Конспект первая помощь при повреждении головы и позвоночника

Конспект первая помощь при повреждении головы и позвоночника thumbnail

ВНИМАНИЕ:
Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

Признаки повреждения головы

Ранения и повреждения головы – черепно-мозговые травмы (ЧМТ) – встречаются в 40% случаев всех повреждений. ЧМТ приводят к большим осложнениям и смертности среди наиболее активных и трудоспособных групп населения, преимущественно мужчин в возрасте 17-50 лет.

Вам также будет интересно ознакомиться со статьей: “Травмы головы. Виды. Доврачебная помощь“.

Основные причины ЧМТ: травматизм (бытовой, уличный (в том числе и транспортный), спортивный, производственный); стихийные бедствия; боевые действия.

Наибольшую опасность при ушибах головы представляют повреждения мозга. Выделяют следующие повреждения мозга:

сотрясение;

– ушиб (контузия);

– сдавливание.

Признаки черепно-мозговых травм

Для травмы мозга характерны общемозговые симптомы:

– головокружение;

– головная боль;

– тошнота и рвота.

Наиболее часто встречаются сотрясения головного мозга. Основные симптомы: потеря сознания (от нескольких минут до суток и более) и ретроградная амнезия – пострадавший не может вспомнить событий, которые предшествовали травме.

При ушибе и сдавливании мозга появляются симптомы очагового поражения: нарушения речи, чувствительности, движений конечностей, мимики и т.д.

Первая помощь при повреждении головы

Первая медицинская помощь при различных видах ЧМТ сводится к выполнению следующих основных принципов:

– обеспечение покоя пострадавшему (желательно  лёжа);

– голова должна быть зафиксирована (особенно на период транспортировки) при помощи импровизированного валика из одежды, либо фиксацией перевязочным материалом к носилкам;

– обеспечение холода к месту травмы (или ко всей голове) при помощи пакетов со льдом, снегом, холодной водой;

– при наличии ран – произвести обработку по общим принципам;

– если в ране застрял какой-либо предмет – не извлекать его! – необходимо прикрыть края раны чистым, а лучше – стерильным материалом, не накрывая сам предмет; после чего, положив с обеих сторон от предмета прокладки, произвести бинтование вокруг предмета по типу «креста»;

– если из уха вытекает кровь или ликвор – прикрыть чистым материалом и уложить пострадавшего на сторону истечения;

– перемещение пострадавшего, если необходимо, следует осуществлять с предельной осторожностью и обязательно с фиксацией шейного отдела позвоночника;

– при бессознательном состоянии пострадавшего – осуществлять постоянный контроль за проходимостью дыхательных путей и дыханием, очистить полость рта от слизи, рвотных масс, уложить его в фиксированно-стабили­зированное («безопасное») положение – это обеспечивает хорошую иммобилизацию головы и предупреждает развитие асфиксии от западения языка и аспирации рвотными массами;

– при угрозе жизни – начать выполнение комплекса сердечно-лёгочной реанимации (СЛР);

– если имеются признаки повреждения головного мозга (см. частные признаки ЧМТ), а также рвота – ни в коем случае при оказании помощи не обезболивать!

К ЧМТ также относятся переломы челюстей, возникающие, как правило, в результате прямой травмы.

В этих случаях могут иметь место следующие признаки:

– резкая боль в месте травмы;

– гематома (подкожное кровоизлияние);

– отёк;

– затруднение открывания рта;

– невнятная речь;

– слюнотечение;

при ощупывании места травмы – возникает резкое усиление болезненности и может определяться подвижность костных отломков с характерным похрустывающим звуком – крепитацией;

– нарушение прикуса.

Первая помощь при травме челюстей

– обезболивание;

– наложить фиксирующую повязку по типу «пращевидной» или «уздечки»;

– холод к месту травмы;

– перед транспортировкой пострадавших с повреждением челюстей следует произвести иммобилизацию челюстей:

при переломах нижней челюсти – путем наложения «пращевидной» повязки;

при переломах верхней – введением между челюстями полоски фанеры или линейки и фиксацией ее к голове.

пращевидная повязка

фиксация  верхней челюсти

При всех видах ЧМТ пострадавшего необходимо срочно госпитализировать, постоянно осуществляя контроль за его состоянием.

фиксированно-стабилизированное («безопасное»)
положение пострадавшего

Транспортировку пострадавших в сознании с ранениями головы, повреждением костей черепа и головного мозга следует осуществлять на носилках в положении лёжа на спине. Транспортировку пострадавших в бессознательном состоянии следует осуществлять в положении на боку.

Повреждение позвоночника

Травма позвоночника считается одной из наиболее тяжелых, почти в половине случаев она сопровождается повреждением спинного мозга.

