, на что похож позвоночник человека?

Слайд 4

-Возможна и такая ассоциация. Какое свойство строения позвоночника она лучше всего иллюстрирует?

-Проиллюстрируйте это свойство позвоночника в своих моделях, которые я предлагаю вам прямо сейчас изготовить.( Учитель демонстрирует свою модель)

-Продемонстрируйте получившиеся модели.

-Именно вот так выглядит здоровый позвоночник, если смотреть на него спереди.

Но так как позвоночник состоит из частей, он может принять другое положение .Слайд5 (учитель показывает на модели искривления вправо, влево, вперёд)

-Покажите, как выглядит человек, если с его позвоночником случилась такая беда.

-Как вы думаете, какие могут быть причины искривления?

-Ваши учебники достаточно тяжёлые, как же вам избежать искривления?

Слайд 6

-Но причина искривления может быть и другая.

Слайд 7

-Неправильная посадка за партой. Как избежать искривления по этой причине?

-Мы изготовили простейшую модель позвоночника. На самом деле его структура гораздо сложнее и он выполняет много жизненно важных функций.

-Перед  вами список утверждений(Прил.2) Прочитаете, проанализируйте и поставьте «+» если согласны и «- » ,если не согласны.

Анализируем результаты. Констатируем  факт, что мнения разделились. Значит,  не хватает точных знаний о позвоночнике.

Сформулируйте тему занятия.

Составьте план(вопросы,на которые нам нужно будет ответить)

Открытие новых знаний

Дети делятся на группы. Каждая группа читает текст( Прил.3 )и готовиться к публичному выступлению.

-Вернитесь к утверждениям с «+» и «-», проанализируйте их ещё  раз  и, если потребуется, измените знак.

Высказывания детей и выводы.

Вернитесь к плану и проверьте, на все ли вопросы мы ответили.

Рефлексия

Оцените сегодняшний урок.

(Прил.4)

Творческое домашнее задание.

Написать историю жизни от лица искривленного позвоночника.

Дети называют слова, учитель записывает на доске напротив соответствующей буквы.

Предположительно, на все вопросы дети отвечают положительно.

 -Портфели.

-Портфели.

Дети читают выданные тексты.

-Ранец  носят на лямках за спиной.

Дети отвечают условным знаком.

Ребята встают из-за парт и потягиваются, расслабляются.

Дети «нащупывают» позвоночник.

-Ребята называют ассоциации.

-Позвоночник состоит из частей.

Дети изготавливают модели. (из пластилина и зубочисток)

Дети поднимают вверх свои изделия.

Дети встают и выполняют задание.

-Ношение тяжестей в одной руке.

-Носить учебники в ранцах.

Следить за правильностью посадки.

Ребята читают и анализируют тексты.

Дети докладывают классу по теме своего текста в выбранной группе форме.

Учащиеся анализируют тексты.

Ребята высказываются, опираясь на схему.

Интеллектуальные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Организационные умения

Приложение 3

Текст 1

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину, нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те движения, которые могут нарушить ее целостность. Более того, в процессе физической работы околопозвоночные связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки.

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Текст 2

Позвоночник выполняет функцию опоры человеческого организма, помимо этого в позвоночнике находится спинной мозг, отвечающий за работу всех жизненно важных органов человека, вот почему нарушения в позвоночнике способствуют возникновению заболеваний, их хроническому течению

К каждому внутреннему органу от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное функционирование и работу. Такие заболевания как остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, смещения позвонков, кривошея в детстве и другие могут вызвать самые различные симптомы, начиная от головной боли, заканчивая болью в области желудка или в области сердца, а что самое главное, если лечить методами традиционной медицины, сколько таблеток, уколов не используй, результат будет полностью отсутствовать. 

Читайте также:  Сгибатели и разгибатели позвоночника

        Текст 3

Спинной мозг.

Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).

Главная задача спинного мозга — обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать «информационной дорогой». Эти два органа — головной и спинной мозг — составляют единое целое, которое называют центральной нервной системой.

Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.

Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда — в двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро — еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.

Приложение 2

1.В позвоночнике находится мозг.

2.Позвоночник «даёт» команды мышцам.

3.Позвоночник удерживает тело человека в вертикальном  положении.

