Лабораторная работа по биологии позвоночник

Лабораторная работа по биологии позвоночник thumbnail

1. Рассмотрите модели позвонков. Пользуясь рисунком учебника, определите, к какому отделу позвоночника они относятся. Разложите их по порядку расположения в позвоночнике.

2. Рассмотрите внешнее строение шейного позвонка, найдите его основные части. Зарисуйте позвонок в тетради, подпишите его части.

Лабораторная работа по биологии позвоночник

3. Сравните внешнее строение позвонков каждого отдела, обращая внимание на их размеры.

В целом масса и размеры позвонков увеличиваются по направлению от верхних к нижним: это необходимо, чтобы компенсировать возрастающую нагрузку, которую несут нижние позвонки.

Помимо утолщения позвонков, необходимую степень прочности и упругости позвоночнику обеспечивают несколько его изгибов, лежащих в сагиттальной плоскости.

Шейный позвонок отличается от других тем, что имеет отверстия в поперечных отростках. Позвоночное отверстие, образованное дугой шейного позвонка, большое, почти треугольной формы. Тело шейного позвонка (за исключением I шейного позвонка, который тела не имеет) сравнительно небольшое, овальной формы и вытянуто в поперечном направлении.

У I шейного позвонка, или атланта, тело отсутствует; его латеральные массы соединены двумя дугами — передней и задней. Верхняя и нижняя плоскости латеральных масс имеют суставные поверхности (верхнюю и нижнюю) , посредством которых I шейный позвонок соединяется соответственно с черепом и II шейным позвонком.

Грудной позвонок отличается большим, по сравнению с шейными, телом и почти круглым позвоночным отверстием. Грудные позвонки имеют на своем поперечном отростке реберную ямку, служащую для соединения с бугорком ребра. На боковых поверхностях тела грудного позвонка есть также верхняя и нижняя реберные ямки, в которые входит головка ребра.

Поясничные позвонки отличаются строго горизонтально направленными остистыми отростками с небольшими промежутками между ними, а также очень массивным телом бобовидной формы. По сравнению с позвонками шейного и грудного отделов поясничный позвонок имеет относительно небольшое позвоночное отверстие овальной формы.

Крестцовые позвонки существуют раздельно до возраста 18—25 лет, после чего они срастаются друг с другом, образуя единую кость — крестец. Крестец имеет форму треугольника, обращенного вершиной вниз; в нем выделяют основание, вершину и латеральные части, а также переднюю тазовую и заднюю поверхности. Внутри крестца проходит крестцовый канал. Основанием крестец сочленяется с V поясничным позвонком, а вершиной — с копчиком.

Копчик состоит из 3—5 недоразвитых позвонков, имеющих (за исключением I) форму овальных костных тел, окончательно окостеневающих в сравнительно позднем возрасте. Тело I копчикового позвонка имеет направленные в стороны выросты, которые являются рудиментами поперечных отростков; вверху у этого позвонка расположены видоизмененные верхние суставные отростки — копчиковые рога, которые соединяются с крестцовыми рогами. По происхождению копчик является рудиментом хвостового скелета.

4. Сделайте вывод, можно ли по форме и размерам позвонка определить, в каком отделе он находится.

По форме и размерам позвонка можно без труда определить, в каком отделе он находится. Чем меньше размер позвонка, тем выше он находится.

Источник

Презентация на тему: » Лабораторная работа по теме: «Особенности строения позвоночника»» — Транскрипт:

Источник

практическая работа №3.

Практическая работа №3.

Читайте также:  Вылечила нестабильность шейного отдела позвоночника

Тема: выявление нарушений осанки и плоскостопия.

Цель: определить, имеются ли нарушения осанки и плоскостопие.

Оборудование: сантиметровая лента, таз с водой, лист бумаги.

  1. Выявление нарушений осанки.

1 Выявление сутулости. (сантиметровой лентой замерить расстояние между крайними выступающими точками на плечах со стороны спины и со стороны груди).

А : Б = (если результат равен 0,8 и больше, то нарушений нет

если результат равен 0,7 и меньше, то имеется сутулость)

2. Оценка поясничного изгиба (выявление «седловидной спины»)

Встать спиной к стене так, чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении попробавать просунуть между стеной и поясницей ладонь, затем кулак. Если между стеной и поясницей проходит только ладонь – значит нарушений поясничного изгиба нет; между стеной и поясницей проходит кулак – значит нарушен поясничный изгиб.

3. Выявление сколиоза

Раздеться до пояса и встать спиной к наблюдателю. Руки опущены. Наблюдатель проверяет расположение плеч и лопаток. Если плечи и лопатки находятся на одном уровне, то нарушений нет. Если одно плечо или одна лопатка выше другой, то можно предположить наличие сколиоза. Между опущенными руками и туловищем образуются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях, равенства нет.

