Контрольная по анатомии позвоночник

Тестовые задания обучающей формы

Тема: «Скелет туловища»

Специальность: 34.02.01. Сестринское дело, 31.02.01. Лечебное дело

Выбрать правильный ответ

1. Количество позвонков в позвоночном столбе:

                1) 33-34

                2) 34-35

2. Латинское название позвонка:

                1) costa

                2) vertebra

                3) sternum

                4) scapula

3.         Отделы позвоночника                        Количество позвонков

                1) шейный                                        А. 5

                2) грудной                                        Б. 12

                3) поясничный                                В. 7

                4) крестцовый                                Г. 10

                5) копчиковый                                Д. 4-5

                                                                Е. 8

Выбрать правильные ответы

4. Позвонок состоит из:

                1) тела

                2) дуги

                3) поперечных отростков

                4) остистых отростков

                5) крыловидных отростков

                6) верхних и нижних суставных отростков

5. Каждый позвонок соединяется с верхним и нижним соседними позвонками при помощи  отростков:

                1) верхних суставных

                2) поперечных

                3) нижних суставных

6. К парным отросткам позвонков относятся:

                1) только остистые

                2) только поперечные

                3) только суставные

                4) поперечные и суставные

7. К непарным отросткам позвонка относятся:

                1) поперечные

                2) остистые

                3) суставные

8. Отверстия у поперечных отростков имеются у следующих позвонков:

                1) поясничных

                2) грудных

                3) шейных

9. Тела не имеет позвонок:

                1) I шейный

                2) II шейный

                3) грудной

10. Размеры тел позвонков в шейном отделе:

                1) наибольшие

                2) наименьшие

11. Размеры тел позвонков в поясничном отделе:

                1) наибольшие

                2) наименьшие

12. Бобовидную форму имеют тела позвонков:

                1) шейных

                2) грудных

                3) поясничных

                4) крестцовых

13. Остистый отросток отсутствует у позвонка:

                1) I шейного

                2) II шейного

                3) грудного

                4) поясничного

14. Остистые отростки шейных позвонков раздвоены на конце за исключением:

                1) I

                2) II

                3) III

                4) VII

15. Остистый отросток значительно длиннее и сильно выступает у следующего шейного позвонка:

                1) I

                2) II

                3) VII

16. Самые длинные остистые отростки у следующих позвонков:

                1) шейных

                2) грудных

                3) поясничных

17. Боковые массы имеются у следующего шейного позвонка:

                1) I

                2) II

                3) VII

18. Зубовидный отросток имеется у шейного позвонка:

                1) I

                2) II

                3) VII

19. Остистые отростки направлены книзу у следующих позвонков:

                1) шейных

                2) грудных

                3) поясничных

20. Резко выражены суставные отростки у позвонков:

                1) шейных

                2) грудных

                3) поясничных

21. На теле и поперечных отростках реберные ямки имеются у позвонков:

                1) грудных

                2) шейных

                3) поясничных

22. Крестец имеет форму:

                1) прямоугольную

                2) треугольную

23. Крестец состоит из позвонков:

                1) подвижных

                2) сросшихся

24. Широкое основание крестца обращено:

                1) вверх

                2) вниз

25. Узкая верхушка направлена (крестца):

                1) вверх

                2) вниз

26. Передняя поверхность крестца:

                1) вогнутая

                2) выпуклая

27. Задняя поверхность крестца:

                1) вогнутая

                2) выпуклая

28. Гребни имеются на поверхности:

                1) передней

                2) задней

29. 4 пары крестцовых отверстий открываются на поверхность:

                1) переднюю

                2) заднюю

                3) переднюю и заднюю

30. 4 пары крестцовых отверстий открываются на поверхности из следующего канала:

                1) позвоночного

                2) крестцового

31. Ушковидные поверхности располагаются на:

                1) передней поверхности

                2) задней поверхности

                3) латеральной части

32. Тазовая кость соединяется с крестцом поверхностью:

                1) передней

                2) задней

                3) ушковидной

Дополнить

33. Выступ, образуемый соединением основания крестца и V поясничным позвонком называется ……………………………………….. .