Признаки травм позвоночника

Травма позвоночника должна предполагаться, пока не доказано обратное. Вот главные симптомы такой травмы:
– сильнейшая боль в спине при малейшем движении;
– потеря функций (например, пострадавший не может двигать ногами);

– потеря или изменение чувствительности (например, покалывание) в теле;

– если пострадавший находится без сознания  могут быть следующие симптомы: медленный пульс и низкое давление, общая вялость всех конечностей, выпрямленность конечностей, потеря контроля над кало- и мочевыделением;

– имеются существенные травмы выше уровня ключицы (шейная кость);

Также травмы позвоночника следует предполагать, если пострадавший упал с высоты более трех метров (или с высоты выше двух ростов).

Травмы скелета: виды и характеристикаВам также будет интересно ознакомиться со статьей: “”.

Первая помощь при травме позвоночника

При оказании помощи пострадавшему с подозрением на повреждение позвоночника следует соблюдать особую осторожность. Категорически запрещается его сажать, ставить на ноги, давать само­стоятельно переворачиваться.

Пострадавшему необходимо создать покой для этого необходимо уложить его на ровную твердую поверхность (доску, щит, дверь и др.), эти же предметы используют для транспортной иммобилизации.

Спасатели осторожно, втроем, действуя одновременно, перекладывают пострадавшего на спину на жёсткие носилки, (на твёрдый щит), голову укладывают на плотный валик, сделанный из одежды, или на резиновый круг и фиксируют широким бинтом к щиту. Перекладывать и перемещать так чтобы удерживать туловище все время на одном уровне, не допуская сгибания поврежденного позвоночника.

Шея должна удерживаться абсолютно неподвижной и лучший способ сделать это – попросить кого-нибудь удерживать голову с обеих сторон. При отсутствии жёсткого щита и в бессознательном состоянии транспортировка пострадавшего осуществляется на носилках в положении лёжа на животе.

Читайте также:  Нестабильность в шейном отделе позвоночника упражнения

При оказании помощи:

– при необходимости проводят искусственное дыхание;

– поддерживать проходимость дыхательных путей;

– следить за уровнем сознания и дыханием;

– при необходимости остановить наружное кровотечение;

– поддерживать нормальную температуру тела пострадавшего (накрыть одеялом);

– если на пострадавшем надет защитный шлем, снимать его только в том случае, если пострадавший не дышит.

При повреждении шейного отдела позвоночника пострадавшего перевозят в положении лежа на спине,  придерживая или зафиксировав голову на одном уровне с туловищем. Зафиксировать голову можно, уложив ее на импровизированное кольцо, свернутое из одежды или другого подручного материала.

При открытых травмах позвоночника на рану накладывают стерильную повязку. При кровотечении рану тампонируют и затем накладывают давящую повязку.

Повреждения грудных и поясничных позвонков наблюдаются при падениях на спину, с высоты, автомобильных авариях, реже – при прямом ударе. Характерны боль и деформация в области сломанного позвонка, определяемая при ощупывании позвоночника

Первая помощь.

Для того, чтобы переложить пострадавшего, потребуется не менее трех человек: первый должен находиться на уровне головы и шеи, второй -туловища, третий – ног. Подложив руки, повернуть постра­давшего на спину по команде “повернули”, после укладывания на спину связать руки на груди за запястья, а ноги – в области коленных суставов и лодыжек. У головы пострадавшего установить носилки, на которые на уровне поясницы положить валик из полотенца или одежды. Приподнять пострадавшего по команде “подняли”, обратив внимание на то, чтобы не было прогиба в области спины. Еще одному человеку передвинуть но­силки под пострадавшего, которого опустить на них по команде “поло­жили”.

Переломы костей таза наблюдаются при травмировании тазового кольца. Множественные переломы костей таза являются тяжелыми травмами, с массивной внутренней кровопотерей. – Часто с повреждениями уретры и мочевого пузыря, развитием травматического шока. Пострадавший жалуется на боль в области крестца и промежности. Надавливание на лонное сочленение и подвздошные кости болезненно. Пострадавший не может поднять прямую ногу и, сгибая ее в коленном суставе, волочит стопу. При тяжелом шоке, бессознательном состоянии определить пере­лом костей таза можно по наличию дефекта в области лона, смещения кверху какой-либо половины таза. деформаций костей таза, укорочения бедра.

Первая помощь.   Пострадавшего уложить на носилки на спину с вали­ком под коленями. Колени развести в стороны (положение “лягушки”). Дать любое обезболивающее средство.

Если есть подозрение на травму позвоночника, не двигайте, не перекладывайте и не поворачивайте пострадавшего, если место происшествия безопасно и помощь рядом. Категорически запрещается сажать и ставить на ноги пострадавшего с подозрением на перелом позвоночника.

 литература:

  • Учебное пособие «Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях» В.В. Шаховец, А.В. Виноградов;
  • Е.Г. Мачулин «Организация оказания медицинской помощи пострадавшим с травмами»;
  • Подготовка спасателей пожарных Медицинская подготовка; Е-г Калан 2012 Дутов В.И. и др.