4.Позвоночник имеет S-образную форму.

Приложение 1

Ранец

РА́НЕЦ,   (немецкое слово) Жесткая сумка для ношения за спиной.

ПОРТФЕ́ЛЬ,. (французское слово) Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.

Приложение 4

Сегодня на уроке я узнал(а)

нового…

интересного…

полезного…

На уроке мне было

интересно…

сложно…

Своей работой на уроке я

доволен, потому что…

не совсем доволен, потому что…

не доволен, потому что…

Источник

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈3

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: физич.движения.

Словесн.: ответы на вопросы.

Словесн.: формулировка темы и цели урока.

≈5

— Встаньте, пожалуйста, те…

— у кого сегодня хорошее настроение!

— кто является старшим ребенком в семье!

— кто любит животных!

— кто любит двигаться и играть!

— кто готов начать работать!

— Что мы сейчас с вами делали? (двигались)

— А какая система или какие системы органов позволяют нам это делать?

— Поднимите руки те, кто предполагает, что человек двигается только с помощью скелета; с помощью мышц; с помощью скелета и мышц?

— Исходя из этого определите тему урока.

— Давайте поставим цель урока.

Отвечать на вопросы с помощью физических движений.

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Словесн.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.: работа с учебником.

Практич.: чтение по цепочке.

Практич.: работа с рисунками в учебнике.

Практич.: изучать правила для поддержания правильной осанки.

Практич.: работа в группах.

≈30

-Когда строители сооружают высотное здание, они первоначально строят каркас – клетку из стальных прутов.

Позднее к этому каркасу прикрепляют бетонные плиты – стены, потолок, пол.

На этом крепком стальном каркасе и держится весь дом.

— А как вы думаете, какая часть тела в нашем организме выполняет роль стального каркаса? (скелет)

— Названия каких костей вы знаете?

— Предположите, а что было бы с нашим телом, если бы у нас не было костей? (наше тело было бы мягким, как медуза; мы не могли бы не стоять, не ходить)

— Прощупайте правой рукой ладонь своей левой руки.

— Кто почувствовал под кожей кости? Мышцы?

— А теперь откройте учебники на странице 17 и рассмотрите рисунок скелета.

—  Прочитаете хором по вариантам название его частей (сверху вниз).

— Как вы думаете, а для чего нужен череп?

— Позвоночник?

— Грудная клетка?

— Выскажите предположение о их назначении.

— А теперь давайте узнаем, подтвердятся ли ваши предположения?

— Откройте страницу 18 и по цепочке прочитаем текст до рисунков.

— Теперь рассмотрите рисунок №1 и найдите места прикрепления мышц.

— Теперь рассмотрите рисунок №2 и найдите места прикрепления мышц.

— Чем отличаются эти 2 рисунка? (согнутая и разогнутая в локте рука)

— Продолжим дальше читать по цепочке.

— До чтения текста вы высказывали предположения о назначении черепа, позвоночника, грудной клетки.

— Верны ли были ваши предположения?

— А что даёт нам возможность стоять и ходить?

— Как работают мышца-сгибатель и мышца-разгибатель?

— Какие самые массивные мышцы? (спины и ног)

— Почему? (им приходится удерживать всё тело)

— К здоровью нашего позвоночника, как и к другим органам, нужно относиться бережно.

— Почему? (если не следить за своей осанкой, то может произойти искривление позвоночника)

— Сейчас я раздам вам памятки с правилами для поддержания правильной осанки.

— Прочитайте эти правила.

-Сохраните эти памятки у себя и обязательно следуйте правилам.

— А сейчас поработаем в группах.

— Задание №1 – я раздам вам карточки, в которых пропущены слова, ваша задача будет вставить эти слова и восстановить текст.

— Задание №2 – я раздам вам рисунок скелета человека, ваша задача будет подписать части скелета.

Читайте также:  Квота на реабилитацию после травмы позвоночника

— Задание №3 – я раздам вам карточки с названиями частей скелета. Покажите стрелками, для чего служат эти части скелета.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Читать текст по цепочке.

Рассматривать рисунки и анализировать их.

Отвечать на вопросы.

Читать памятки.

Работать в группах.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Практич.: подведение итогов.