Выбрать правильный ответ

34. Копчик состоит из недоразвитых позвонков в количестве:

                1) 3-4

                2) 4-5

35. У женщин копчик:

                1) уже и более изогнут

                2) шире и менее изогнут

36. У мужчин копчик:

                1) уже и более изогнут

                2) шире и менее изогнут

37. Тела шейных, грудных, поясничных позвонков соединяются при помощи:

                1) суставов

                2) синхондрозов

                3) синостозов

Установить соответствие

38.                 Виды соединений                                        Части позвонка

                1) Межпозвоночные диски                        А. Тело

                2) Связки                                                Б. Поперечные отростки

                3) Суставы                                                В. Остистые отростки

                                                                        Г. Дуги

                                                                        Д. Суставные отростки

Выбрать правильный ответ

39. I шейный позвонок соединяется с черепом при помощи следующих суставных поверхностей:

                1) верхних углубленных

                2) нижних плоских

40. I шейный позвонок соединяется с II шейным позвонком при помощи следующих суставных поверхностей:

                1) верхних углубленных

                2) нижних плоских

41. Зуб II шейного позвонка сочленяется со следующей дугой атланта:

Читайте также:  Куда делается блокада позвоночника

                1) передней

                2) задней

42. Сгибание и разгибание головы происходит в суставе:

                1) атлантозатылочном

                2) атлантоосевом

43. Повороты головы вправо и влево происходят в суставе:

                1) атлантозатылочном

                2) атлантоосевом

44. Лордоз – это изгиб позвоночника, направленный выпуклостью:

                1) вперед

                2) назад

                3) в сторону

45. Кифоз – это изгиб позвоночника, направленный выпуклостью:

                1) вперед

                2) назад

                3) в сторону

46. Изгиб позвоночника в сторону называется:

                1) лордоз

                2) кифоз

                3) сколиоз

47. Наиболее подвижна следующая часть позвоночника:

                1) шейная

                2) грудная

                3) поясничная

                4) крестцовая

48. У стариков увеличивается:

                1) шейный лордоз

                2) грудной кифоз

                3) поясничный лордоз

Установить соответствие

49.         Название отделов туловища                                    Название костей

                1) Позвоночник                                        А. Грудина

                2) Грудная клетка                                Б. Позвонок

                                                                        В. Крестец

                                                                        Г. Ребро

                                                                        Д. Копчик

50.                 Виды ребер                                           Количество ребер

                1) Истинные                                        А. 6 пар

                2) Ложные                                                Б. 7 пар

                3) Свободно колеблющиеся                        В. 3 пары

                                                                        Г. 2 пары

                                                                        Д. 4 пары

51.              Название костей                                        Части костей

                1) Крестец                                                А. Тело

                2) Позвонок                                        Б. Головка

                3) Ребро                                                В. Наружная поверхность

                4) Грудина                                                Г. Внутренняя поверхность

                                                                        Д. Рукоятка

                                                                        Е. Мечевидный отросток

                                                                        Ж. Суставные отростки

                                                                        З. Бугорок

                                                                        И. Шейка

                                                                        К. Бороздка

Выбрать правильный ответ

52. Реберную дугу образуют следующие ребра:

                1) истинные

                2) ложные

                3) свободно колеблющиеся

53. Задний конец ребра направлен к:

                1) грудине

                2) позвонку

54. Передний конец ребра направлен к:

                1) грудине

                2) позвонку

55. Хрящи I ребра образуют с грудиной:

                1) сустав

                2) синхондроз

                3) остаются свободными

56. Хрящи II-VII ребер образуют с грудиной:

                1) сустав

                2) синхондроз

                3) остаются свободными

57. Самые короткие ребра:

                1) только два верхних

                2) только два нижних

                3) два нижних и два верхних

58. Малоподвижными являются следующие ребра:

                1) первая пара

                2) вторая пара

                3) все пары ребер

59. Каждое ребро состоит из:

                1) большей костной части

                2) меньшей костной части

                3) большей хрящевой части

60. Борозда – место прилегания межреберных сосудов и нерва, располагается на:

                1) наружной поверхности по его нижнему краю

                2) внутренней поверхности по его нижнему краю

61. Горизонтально расположены следующие пары ребер:

                1) I

                2) II

62. Борозда подключичной артерии и вены расположены на верхней поверхности следующего ребра:

                1) I

                2) II

Дополнить

63. Ребра играют большую роль в процессе ……………………………………. .