Вывод: оценить результаты всех трех замеров. Определить, имеются ли нарушения осанки.

4. Выявление гибкости позвоночника.

Встаньте на ступеньку лестницы и не сгибая коленей максимально наклонитесь вперед. Попытайтесь дотянуться до кончиков пальцев, а если возможно, то и ниже ступеньки.

Вывод: При измерении расстояния от кончика среднего пальца до опоры (если выше ее, то число со знаком «-«, если ниже — со знаком «+»).

Результаты считаются отличными, если у мальчиков они равны +6. +9 сантиметров, у девочек +7. +10 сантиметров.

Все остальные результаты оцениваются как хорошие, а вот отрицательные результаты — говорят о плохой гибкости позвоночника.

Выявление плоскостопия.

Покрасить краской лист бумаги, поставить на нее стопу, далее встать на лист белой бумаги. Получится след. Его необходимо обвести карандашом. После того, как бумага подсохнет, поставить точку в центре отпечатка среднего пальца и точку в центре отпечатка пятки. Затем поставленные точки соединить линией. Если полученная линия не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет. Если линия оказалась внутри следа, то плоскостопие есть.

Вывод: оценить полученный рисунок, сделать вывод о наличии или отсутствии плоскостопия.

источник

Практическая работа по биологии на тему: «Выявление нарушение осанки и наличия плоскостопия»(8 класс)

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия

Цели: Используя инструкцию, выявить среди участников своей группы:

нарушения поясничного изгиба позвоночника

сделать выводы о правильности осанки участников проводимого исследования

Определение искривления позвоночника

Углы лопаток на одном уровне

Один плечевой сустав расположен выше другого

Треугольники, образованные между туловищем и опущенными руками, равны

Отростки позвонков образуют прямую линию

Мерной лентой (сантиметром) измерьте расстояние между наиболее удаленными друг от друга точками плеча в области плечевых суставов левой и правой руки:

Разделите первый результат на второй.

Чем меньше дробь, тем сутулость больше. Если частное близко к 1, то это норма.

Определение нарушений поясничного изгиба позвоночника

Просуньте ладонь между стеной и поясницей

Попробуйте просунуть кулак.

Если последнее удастся, то осанка нарушена.

Количество боковых искривлений_____________________________

Количество нарушений поясничного изгиба_____________________

ОБЩИЙ ВЫВОД: (о состоянии осанки среди исследуемых)

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЛОСКОСТОПИЯ

Общая проверка на плоскостопие:

Расставляем точки, как показано на рисунке: А- центр подушечки большого пальца, С- точка между подушечками 2-го и 3-го пальцев, В- центр пятки. Строим треугольник.

а) Если треугольник практически целиком лежит на отпечатке — плоскостопие (больше 61% поверхности),

б) Если треугольник частично прикрывает след — уплощение (51-60%),

в) Если треугольник практически не попадает на среднюю часть следа — НОРМА (35-50%).

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Лабораторные работы по биологии 8 класс

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

по теме: «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»

Цель: пронаблюдать каталитическую функцию ферментов живых клеток.

Оборудование: 1) 2 пробирки

3) сырой и вареный картофель

1. В пробирки налейте воды на высоту примерно 3 см.

2. В одну добавьте 3-4 кусочка величиной с горошину сырого картофеля, в другую – столько же вареного.

Читайте также:  Где лучше полечить позвоночник

3. В каждую прилейте 5-6 капель перекиси водорода.

Опишите, что произошло в первой и второй пробирке. Схематично зарисуйте опыт.

Как называется вещество, ускоряющее химическую реакцию?

Что такое фермент? В каких условиях он действует?

Сделайте вывод, объяснив результаты опытов.

по теме «Клетки и ткани человека под микроскопом»

Цель: познакомиться с микроскопическим строением некоторых тканей человеческого организма, научиться выявлять их отличительные особенности

* для 1 варианта: «Железистый эпителий», «Гиалиновый хрящ»,

* для 2 варианта: «Нервная ткань», «Гладкие мышцы»

1.Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепараты.

2. Зарисуйте в тетрадь увиденное.

3. Сделайте вывод , перечислив отличительные особенности увиденных вами тканей (вид и расположение клеток, форма ядра, наличие межклеточного вещества).

по теме: «Строение костной ткани»

Цель: познакомиться со строением трубчатых и плоских костей.

Оборудование: 1) раздаточный материал «Спилы костей»

1. Рассмотрите спилы плоских и трубчатых костей, найдите губчатое вещество, рассмотрите его строение, в каких костях есть полость? Для чего она нужна?

