Какая мексиканская художница сломала позвоночник

Какая мексиканская художница сломала позвоночник thumbnail

Самобытные картины мексиканской художницы Фриды Кало трудно спутать с творениями других художников. Во многом они автобиографичны, ведь, как говорила она сама: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Однако внимание многих людей привлекают не только картины Фриды, но и ее насыщенная жизнь, которая была наполнена безграничной болью и бесконечной любовью, ни с чем не сравнимым отчаянием и едва теплившейся надеждой.

Редакция AdMe.ru внимательно изучила жизненный и творческий путь этой невероятно сильной женщины и готова поделиться самыми яркими фактами.

Жизнь Фриды Кало уже с самого ее рождения можно назвать полной загадок. Она родилась в 1907 году, хотя в официальных документах художница, будучи уже в сознательном возрасте, поменяла год рождения на 1910-й. Фрида захотела быть причастной к Мексиканской революции, которая как раз и началась в 1910-м и продолжалась вплоть до 1920-го.

Девочка не отличалась крепким здоровьем. В 6 лет у нее диагностировали полиомиелит, в результате которого Фрида на протяжении всей своей жизни страдала хромотой, а также непропорциональностью ног (правая была на пару сантиметров тоньше левой). Последний дефект она тщательно скрывала при помощи длинных юбок, но все же насмешек от сверстников ей было не избежать.

Может быть, именно из-за проблем со здоровьем она приняла решение стать врачом и поступила в подготовительную школу «Препаратория», где училась вместе с 35 девочками и c 1965 мальчиками.

В 18 лет наступил переломный момент в жизни будущей художницы: она попала в страшную аварию. Полученные многочисленные травмы, по уверениям врачей, были несовместимы с жизнью.

Фрида на протяжении нескольких недель находилась без сознания, а придя в себя, сразу же попросила отца приобрести принадлежности для рисования, что и было сделано. Он же соорудил для нее уникальное приспособление для того, чтобы ей было удобно писать лежа, а также прямо над дочерью прикрепил большое зеркало. Первым творением художницы после трагедии стал карандашный набросок «Авария». Она не раз признавалась, что занятия живописью придавали ей силы, именно благодаря им и своим родным она и встала на ноги.

«В моей жизни было 2 аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». С Диего Риверой Фрида познакомилась спустя несколько лет после катастрофы. Начинающая художница решила показать ему свои работы, которые маститый живописец оценил довольно высоко. Между ними пробежала искра. Влюбленная пара сыграла свадьбу в 1929 году. Ей было 22, ему — 43. Он был некрасив, довольно полон, но безумно обаятелен. Их экстравагантную пару так и называли: «Слон и Голубка».

Диего никогда не отличался своей верностью, 2 предыдущих брака художника распадались из-за его многочисленных измен. Не стал исключением и нынешний союз. Фрида знала о любовных похождениях своего супруга на стороне, но молчала. Видимо, в отместку мужу она увлеклась опальным революционером Львом Троцким, который нашел приют в их доме. Согласно некоторым сведениям, у нее были романы с поэтом Владимиром Маяковским и мексиканской певицей Чавелой Варгас.

Фрида несколько раз пыталась выносить ребенка от любимого мужчины, однако все ее беременности в конце концов заканчивались выкидышами. Всему этому виной была та злополучная авария. Все свои переживания по этому поводу она выплескивала на полотна. Ее самой яркой работой, посвященной этой болезненной теме, стала «Больница Генри Форда».

Спустя 10 лет брака она узнала об измене мужа со своей сестрой Кристиной и подала на развод. Это событие поспособствовало написанию картины «Всего-то несколько царапин!». Тогда же она отрезала свои роскошные длинные волосы и стала одеваться в брючные костюмы.

После болезненного разрыва с супругом Фрида Кало начала изображать себя в окружении животных. Она очень любила братьев наших меньших и держала собак, обезьянок, попугаев и голубей.