≈5

— Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

— На маленьких листочках нарисуйте лесенку с тремя ступеньками.

— Нарисуйте человечка на верхней ступеньке, если вы поняли тему урока и урок вам понравился, на средней ступеньке – если вы не до конца поняли тему урока, и на нижней ступеньке – если вы не поняли тему урока, и вообще у вас ничего не получалось.

— Сдайте листочки.

— Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы учителя, анализировать свою работу на уроке.

Р: понимание      причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.

Источник

Тема: «Как человек двигается».

Цели:

1. выяснить и запомнить значение костно–мышечной системы и значимость правильной осанки человека при сидении и ходьбе.

2. Создать для учащихся проблемную ситуацию-мотив для изучения нового материала, самостоятельно найти выход из этой ситуации.

3. Продолжать работу в группах .Воспитывать уважение друг к другу, умение слушать друг друга.

Ход урока:

1. Этап мотивации к учебной деятельности

Наш урок начнем с высказывания: «Один ум хорошо, а два лучше.»

— Как вы понимаете это высказывание?

Сегодня на уроке мы попробуем сделать новое открытие. Желаю вам удачи!

Вспомним два шага учебной деятельности. С чего начнем урок? (С повторения.)

Проверка Дз

2. Постановка учебной задачи.

— Встаньте, пожалуйста, те…

— у кого сегодня хорошее настроение!

— кто является старшим ребенком в семье!

— кто любит животных!

— кто любит двигаться и играть!

— кто готов начать работать!

— Что мы сейчас с вами делали? (двигались)

— А какая система или какие системы органов позволяют нам это делать?

— Поднимите руки те, кто предполагает, что человек двигается только с помощью скелета; с помощью мышц; с помощью скелета и мышц?

— Исходя из этого определите тему урока.

— Давайте поставим цель урока.

3.Работа по теме.

-Когда строители сооружают высотное здание, они первоначально строят каркас – клетку из стальных прутов.

Позднее к этому каркасу прикрепляют бетонные плиты – стены, потолок, пол.

На этом крепком стальном каркасе и держится весь дом.

— А как вы думаете, какая часть тела в нашем организме выполняет роль стального каркаса? (скелет)

— Названия каких костей вы знаете?

— Предположите, а что было бы с нашим телом, если бы у нас не было костей? (наше тело было бы мягким, как медуза; мы не могли бы не стоять, не ходить)

— Прощупайте правой рукой ладонь своей левой руки.

— Кто почувствовал под кожей кости? Мышцы?

— А теперь откройте учебники на странице 17 и рассмотрите рисунок скелета.

— Прочитаете хором по вариантам название его частей (сверху вниз).

— Как вы думаете, а для чего нужен череп?

— Позвоночник?

— Грудная клетка?

— Выскажите предположение о их назначении.

— А теперь давайте узнаем, подтвердятся ли ваши предположения?

— Откройте страницу 18 и по цепочке прочитаем текст до рисунков.

— Теперь рассмотрите рисунок №1 и найдите места прикрепления мышц.

— Теперь рассмотрите рисунок №2 и найдите места прикрепления мышц.

— Чем отличаются эти 2 рисунка? (согнутая и разогнутая в локте рука)

— Продолжим дальше читать по цепочке.

— До чтения текста вы высказывали предположения о назначении черепа, позвоночника, грудной клетки.

— Верны ли были ваши предположения?

— А что даёт нам возможность стоять и ходить?

— Как работают мышца-сгибатель и мышца-разгибатель?

— Какие самые массивные мышцы? (спины и ног)

— Почему? (им приходится удерживать всё тело)

— К здоровью нашего позвоночника, как и к другим органам, нужно относиться бережно.

— Почему? (если не следить за своей осанкой, то может произойти искривление позвоночника)

— Сейчас я раздам вам памятки с правилами для поддержания правильной осанки.

— Прочитайте эти правила.

-Сохраните эти памятки у себя и обязательно следуйте правилам.

— А сейчас поработаем в группах.

— Задание №1 – я раздам вам рисунок скелета человека, ваша задача будет подписать части скелета.

— Задание №2 – я раздам вам карточки с названиями частей скелета. Покажите стрелками, для чего служат эти части скелета.