2. З арисуйте в тетради увиденное, сделайте к рисункам подписи.

3. Сделайте вывод , сравнив плоские и трубчатые кости.

4. Как доказать, что костная ткань является разновидностью соединительной ткани?

5. Сравните строение хрящевой и костной ткани.

по теме: «Выявление особенностей строения позвонков»

Цель: познакомиться с особенностями строения позвонков.

Рассмотрите на рисунке учебника позвоночный столб и его отделы.

Сколько позвонков в каждом отделе?

Рассмотрите позвонки из набора. Определите из каких они отделов. Возьмите один из позвонков и сориентируйте его так, как он расположен в теле.

Пользуясь рисунком учебника, найдите тела позвонков, дугу, позвоночное отверстие, задний и передний отростки, место соединения с вышележащим позвонком.

Зарисуйте позвонок, подпишите на рисунке его части.

Что общего у всех позвонков и чем они отличаются?

По результатам наблюдений заполните таблицу:

по теме: «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

Цель: познакомиться с микроскопическим строением эритроцитов человека и лягушки, научиться их сравнивать и соотносить строение с функцией

2) микропрепараты «Кровь человека», «Кровь

1. Подготовьте микроскоп к работе .

2. Рассмотрите микропрепараты, сравните увиденное.

3. Зарисуйте по 2-3 эритроцита человека и лягушки.

4. Сделайте вывод , сравнив эритроциты человека и лягушки и ответив на вопросы: чья кровь переносит больше кислорода? Почему?

по теме: «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Цель: выяснить состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

Оборудование: 2 колбы с известковой водой

Вспомните процентный состав воздуха. Каков % кислорода и углекислого газа в воздухе классного помещения?

Рассмотрите прибор. Прозрачна ли жидкость в обеих пробирках?

Сделайте несколько вдохов и выдохов через мундштук, определите в какую пробирку идет вдыхаемый и выдыхаемый воздух? В какой пробирке вода помутнела?

по теме: «Дыхательные движения»

Цель: понаблюдать поступление воздуха в легкие и вытеснение его из легких.

Оборудование: стеклянная воронка среднего размера, два резиновых шарика, нитки и прозрачная липкая лента

Один из шариков поместим внутрь воронки, а его клапан выведем наружу, вывернем наизнанку, натянем на трубку воронки с наружной стороны и крепко обвяжем ниткой. Чтобы внутрь шарика проходил воздух, в клапан можно вставить спираль от авторучки или тоненькую трубку.

Второй шарик разрежем посередине между основанием и клапаном. Широкую часть натянем на раструб воронки так, чтобы образовалось резиновое дно. Прикрепим резиновое дно липкой лентой к корпусу воронки с наружной стороны.

Трубка воронки моделирует дыхательные пути, шарик внутри – легкое, шарик снаружи – диафрагму.

Чтобы продемонстрировать вдох диафрагму нужно опустить вниз, а выдох – вдавить внутрь.

Опишите опыт и объясните, почему легкие не могут самостоятельно совершать вдох и выдох? Как происходят дыхательные движения?

по теме: «Действие ферментов слюны на крахмал»

Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал,

Оборудование: 1) кусочек накрахмаленного бинта

2) чашка Петри со слабым раствором йода

1. Смочите вату на спичке слюной и нарисуйте ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.

2. Зажмите марлю между ладонями на 2-3 минуты, затем опустите в раствор йода.

3. Опишите результаты опыта

4. Сделайте вывод об условии действия фермента слюны.

по теме: » Действие желудочного сока на белки «

Цель: выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки

Оборудование: 1) штатив с 3 пробирками;

4) полусваренный куриный белок

8) химический стакан со снегом

1. В каждую пробирку поместите хлопья белка куриного яйца,

2. Прилейте по 1 мл натурального желудочного сока.

*первую пробирку поместите на водяную баню (температура +37 ºС),

*вторую – поставьте в стакан со снегом,

*в третью добавьте 3 капли раствора NaOH и поставьте на водяную баню (температура +37 ºС),

4.через 30 минут рассмотрите содержимое пробирок.

1. Напишите в тетрадь ход и результаты опытов.

2. Сделайте выводы по результатам опытов.

Практическая работа № 3 «Выявление нарушений осанки».

Цель: выявить нарушения осанки.

Оборудование : сантиметровая лента.

Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.

Читайте также:  Как излечить боли в спине и болезни позвоночника лучшие проверенные рецепты

1-расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча со стороны груди- см.

2. расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча со стороны спины.- см.

Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Ладонь прошла__________ или_______________

Сделайте вывод. У меня __________________ осанка.

