Лечение травмы позвоночника по метод

Лечение травмы позвоночника по метод thumbnail

«До травмы позвоночника я была очень независима, моя жизнь была заполнена — друзья, работа, путешествия, учеба на юридическом, свидания… После травмы все изменилось, и многие мечты — пожить одной, окончить университет, завести семью — были разрушены». Этой печальной цитатой начинается доклад Всемирной Организации Здравоохранения[1], посвященный спинальной травме. Ежегодно фиксируется от 250 000 до 500 000 случаев повреждений позвоночника, и кроме очевидных физических последствий пострадавшие и члены их семей сталкиваются с различными психологическими трудностями, вплоть до клинической депрессии в 20–30% случаев.

Причины травм позвоночника

Для начала стоит вспомнить немного из анатомии. Позвоночный столб состоит из сравнительно небольших отдельных костей — позвонков, расположенных друг над другом. Между телами позвонков расположены диски, благодаря которым смягчается осевая нагрузка. Парные отростки образуют суставы со следующими позвонками. Также к отросткам крепятся мышцы и связки, укрепляющие позвоночник и обеспечивающие его движение. Расположенные друг над другом отверстия в позвонках образуют позвоночный канал — вместилище для спинного мозга. Спинной мозг является продолжением головного мозга и состоит из нервных волокон, по которым команды от мозга поступают к нашим органам и мышцам, а информация от чувствительных рецепторов, наоборот, идет от периферии в центральную нервную систему для обработки.

Несмотря на свою защитную роль и заложенную природой прочность, позвоночник (а вместе с ним и спинной мозг) подвержен повреждениям. Причины этого можно разделить на две группы.

Травмы. Ими вызвано до 90% всех спинальных повреждений. Чаще всего это травмы в результате дорожно-транспортных происшествий, причем более 30% таких случаев связаны с приемом алкоголя или запрещенных веществ. Также большой процент травматических повреждений позвоночника происходит в результате падений с высоты. Сюда же можно отнести «травму ныряльщика» — типичную травму шейного отдела позвоночника. Не меньшее число спинальных травм связано с насильственными причинами (например, огнестрельными ранениями).

Нетравматические причины. Занимают меньшую долю по сравнению с травматическими, но в последние годы отмечается увеличение числа подобных случаев. К нетравматическим причинам относятся опухоли различной природы, в том числе гемангиомы, опухоли кроветворной системы, метастазы опухолей в кости. Разрушение позвонков возможно вследствие дегенеративных изменений, например остеохондроза или остеопороза, которые нередко развиваются с возрастом. Встречаются сосудистые и аутоиммунные повреждения. В ряде случаев причиной может стать инфекция (костная форма туберкулеза).

По данным статистики, мужчины подвержены спинальным травмам в два раза больше, чем женщины, пиковые возрасты риска — 15–29 лет и от 60 лет.

Виды спинальных травм

Нужно понимать, что не все повреждения позвоночника означают автоматически травму спинного мозга. Также бывают ситуации, при которых затронут спинной мозг без нарушений со стороны позвоночника. Однако чаще всего врачи сталкиваются с позвоночно-спинномозговой травмой (ПСМТ) — сочетанием травмы спины и позвоночника с повреждением спинного мозга.

Существует множество классификаций ПСМТ, применяющихся в травматологии и нейрохирургии. Рассмотрим основные варианты.

  • В зависимости от степени нарушения целостности мягких тканей и кожных покровов может быть открытая и закрытая травма позвоночника.
  • По уровню поражения спинальные травмы можно разделить на повреждения шейного , грудного , поясничного или крестцового отдела позвоночника. При поражении нескольких зон говорят о многоуровневых повреждениях. Если затронуто несколько позвонков сразу, то повреждение множественное.
  • Травмы позвоночника могут быть разных видов: ушибы , вывихи , растяжения , переломы . Все эти повреждения могут сочетаться между собой, ухудшая состояние пострадавшего и затрудняя постановку правильного диагноза.
    • Ушиб позвоночника затрагивает только мягкие ткани (подкожную клетчатку, сосуды), происходит при кратковременном действии повреждающей силы.
    • Дисторсии, или растяжения , вызваны длительным воздействием тянущей силы, превышающей физиологическую, и затрагивают мышцы, сухожилия, связки. В эту группу включены и надрывы или разрывы связок позвоночника.
    • Вывих возникает при устойчивом расхождении сочленяющихся поверхностей в суставах. Если поверхности расходятся не полностью, то это подвывих, или неполный вывих. Также вывих может быть осложненным, например при сочетании с переломом.
    • При переломе позвонка происходит нарушение целостности самой кости. Каждый сегмент позвоночника имеет свои, обусловленные строением типы переломов. Так, для первого шейного позвонка — атланта — характерны либо перелом только одной дуги, либо «взрывной» перелом, а также вывих в атлантоаксиальном суставе. Особенностью второго шейного позвонка является перелом зуба аксиса, который может сочетаться с переломом дуги позвонка и т.д.

Более высокая подвижность в суставах шеи способствует возникновению вывихов на данном уровне. Менее подвижные грудные позвонки и более массивные поясничные скорее страдают от переломо-вывихов и переломов. В области перехода от грудных к поясничным позвонкам значительно меняются их биомеханические характеристики, и повреждения в этой зоне встречаются чаще, чем в верхних грудных или нижних поясничных отделах.

Травмы костей позвоночника грудного и поясничного сегментов различаются по механизму нанесения:

  • Компрессионные переломы (тип A) происходят при вертикальном сдавливающем воздействии, при этом повреждаются тела позвонков.
  • Повреждения типа В формируются при действии растяжения, чрезмерного сгибания или разгибания, страдают преимущественно ножки, дуги, отростки позвонков, а также суставы и связки.
  • При действии скручивающей силы в сочетании с давлением и растяжением возникают наиболее тяжелые повреждения — ротационные переломы (тип С). Такой тип травмы чаще затрагивает не изолированные позвонки, а так называемый позвоночный сегмент — два позвонка и межпозвоночный диск между ними.