Выбрать правильный ответ

64. Грудина относится к костям:

                1) длинным

                2) коротким

                3) плоским

65. Губчатое вещество грудины содержит костный мозг:

                1) желтый

                2) красный

Установить соответствие

66.          Отверстия грудной клетки        Кости, образующие границы отверстий

                1) Верхнее отверстие                        А. I грудной позвонок

                2) Нижнее отверстие                        Б. XII грудной позвонок

                                                                В. Реберная дуга

                                                                Г. I пара ребер

                                                                Д. Верхний край грудины

                                                                Е. Мечевидный отросток

Выбрать правильный ответ

67. Вентиляция верхушек легких при дыхании:

                1) наименьшая

                2) наибольшая

68. Головка ребра сочленяется с:

                1) телом позвонка

                2) поперечным отростком

69. Бугорок ребра сочленяется с:

                1) телом позвонка

                2) поперечным отростком

Эталон ответов

к заданиям в тестовой форме

Тема: «Скелет туловища»

Специальность: 34.02.01. Сестринское дело, 31.02.01. Лечебное дело

1 – 1

2 – vertebra

3 – 1В; 2Б; 3А; 4А; 5Д

4 – 1; 2; 3; 4; 6;

5 – 1; 3

6 – 4

7 – 2

8 –3

9 – 1

10 – 2

11 – 1

12 – 3

13 – 1

14 – 4

15 – 3

16 – 2

17 – 1

18 – 2

19 – 2

20 – 3

21 – 1

22 – 2

23 – 2

24 – 1

25 – 2

26 – 1

27 – 2

28 – 2

29 – 3

30 – 2

31 – 3

32 – 3

33 – мысом

34 – 2

35 – 2

36 – 1

37 – 2

38 – 1А; 2Б,В,Г; 3Д

39 – 1

40 – 2

41 – 1

42 – 1

43 – 2

44 – 1

45 – 2

46 – 2

47 – 3

48 – 2

49 – 1Б,В,Д; 2А,Г

50 – 1А,Б; 2В; 3Г

51 – 1В,Г; 2А,Ж; 3А,Б,В,Г,З,И,К; 4А,Д,Е

52 – 2

53 – 2

54 – 1

55 – 2

56 – 1

57 – 2

58 – 1

59 – 1

60 – 2

61 – 1

62 – 1

63 – вдоха и выдоха

64 – 3

65 – 1

66 – 1А,Г,Д; 2Б,В,Е

67 – 1

68 – 1

69 — 2

Читайте также:  Сколько лечить перелом позвоночника

Источник

1. Раскрыть особенности 
опорно-двигательного аппарата детей 
дошкольного возраста.

Опорно-двигательный аппарат
(аппарат опоры и движения) объединяет
кости, соединения костей и мышцы. Основной
функцией аппарата является не только
опора, но и перемещение тела и 
его частей в пространстве. Опорно-двигательный
аппарат разделяют на пассивную 
и активную части. К пассивной 
части относятся кости и соединения
костей. Активную часть составляют
мышцы, которые благодаря способности 
к сокращению приводят в движение
кости скелета. В течение индивидуальной
жизни человека после рождения кости скелета
претерпевают значительные возрастные
изменения. У детей от 1 до 7 лет рост костей
ускоряется в длину за счет эпифизарных
хрящей и в толщину — благодаря аппозиционному
утолщению компактного костного вещества
в связи с костеобразующей функцией надкостницы.

Опорно-двигательный аппарат 
у детей дошкольного возраста
имеет ряд анатомо-физиологических 
особенностей. Основным функциональным
стержнем туловища является позвоночник,
выполняющий двигательную опорную 
и рессорную функции. Кроме того,
своего рода рессорами являются и 
позвонковые диски, играющие роль буферов 
при нагрузке по оси, при наклонах
и поворотах. Рессорная функция 
позвоночника осуществляется за счет
формирования физиологических изгибов.
К 6-7 годам уже определяется тип 
осанки и сформированы все четыре
изгиба — шейный и поясничный лордоз,
а также грудной и крестцово-копчиковый
кифоз.

Рост и развитие скелета 
грудной клетки тесно связаны 
со становлением функций лёгких, сердца,
печени, а также с положением стояния 
и сидения.