Источник

Травма головы может нанести организму человека гораздо больший ущерб, чем перелом, ушиб или сдавливание другой части тела. Повреждения мозга часто связаны с травмами позвоночника. У людей, перенесших черепную или позвоночную травму, могут наступить значительные нарушения физического или невралгического характера, в том числе паралич, речевые нарушения, проблемы с памятью, а также психические расстройства. Многие пострадавшие остаются инвалидами на всю жизнь.

Нарушения нервной системы,
требующие оказания первой медицинской помощи

В отличие от других частей тела головной мозг не вырабатывает новых клеток. Если клетки мозга погибают в результате болезни или травмы, их нельзя восстановить. Поэтому в случае повреждения той или иной части мозга, контролирующей определенную часть тела, последняя может навсегда утратить свои функции. Болезнь или травма способны повлиять на сознание. Если они затрагивают мозг, возможны нарушения памяти, эмоций и речи, спутанность сознания. Повреждения спинного мозга и нервов могут вызвать паралич, потерю чувствительности или двигательной функции. Так, при травме нижнего отдела позвоночника не исключен паралич ног.

Причины травм головы и позвоночника. Причина, вызвавшая травму, очень часто подсказывает, насколько серьезным может быть повреждение. При сокрушительном ударе (как в случае автомобильной аварии) вероятность серьезной травмы очень велика.

Есть ситуации, при которых необходимо предположить наличие опасных травм даже при отсутствии внешних признаков. Это:

• падение с высоты;

• любая травма при прыжках в воду;

• любая травма, связанная с сильным ударом по голове или туловищу;

• любая травма, приведшая к ране головы или туловища;

• автомобильная авария;

• травма при выпадении из машины;

• любая травма, при которой раскололся защитный шлем, надетый на человека;

• взрыв и многое другое.

Признаки и симптомы травм головы и позвоночника

При травмах головы и позвоночника обычно возникают:

• изменение уровня сознания (сонливость, спутанность сознания);

• сильная боль или давление в голове, шее или спине;

• покалывание или потеря чувствительности в пальцах рук и ног;

• потеря двигательных функций какой-либо части тела;

• необычные бугристые образования на голове или позвоночнике;

• выделение крови или спинномозговой жидкости из ушей или носа;

• сильное кровотечение в области головы, шеи или спины;

• судороги;

• затрудненное дыхание;

• нарушение зрения;

• тошнота или рвота;

• устойчивая головная боль;

• различие в размерах правого и левого зрачков;

• потеря равновесия;

• синяки в области головы, особенно вокруг глаз и ушей.

Подобные признаки и симптомы, взятые отдельно, не всегда означают серьезную травму головы или позвоночника, однако при любом подозрении на нее необходимо вызвать «скорую помощь».

Первая медицинская помощь при травмах головы или позвоночника

При малейшем подозрении на травму головы или позвоночника вызовите «скорую помощь» и помогите пострадавшему (схема 15).

image

Для обеспечения проходимости дыхательных путей поддерживайте голову и шею пострадавшего в первоначальном положении. В случае открывшейся рвоты переверните его голову набок для предотвращения закупорки дыхательных путей рвотными массами.

Читайте также:  Оказание первой доврачебной помощи переломах позвоночника

При подозрении на травму позвоночника и головы нельзя передвигать пострадавшего до прибытия медицинских работников. Передвижение может быть оправдано только реальной угрозой для его жизни. В этом случае надо сделать все возможное, чтобы обеспечить неподвижность головы и позвоночника пострадавшего при помощи валиков из одежды, одеял или другого подручного материала (рис. 7).

image

Сотрясение головного мозга

Любой сильный удар по голове может вызвать сотрясение, которое выражается во временном ослаблении функции головного мозга (рис. 8).

image

Признаки и симптомы сотрясения головного мозга

При сотрясении головного мозга обычно возникают:

• частичная или полная потеря сознания;

• нечеткость зрения;

• спутанность сознания;

• временная потеря памяти в периоде, предшествовавшем травме;

• тошнота и рвота;

• нарушение координации движений;

• неодинаковые зрачки;

• сонливость.

Первая помощь при сотрясении головного мозга

При подозрении на сотрясение головного мозга необходимо срочно вызвать врача, а пострадавшему обеспечить абсолютный покой. На голову травмированного можно положить холод. Недопустимы самостоятельное передвижение пострадавшего и прием им жидкости.

Вопросы и задания

1. Назовите причины травм головы и позвоночника.

2. Какие признаки и симптомы указывают на травмы головы и позвоночника?

3. Какие последствия могут вызвать травмы позвоночника?

4. Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при травмах головы и позвоночника.

5. Какая первая медицинская помощь должна быть оказана при подозрении на сотрясение головного мозга?