Большинство повреждений позвоночника можно разделить на стабильные и нестабильные. Повреждение среднего столба или двух-трех столбов позвоночника считается нестабильным и требует обязательной фиксации. Без этого есть высокий риск смещения поврежденных элементов и травмы спинного мозга.

Если при травме позвоночника не произошло повреждение спинного мозга и спинномозговых нервов, то такая травма относится к неосложненным . В остальных случаях принято говорить об осложненной спинальной травме. При этом степень повреждения может быть различна. Встречается сотрясение спинного мозга, его ушиб, сдавление, а также частичный или полный перерыв. Причиной повреждения спинного мозга могут стать различные кровоизлияния, кости или их отломки, инородные тела.

Проявления и признаки различных травм могут совпадать, но чаще всего отличаются, что облегчает диагностику.

Симптомы травм позвоночника

В случае ушиба возникает боль в месте травмы. Интенсивность боли бывает различной: чем более выражены гематома и отек, тем сильнее болевой синдром вследствие сдавления нервных окончаний и растяжения тканей. Вывих вызывает ограничение и болезненность движений в поврежденном суставе. Переломы могут сопровождаться вынужденным неестественным положением тела.

Повреждения двух верхних шейных позвонков зачастую сочетаются с черепно-мозговой травмой. Переломы в этом сегменте могут никак себя не проявлять, но при этом приводить к гибели. Одним из опаснейших симптомов поражения данной зоны является нарушение дыхания и сердечной деятельности за счет сдавления продолговатого мозга.

Читайте также:  Справка о переломе позвоночника

При повреждениях нижележащих шейных позвонков выявляют вынужденное положение головы, ее неустойчивость, деформацию шеи, отек мягких тканей, напряжение мышц, ограничение и болезненность при движении в шейном отделе позвоночника. На уровне поврежденного позвонка возможно усиление боли при нажатии, выявляется искривление линии остистых отростков, рас-хождение межостистого промежутка при повреждении заднего связочного комплекса.

Травмы в грудном и поясничном отделах также могут быть бессимптомны, но чаще пострадавший жалуется на боль в области перелома, особенно при движении. Боль может иметь опоясывающий характер. Мышцы спины напряжены. Возможны боли в животе с напряжением передней брюшной стенки.

При повреждении спинного мозга симптомы будут зависеть от степени и уровня поражения. Для этого исследуют мышечную силу в различных группах мышц, тактильную и болевую чувствительность, активность рефлексов в различных зонах. Нарушение иннервации может проявлять себя как покалыванием в конечностях, слабостью мышц, так и полной потерей чувствительности и невозможностью движения.

Последствия спинномозговых травм

Спинальная травма может приводить к тяжелым последствиям. В раннем периоде после травмы человек испытывает боль, вынужден находиться в определенном положении при иммобилизации, а при присоединении инфекции возможно развитие воспаления — остеомиелита. Позже могут развиваться нестабильность в поврежденном участке позвоночника, патологические искривления позвоночника, хроническое воспаление и болевой синдром. В случае повреждения спинного мозга происходит уменьшение мышечной силы или полный паралич, спастические изменения, атрофия мышц и мягких тканей, нарушение или выпадение чувствительности, проблемы или отказ в работе внутренних органов. Отличить полное повреждение спинного мозга от неполного в острый период зачастую невозможно.

Не менее важны социальные и психологические последствия травмы позвоночника. После спинальной травмы человек нуждается в помощи, причем могут быть затронуты практически все сферы жизни: питание, уход за собой, перемещение, выполнение домашних дел, общение. Зачастую требуются специальные приспособления. Неправильное или негативное восприятие окружающих, отсутствие безбарьерной среды лишает человека возможности принимать активное участие в окружающей жизни, многие сталкиваются с безработицей. Дети с травмой позвоночника имеют меньше возможностей для посещения школы и успешной учебы. Восстановление после травмы позвоночника может происходить крайне медленно. Все это оказывает огромное давление на пострадавшего человека, приводит к различным психологическим проблемам вплоть до депрессии, что значительно затрудняет процесс выздоровления.

Поэтому человеку со спинальной травмой обязательно нужна помощь специалистов и поддержка близких людей. Необходимо помнить, что при своевременном начале лечения и реабилитации восстановление функций происходит быстрее и в большем объеме.

Лечение травм позвоночника

При подозрении на травму позвоночника необходимо вызвать скорую медицинскую помощь. Лечение травм позвоночника и спинного мозга проводится в стационаре.

Это важно
Если обнаружен человек без сознания — после ДТП, падения с высоты, ныряния на мелководье, избиения — крайне нежелательно его перемещать. При транспортировке человеку сначала фиксируют голову с помощью специального жесткого головодержателя, затем перемещают на жесткие носилки. Перекладывание таких пострадавших должны осуществлять несколько человек, без рывков, с подкладыванием рук под все отделы позвоночника.

В больнице проводят полный осмотр пострадавшего, с оценкой неврологического статуса. Однако для точного диагноза нужны инструментальные исследования. Стандартом является использование спиральной компьютерной томографии (СКТ). Эти исследования позволяют со всех сторон увидеть состояние костей позвоночника. Следующий этап обследования — оценка степени поражения спинного мозга. Для этого проводят поясничную пункцию, а также миелографию. Могут назначить МРТ, исследование соматосенсорных вызванных потенциалов, вертебральную ангиографию при повреждениях шейного сегмента. В 95–98% случаев достаточно СКТ и МРТ[2].

Лекарственная терапия при травме позвоночника направлена на уменьшение повреждения спинного мозга, с данной целью могут быть использованы метилпреднизолон, ганглиозид GM1, антигипоксанты, ангиопротекторы. При тяжелых травмах в период подготовки к операции возможно применение антибиотиков для профилактики инфекционных осложнений, внутривенные вливания растворов для поддержания давления и уменьшения интоксикации. Травмы головы, позвоночника и спины в большинстве случаев болезненны, и в комплекс медикаментозной терапии обязательно включают адекватное обезболивание.