Тетрадь: задание 12 стр. 8

— Как кости соединяются друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос

проведите наблюдение.

Встаньте. Поверните голову влево, вправо. Поверните туловище влево, вправо. Согните руку, ногу.

Рефлексия

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

— На маленьких листочках нарисуйте лесенку с тремя ступеньками.

— Нарисуйте человечка на верхней ступеньке, если вы поняли тему урока и урок вам понравился, на средней ступеньке – если вы не до конца поняли тему урока, и на нижней ступеньке – если вы не поняли тему урока, и вообще у вас ничего не получалось.

— Сдайте листочки.

Домашнее задание

Стр 17-20 пересказ

Источник

Комментарии преподавателя

 Части скелета

Про­щу­па­ем пра­вой рукой ла­донь левой руки. Мы по­чув­ству­ем мышцы и кости. В теле че­ло­ве­ка более двух­сот ко­стей. Они об­ра­зу­ют ске­лет че­ло­ве­ка, ко­то­рый одет мыш­ца­ми, ко­то­рые со­став­ля­ют почти по­ло­ви­ну веса тела че­ло­ве­ка. Если бы у че­ло­ве­ка не было ко­стей и мышц, он был бы мяг­ким, как ме­ду­за, и не смог бы сто­ять, дви­гать­ся. Кост­ная и мы­шеч­ная си­сте­мы дают опору тела че­ло­ве­ка и по­мо­га­ют ему дви­гать­ся. Это опор­но-дви­га­тель­ный ап­па­рат че­ло­ве­ка. Рас­смот­рим ри­су­нок ске­ле­та, вы­яс­ним на­зва­ния его ча­стей и их на­зна­че­ние (рис. 1).

Читайте также:  Почему болит позвоночник по синельникову

 

Рис. 1. Ске­лет че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

 Мышцы

Части ске­ле­та: череп, по­зво­ноч­ник, груд­ная клет­ка, ребра, кости таза, кисть, бедро, го­лень, стопа. У ко­стей два на­зна­че­ние: пер­вое, кости за­щи­ща­ют уяз­ви­мые и мяг­кие ор­га­ны на­ше­го тела. На­при­мер, наш череп, со­сто­я­щий из проч­но со­еди­нен­ных между собой ко­стей, слу­жит на­деж­ным за­щит­ным шле­мом для на­ше­го мозга (рис. 2).

Рис. 2. Череп и мозг че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

 Позвоночник

По­зво­ноч­ник со­сто­ит из ма­лень­ких ко­стей – по­звон­ков (рис. 3).

Рис. 3. По­зво­нок (Ис­точ­ник)

По­се­ре­дине каж­до­го по­звон­ка име­ет­ся неболь­шое от­вер­стие, а так как по­звон­ки рас­по­ла­га­ют­ся один над дру­гим, то от­вер­стия на­хо­дят­ся друг под дру­гом и внут­ри по­зво­ноч­ни­ка об­ра­зу­ет­ся длин­ный канал, в ко­то­ром спря­тан спин­ной мозг (рис. 4).

Рис. 4. Спин­ной мозг (Ис­точ­ник)

По­зво­ноч­ник за­щи­ща­ет на­хо­дя­щий­ся внут­ри него спин­ной мозг, ко­то­рый пред­став­ля­ет собой тол­стый пучок нер­вов, а креп­кая груд­ная клет­ка из ребер охра­ня­ет наше серд­це и лег­кие (рис. 5).

Рис. 5. Груд­ная клет­ка (Ис­точ­ник)

Вто­рое на­зна­че­ние ко­стей: по­зво­ноч­ник и кости ног вме­сте со ске­лет­ны­ми мыш­ца­ми и су­ста­ва­ми дают че­ло­ве­ку воз­мож­ность сто­ять и хо­дить. Су­став – это по­движ­ное со­еди­не­ние ко­стей.

Для того чтобы по­чув­ство­вать, ка­ко­вы мышцы на ощупь, можно, на­при­мер, паль­ца­ми левой руки взять верх­нюю часть пра­вой руки и несколь­ко раз со­гнуть и разо­гнуть руку в локте. Ин­те­рес­но, что на­зва­ние «мышцы» про­изо­шло от слова musculus, что зна­чит «мышь» (рис. 6).