Задание 33

Летом в жару подростки любят купаться и нырять в воду. При этом они часто забывают о том, что нырять и прыгать в воду в незнакомых и не приспособленных для купания местах опасно. Подумайте и ответьте:

а) к каким последствиям может привести ныряние в воду в незнакомом месте;

б) какие признаки характеризуют повреждения головы или позвоночника;

в) как и в каком порядке оказывают первую медицинскую помощь при повреждении позвоночника.

Задание 34

В результате ушиба головы у подростка появились тошнота и рвота, нарушились координация движений и зрение. Определите вид травмы у подростка. Назовите причины, которые могли вызвать такую травму. Выберите из перечисленных ниже вариантов действий правильные и укажите их очередность:

а) проводить подростка в ближайшую поликлинику, больницу;

б) вызвать «скорую помощь»;

в) приложить к голове пострадавшего холодный компресс;

г) дать обезболивающие таблетки;

д) обеспечить покой.

Конспект первая помощь при повреждении головы и позвоночника

Первая помощь при черепно-мозговой травме

image

Источник

1.Ðàíåíèå ãîëîâû è ëèöà.

Ðàíåíèå ãîëîâû è ëèöà ñîïðîâîæäàåòñÿ äîâîëüíî ñèëüíûì êðîâîòå÷åíèåì â ñâÿçè ñ íàëè÷èåì â ýòîé îáëàñòè øèðîêî ðàçâåòâë¸ííîé ñåòè êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ.

Êðîâîòå÷åíèå îñòàíàâëèâàþò ïðèìåíåíèåì äàâÿùåé ïîâÿçêè. Ïðè î÷åíü ñèëüíîì êðîâîòå÷åíèè èç ðàí âèñî÷íûõ èëè òåìåííûõ îáëàñòåé íàäî ïðèæàòü ïàëüöåì âèñî÷íóþ àðòåðèþ íà ñòîðîíå ðàíåíèÿ è äåðæàòü å¸ äî òåõ ïîð, ïîêà íå áóäåò íàëîæåíà òóãàÿ äàâÿùàÿ ïîâÿçêà.

Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç íîñà íå ðåêîìåíäóåòñÿ ðàçãîâàðèâàòü è ñìîðêàòüñÿ. Íà îáëàñòü íîñà è çàòûëîê íàäî ïîëîæèòü ë¸ä, ïóçûðü ñ õîëîäíîé âîäîé èëè õîëîäíûå êîìïðåññû.  íîñîâûå õîäû ñëåäóåò ââåñòè íåáîëüøèå âàòíûå èëè ìàðëåâûå òàìïîíû è ñèëüíî ñäàâèòü ïàëüöàìè êðûëüÿ íîñà. Ãîëîâó ïðè ýòîì ñëåãêà íàêëîíèòü âïåð¸ä, ÷òîáû êðîâü ñòåêëà íå â íîñîãëîòêó, à â ïåðåäíèå îòäåëû ïîëîñòè íîñà.

à). Çàêðûòàÿ ÷åðåïíî-ìîçãîâàÿ òðàâìà – íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþùèéñÿ âèä ïîâðåæäåíèé ÷åðåïà è ãîëîâíîãî ìîçãà âîçíèêàåò ïðè óäàðå ïî ãîëîâå, ñèëüíîì òîë÷êå, ïðè ïàäåíèè ñ âûñîòû.
Íåðåäêî ìåñòíûå ïðèçíàêè ïîâðåæäåíèÿ ãîëîâû áûâàþò ñëàáî âûðàæåíû, ïðåäñòàâëÿÿ ñîáîé ïîâåðõíîñòíûå ññàäèíû íà ëèöå ëèáî êðîâîïîäò¸êè íà âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû. Îäíàêî ýòî íå èñêëþ÷àåò ïîâðåæäåíèé ãîëîâíîãî ìîçãà, êîòîðûé ìîæåò ïîäâåðãàòüñÿ ñîòðÿñåíèþ è óøèáó.
Ïîä âëèÿíèåì òðàâìû â ãîëîâíîì ìîçãå ïðîèñõîäÿò íàðóøåíèÿ öèðêóëÿöèè êðîâè è ñîäåðæàùåéñÿ â ïîëîñòè ìîçãà æèäêîñòè – ëèêâîðà. Îò ñèëüíîãî óøèáà èëè ñîòðÿñåíèÿ â âåùåñòâå ìîçãà âîçíèêàþò êðîâîèçëèÿíèÿ ðàçëè÷íîé ñòåïåíè è ëîêàëèçàöèè, ìîæåò ðàçâèòüñÿ îò¸ê ìîçãà. Ýòè èçìåíåíèÿ âûçûâàþò óãíåòåíèÿ ôóíêöèè êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà (ñîçíàíèÿ ïàìÿòè ðå÷è ñëóõà), â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ – ðåçêèå ðàññòðîéñòâà æèçíåííî âàæíûõ ôóíêöèé îðãàíèçìà – äûõàíèÿ è êðîâîîáðàùåíèÿ.
Ïðè ñîòðÿñåíèè ãîëîâíîãî ìîçãà õàðàêòåðíà ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, ðâîòà, çàìåäëåíèÿ, à èíîãäà ó÷àù¸ííûé ïóëüñ. Ïîñòðàäàâøèé ìîæåò ïîòåðÿòü ñîçíàíèå íà íåñêîëüêî ìèíóò èëè íåñêîëüêî ÷àñîâ. Êðîìå òîãî âîçìîæíà ïîòåðÿ ïàìÿòè íà ñîáûòèÿ, ïðåäøåñòâîâàâøèå ìîìåíòó òðàâìû (ðåòðîãðàäíàÿ àìíåçèÿ). Ïðèäÿ â ñîçíàíèå, ïîñòðàäàâøèé æàëóåòñÿ íà îáùóþ ñëàáîñòü, ãîëîâíóþ áîëü.