Хирургическое вмешательство необходимо в случаях сдавления спинного мозга из-за гематом, костных осколков, инородных тел. Также хирургическому лечению подлежат нестабильные повреждения позвоночника. Операции на позвоночнике относятся к высокотехнологичным методам лечения. Все манипуляции на спинном мозге выполняют с применением специального инструментария, микроскопа или экзоскопа — гибрида микроскопа и эндоскопа с увеличением от 5 до 20 раз.

Имеются и противопоказания к немедленному хирургическому лечению острой ПСМТ. Чаще всего это нестабильное состояние пациента, геморрагический шок, тяжелые повреждения сердца, внутренних органов, повреждения крупных сосудов, тяжелая черепно-мозговая травма. В таких случаях проводят лечебные мероприятия начиная с наиболее опасных для жизни повреждений.

В ряде случаев при переломах позвонков используют консервативные методы. Если сдавление спинного мозга отсутствует, стабильные компрессионные переломы можно лечить с помощью закрытой реклинации, или, говоря проще, посредством исправления деформации позвоночника воздействием силы. Также используются методы скелетного вытяжения. Задача консервативных методик — зафиксировать поврежденный участок скелета в нужном положении. Для исключения усиления деформации и поздней компрессии спинного мозга проводится контроль МРТ через 3, 6, 12 месяцев. Консервативные методы успешно сочетают с оперативным лечением.

Реабилитация после спинальной травмы

Особенность травмы позвоночника в том, что для выздоровления только операции недостаточно. После проведенного лечения наступает важнейший период восстановления. Эффективность реабилитации после травмы позвоночника тем выше, чем раньше она была начата. По подсчетам зарубежных специалистов, материальные средства, вложенные в раннюю реабилитацию, в 17 раз меньше затрат на обеспечение жизни в результате ограничений.

Обратите внимание
Разделы реабилитации взаимосвязаны и дополняют друг друга. Наибольший эффект достигается при сочетании методов и обязательном контроле над эффективностью проводимой терапии. Одним из способов объективной оценки результативности реабилитации является специальная шкала FIM, состоящая из 18 разделов. Она является международной и позволяет максимально достоверно отслеживать результат лечения.

Реабилитационные мероприятия можно и нужно начинать уже с первых суток после операции. Подбор курса восстановления всегда индивидуален и основан на состоянии пациента, степени повреждения, сопутствующей патологии.

Восстановление подвижности

При утрате или нарушении двигательной функции показана физическая терапия. Она основана на упражнениях и специальных движениях, которые могут быть выполнены с помощью физического терапевта. Физическая терапия включает в себя множество современных методик: кинезиотейпирование, PNF, Бобат-методику и другие.

Кроме того, возвращению подвижности, улучшению кровообращения, тонуса способствует воздействие физических методов, таких как температура, ультразвук, магнитное поле, ток. Физиотерапия может оказывать обезболивающее, противовоспалительное, спазмолитическое действие, улучшать питание тканей и проводимость нервных волокон.

Психологическая помощь

Сама травма, ее последствия, а также процесс лечения и реабилитации могут значительно влиять на психологическое состояние человека. Люди со спинальной травмой испытывают тревогу, растерянность, ведь их мир значительно меняется. Многим пациентам необходима поддержка близких и помощь опытного психолога для того, чтобы принять произошедшее и найти в себе силы бороться и побеждать.

Читайте также:  Боль в позвоночнике при наклоне головы

Социальная реабилитация

Обязательной частью реабилитации после травмы позвоночника является социальная адаптация. Вновь возвращаться в общество, зачастую в новом качестве, учиться взаимодействовать с окружающим миром и людьми — сложная задача. Возможность передвигаться за пределами дома, пользоваться транспортом, освоить новую профессию или вернуть прежние навыки — вот главные задачи социального восстановления.

Эрготерапия

Иногда пациенту необходимо осваивать заново даже самые элементарные движения, учиться ухаживать за собой, готовить пищу. Эрготерапия позволяет работать именно с теми областями жизни, в которых нуждается пациент. Занятия подбираются индивидуально и отвечают потребностям человека. Во время терапии в безопасных условиях моделируются реальные жизненные ситуации: умывание, открывание дверей, пересечение улицы. Это помогает развивать независимость действий, самостоятельность.

Для успешного восстановления пациенту может быть необходимо специально подобранное питание (в зависимости от его состояния), осмотр профильных специалистов. Чтобы снизить риск осложнений, может требоваться специальный уход. Реализовать все необходимые условия на дому не всегда возможно. Современные специализированные медицинские центры позволяют проводить процесс реабилитации с учетом всех нюансов, обеспечивать качественную и своевременную помощь пациентам со спинальной травмой. Совместные усилия специалистов и самого пациента, поддержка родных и близких позволяют максимально устранить последствия травмы и жить полной жизнью.

Источник

Çäåñü — ëèøü ñîáðàííàÿ èç îòêðûòûõ èñòî÷íèêîâ èíôîðìàöèÿ. Íèêàêîãî àâòîðñòâà

Êîíñåðâàòèâíûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ òðàâìû ïîçâîíî÷íèêà

Ñàìûìè ðàñïðîñòðàíåííûìè êîíñåðâàòèâíûìè ìåòîäàìè ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà ÿâëÿþòñÿ: ìåòîä îäíîìîìåíòíîé ðåïîçèöèè ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì êîðñåòà, ôóíêöèîíàëüíûé ìåòîä, à òàêæå ìåòîä ïîñòåïåííîé ðåïîçèöèè ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì êîðñåòà.