В 1940 году у художницы начались серьезные проблемы со здоровьем, она попала в больницу. Диего сразу же примчался к своей возлюбленной и снова сделал ей предложение руки и сердца, которое она тотчас же приняла.

С каждым годом состояние Фриды только ухудшалось. Она перенесла несколько серьезных операций, но они не дали улучшений. В 1953-м из-за гангрены ей пришлось ампутировать ногу. В этом же году открылась ее персональная выставка в Мексике, на которую главную героиню ввезли прямо на кровати.

Предчувствуя свою кончину, она написала в дневнике: «Надеюсь, что уход будет удачным и я больше не вернусь». Последней работой Фриды Кало стала жизнеутверждающая и яркая картина Viva La Vida («Да здравствует жизнь!»). Художница умерла в июле 1954 года от воспаления легких. В 1955-м в доме, где жила Фрида, открылся музей, куда и сегодня стекаются поклонники ее творчества.

Творческое наследие мексиканской художницы составляет свыше 150 картин. Большое значение она придавала своим автопортретам, многие из которых лучше любых слов описывают ее такую непростую, наполненную постоянной болью жизнь. Как, например, культовая картина «Сломанная колонна», которая, кстати, вдохновила Жан-Поля Готье на создание костюма для героини Милы Йовович в «Пятом элементе».

Про нее снимают фильмы, один из самых ярких — «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли, пишут книги и даже посвящают ей музыкальные произведения. Многосторонняя личность этой художницы никого не оставляет равнодушным и сейчас.

Открыли ли вы для себя что-то новое про Фриду Кало? Может быть, вам известны еще какие-либо интересные факты из ее биографии?

Источник

Мы привыкли следовать навязанным стереотипам, часто боимся задеть чувства другого человека (чтобы он в ответ не задел наши), и поэтому скоро совсем разучимся говорить правду. Фрида Кало – плохой художник.

Фрида Кало

Биография творца неотделима от его произведений. Жизнь Фриды Кало была переполнена трагическими событиями. Полиомиелит в раннем детстве оставил ее хромой. Правая нога стала тоньше левой, и сверстники дразнили ее за это. Но дальше – хуже. В восемнадцать лет Фрида Кало попала в страшную аварию. Автобус, на котором она ехала, врезался в трамвай. Позвоночник девушки был сломан в трех местах, тройной перелом таза, сломанные ребра, ключица, одиннадцать переломов костей правой ноги и еще множество травм, живот проткнул насквозь железный поручень. Страшное зрелище. Но Фрида выжила. Надо отдать должное ее воле к жизни. Больше года она провела в больнице, перенесла три десятка операций, а после вcегда носила специальный корсет. Именно находясь в больнице, Фрида Кало начала рисовать. От вынужденного безделья и однообразия она спасалась, выливая свою боль и ужас на холсты. Именно этой болью и ужасом мы любуемся, приходя на выставки ее картин.

Читайте также:  Как и чем лечить сосуды позвоночника

Фрида собиралась стать медиком, но, волею судьбы, в медицинском подготовительном центре познакомилась с занимавшимся там росписью стен Диего Риверой.

Фрида Кало. Портрет Диего Риверы

Именно художник-политик левого толка, друживший с Троцким и принимавший парад по случаю 10-й годовщины Октябрьской революции в Москве на мавзолее Ленина, стал ее мужем и главным двигателем карьеры. Диего Ривера происходил из богатой и влиятельной семьи, многие годы провел в Европе. Он был падок на женщин, любил извращения. Больная и страстная Фрида стала бриллиантом в его коллекции. Он восхитился ее картинами больничного периода, назвал их «чистыми» и «свежими», проталкивал на ключевые выставки и рекламировал «левым друзьям». А Фрида влюбилась без памяти в этого человека, частенько изображавшего себя в образе жабы.