Рис. 6. Мышцы че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

Уче­ным, изу­чав­шим стро­е­ние тела че­ло­ве­ка, со­кра­ще­ние мышц на­по­ми­на­ло бе­га­нье мышки под кожей. Они на­счи­та­ли в теле че­ло­ве­ка более ше­сти­сот мышц. Мы­шеч­ная ткань со­сто­ит из кле­ток. Мы­шеч­ная клет­ка длин­ная, узкая и на­по­ми­на­ет во­лок­но. Так, при сги­ба­нии и раз­ги­ба­нии руки ске­лет­ная мышца при­креп­ле­на к од­но­му концу кости и тя­нет­ся вдоль ее по­верх­но­сти. Затем она про­хо­дит через су­став и при­креп­ля­ет­ся к дру­гой кости, при этом она тянет за собой кости, к ко­то­рым при­креп­ле­на. Мышцы могут рас­тя­ги­вать­ся (удли­нять­ся) и со­кра­щать­ся (ста­но­вить­ся ко­ро­че).

Рас­смот­рим ри­сун­ки со­гну­той и разо­гну­той в лок­те­вом су­ста­ве руки (рис. 7).

Рис. 7. Ри­сун­ки со­гну­той и разо­гну­той в лок­те­вом су­ста­ве руки (Ис­точ­ник)

Най­дем мыш­цу-сги­ба­тель, мыш­цу-раз­ги­ба­тель и места их при­креп­ле­ния. Мыш­ца-сги­ба­тель и мыш­ца-раз­ги­ба­тель – это два про­ти­во­по­лож­но дей­ству­ю­щих ме­ха­низ­ма, ко­то­рые ра­бо­та­ют со­гла­со­ва­но. Если мыш­ца-сги­ба­тель сжи­ма­ет­ся, то мыш­ца-раз­ги­ба­тель рас­слаб­ля­ет­ся, и на­о­бо­рот. Это поз­во­ля­ет нам вы­пол­нять с по­мо­щью рук раз­лич­ные дви­же­ния: пи­сать, ри­со­вать, вя­зать, стро­ить, под­тя­ги­вать­ся на тур­ни­ке и т. д. А мышцы спины и ног более мас­сив­ны, чем мышцы рук, ведь им при­хо­дит­ся удер­жи­вать все тело в вер­ти­каль­ном по­ло­же­нии. Но, без­услов­но, нема­лую роль в этом иг­ра­ет по­зво­ноч­ник.

По­зво­ноч­ник может вы­дер­жи­вать боль­шие на­груз­ки в вер­ти­каль­ном по­ло­же­нии, од­на­ко даже самые неболь­шие на­груз­ки, ко­то­рые ис­пы­ты­ва­ет по­зво­ноч­ник при непра­виль­ной осан­ке, могут при­ве­сти к его ис­крив­ле­нию. При непра­виль­ной осан­ке у ре­бен­ка, ко­то­рый изо дня в день сидит или ра­бо­та­ет в непра­виль­ной позе, по­зво­ноч­ник, ко­то­рый рас­тет вме­сте с ор­га­низ­мом, на­чи­на­ет ис­крив­лять­ся, не вы­дер­жи­вая веса тела (рис. 8).

Рис. 8. Непра­виль­ная осан­ка ре­бен­ка (Ис­точ­ник)

Для того чтобы из­бе­жать ис­крив­ле­ния по­зво­ноч­ни­ка, нужно, пре­жде всего, сле­дить за своей осан­кой, не гор­бить­ся. Можно про­ве­рить пра­виль­ность своей осан­ки таким об­ра­зом: нужно встать к за­кры­той двери так, чтобы за­ты­лок, ло­пат­ки, пятки и кон­чи­ки ми­зин­цев, опу­щен­ных и при­жа­тых к телу, рук ка­са­лись по­верх­но­сти двери (рис. 9).