Îäíîìîìåíòíàÿ ðåïîçèöèÿ ïîêàçàíà ïðè çíà÷èòåëüíûõ òðàâìàõ, íàïðèìåð êîìïðåññèÿ òåëà ïîçâîíêà íà ïîëîâèíó òåëà è áîëåå. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè äëÿ ýòîãî ìåòîäà ÿâëÿþòñÿ ïåðåëîìî âûâèõè ñ çàìûêàíèåì ñóñòàâíûõ îòðîñòêîâ, ýêñòåíñèâíûå ïåðåëîìû, ïîâðåæäåíèÿ ïåðåäíåé ñòåíêè ñïèííîìîçãîâîãî êàíàëà, ïåðåëîìû ñóñòàâíûõ îòðîñòêîâ è äóæåê, òðàâìàòè÷åñêèå ñïîíäèëîëèñòîçû, ïðåêëîííûé âîçðàñò ïîñòðàäàâøåãî, à òàêæå îáùåå òÿæåëîå ñîñòîÿíèå, ñîïóòñòâóþùèå ïîâðåæäåíèÿ è çàáîëåâàíèÿ. Ïðèíöèïîì ìåòîäà ÿâëÿåòñÿ ðàñïðàâëåíèå ñëîìàííîãî ïîçâîíêà áûñòðûì ðàçãèáàíèåì ïîçâîíî÷íèêà ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì êîðñåòà äî ñðàùåíèÿ ïåðåëîìà. Ðåïîçèöèþ ïðîâîäÿò ïðè íàäåæíîì îáåçáîëèâàíèè ïî ìåòîäó Áåëåðà, õîòÿ òàê æå ÷àñòî èñïîëüçóþò àíåñòåçèþ ïî Øíåêó. Ìåñòíîå îáåçáîëèâàíèå äîïîëíÿþò ïîäêîæíûì ââåäåíèåì àíàëüãåòèêîâ. Ðåïîçèöèþ ïîçâîíêà ìîæíî ïðîâîäèòü íà ðàçíîâûñîêèõ ñòîëàõ — ýòî ìåòîä Óîòñîíà Äæîíñà Áåëåðà, èëè ïîäòÿãèâàíèåì ââåðõ íîã áîëüíîãî, ëåæàùåãî âíèç ëèöîì, — ýòî ìåòîä Äåâèñà.

Îäíàêî áîëåå öåëåñîîáðàçíà ðåïîçèöèÿ ïîçâîíêîâ íà ñïåöèàëüíîì îðòîïåäè÷åñêîì ñòîëå. Ýòîò ìåòîä ÿâëÿåòñÿ áîëåå óíèâåðñàëüíûì, áåçîïàñíûì, à òàêæå ëåã÷å ïåðåíîñèòñÿ áîëüíûìè, â îòëè÷èå îò äðóãèõ ìåòîäîâ ìîæåò ïðîâîäèòüñÿ ïðè íåñòàáèëüíûõ ïåðåëîìàõ è ïåðåëîìî âûâèõàõ ïîçâîíêîâ áåç çàìûêàíèÿ ñóñòàâíûõ îòðîñòêîâ. Äëèòåëüíîñòü ýòîãî ìåòîäà ñîñòàâëÿåò ïðèáëèçèòåëüíî îêîëî 10 ìèí ïîä íàðêîçîì è 40-50 ìèí ïîä ìåñòíîé àíåñòåçèåé. Êîðñåò íàêëàäûâàþò ñðàçó æå ïîñëå ðåïîçèöèè è ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî êîíòðîëÿ ïðîâåäåííîé îïåðàöèè. Îí èìååò òðè òî÷êè îïîðû: ãðóäèíà, ñèìôèç è ïîÿñíè÷íûé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà â îáëàñòè íàèáîëüøåãî ëîðäîçà. Îñíîâíàÿ çàäà÷à òàêîãî êîðñåòà — ïðåïÿòñòâèå ñãèáàíèþ ïîçâîíî÷íèêà è ïîääåðæàíèå åãî ïîñòîÿííî â ïîëîæåíèè ðàçãèáàíèÿ, èìåííî ïîýòîìó òàêîé êîðñåò íàçûâàþò ýêñòåíçèîííûì. Êîðñåò íàêëàäûâàþò ïî ìåòîäó Þìàøåâà Ñèëèíà Òàëàìáóìà. Îñíîâíîé ïðèíöèï, êîòîðûé íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü ïðè íàëîæåíèè òàêîãî êîðñåòà, — ïî âîçìîæíîñòè ìàêñèìàëüíî îòêðûòàÿ ñïèíà, ÷òî âïîñëåäñòâèè îáëåã÷àåò âîçäåéñòâèå íà îáëàñòü ñïèíû ãèãèåíè÷åñêèõ ïðîöåäóð, ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé, à òàêæå ñäåëàåò âîçìîæíûì ìàññàæ ìûøö ñïèíû. Ôèçèîïðîöåäóðû, ëå÷åáíóþ ãèìíàñòèêó è ìàññàæ ïðîâîäÿò ñ ïåðâûõ äíåé ïîñëå íàëîæåíèÿ êîðñåòà. Õîäèòü â êîðñåòå ïîêàçàíî òîëüêî ñ òðåòüåé íåäåëè ïîñëå ðåïîçèöèè. Ñíèìàþò êîðñåò ñïóñòÿ 4-6 ìåñÿöåâ. Òðóäîñïîñîáíîñòü âîçâðàùàåòñÿ ñïóñòÿ ãîä ïîñëå òðàâìàòèçàöèè ïîçâîíî÷íèêà.  äàëüíåéøåì è â ñëó÷àÿõ çíà÷èòåëüíîé êîìïðåññèè ìîæåò áûòü ðåêîìåíäîâàíî íîøåíèå ñúåìíîãî îðòîïåäè÷åñêîãî êîðñåòà.

Ôóíêöèîíàëüíûé ìåòîä. Îí ïîêàçàí ïðè íåçíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè êîìïðåññèè (íå áîëåå îäíîé òðåòè âûñîòû òåëà ïîçâîíêà) ïðè îòñóòñòâèè ñäàâëåíèÿ ñîäåðæèìîãî, íàõîäÿùåãîñÿ â ñïèííîìîçãîâîì êàíàëå.