Фрида и Диего

Фрида заражалась его революционным духом, радовалась тому, что он ценит ее творчество. При этом художница почти постоянно находилась под действием наркотиков (других обезболивающих тогда не было). Большинство ее картин написано в измененном сознании.

Диего обожал наблюдать за тем, как жена-бисексуалка развлекается с другими женщинами, курит, пьет и сквернословит. А Фрида находила радость в контрасте страданий и эйфории грязных развлечений.

Фрида Кало в мужском костюме (в центре)

Только одну измену Фрида так и не простила мужу: когда он назло ей переспал с ее младшей сестрой.

Фрида Кало и ее сестра Кристина

Они развелись, но окончательно отношений не разорвали.

Фрида Кало. «Немного царапин». Картина посвящена измене Д.Риверы

Фрида отчаянно симулировала новые болезни. Она хорошо владела медицинской терминологией, знала симптоматику разных проявлений нездоровья. Таким образом проявлялись некоторые аффективные расстройства ее поведения. Несколько раз художница провоцировала врачей на проведение новых операций, которые совершенно не были нужны. Все это делалось для привлечения внимания. Фрида умерла после ампутации ноги в 47 лет. Многие ее биографы уверены, что скончалась она все же не от послеоперационной пневмонии, а от передозировки наркотиков. Существует версия, что именно эта операция была вызвана симуляцией.

Фрида Кало. «Маленькая лань»

Так за что же мы любим эту женщину?

Во-первых, в обществе не принято говорить плохо о талантах людей с ограниченными возможностями. Страдала – значит, молодец, значит, выплеснула на холст неподдельные чувства. Но эти чувства возникли под действием сильных препаратов.

Во-вторых, она – ярчайший представитель своей страны (Мексики). Много ли мы знаем художников-мексиканцев? Выходит, она одной из первых нанесла Мексику на художественную карту мира. И то, что она далеко не Рафаэль, нас не смущает.

В-третьих, Фрида Кало – символ борьбы, сопротивления и нонконформизма. Но хороший революционер еще не значит хороший художник. Покажите ее картины своим детям, и они скажут вам то, что о них думают.

Раскрутка художницы началась благодаря поддержке «левых». Но, как известно, лиха беда начало. На уже известной личности легко делать деньги, поэтому ее картины со временем только набирали в цене. Тут и там можно встретить сувениры с изображением ее узнаваемого лица. Невозможно спутать цветасто-бровастую физиономию Фриды ни с кем. Частенько мы читаем, что Фрида Кало пропагандировала мексиканскую культуру. Но с таким же успехом можно сказать, что Жанна Агузарова пропагандирует русский народный костюм. Особенно это относится к вставным зубам с розовыми бриллиантами, которые Фрида надевала для пущей изысканности. Уже распиаренный образ легко превращать в деньги, но что стоит за этим образом?

Фрида Кало. «Госпиталь Генри Форда»

«Госпиталь Генри Форда» — картина, в которой нет ни игры света, ни перспективы. Это поток мыслей больного человека. Картина непонятна тем, кто не знаком с биографией Фриды Кало, и не несет никай информации в отрыве от ее личной трагедии.

Например, картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» отражает трагедию гибели его ребенка: весна пришла и птицы вьют гнезда, а гнездо художника разорено. Он потерял дом, поссорился с женой, его ребенок умер. Но мы любим «Грачей» не за это.

Алексей Саврасов. «Грачи прилетели»

Обыватель лучше понимает удар в лоб: «Вот я лежу в крови, и кишки наружу».

Фрида Кало. Автопортрет с обезьяной

Фрида Кало. Автопортрет с ожерельем

Фрида Кало. Автопортрет

Десятки одинаковых портретов-манекенов. На них застыло сосредоточенное выражение человека, вглядывающегося в зеркало, чтобы написать автопортрет – болезненная зацикленность на самой себе. Здесь нет поиска, развития, глубины, игры света, прозрачности, теней. В те годы уже были известны Николай Фешин, Пьер Огюст Ренуар, Леопольд Шмутцер и сотни, сотни художников с новым взглядом на портрет. Никто из по-настоящему талантливых людей не стал элементом поп-культуры. Популярность Пабло Пикассо и Ван Гога – совсем другая история.