á). Óøèá ìîçãà ïðîòåêàåò äîëåå òÿæåëî, õîòÿ âíà÷àëå íàïîìèíàåò êàðòèíó ñîòðÿñåíèÿ ìîçãà, íî â äàëüíåéøåì áîëåçíåííûå ïðèçíàêè íå èñ÷åçàþò, à, íàîáîðîò, íàðàñòàþò. Ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ ìîæåò íàñòóïèòü íå ñðàçó, à ñïóñòÿ 1-2 ÷àñà îò ñäàâëåíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà ïîñòåïåííî èçëèâàþùåéñÿ èç ïîâðåæä¸ííûõ ñîñóäîâ â ïîëîñòü ÷åðåïà êðîâüþ.

â). Ïåðåëîìû êîñòåé ñâîäà ÷åðåïà ìîãóò áûòü îòêðûòûìè è çàêðûòûìè. Êîñòíûå îáëîìêè íåðåäêî âäàâëèâàþòñÿ â ïîëîñòü ÷åðåïà, ïîâðåæäàþò òâ¸ðäóþ ìîçãîâóþ îáîëî÷êó, âåùåñòâî è ñîñóäû ãîëîâíîãî ìîçãà.

 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ÷åðåïà ïîñòðàäàâøèé òåðÿåò ñîçíàíèå, ó íåãî íàáëþäàåòñÿ ðâîòà, çàìåäëåííûé ïóëüñ è äðóãèå ïðèçíàêè, õàðàêòåðíûå äëÿ ñîòðÿñåíèÿ ìîçãà. Êðîìå òîãî, îòìå÷àåòñÿ âûïàäåíèå ôóíêöèé òåõ èëè èíûõ îòäåëîâ ãîëîâíîãî ìîçãà, â ñâÿçè ñ ÷åì ðàçâèâàþòñÿ ïàðàëè÷è êîíå÷íîñòåé, ðàññòðîéñòâà äâèæåíèÿ ãëàç, ïåðåêàøèâàíèå ëèöà, ðàññòðîéñòâà ðå÷è.
Ïðèçíàêàìè ïåðåëîìà îñíîâàíèÿ ÷åðåïà ÿâëÿþòñÿ: ãëóáîêàÿ ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, êðîâîòå÷åíèå, à èíîãäà è ñïèííîìîçãîâîé æèäêîñòè èç íîñà, óõà èëè ðòà, êðîâîèçëèÿíèÿ âîêðóã ãëàç.
Ïåðâàÿ ïîìîùü. Åñëè ó ïîñòðàäàâøåãî, íàõîäÿùåãîñÿ â áåññîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè, íàáëþäàåòñÿ çàòðóäíåíèå äûõàíèÿ â ñëåäñòâèè çàïàäàíèÿ ÿçûêà èëè çàïîëíåíèÿ ðòà è íîñîãëîòêè ðâîòíûìè ìàññàìè, ñëåäóåò îò÷èñòèòü ðîò, âûäâèíóòü âïåð¸ä íèæíþþ ÷åëþñòü, à ïðè íåîáõîäèìîñòè âûòÿíóòü è ôèêñèðîâàòü ÿçûê. Áîëüíîãî íàäî óëîæèòü íà áîê, ãîëîâó îõëàäèòü ëüäîì èëè õîëîäíûìè êîìïðåññàìè è îñòîðîæíî, èçáåãàÿ òðÿñêè, äîñòàâèòü â áîëüíèöó.
Ïðè íàëè÷èè ðàíû íà ãîëîâå îêðóæàþùèå âîëîñû íóæíî ñáðèòü èëè êîðîòêî îñòðè÷ü, êîæó âîêðóã ðàíû ñìàçàòü éîäíîé íàñòðîéêîé è íàëîæèòü ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó.