Окостенение рёбер начинается
с конца второго месяца жизни 
и продолжается до 20-летнего возраста.
В первые годы жизни грудная клетка
имеет коническую форму с основанием
книзу. К 6-7 годам верхняя часть 
грудной клетки расширяется и 
вся она укорачивается, принимая
очертания грудной клетки взрослого.
Изменение положения рёбер способствует
увеличению движений рудной клетки и 
позволяет эффективнее осуществлять
дыхательные движения. На форму грудной 
клетки влияют физические упражнения,
посадка за столом, перенесённые заболевания
(например, рахит). Процесс окостенения
свободных конечностей раннего детства
длится до 18-20 лет. Поэтому в дошкольном
возрасте ещё не закончено формирование
костей запястья, пясти и фаланг пальцев
рук, а также предплюсны, плюсны и фаланг
пальцев ног, что часто деформирует стопы,
а также затрудняет рисование и письмо.

Активной частью опорно-двигательного 
аппарата являются скелетные мышцы. В
процессе развития ребёнка отдельные
мышечные группы растут неравномерно.
Мышцы ребёнка беднее, нежнее и эластичнее,
чем мышцы взрослого человека. После 5
лет постепенно увеличивается сила отдельных
мышечных групп, но силовые и особенно
статические упражнения вызывают у детей
быстрое утомление. Дети более приспособлены
к кратковременным скоростно-силовым
динамическим упражнениям. Однако дошкольников
следует постепенно приучать к удержанию
определённых статических положений стоя
и сидя, выработки и сохранения правильной
осанки.

У детей дошкольного возраста
мышцы быстро утомляются, но и быстро восстанавливаются
за счет лучшего кровоснабжения. Поэтому
физическая работа дошкольников не должна
быть продолжительной по времени и строго
соответствовать их функциональным возможностям.
Рациональная физическая нагрузка оказывает
положительное влияние на деятельность
и формообразование мышц и не ведёт к их
атрофии и потере работоспособности.

Современные дети,  так же
как и взрослые, в последние годы всё чаще
имеют проблему мышечных гипертонусов,
функциональных нарушений мышц, мышечного
дисбаланса, когда одни группы мышц находятся
в состоянии спазма, а другие, наоборот,
слишком расслабленны, что может приводить
к усталости мышц, мышечным болям, нарушению
различных типов осанки.

Кроме нарушений осанки в дошкольном
возрасте, нередко встречается деформация
стоп. Плоскостопие нарушает двигательную
балансировочную и, особенно, рессорную
функцию стопы, отражаясь на функционировании
всего организма, сопровождая различные
типы нарушений осанки. У мальчиков плоскостопие
встречается чаще, чем у девочек (40% — у
мальчиков, 35% — у девочек).

У детей дошкольного возраста
изгибы еще только формируются и 
в сильной степени зависят 
от положения тела. После длительного 
лежания, например после ночного 
сна, шейный изгиб и особенно поясничный
могут совершенно исчезать, вновь 
появляясь и усиливаясь к концу 
дня под влиянием сидения и 
ходьбы. Даже в младшем школьном
возрасте изгибы в течение ночи значительно 
уплощаются. Изменчивость изгибов постепенно
исчезает.

Для детей дошкольного 
возраста характерна чрезвычайная гибкость
туловища, что объясняется большой 
толщиной и податливостью межпозвоночных
хрящей и поздним окостенением эпифизов
позвонков. Изгибы позвоночника образуются,
а впоследствии закрепляются под 
влиянием давления со стороны верхних 
частей тела. Направление давления
зависит от осанки, т. е. позы при 
сидении, стоянии и ходьбе.

Своевременному развитию
костно-мышечной системы и двигательных
функций у детей раннего и 
дошкольного возраста во многом способствует
правильная организация гигиенических 
условий, среды, питания и физического 
воспитания. 

У детей дошкольного возраста
еще недостаточно развит тазовый 
пояс, только начинается окостенение 
хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно 
резкие нагрузки на нижние конечности
детей строго противопоказаны. Ввиду 
возрастной слабости связочно-мышечного 
аппарата и незакончившегося процесса
окостенения стопа ребенка легко подвергается
деформации, в результате чего развивается
плоскостопие.

Читайте также:  Сыпь от пота по позвоночнику

2. Составить рекомендации 
по профилактике осанки и плоскостопия 
детей дошкольного возраста по 
плану:

— название нарушения

— в чем проявляется

— профилактические мероприятия.

1. Неправильная 
осанка.

Рис. 1. Типы осанки:

1—нормальная; 2— сутулая;
3— кифотическая;  4— лордотическая;
5 — сколиоз.