Художник Пьер Огюст Ренуар

Художник Леопольд Шмутцер

Художник Николай Фешин

Читайте также:  Как лежать при искривлении позвоночника

Источник

«Дали в цветастой юбке»

Яркие краски – «цвета папайи», как называл их француз Жан-Поль Готье, традиционный мексиканский орнамент, буйство цветов, попугаи, обезьяны и бесконечное лето, наполненное солнцем – таким представляется творчество Фриды Кало тем, кто знаком с ним не слишком глубоко. Без сомнения, мексиканская художница обожала родную страну, её культуру и природу, но есть в её творчестве и другой пласт: тяжёлый, жуткий и пугающий.

«Я и мои попугаи», 1941 год

Фото: Frida Kahlo Museum

Кало можно назвать «мексиканским Сальвадором Дали» в длинной и пышной юбке – как и испанский коллега, художница часто вводила в свои произведения элементы сюрреализма. Правда, «сочный» фолк-арт и наив затеняли сюрреалистичные мотивы в живописи Фриды. Так сама художница пыталась спрятаться за солнцем родной Мексики от боли и ужаса, сопровождавших её всю жизнь.

Натюрморт, 1951 год

Фото: Frida Kahlo Museum

Бунт хромоножки

С болью и несправедливостью Фрида Кало столкнулась уже в 6 лет. В этом возрасте дочь фотографа-эмигранта из Германии и мексиканки индейского происхождения переболела полиомиелитом.

Фото: wikimedia.org

Болезнь обезобразила тело девочки: одна нога Фриды, временно парализованная, стала тоньше и короче. Всю оставшуюся жизнь Кало хромала и была вынуждена носить обувь с каблуками разной высоты.

Фото: Frida Kahlo Museum

Дети дразнили маленькую Фриду «деревянной ногой». Чтобы скрыть свою особенность, девочка надевала на больную ногу несколько чулок, пытаясь придать ей нормальный вид. Полиомиелит стал первой проверкой характера будущей художницы. И она прошла эту проверку с блеском, доказав, что характер, в отличие от здоровья, у неё железный.

Фото: Frida Kahlo Museum

Фрида с детства была бунтаркой: играла с мальчишками в футбол, занималась боксом и другими видами спорта. А когда ей исполнилось 15, поступила в «Препараторию» – одну из лучших школ Мексики, где на две тысячи мальчиков приходилось лишь 35 девочек. И там юная миниатюрная хромоножка моментально заявила о себе, сколотив приватный клуб «Качучас».

Фрида Кало в мужском костюме с сестрами и братом, 1925 год

Фото: wikimedia.org

В 18 лет, когда её сёстры и кузины носили модные платья и шляпки, Фрида наряжалась в мужской костюм – для 1925 года это был серьёзный вызов обществу.

Катастрофа, разбившая жизнь

Хромота оказалась не единственным испытанием для Фриды. Самая жуткая трагедия произошла с девушкой 17 сентября 1925 года. В этот день юная Фрида ехала в автобусе с Алехандро, своим другом и «женихом», как она в шутку его называла. Водитель автобуса так спешил, что, в конце концов, не справился с управлением – и влетел с большой скоростью в трамвай.

Фото: Frida Kahlo Museum

В результате страшной аварии у Фриды оказалось переломано всё тело. Три перелома позвоночника, одиннадцать переломов правой ноги, тройной перелом таза, множественные переломы рёбер, сломанная ключица, раздробленная стопа и целый ряд вывихов – таков был результат столкновения для девушки. Кроме этого, острая металлическая часть перил пронзила насквозь её тело, пройдя через почку и матку. В результате трагедии Фрида оказалась на два года прикована к постели и больше никогда не могла иметь детей.