Читайте также:  Учитель сломал позвоночник ученику

ã). Ïðè óäàðå ïî ïîäáîðîäêó èëè ñèëüíîì ðàñêðûâàíèè ðòà ìîæåò íàñòóïèòü âûâèõ íèæíåé ÷åëþñòè. Õàðàêòåðíû ñëåäóþùèå ïðèçíàêè âûâèõà: áîëü, íåâîçìîæíîñòü çàêðûòü ðîò, âûäâèíóòûé âïåð¸ä ïîäáîðîäîê è çàïàäåíèå â îáëàñòè óãëà ÷åëþñòè íà ñòîðîíå ïîðàæåíèÿ.
Ïåðâàÿ ïîìîùü. Ïîñòðàäàâøåãî óñàæèâàþò íà òàáóðåò. Ïîìîùíèê ñòîÿ ñçàäè, ôèêñèðóåò ãîëîâó, à îêàçûâàþùèé ïîìîùü îõâàòûâàåò îáåèìè ðóêàìè íèæíþþ ÷åëþñòü òàê, ÷òîáû áîëüøèå ïàëüöû, ââåäåííûå â ðîò, ëåãëè íà æåâàòåëüíóþ ïîâåðõíîñòü çóáîâ. Ìåäëåííî, íî ñèëüíî, íàäàâëèâàÿ íà íèæíþþ ÷åëþñòü, ñìåùàþò å¸ âíèç.  êàêîé-òî ìîìåíò âûâèõíóòàÿ ñòàíîâèòñÿ íà ñâî¸ ìåñòî è ÷åëþñòü çàõëîïûâàåòñÿ.

ä). Îùóïûâàíèå êîíòóðîâ ëèöåâîãî ñêåëåòà â îáëàñòè âåðõíåé ÷åëþñòè îáíàðóæèâàåò áîëåçíåííóþ íåðîâíîñòü êîñòè èëè ïðèïóõëîñòü. Ïðè äèàãíîñòèêå ïåðåëîìà âåðõíåé ÷åëþñòè ïîìîãàåò îñìîòð ðòà ïðè ñîìêíóòûõ ÷åëþñòÿõ. Ïðè ýòîì îáíàðóæèâàåòñÿ ñäâèã âñåé âåðõíåé ÷åëþñòè èëè å¸ ó÷àñòêîâ, ÷òî äåëàåò íåâîçìîæíûì ïðàâèëüíîå ñìûêàíèå çóáîâ.
Ïðè áîëüøåé ïîäâèæíîñòè îòëîìêîâ âåðõíåé ÷åëþñòè âñÿ ñðåäíÿÿ ÷àñòü ëèöà çàìåòíî ïåðåìåùàåòñÿ ââåðõ èëè âíèç âî âðåìÿ ñìûêàíèÿ ÷åëþñòåé è îòêðûâàíèÿ ðòà.
Ïåðâàÿ ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ â îñòîðîæíîì âûðàâíèâàíèè îòëîìêîâ è çàêðåïëåíèè èõ â ïðàâèëüíîì ïîëîæåíèè. Ýòî äåëàåòñÿ ïàëüöàìè, çàùèù¸ííûìè ìàðëåé. ×åì ñêîðåå ïðèñòóïèòü ê âûðàâíèâàíèþ îòëîìêîâ, òåì ïðîùå åãî ïðîèçâåñòè è òåì ëåã÷å îíî ïåðåíîñèòñÿ ïîñòðàäàâøèì. Óñòàíîâèâ îòëîìêè âåðõíåé ÷åëþñòè â ïðàâèëüíîì ïîëîæåíèè, ïðîèçâîäÿò èõ âðåìåííîå (íà ïåðèîä òðàíñïîðòèðîâêè) çàêðåïëåíèÿ, ïðèäàâèâ íèæíþþ ÷åëþñòü ê âåðõíåé, ìàðëåâîé ïîâÿçêîé.
Çàêðåïëåíèå îòëîìêîâ íèæíåé ÷åëþñòè íà âðåìÿ òðàíñïîðòèðîâêè äîñòèãàåòñÿ ôèêñàöèåé ôàíåðíîé äîùå÷êîé èëè ìàðëåâîé ïîâÿçêîé, ïàðàëëåëüíî ê êðàþ íèæíåé ÷åëþñòè æåëàòåëüíî ïîëîæèòü ìàðëåâûå âàëèêè. Ïðè ðàíåíèè ÷åëþñòè âîçìîæíî çàòåêàíèå êðîâè â òðàõåþ, çàïàäåíèå ÿçûêà è íàðóøåíèå äûõàíèÿ. Çàïàâøèé ÿçûê ïðè áåññîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè ðàíåíîãî íàäî âûòàùèòü, ïðîêîëîòü àíãëèéñêîé áóëàâêîé è ôèêñèðîâàòü å¸ ïîëîñêîé áèíòà, îáâ¸ðíóòîé âîêðóã øåè. Òðàíñïîðòèðîâêà ïîñòðàäàâøåãî ïðîèçâîäèòñÿ â òàêîì ïîëîæåíèè, ÷òîáû ãîëîâà áûëà ïîâ¸ðíóòà íà áîê – íà ñòîðîíó ðàíåíèÿ.
Ïðè ïîâðåæäåíèè ÷åëþñòåé áûâàåò òðóäíî íàïîèòü è íàêîðìèòü ðàíåíîãî. Äëÿ ïîñòðàäàâøåãî î÷åíü ñëîæíî óäåðæàòü âîäó è ïèùó â ïîëîñòè ðòà è ïåðåäâèãàòü ÿçûêîì â ãëîòêó, ïîýòîìó, ïîýòîìó åãî êîðìÿò æèäêîé ïèùåé èç ïîèëüíèêà èëè íåáîëüøîãî ÷àéíèêà, íà íîñèê êîòîðîãî íàäåâàþò ðåçèíîâóþ òðóáêó. Êîíåö ýòîé òðóáêè ââîäÿò â ðîò äî çàäíåé ÷àñòè ÿçûêà èëè íåìíîãî ãëóáæå. Íàêëîíèâ ïîèëüíèê, ïîñòðàäàâøèé ñàì, çàæèìàÿ ïàëüöàìè òðóáêó, ìîæåò ðåãóëèðîâàòü ïîñòóïëåíèå ïèùè èëè âîäû.