Ïðèíöèï ìåòîäà: èììîáèëèçàöèÿ ïåðåëîìà ïîñòåëüíûì ðåæèìîì è ïðîäîëüíûì âûòÿæåíèåì ïîçâîíî÷íèêà, ðàííÿÿ ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà, ãèìíàñòèêà, íàïðàâëåííàÿ íà ñîçäàíèå ïîëíîöåííîãî ìûøå÷íîãî êàðêàñà. Ðàñïðàâëåíèå è ðåïîçèöèþ ïîçâîíêîâ ïðè ýòîì íå ïðîèçâîäÿò. Ïîëó÷åííàÿ äåôîðìàöèÿ ïîñòåïåííî êîððèãèðóåòñÿ çà ñ÷åò êîìïåíñàòîðíîãî èñêðèâëåíèÿ ñìåæíûõ ó÷àñòêîâ ïîçâîíî÷íèêà. Êîðñåò ïðè ýòîì òàêæå íå íàêëàäûâàåòñÿ. Äëÿ îñåâîé íàãðóçêè ïðèìåíÿþò ïðîäîëüíîå âûòÿæåíèå çà ïîäìûøå÷íûå âïàäèíû íà íàêëîííîì ùèòå. Ïîä ôèçèîëîãè÷åñêèå ëîðäîçû ïîäêëàäûâàþò âàëèêè, ÷òîáû îáåñïå÷èòü ìàêñèìàëüíîå ðàññëàáëåíèå ïîçâîíî÷íèêà. Âàëèêè íåîáõîäèìî ïîäîáðàòü òàêîãî ðàçìåðà è âûñîòû, ÷òîáû âîñïîëíèòü èìåþùèéñÿ ëîðäîç, íî íè â êîåì ñëó÷àå íå óñèëèòü ðàçãèáàíèå ïîçâîíî÷íèêà. Ñ ïåðâûõ æå äíåé áîëüíîé äîëæåí çàíèìàòüñÿ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé. Êîìïëåêñ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè äîëæåí ñîñòîÿòü èç ÷åòûðåõ ïåðèîäîâ ïî âîçðàñòàþùåé òðóäíîñòè.  îñíîâó êîìïëåêñà âõîäÿò ðàçãèáàòåëüíûå íàïðàâëåííûå óïðàæíåíèÿ, êîòîðûå ñïîñîáñòâóþò óêðåïëåíèþ ìûøå÷íîãî êîðñåòà ñïèíû. Ñðîê ïîñòåëüíîãî ðåæèìà íå äîëæåí ïðåâûøàòü äâóõ ìåñÿöåâ. Ñèäÿ÷åå ïîëîæåíèå áîëüíîé äîëæåí ïðèíèìàòü ñïóñòÿ òðè ìåñÿöà ïîñëå ïåðåëîìà. Ðåàáèëèòàöèÿ ïðîõîäèò â òå÷åíèå ãîäà ïîñëå ïåðåëîìà. Ìåòîä ïîñòåïåííîé ðåïîçèöèè. Ïîêàçàíèÿìè äëÿ ýòîãî ÿâëÿþòñÿ òå æå, ÷òî è ïðè îäíîìîìåíòíîé ðåïîçèöèè. Êðîìå òîãî, ïîñòåïåííàÿ ðåïîçèöèÿ ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ è ïðè êðàéíèõ ñòåïåíÿõ íåñòàáèëüíîñòè ïåðåëîìà. Íàïðèìåð, ïðè ïîëíîì ïîâðåæäåíèè ñóñòàâíûõ îòðîñòêàõ ñ îáåèõ ñòîðîí, ïðè ïåðåëîìî âûâèõàõ ïîçâîíêîâ áåç çàìûêàíèÿ ñóñòàâíûõ îòðîñòêîâ è ò. ä. Ïðèíöèï ìåòîäà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ðåïîçèöèþ îñóùåñòâëÿþò ïîñòåïåííî ñ óâåëè÷åíèåì ðàçãèáàíèÿ ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà â òå÷åíèå 1-2 íåäåëü, ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì ýêñòåíçèîííîãî êîðñåòà. Ðåïîçèöèþ ïðîèçâîäÿò íà ïîñòåëè ñ ùèòîì ïîäêëàäûâàíèåì øèðîêèõ âàëèêîâ ïîä ïîÿñíè÷íóþ îáëàñòü. Ñïóñòÿ 2-3 äíÿ âûñîòó âàëèêà óâåëè÷èâàþò è äîâîäÿò äî 10-12 ñì ê 7-10-ìó äíþ.

Ïîñòåïåííàÿ ðåïîçèöèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíûõ êîíñòðóêöèé, êîòîðûå ìîãóò îáåñïå÷èòü ïîñòåïåííîå ðàçãèáàíèå ïîçâîíî÷íèêà. Îäíîâðåìåííî ñ ïîñòåïåííîé ðåïîçèöèåé íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé, ãèìíàñòèêîé, ìàññàæåì, à òàêæå ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ. Íà 14-20-é äåíü íàêëàäûâàþò ýêñòåíçèîííûé êîðñåò â ïîëîæåíèè áîëüíîãî ëåæà íà ñïèíå. Ïîñëåäóþùèå ëå÷åíèå òî÷íî òàêîå æå, êàê è ïîñëå îäíîìîìåíòíîé ðåïîçèöèè. Îïåðàòèâíàÿ àëëîïëàñòè÷åñêàÿ çàäíÿÿ ôèêñàöèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Îíà ïîêàçàíà ïðè íåîñëîæíåííûõ ôëåêñèîííûõ ïåðåëîìàõ òåë ïîçâîíêîâ.