Рождение художницы

Как ни кошмарна была драма, в которую попала девушка – во многом именно благодаря ей на свет появилась не просто бунтарка, а именно художница. Лёжа в постели, 18-летняя Фрида впервые попросила у отца холст и краски. Папа, с которым у девушки всегда были тёплые отношения, сконструировал для дочери специальный подрамник, позволявший рисовать лёжа.

Фото: Frida Kahlo Museum

Помимо этого, над кроватью начинающей художницы висело огромное зеркало – так, чтобы больная всегда могла видеть своё отражение. Так и появились первые автопортреты, ставшие впоследствии основным жанром её творчества. Как признавалась художница, себя она знает лучше, чем что-либо ещё в этом мире.

«Две Фриды», 1939 год

Фото: Frida Kahlo Museum

«Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего», – так Фрида Кало объясняла свою любовь к автопортретам.

Больная страсть

Но автопортреты великой мексиканки были не только классическими. Часто художница рисовала себя «изнутри», и порой – в самом прямом смысле. Больная почка, кости таза, эмбрион, который никогда не станет рождённым ребёнком – всё это можно найти на самых откровенных картинах Фриды Кало.

«Госпиталь Генри Форда», 1932 год

Фото: Frida Kahlo Museum

Кроме своих портретов, художница часто рисовала лишь одного человека – собственного мужа. Знаменитый мексиканский художник Диего Ривера стал, по признанию самой Фриды, «второй трагедией» в её жизни после катастрофы с трамваем.

Портрет Диего Риверы

Фото: Frida Kahlo Museum

Ривера был старше Фриды на 21 год. Коммунист, бунтарь и ловелас, яркий представитель богемы, имевший бешеный успех у женщин, несмотря на свою, мягко говоря, не слишком привлекательную внешность, Диего покорил сердце юной девушки ещё в школе. Едва оправившись от травм, Фрида отправилась к своему кумиру – показать картины. Через два года пара сыграла свадьбу.

Читайте также:  Кундалини йога настройка позвоночника и нейтральный ум

Фото: Frida Kahlo Museum

Несмотря ни на какие клятвы верности, Ривера продолжал крутить бесконечные романы. Он сам признавался, что ни одна из его любовниц не стоила Фриды – но останавливаться не собирался. Фрида прощала всё, она ведь и сама не была святой. Широко известен её мимолётный роман с Львом Троцким, который гостил у художников несколько месяцев и не устоял перед яркой мексиканкой.

Фото: Frida Kahlo Museum

Но однажды случилось то, чего Фрида не смогла простить мужу. Ривера изменил ей с её собственной младшей сестрой Кристиной. После этого ошеломлённая художница подала на развод.

Фото: Frida Kahlo Museum

Впрочем, позже Диего и Фрида поженились вновь. Правда, у вторичного брака были определённые особенности: по требованию Кало, была исключена интимная близость, а сами супруги жили в разных частях дома.

 

«Фрида и Диего Ривера», 1931 год

Фото: Frida Kahlo Museum

Алкоголь, наркотики и мировая слава

Бокс, футбол и мужская одежда не были единственными «эпатирующими» выходками Фриды-бунтарки. Художница курила, как паровоз, и очень любила выпить. Биографы уверяют, что пристрастие к алкоголю было следствием постоянных болей – последствий аварии – от которых мексиканка никак не могла спастись. В качестве той же причины указывают и её увлечение наркотиками.

Фото: Frida Kahlo Museum

В доме Кало и Риверы не утихали бесконечные вечеринки – сюда стекалась вся мировая богема того времени. В тридцатых художники жили в США и Франции, и именно там, в Европе имя Фриды Кало получило мировую известность. В 1939 году картины художницы появились на парижской выставке мексиканского искусства – и Фрида из Мехико тут же стала событием в мире искусства.