å). Ñðåäè ïîâðåæäåíèé ãëàç ÷àùå âñåãî âñòðå÷àþòñÿ îæîãè âåê è ìåëêèå ðàíåíèÿ ñ âíåäðåíèåì èíîðîäíûõ òåë â ãëàçíîå ÿáëîêî èëè êîíúþíêòèâó. Ïîïàäàíèå èíîðîäíîãî òåëà â ãëàçà âûçûâàåò åãî ðàçäðàæåíèå, áîëü, ñëåçîòå÷åíèå. Åñëè èíîðîäíîå òåëî (ïåñ÷èíêà, óãîëüíàÿ ïûëü, ìåëêîå íàñåêîìîå) íå âíåäðèëîñü â ñêëåðó, èëè êîíúþíêòèâó ãëàçà, òî îíî ìîæåò áûòü óäàëåíî.
Äëÿ ýòîãî íàäî îòòÿíóòü, à èíîãäà è âûâåðíóòü âåêî. Âåðõíåå âåêî âûâîðà÷èâàþò, îòòÿãèâàÿ çà ðåñíèöû âïåð¸ä è êíèçó, à ñâåðõó íà åãî îñíîâàíèå íàäàâëèâàþò óêàçàòåëüíûì ïàëüöåì ñ òàêèì ðàñ÷¸òîì, ÷òîáû âåêî ïåðåãíóëîñü è âûâåðíóëîñü. Äëÿ îñìîòðà ñëèçèñòîé íèæíåãî âåêà åãî äîñòàòî÷íî îòòÿíóòü âíèç, íàäàâëèâàÿ ïàëüöåì íà îñíîâàíèå. Ñâîáîäíî ëåæàùåå â êîíúþíêòèâàëüíîì ìåøêå èíîðîäíîå òåëî óäàëÿþò êîí÷èêîì ÷èñòîãî íîñîâîãî ïëàòêà èëè ìàðëåé.
Ïðè ñèëüíîì çàïîðîøåíèè ãëàçà ïðîìûâàþò âîäîé è çàêàïûâàþò 2 %-íûì ðàñòâîðîì íîâîêàèíà, îêàçûâàþùèì îáåçáîëèâàþùåå äåéñòâèå. Òî æå äåëàþò ïðè ïîïàäàíèè â ãëàçà åäêèõ âåùåñò⠖ êèñëîò è ùåëî÷åé. Ïðè ðàíåíèè è îæîãàõ ãëàç íàêëàäûâàþò àñåïòè÷åñêóþ ïîâÿçêó.

2.Òðàâìû ïîçâîíî÷íèêà.

Ê òðàâìàì ïîçâîíî÷íèêà îòíîñÿòñÿ ïåðåëîìû è âûâèõè ïîçâîíêîâ. Ïîâðåæäåíèÿ ýòè îïàñíû òåì, ÷òî â ïîçâîíî÷íîì êàíàëå çàêëþ÷åí ñïèííîé ìîçã. Ïðè òðàâìå îí ìîæåò áûòü ñäàâëåí ñìåùåííûìè îòëîìêàìè êîñòåé, ÷àñòè÷íî èëè ïîëíîñòüþ ðàçðóøåí.