Ïðèíöèï ìåòîäà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ïîñëå ðåïîçèöèè ïåðåëîìà ïðîâîäÿò ôèêñàöèþ îñòèñòûõ îòðîñòêîâ, äóæåê èëè ïîïåðå÷íûõ îòðîñòêîâ ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà ïîçâîíî÷íèêà. Èç çà ýòîãî íàãðóçêà ïåðåíîñèòñÿ íà çàäíèé íåïîâðåæäåííûé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà è ïîâðåæäåííîå òåëî ïîçâîíêà ðàçãðóæàåòñÿ íà âåñü ïåðèîä çàðàñòàíèÿ ïåðåëîìà. Ïðè ýòîì ìåòîäå íå ïðèìåíÿåòñÿ âíåøíÿÿ èììîáèëèçàöèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Âïðàâëåíèå ñëîìàííîãî ïîçâîíêà îñóùåñòâëÿåòñÿ â ïðåäîïåðàöèîííûé ïåðèîä ìåòîäîì îäíîìîìåíòíîé èëè ïîñòåïåííîé ðåïîçèöèè ïîçâîíêà. Ñòàáèëüíûå ïåðåëîìû ïîçâîíêîâ áåç ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà è ñòåíêè ñïèííîìîçãîâîãî êàíàëà ìîæíî ôèêñèðîâàòü ìåòàëëè÷åñêîé ñòÿæêîé Öèâüÿíà è Ðàìèõà êîíòðàêòîðîì Âåéôëîãà èëè ïðîâîäèòü àëëîïëàñòè÷åñêóþ ôèêñàöèþ áåç ïîâðåæäåíèÿ ìûøå÷íîãî êàðêàñà ñïèíû ïî ìåòîäó Þìàøåâà-Ñèëèíà. Ïðè îïåðàöèè ýòèìè ìåòîäàìè ôèêñàöèè çàäåéñòâîâàíû îñòèñòûå îòðîñòêè ïîçâîíêîâ, ëåæàùèå âûøå è íèæå ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà.

Читайте также:  Как разбить шишку на шейном отделе позвоночника

Îïåðàöèþ ïðîâîäÿò ïîä ðåíòãåíîëîãè÷åñêèì êîíòðîëåì. Ïðè íåñòàáèëüíûõ ïåðåëîìàõ òåë ïîçâîíêîâ ñ íàðóøåíèåì öåëîñòíîñòè ïåðåäíåé ñòåíêè ñïèííîìîçãîâîãî êàíàëà ïðîèçâîäÿò ôèêñàöèþ ìåòàëëè÷åñêèìè ïëàñòèíàìè. Îñîáåííîñòè ýòîé îïåðàöèè â òîì, ÷òî ôèêñàöèè ïîäëåæàò ïî äâà ñìåæíûõ ïîçâîíêà âûøå è íèæå ïîâðåæäåííîãî ó÷àñòêà.  ïåðèîä ðåàáèëèòàöèè íåîáõîäèìî áîëüøîå âíèìàíèå óäåëÿòü ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðå, ãèìíàñòèêå è ìàññàæó. Âñå ìåðîïðèÿòèÿ äîëæíû áûòü íàïðàâëåíû íà ïîñòåïåííîå óêðåïëåíèå ìûøå÷íîãî êîðñåòà ñïèíû. Ñðîê ïîñòåëüíîãî ðåæèìà çàâèñèò îò ñòåïåíè òÿæåñòè ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà è îáúåìà ïîâðåæäåíèÿ ìûøö ñïèíû âî âðåìÿ îïåðàöèè. Òàê, íàïðèìåð, ïðè îïåðàöèè ïî ìåòîäó Þìàøåâà-Ñèëèíà áîëüíûõ ïîäíèìàþò íà íîãè ñïóñòÿ 4-6 äíåé, ïîñëå ôèêñàöèè ïî ìåòîäó Öèÿâèíà è Ðàìèõà — ÷åðåç 14-16 äíåé, à ïîñëå ôèêñàöèè ïëàñòèíàìè, ïðè êîòîðîé ïðîèñõîäèò åùå áîëüøåå ïîâðåæäåíèå ìûøö ñïèíû, ñðîê ïîñòåëüíîãî ðåæèìà óâåëè÷èâàåòñÿ äî 3 íåäåëü. Âîïðîñ î âîññòàíîâëåíèè òðóäîñïîñîáíîñòè ðåøàåòñÿ ñïóñòÿ 2-3 ìåñÿöà. Îäíàêî ïðîãíîç äëÿ òàêèõ áîëüíûõ áëàãîïðèÿòíûé òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ïàöèåíò â òå÷åíèå ãîäà ïîñëå îïåðàöèè íå áóäåò íàãðóæàòü ñåáÿ ôèçè÷åñêè. Ìåòàëëè÷åñêèå ôèêñàòîðû ïîäëåæàò óäàëåíèþ íå ðàíüøå, ÷åì ñïóñòÿ ãîä ïîñëå îïåðàöèè.

Ïðè âçðûâíûõ ïåðåëîìàõ, êîãäà ñòóäåíèñòîå ÿäðî äèñêà âíåäðÿåòñÿ ìåæäó ôðàãìåíòàìè ñëîìàííîãî ïîçâîíêà è ìåøàåò ñðàñòàíèþ ïåðåëîìà, ïîêàçàíî îïåðàòèâíîå óäàëåíèå îáëîìêîâ ïîçâîíêà è çàìåùåíèå òåëà êîñòíûì òðàíñïëàíòàòîì.

Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ ñðåäíåãðóäíûõ è âåðõíåãðóäíûõ ïîçâîíêîâ
Ñðåäíåãðóäíûå è âåðõíåãðóäíûå ïîçâîíêè ïëîòíî ôèêñèðîâàíû ãðóäíîé êëåòêîé, ïîýòîìó ïåðåëîìû â ýòîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà ïðàêòè÷åñêè íèêîãäà íå ïðèâîäÿò ê êîìïðåññèè è âûâèõàì ïîçâîíêîâ. Ïî òîé æå ïðè÷èíå äîáèòüñÿ çíà÷èòåëüíûõ ðåçóëüòàòîâ â ðàñïðàâëåíèè ñëîìàííûõ ïîçâîíêîâ ïðàêòè÷åñêè íå óäàåòñÿ. Ïåðåëîìû âåðõíèõ è ñðåäíèõ ãðóäíûõ ïîçâîíêîâ ëå÷àò ôóíêöèîíàëüíûì ìåòîäîì ïî Äðåâèíãó è Ãîðèíåâñêîé. Ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíêîâ äî ïÿòîãî ãðóäíîãî âûòÿæåíèå ïðîâîäèòñÿ íå çà ïîäìûøå÷íûå âïàäèíû, à çà ãîëîâó ïåòëåé Ãëèññîíà.

Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ è âûâèõîâ øåéíûõ ïîçâîíêîâ
Îäíîìîìåíòíàÿ ðó÷íàÿ ðåïîçèöèÿ ïåðåëîìîâ è îñîáåííî âûâèõîâ òàèò â ñåáå áîëüøóþ óãðîçó ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà, ïîýòîìó ïðîâîäèòñÿ òîëüêî îïûòíûìè ñïåöèàëèñòàìè. Ñàìûé ðàñïðîñòðàíåííûé ìåòîä ðåïîçèöèè øåéíûõ ïîçâîíêîâ ÿâëÿåòñÿ âûòÿæåíèå ïåòëåé Ãëèññîíà, à ïðè ïîâðåæäåíèè òðåõ âåðõíèõ ïîçâîíêîâ — ñêåëåòíîå âûòÿæåíèå çà òåìåííûå áóãðû èëè ñêóëîâûå äóãè íà íàêëîííîì ùèòå.

Ñóùíîñòü ìåòîäà çàêëþ÷àåòñÿ â ïîäâåøèâàíèè ãðóçà îò 6-7 êã ïðè ïåðåëîìå äî 15 êã è áîëåå ïðè âûâèõå èëè ïîäíèìàíèè ãîëîâíîãî êîíöà êðîâàòè íà 50-60 ñì. Ïðè ôëåêñèîííîì ïåðåëîìå ñ îáðàçîâàíèåì óãëà, îòêðûòîãî êïåðåäè, ïîä ñïèíó äî îñíîâàíèÿ øåè íåîáõîäèìî ïîäëîæèòü âàëèê. Òÿãà íàïðàâëåíà ââåðõ è êçàäè ïî îòíîøåíèþ ê ïîñòðàäàâøåìó. Ïðè ýêñòåíçèîííîì ïåðåëîìå ñ îáðàçîâàíèåì óãëà äåôîðìàöèè, îòêðûòîãî êçàäè, âàëèê ïîäêëàäûâàþò ïîä ãîëîâó è òÿãà íàïðàâëåíà ââåðõ è êïåðåäè; ïîñëå ðåïîçèöèè ãðóç óìåíüøàþò äî 3-4 êã. Åñëè âûòÿæåíèå äîñòèãàëîñü çà ñ÷åò ìàññû òåëà, òî ãîëîâíîé êîíåö êðîâàòè íåîáõîäèìî îïóñòèòü äî âûñîòû 25-30 ñì.

Äàëüíåéøåå âåäåíèå áîëüíîãî ìîæåò èäòè ïî äâóì ïóòÿì.

×åðåç 5-7 äíåé ïîñëå ðåïîçèöèè âûòÿæåíèå çàìåíÿþò êîðñåòîì ñ îøåéíèêîì â ôèêñèðîâàííîì ïîëîæåíèè øåéíîãî îòäåëà. Ñðîêè èììîáèëèçàöèè êîðñåòîì ñ îøåéíèêîì îêîëî 3 ìåñÿöåâ. Ýòîò êîðñåò äîëæåí îïèðàòüñÿ ñâîåé íèæíåé ÷àñòüþ íà íàäïëå÷üÿ, ãðóäèíó, âåðõíèé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà, à ñâîåé âåðõíåé ÷àñòüþ ïîääåðæèâàòü ãîëîâó, óïèðàÿñü â çàòûëî÷íóþ îáëàñòü è ïîäáîðîäîê.
Ïðè ñòàáèëüíîì ïåðåëîìå òàêæå ìîæåò áûòü è ôóíêöèîíàëüíûé ìåòîä âåäåíèÿ áîëüíîãî. Ïðè ýòîì ñðîê ïîñòåëüíîãî ðåæèìà êîëåáëåòñÿ îò ïîëóòîðà äî äâóõ ìåñÿöåâ. Îáÿçàòåëüíî äîëæíû ïðîâîäèòüñÿ ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ, ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà, à òàêæå ìàññàæ. Åñëè êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå âûâèõà ê æåëàåìûì ðåçóëüòàòàì íå ïðèâåëî èëè ïðåäâàðèòåëüíàÿ ïîïûòêà çàêðûòîãî âïðàâëåíèÿ íå ïðåäïðèíèìàëàñü, ïðè íàëè÷èè íåâðîëîãè÷åñêèõ ïîêàçàíèé èëè âîçìîæíîñòè îñëîæíåíèÿ, íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå (äèñê ýêòîìèÿ è ïåðåäíèé ñïîíäèëîëèäåç èëè óäàëåíèå âûñòóïàþùåãî êçàäè ôðàãìåíòà òåëà ïîçâîíêà, ñ çàìåíîé òåëà ïîçâîíêà). Çàäíÿÿ îïåðàòèâíàÿ ôèêñàöèÿ øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà áîëüøîãî ðàñïðîñòðàíåíèÿ íå ïîëó÷èëà.
Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ ïîçâîíêîâ, îñëîæíåííûõ ïîâðåæäåíèåì ñîäåðæèìîãî ñïèííîìîçãîâîãî êàíàëà
Íàèáîëåå òÿæåëûìè è ïðîãíîñòè÷åñêè íåáëàãîïðèÿòíûìè ïîâðåæäåíèÿìè ïîçâîíî÷íèêà ÿâëÿþòñÿ ïåðåëîìû ïîçâîíêîâ, îñëîæíåííûå ïîâðåæäåíèÿìè ñïèííîãî ìîçãà. Ïðè ëþáîì ïîâðåæäåíèè ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà ìîãóò âîçíèêíóòü ðàçëè÷íûå ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà — îò óøèáîâ è ññàäèí äî ïîëíîãî ïåðåðûâà êîðêîâîãî è ìîçãîâîãî âåùåñòâà ñïèííîãî ìîçãà.  òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ñóùåñòâóåò ïîäîçðåíèå íà ñäàâëåíèå ñïèííîãî ìîçãà, îáÿçàòåëüíî äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ åãî äåêîìïðåññèÿ. Åñëè ñäàâëåíèå ñïèííîãî ìîçãà îáóñëîâëåíî ñìåùåíèåì ïîçâîíêà, îáÿçàòåëüíî äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ ðåïîçèöèÿ ïåðåëîìà, êîòîðàÿ ìîæåò ïðîâîäèòüñÿ âûòÿæåíèåì, à åñëè ïåðåëîì ðàñïîëàãàåòñÿ â øåéíîì îòäåëå, òî ïðîèçâîäèòñÿ çàêðûòàÿ ðó÷íàÿ ðåïîçèöèÿ. Îäíàêî ýòîò ìåòîä òàèò â ñåáå áîëüøóþ îïàñíîñòü äàëüíåéøåãî ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà, ïîýòîìó ìíîãèå âðà÷è ñ÷èòàþò áîëåå öåëåñîîáðàçíûì ìåòîäîì âïðàâëåíèÿ øåéíîãî ïîçâîíêà îòêðûòîå âïðàâëåíèå.