Признаки неправильной осанки:
сутулость, усиление естественного изгиба
позвоночника в грудной области (кифотическая
осанка) или поясничной (лордотическая
осанка), а также так называемый сколиоз,
т. е боковое искривление позвоночника
(рис. 1). Сутулость возникает при слабом
развитии мышечной системы, в первую очередь
мышц спины. При этом голова и шея наклонены
вперед, грудная клетка уплощена, плечи
сведены кпереди, живот несколько выпячен.
При кифотической осанке все вышеперечисленные
симптомы особенно заметны, так как, кроме
слабого развития мышц, наблюдаются изменения
в связочном аппарате позвоночника: связки
растянуты, менее эластичны, отчего естественный
изгиб позвоночника в грудной области
заметно увеличивается. При лордотической
осанке сильно выражена изогнутость позвоночника
в поясничном отделе вперед, шейный изгиб
уменьшен, живот чрезмерно выдается. Сколиозы
сопровождаются асимметричным положением
плеч, лопаток и таза.

Неправильная осанка неблагоприятно
сказывается на функциях внутренних
органов: затрудняется работа сердца,
легких, желудочно-кишечного тракта; уменьшается
жизненная емкость легких; снижается обмен
веществ; появляются головные боли, повышенная
утомляемость; снижается аппетит, ребенок
становится вялым, апатичным, избегает
подвижных игр.

Появившиеся в детском 
возрасте отклонения в осанке могут в
дальнейшем привести к образованию стойких
деформаций костной системы. Нарушению
осанки способствует длительное вынужденное
сидение на одном месте, особенно если
стул и стол не соответствуют росту и пропорциям
тела ребенка. Поэтому следует регулярно
проводить с детьми физические упражнения,
подвижные игры, прогулки на свежем воздухе,
укрепляющие их здоровье и опорно-двигательный
аппарат. Нельзя допускать, чтобы дети
лежали или спали в очень мягкой или прогибающейся
под тяжестью их тела кровати, и притом
всегда на одном и том же боку. Не следует
разрешать детям подолгу стоять с опорой
на одну ногу, например при катании на
самокатах. Надо следить за тем, чтобы
маленькие дети не стояли и не сидели на
корточках продолжительное время на одном
месте, не ходили на большие расстояния
(дозировка прогулок и экскурсий), не переносили
тяжестей. Это особенно касается слабых,
болезненных детей, а также детей с признаками
рахита. Чтобы малыши, играя в песок, не
просиживали подолгу на корточках, песочные
ящики делают со скамейками и столиками.

Во время занятий и 
приема пищи надо следить за правильной
посадкой детей. Требовать от ребенка 
правильной посадки можно тогда,
когда мебель соответствует его 
росту и пропорциям тела. Чтобы 
ребенок сидел удобно и прочно.
Чтобы ребенок мог опираться спиной о
спинку стула.

2. Плоскостопие

Рис. 2. След ноги при различных
степенях плоскостопия от нулевой до третьей

На формирование осанки сильно
влияет форма стопы. Развитию плоскостопия_способствует
заболевание рахитом, общая слабость и
пониженное физическое развитие, а также
излишняя тучность, при которой на стопу
постоянно действует чрезмерная весовая
нагрузка. Вредно сказывается на формировании
стопы длительное хождение детей по твердому
грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.

При плоской и даже уплощенной
стопе обувь снашивается обычно
быстрее, особенно внутренняя сторона
подошвы и каблука. К концу дня дети часто
жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра
она была им впору. Происходит это оттого,
что после длительной нагрузки деформированная
стопа еще более уплощается, а следовательно,
удлиняется.

Для предупреждения плоскостопия
рекомендуются умеренные упражнения
для мышц, ног и стоп, ежедневные
прохладные ножные ванны, хождение босиком.
Особенно рекомендуется хождение босиком
летом по рыхлой, неровной поверхности,
так как при этом ребенок непроизвольно
переносит тяжесть тела на наружный край
стопы и поджимает пальцы, что способствует
укреплению свода стопы.

Для детей с нарушенной
осанкой и плоскостопием в 
занятия по физической культуре и 
утреннюю гимнастику вводят специальные 
корригирующие упражнения.

Литература:

1. Кабанов А.Н., Чабовская
А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей
дошкольного возраста. — М., Просвещение,
2005.

2. Сапин М.Р. Анатомия и физиология
человека. — М., 200.

3. Чабовская А.П. Основы педиатрии
и гигиены детей дошкольного возраста.
— М., Просвещение, 200.

Источник