Ïðè ïåðåðûâå ñïèííîãî ìîçãà íàñòóïàåò ïîòåðÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòè è ïàðàëè÷ âñåãî íèæåëåæàùåãî îòäåëà òóëîâèùà, íàñòóïàåò çàäåðæêà îòõîæäåíèÿ ìî÷è è êàëà. Íà êðåñòöå, ïÿòêàõ è â îáëàñòè ëîïàòîê â ñêîðîì âðåìåíè ìîãóò ðàçâèòüñÿ ïðîëåæíè, âîçìîæíî îáùåå çàðàæåíèå êðîâè, ÷òî â êîíå÷íîì èòîãå ïðèâîäèò ê ñåðüåçíûì ïîñëåäñòâèÿì.

Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè òðàâìå ïîçâîíî÷íèêà çàêëþ÷àåòñÿ â ïðàâèëüíîé òðàíñïîðòèðîâêå ïîñòðàäàâøåãî â áîëüíèöó. Ïîäíèìàþò è ïåðåêëàäûâàþò íà íîñèëêè ïîñòðàäàâøåãî áåðåæíî, ÷òîáû íå âûçâàòü ïåðåãèáîâ è ñìåùåíèÿ ïîâðåæäåííûõ ïîçâîíêîâ, òàê êàê ïðè íåîñòîðîæíîì äâèæåíèè êîñòíûå îòëîìêè ìîãóò ñìåñòèòüñÿ è âûçâàòü äîïîëíèòåëüíóþ òðàâìó ñïèííîãî ìîçãà.

Ïîñòðàäàâøèé äîëæåí ëåæàòü íà òâåðäîé ïëîñêîñòè, åãî íåëüçÿ ïîâîðà÷èâàòü èëè ïûòàòüñÿ ïðèâåñòè â ñèäÿ÷åå ïîëîæåíèå . Äëÿ ïåðåíîñêè ëó÷øå èñïîëüçîâàòü íîñèëêè, ê ïîëîòíèùó êîòîðûõ äëÿ æåñòêîñòè ïðèâÿçûâàþò èëè ïðèøèâàþò íàñòèë èç ôàíåðíûõ èëè ìåòàëëè÷åñêèõ ëåñòíè÷íûõ øèí Êðàìåðà. Øèíû ïðèêðûâàþò ñëîæåííûì âäâîå îäåÿëîì. Ïðè îòñóòñòâèè æåñòêîé ïîäñòèëêè ïîñòðàäàâøåãî êëàäóò íà íîñèëêè âíèç æèâîòîì.

Êàê ïðàâèëüíî âûáðàòü èíñòðóìåíò è êóïèòü åãî ïî íèçêîé öåíå.

Ïîñòðàäàâøåãî ïåðåêëàäûâàþò íà íîñèëêè, ïðåäâàðèòåëüíî ïîäëîæèâ ïîä ñïèíó äîñêó.  êðàéíåì ñëó÷àå áîëüíîãî ïîäíèìàþò òðè ÷åëîâåêà.

Ïîñòðàäàâøåãî ñ ïåðåëîìîì øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà ìîæíî íàëîæèòü ìàññèâíóþ âàòíî-ìàðëåâóþ ïîâÿçêó â âèäå âîðîòíèêà. Òîëñòûé ñëîé âàòû, óêðåïëåííûé íà øåå áèíòîì, ïðåïÿòñòâóåò íàêëîíàì ãîëîâû è îáåñïå÷èâàåò èììîáèëèçàöèþ. Áîëåå íàäåæíóþ ôèêñàöèþ ïåðåëîìîâ íèæíèõ øåéíûõ è âåðõíèõ ãðóäíûõ ïîçâîíêîâ îáåñïå÷èâàåò æåñòêàÿ ïîâÿçêà èç òðåõ øèí Êðàìåðà, îòìîäåëèðîâàííûõ ïî ôîðìå ãîëîâû è øåè. Çàäíþþ øèíó êëàäóò âäîëü ïîçâîíî÷íèêà, îãèáàÿ çàòûëîê è ñâîä ÷åðåïà, ïåðåäíèé êîíåö åå íà óðîâíå ëáà çàãèáàþò â âèäå êîçûðüêà.

Îäíó èç ïîïåðå÷íûõ øèí êëàäóò íà ïðåäïëå÷üå è îêðóæàþò ãîëîâó ñ áîêîâ , äðóãîé øèíîé îïîÿñûâàþò ãðóäü. Ýòî ïðèäàåò óñòîé÷èâîñòü âñåé êîíñòðóêöèè øèí, ôèêñèðóåìûõ ê ãðóäè. Ïðè áèíòîâàíèè íåîáõîäèìî èçáåãàòü ñäàâëèâàíèÿ øåè è ãðóäè, èñïîëüçóÿ äëÿ óêðåïëåíèÿ ïîâÿçêè ëîáíûõ êîçûðåê.

Источник