Рис. 9. Про­вер­ка пра­виль­но­сти осан­ки (Ис­точ­ник)

Сто­ять так долго слож­но, но это одно из неслож­ных фи­зи­че­ских упраж­не­ний, ко­то­рое может вы­пол­нять каж­дое утро в те­че­ние при­мер­но пяти минут не толь­ко ре­бе­нок, но и взрос­лый. Пра­виль­ная осан­ка не да­ет­ся нам с рож­де­ния, она вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся в те­че­ние жизни (рис. 10).

Рис. 10. Пра­виль­ная осан­ка (Ис­точ­ник)

 Интересные факты

Ин­те­ре­сен тот факт, что кости че­ло­ве­ка со­сто­ят из живых кле­ток. Как и все живые клет­ки, клет­ки кост­ной ткани могут де­лить­ся. Всем из­вест­но, что у че­ло­ве­ка после пе­ре­ло­ма руки или ноги кости срас­та­ют­ся. Если бы кост­ная ткань не со­сто­я­ла из живых кле­ток, этого бы не про­ис­хо­ди­ло. А еще с ро­стом у ре­бен­ка уве­ли­чи­ва­ет­ся тол­щи­на и длина ко­стей, а взрос­лые не рас­тут по­то­му, что у них нет хря­щей. Осо­бен­ность ске­ле­та детей – это хрящи, ко­то­рые на­мно­го мягче, чем кости. Хрящи об­ла­да­ют вол­шеб­ной спо­соб­но­стью пре­вра­щать ма­лень­ких в боль­ших. В пер­вые неде­ли жизни ре­бен­ка его ске­лет почти це­ли­ком хря­ще­вой. Хрящи мяг­кие, гну­щи­е­ся, непроч­ные, их легко можно по­вре­дить. Ске­лет ре­бен­ка стре­ми­тель­но рас­тет, и по­сте­пен­но в хря­ще­вой ткани по­яв­ля­ют­ся от­дель­ные ост­ров­ки на­сто­я­щей твер­дой кости. Кост­ные участ­ки с го­да­ми уве­ли­чи­ва­ют­ся, а хря­ще­вые умень­ша­ют­ся, и это, в конце кон­цов, при­во­дит к за­держ­ке их роста (рис. 11).

Рис. 11. Из­ме­не­ние ко­стей с воз­рас­том (Ис­точ­ник)

Как и любым клет­кам че­ло­ве­че­ско­го ор­га­низ­ма, клет­кам ко­стей необ­хо­ди­ма кровь, ко­то­рая при­но­сит им кис­ло­род и пи­та­тель­ные ве­ще­ства. Кровь по­сту­па­ет к клет­кам ко­стей по кро­ве­нос­ным со­су­дам, ко­то­рые про­хо­дят через спе­ци­аль­ные от­вер­стия (рис. 12).

Рис. 12. Стро­е­ние кости (Ис­точ­ник)

Ин­те­рес­но, что мно­гие кости имеют внут­ри по­лость, бла­го­да­ря ко­то­рой кости такие лег­кие. Внут­ри по­ло­сти кости на­хо­дит­ся кост­ный мозг (рис. 13),

Рис. 13. Стро­е­ние кости (Ис­точ­ник)

ко­то­рый про­из­во­дит клет­ки крови: крас­ные кро­вя­ные клет­ки, ко­то­рые пе­ре­но­сят кис­ло­род (рис. 14),

Рис. 14. Крас­ные кро­вя­ные клет­ки (Ис­точ­ник)

и белые кро­вя­ные клет­ки, ко­то­рые по­мо­га­ют на­ше­му ор­га­низ­му бо­роть­ся с мик­ро­ба­ми и бо­лез­ня­ми (рис. 15).

Рис. 15. Белые кро­вя­ные клет­ки (Ис­точ­ник)

 Вывод

Се­год­ня на уроке мы го­во­ри­ли об опор­но-дви­га­тель­ном ап­па­ра­те че­ло­ве­ка и вы­яс­ня­ли пред­на­зна­че­ние кост­но-мы­шеч­ной си­сте­мы.

источник конспекта — https://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/chelovecheskiy-organizm/kak-chelovek-dvigaetsya?seconds=0&chapter_id=2301

источник презентации — https://www.myshared.ru/slide/download/

источник видео:

https://www.youtube.com/watch?v=Asv2STuFZSw

https://www.youtube.com/watch?v=0iyR1CgRGH4

Источник