Окружающий мир позвоночник человека

Окружающий мир позвоночник человека thumbnail

Тема урока : Позвоночник. Его строение и функции.

Цели урока:

-формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях позвоночника

-формировать понятие о спинном мозге

-формировать умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Оборудование:

Компьютер, проектор, модель скелета человека из кабинета биологии,модель позвоночника

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Актуализация знания.

На прошлом занятии мы пытались ответить на вопрос урока «Как человек двигается?» и предметом нашего разговора стала опорно-двигательная система человека.

На доске  вертикально записано слово скелет. Учитель предлагает учащимся на каждую букву этого слова назвать ключевые, важные слова по пройденной теме.

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из самых важных частей скелета. О какой именно вы догадаетесь чуть позже.

Формулирование темы урока

 Учитель задаёт детям вопросы, на которые они должны отвечать определёнными жестами.

-Все готовы к уроку?

-Все помнят, как меня зовут?

-У всех хорошее настроение?

-Все пришли в школу с портфелем?

-Сейчас я попробую вас в этом разубедить.

Слайд 1

-Как назвать одним словом все предметы?

-Тогда как назвать одним слово эти предметы?

Слайд 2

-Вам не кажется, что предметы эти разные, наверное и называться они должны по-разному. Разберитесь с помощью текста  с названиями.(Прил.1)

Слайд 3

-Назовите вещи правильно. В чём главное отличие ранца от портфеля?

-Вот о спине, а конкретнее о позвоночнике, мы сейчас и побеседуем.

-Все знают, где у человека находится позвоночник?

-Это очень хорошо, что вы всё знаете. Предлагаю отдохнуть и потянуться.

-Возвращаемся к теме урока. Встаньте так, чтобы была возможность дотянуться руками до впередистоящего.  Найдите позвоночник у соседа, стоящего впереди. А теперь нащупайте позвоночник у себя.

-Как вам кажется, на что похож позвоночник человека?

Слайд 4

-Возможна и такая ассоциация. Какое свойство строения позвоночника она лучше всего иллюстрирует?

-Проиллюстрируйте это свойство позвоночника в своих моделях, которые я предлагаю вам прямо сейчас изготовить.( Учитель демонстрирует свою модель)

-Продемонстрируйте получившиеся модели.

-Именно вот так выглядит здоровый позвоночник, если смотреть на него спереди.

Но так как позвоночник состоит из частей, он может принять другое положение .Слайд5 (учитель показывает на модели искривления вправо, влево, вперёд)

-Покажите, как выглядит человек, если с его позвоночником случилась такая беда.

-Как вы думаете, какие могут быть причины искривления?

-Ваши учебники достаточно тяжёлые, как же вам избежать искривления?

Слайд 6

-Но причина искривления может быть и другая.

Слайд 7

-Неправильная посадка за партой. Как избежать искривления по этой причине?

-Мы изготовили простейшую модель позвоночника. На самом деле его структура гораздо сложнее и он выполняет много жизненно важных функций.

-Перед  вами список утверждений(Прил.2) Прочитаете, проанализируйте и поставьте «+» если согласны и «- » ,если не согласны.

Анализируем результаты. Констатируем  факт, что мнения разделились. Значит,  не хватает точных знаний о позвоночнике.

Сформулируйте тему занятия.

Составьте план(вопросы,на которые нам нужно будет ответить)

Открытие новых знаний

Дети делятся на группы. Каждая группа читает текст( Прил.3 )и готовиться к публичному выступлению.

-Вернитесь к утверждениям с «+» и «-», проанализируйте их ещё  раз  и, если потребуется, измените знак.

Высказывания детей и выводы.

Вернитесь к плану и проверьте, на все ли вопросы мы ответили.

Рефлексия

Оцените сегодняшний урок.

(Прил.4)

Творческое домашнее задание.

Написать историю жизни от лица искривленного позвоночника.

Дети называют слова, учитель записывает на доске напротив соответствующей буквы.

Предположительно, на все вопросы дети отвечают положительно.

 -Портфели.

-Портфели.

Дети читают выданные тексты.

-Ранец  носят на лямках за спиной.

Дети отвечают условным знаком.

Ребята встают из-за парт и потягиваются, расслабляются.

Дети «нащупывают» позвоночник.

-Ребята называют ассоциации.

-Позвоночник состоит из частей.

Дети изготавливают модели. (из пластилина и зубочисток)

Дети поднимают вверх свои изделия.

Дети встают и выполняют задание.

-Ношение тяжестей в одной руке.

-Носить учебники в ранцах.

Следить за правильностью посадки.

Ребята читают и анализируют тексты.

Дети докладывают классу по теме своего текста в выбранной группе форме.

Учащиеся анализируют тексты.

Ребята высказываются, опираясь на схему.

Интеллектуальные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Организационные умения

Читайте также:  Остеосаркома позвоночника симптомы фото

Приложение 3

Текст 1

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину, нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те движения, которые могут нарушить ее целостность. Более того, в процессе физической работы околопозвоночные связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки.