Óíèâåðñàëüíûì ìåðîïðèÿòèåì ïðè äëèòåëüíî òåêóùåì ñäàâëåíèè ñïèííîãî ìîçãà ÿâëÿåòñÿ äåêîìïðåññèîííàÿ ëàìèíýêòîìèÿ. Ñóòü ýòîé îïåðàöèè çàêëþ÷àþòñÿ â óäàëåíèè äóæåê ñëîìàííîãî ïîçâîíêà ïî îäíîé ó ñîñåäíèõ ïîçâîíêîâ ñâåðõó è ñíèçó.  õîäå îïåðàöèè äëèííûå ìûøöû ñïèíû îòñåêàþòñÿ ïî îáå ñòîðîíû îò îñòèñòûõ îòðîñòêîâ è äóæåê. Îñòèñòûå îòðîñòêè è äóæêà óäàëÿþòñÿ ñïåöèàëüíûìè êóñà÷êàìè. Äîõîäÿò äî ïîâðåæäåííûõ êîðåøêîâ, êîòîðûå ñøèâàþò ñ èñïîëüçîâàíèåì ìèêðîõèðóðãè÷åñêîé òåõíèêè. Çàòåì óøèâàþò òâåðäóþ ìîçãîâóþ îáîëî÷êó, ìûøöû, ôàñöèþ è êîæó. Åñëè æå âî âðåìÿ ëàìèíýêòîìèè íå îáíàðóæèâàåòñÿ ïîëíîãî ïåðåðûâà ñïèííîãî ìîçãà, òî îïåðàöèÿ ìîæåò áûòü çàêîí÷åíà çàäíåé ôèêñàöèåé ìåòàëëè÷åñêèìè ïëàñòèíàìè èëè êîñòíûì òðàíñïëàíòàòîì. Òàêàÿ ôèêñàöèÿ îáåñïå÷èâàåò ïðàêòè÷åñêè ïîëíóþ ñòàáèëèçàöèþ â çîíå ïîâðåæäåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Ïðè íåñòàáèëüíîì ïîâðåæäåíèè â øåéíîì îòäåëå ê ëàìèíýêòîìèè ìîæåò áûòü äîáàâëåí è ïåðåäíèé ñïîíäèëîäåç.  ñëó÷àÿõ êîìïðåññèè ñïèííîãî ìîçãà â øåéíîì îòäåëå ñïåðåäè âìåñòî ëàìèíýêòîìèè öåëåñîîáðàçíåå ïðîâîäèòü òðàíñêîðïîðàëüíóþ (÷åðåç òåëî ïîçâîíêà) äåêîìïðåññèþ ñïèííîãî ìîçãà è êîñòíîïëàñòè÷åñêóþ çàìåíó òåëà ïîçâîíêà. Íî åñëè çàáëàãîâðåìåííî äî îïåðàöèè èìååòñÿ àáñîëþòíàÿ óâåðåííîñòü â ïîëíîì ïåðåðûâå ñïèííîãî ìîçãà â øåéíîì îòäåëå, òî äåêîìïðåññèâíûå îïåðàöèè è êàêèå ëèáî ìàíèïóëÿöèè íå èìåþò íèêàêîãî ñìûñëà.

Ëå÷åíèå
Ëå÷åíèå áîëüíûõ ñ îñëîæíåííûìè ïåðåëîìàìè ïîçâîíêîâ, êàê ïîñëå îïåðàöèè, òàê è íå îïåðèðóåìûõ, íàïðàâëåíî íà ïðîôèëàêòèêó ïðîëåæíåé, óðîñåïñèñà (èíôèöèðîâàíèÿ ïàòîãåííîé ôëîðîé ìî÷åâûäåëèòåëüíîé ñèñòåìû), âîñõîäÿùåé ìî÷åâîé èíôåêöèè, ëåãî÷íûõ îñëîæíåíèé, à òàêæå âîññòàíîâëåíèå óòðà÷åííûõ ôóíêöèé ïîçâîíî÷íèêà è ïîäãîòîâêó ê ïðîòåçèðîâàíèþ. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ïðîëåæíåé èñïîëüçóþò êðîâàòè ñî ñïåöèàëüíûìè êîíñòðóêöèÿìè, ñëîæíûå ñèñòåìû âûòÿæåíèÿ, ðàçëè÷íûå êðóãè ïîä âûñòóïàþùèå ÷àñòè òåëà, ìíîãîêðàòíûå ïåðåâîðîòû â ïîñòåëè, ïðîòèðàíèå è ìàññàæ. Ñ öåëüþ ïðåäîòâðàùåíèÿ âîñõîäÿùåé ìî÷åâîé èíôåêöèè ïîêàçàíî ðàííåå íàëîæåíèå íàäëîáêîâîãî ñâèùà (ïðè íåñïîñîáíîñòè áîëüíîãî ñàìîñòîÿòåëüíî ìî÷èòüñÿ), ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå, à òàêæå ïðîìûâàíèå ìî÷åâîãî ïóçûðÿ ðàñòâîðàìè àíòèñåïòèêîâ. Ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè ëåãî÷íûõ îñëîæíåíèé ïðîâîäèòñÿ äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà. Ïðè îòñóòñòâèè ñïîíòàííîãî äûõàíèÿ èñïîëüçóþò òðàõåîòîìèþ è âñïîìîãàòåëüíîå èëè óïðàâëÿåìîå äûõàíèå.

Источник