«Корни», 1943 год

Фото: Frida Kahlo Museum

Правда, в родной стране её первая персональная выставка состоялась только за год до смерти художницы, в 1953 году. Тогда Кало уже была прикована к постели – ей ампутировали часть ноги. Несмотря на это, художница лично посетила свою выставку. Фрида шутила и смеялась до последнего – в том числе и над своей странной, переломанной судьбой.

Фрида на обложке

В современном мире высокой моды и фэшн-индустрии Фрида Кало – признанная, хоть и крайне неоднозначная, икона стиля. Не все знают, что в 1937 году художница появилась на обложке журнала «Vogue» – более того, весь номер был посвящён ей целиком. Надпись на обложке культового женского издания гласила: «Особые женщины Латинской Америки: Женская сила Фриды Кало».

Фото: Обложка Vogue Mexico

«Vogue» представил миру великую мексиканскую художницу в том самом образе, который сегодня знают все. Роскошный головной убор с цветами, ставший визитной карточкой художницы, платье с вышивкой и длинной широкой юбкой, персидская шаль, яркая помада и тяжёлые серьги – именно такой увидели французы «особую женщину» Фриду Кало.

Платья Фриды Кало

Фото: Frida Kahlo Museum

Интересно, однако, что «народное платье», в котором снялась для модного журнала художница, было придумано и сшито дизайнером из Парижа. Французский модельер Эльза Скиапаррелли (в подмастерьях у которой работал когда-то сам Живанши), вдохновившись стилем Фриды, создала для неё платье «Мадам Ривера».

Сэльма Хаек в роли Фриды Кало

Фото: kinopoisk.ru

В новом тысячелетии «новую жизнь» стиль Фриды Кало получил благодаря фильму с Сальмой Хайек, а также популярной певице Лане дель Рэй, представшей с венком из цветов «а-ля Фрида» на голове. Многие поклонники певицы, не слишком обременённые знанием культуры и искусства, решили было, что именно дель Рэй ввела в моду цветочный головной убор.

Лана дель Рэй

Фото: WordPress.com

Муза Жан-Поля Готье

Однако «классический» стиль художницы – лишь вершина айсберга её влияния на моду. Большим поклонником творчества художницы является французский модельер Жан-Поль Готье. По одной из версий, провокационный наряд инопланетянки Лилу из фильма «Пятый элемент» Готье создал, вдохновившись картиной Кало «Сломанная колонна».

Фото: kinopoisk.ru

На этом полотне мадам Ривера изобразила себя в не самом привычном образе – в виде покалеченной фигуры с разрушенной колонной внутри, целостность которой поддерживает только корсет из полосок.

«Сломанная колонна», 1944 год

Фото: Frida Kahlo Museum

Такой корсет художница носила из-за последствий аварии, стоившей ей двух лет неподвижности. Интересно, что в реальности корсет был стальным, однако на картине он кажется сделанным из мягкой ткани.

Фото: Vogue Germany, июнь 2014 (фотографы Луиджи Мурен и Янго Хенци) 

Образ Милы Йовович в голливудском фильме – не единственное, что создал Готье под впечатлением от творчества художницы. В 1998 году культовый дизайнер выпустил целую коллекцию одежды, посвящённую Фриде Кало. Длинные юбки, отделанные кружевом и тюлем, жакеты, мексиканские шали, яркие краски, тяжёлые ожерелья и головные уборы – всё это наследие художницы, которое вновь вошло в моду с лёгкой руки эпатажного модельера.

Фото: CR Fashion Book, 2013 (фотограф Энтони Мауле) 

Кроме Готье, образ Кало использовали «Dolce & Gabbana», «Valentino» и другие модные дома мирового уровня. Сегодня «стиль Фриды» – явный признак смелости и хорошего вкуса.

Маргарита Звягинцева

Источник