Практическая работа № 4 «Выявление плоскостопия»

Цель: выявить плоскостопие .

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом.

Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за л инию – плоскостопия нет.

Практическая работа № 1 «Мышцы человеческого тела».

Цель: знакомство со строением мышц человеческого тела.

Оборудование: таблицы, рисунки, учебник.

Используя рисунки и анатомическое описание, определите местоположение мышечных групп и выполняемые ими движения.

I. Мышцы головы (по рисунку 47).

Мимические мышцы прикрепляются к костям, коже или только к коже, жевательные – к костям неподвижной части черепа и к нижней челюсти.

Задание 1 . Определите функцию височных мышц. Приложите руки к своим вискам и сделайте жевательные движения. Мышца напрягается, так как она поднимает нижнюю челюсть вверх. Найдите жевательную мышцу. Она находится около челюстных суставов, примерно на 1 см впереди них. Определите: височные и жевательные мышцы – синергисты или антагонисты?

Задание 2. Познакомьтесь с функцией мимических мышц. Возьмите зеркало и наморщите лоб, что мы делаем, когда недовольны или, когда задумались. Сокращается надчерепная мышца. Найдите ее на рисунке. Пронаблюдайте функцию круговой мышцы глаза и круговой мышцы рта. Первая закрывает глаз, вторая — рот.

II. Грудино-ключично-сосцевидная мышца на передней поверхно сти шеи (по рисунку 48).

Задание 3. Поверните голову вправо и прощупайте левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу. Поверните голову влево и обнаружьте правую. Эти мышцы поворачивают голову влево, вправо, действуя как антагонисты, но, когда сокращаются вместе, становятся синергистами и опускают голову вниз.

III. Мышцы туловища спереди (по рисунку 48).

Задание 4. Найдите большую грудную мышцу. Эта парная мышца напрягается, если согнуть руки в локте и с усилием сложить их на груди.

Задание 5. Рассмотрите на рисунке мышцы живота, образующие брюшной пресс. Они участвуют в дыхании, наклонах туловища в стороны и вперед, в переводе туловища из лежачего в сидячее положение при фиксированных ногах.

Задание 6. Найдите межреберные мышцы: наружные осуществляют вдох, внутренние – выдох.

IV. Мышцы туловища сзади (по рисунку 48).

Задание 7. Найдите на рисунке трапециевидную мышцу. Если свести лопатки и запрокинуть голову назад, она будет напряжена.

Задание 8. Найдите широчайшую мышцу спины. Она опускает пле чо вниз и отводит руки за спину.

Задание 9. Вдоль позвоночника находятся глубокие мышцы спины. Они разгибают тело, откидывая корпус назад. Определите их положение.

Задание 10. Найдите ягодичные мышцы. Они отводят бедро нами д. Глубокие мышцы спины и ягодичные мышцы у человека наиболее сильно развиты в связи с прямохождением. Они противостоит силе тяжести.

V. Мышцы руки (по рисунку 48)

Задание 11. Найдите на рисунке дельтовидную мышцу. Она находится над плечевым суставом и отводит руку в сторону до горизонтального положения.

Задание 12. Найдите двуглавую и трехглавую мышцы плеча. Являет ся ли они антагонистами или синергистами?

Задание 13. Мышцы предплечья. Чтобы понять их функцию, положите руку на стол ладонной стороной вниз. Прижмите ее к сто лу не чего сжимайте кисть в кулак и разжимайте ее. Вы почувствуете , как сокращаются мышцы предплечья. Это происходит потому, что со стороны ладони на предплечье располагаются мышцы, сгибающие кисть и пальцы, а разгибающие их находятся на тыльной стороне предплечья.

Задание 14. Нащупайте около лучезапястного сустава со стороны ладонной поверхности сухожилия, которые идут к мышцам пальцев рук. Подумайте, почему эти мышцы находятся на предплечье, а не на кисти.

VI. Мышцы ноги (по рисунку 48).

Задание 15. На передней поверхности бедра расположена очень мощная четырехглавая мышца бедра. Найдите ее на рисунке. Она сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном. Чтобы представить ее функцию, надо вообразить удар футболиста по мячу. Ее антагонистом являются ягодичные мышцы. Они отводят ногу назад. Действуя как синергисты, обе эти мышцы удерживают корпус в вертикальном положении, фиксируя тазобедренные суставы.На задней поверхности бедра расположены три мышцы, сгибающие ногу в колене.

Задание 16. Поднимитесь на носки, вы чувствуете, как напряглись икроножные мышцы. Они находятся на задней поверхности голени. Эти мышцы хорошо развиты, потому, что они поддерживают тело в вертикальном положении, участвуют в ходьбе, беге, прыжках.

источник

Источник