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Текст 2

Позвоночник выполняет функцию опоры человеческого организма, помимо этого в позвоночнике находится спинной мозг, отвечающий за работу всех жизненно важных органов человека, вот почему нарушения в позвоночнике способствуют возникновению заболеваний, их хроническому течению

К каждому внутреннему органу от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное функционирование и работу. Такие заболевания как остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, смещения позвонков, кривошея в детстве и другие могут вызвать самые различные симптомы, начиная от головной боли, заканчивая болью в области желудка или в области сердца, а что самое главное, если лечить методами традиционной медицины, сколько таблеток, уколов не используй, результат будет полностью отсутствовать. 

        Текст 3

Спинной мозг.

Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).

Главная задача спинного мозга — обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать «информационной дорогой». Эти два органа — головной и спинной мозг — составляют единое целое, которое называют центральной нервной системой.

Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.

Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда — в двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро — еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.

Приложение 2

1.В позвоночнике находится мозг.

2.Позвоночник «даёт» команды мышцам.

3.Позвоночник удерживает тело человека в вертикальном  положении.

4.Позвоночник имеет S-образную форму.

Приложение 1

Ранец

РА́НЕЦ,   (немецкое слово) Жесткая сумка для ношения за спиной.

ПОРТФЕ́ЛЬ,. (французское слово) Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.

Приложение 4

Сегодня на уроке я узнал(а)

нового…

интересного…

полезного…

На уроке мне было

интересно…

сложно…

Своей работой на уроке я

доволен, потому что…

не совсем доволен, потому что…

не доволен, потому что…

Источник

Описание слайда:

1 группа Рассмотрите рисунок. Заполните таблицу. 1) Строение позвоночника.   2) В чём особенность строения позвоночника? 2 группа Рассмотрите рисунки. 1) Запишите в таблицу названия заболеваний у детей связанных с нарушением осанки. Укажите признаки нарушения осанки. 2) Выявите причины нарушения осанки. Позвоночник является основой скелета. Он участвует в каждом нашем движении. Он вынужден приспосабливаться к различным условиям жизни: неудобной мебели, подушке, матрасу, тяжёлым портфелям. У детей встречаются заболевания связанные с нарушением осанки: сколиоз и кифоз.   3 группа Прочитайте текст. Запишите в таблицу ответы на вопросы. 1) Какое влияние на состояние здоровья оказывает нарушение осанки? 2) Что нужно делать, чтобы исправить осанку? Формирование осанки начинается с младенческого возраста и продолжается в процессе роста. У школьников часто встречается нарушение осанки. Это является результатом отсутствия навыка правильной осанки, постоянная неравномерная нагрузка на позвоночник, слабое развитие скелетной мускулатуры, гиподинамия, неправильная организация рабочего места. Всё это ведёт к изменению в строении позвоночника. Искривление позвоночника приводит к заболеваниям: сколиоз, кифоз. Нарушение осанки создаёт условия для заболеваний внутренних органов. Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьётся в тесной грудной клетке, впалая грудь и повёрнутые вперёд плечи не дают расправится лёгким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости. Плоская спина приводит к постоянным микротравмам головного мозга, повышается утомляемость, возникают головные боли, ухудшается память. Плохое зрение, привычка сутулится, часто становится причиной плохой осанки. Нарушение осанки затрудняет работу сердца, лёгких, вызывает смещение желудка и кишечника.   Основная часть скелета туловища — позвоночник. Он состоит из 33 позвонков. В шейном отделе позвоночника находятся 7 позвонков, в грудном отделе 12 позвонков, в поясничном и крестцовом по 5 позвонков, в копчиковом 4 позвонка. Нижние позвонки более массивные, шейные меньше и легче. К грудным позвонкам прикрепляются рёбра (12 пар), которые вместе с грудиной образуют грудную клетку. Между позвоночниками находятся упругие межпозвоночные диски, построенные из хрящевой ткани. Особенность позвоночника заключается в том, что он имеет физиологические изгибы, внутри позвоночного столба находится спинной мозг.   КИФОЗ Сколиоз представляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. Сколиоз приводит к нарушению деятельности сердечнососудистой, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта. Кифоз – изменение физиологических изгибов позвоночника. При грудном кифозе формируется круглая или сутулая спина. Развитие этого заболевания связано с тем, что у человека слабая мышечная система. Кифоз чаще встречается у мальчиков: сутулость, круглая спина, вогнутая спина, плоская спина. Дефекты осанки ухудшают работу сердца, лёгких, желудка, кишечника. Нарушение осанки связано с рядом причин. Современные дети ведут сидячий образ жизни. Уровень гиподинамии составляет 80%. Ребята не следят за правильным положением тела во время работы за столом, партой. Часто мебель в доме не соответствует росту ребёнка. Часть детей не занимаются спортом, имеют избыточный вес. У таких ребят слабо развита скелетная мускулатура. Влияет на позвоночник постоянная неравномерная нагрузка при ношении сумок или портфеля в одной руке или на плече. Негативные эмоции, тревога, страх «заставляют» втягивать голову в плечи, «сгибать» спину, «опускать» руки. Хронический стресс способствует закреплению этих поз.

Читайте также:  Боли в позвоночнике у кормящей мамы

Источник

Ребята, мы с вами уже не первое занятие знакомимся со своим телом, со своим организмом, что мы узнали?

Правильно, внешнее строение человек. Изучили внутренние органы: их строение и значение для организма человека. Учили к чему приводит если не беречь их.

Сегодня мы поговорим о скелете и позвоночнике. О их значение для человека и о том к чему приведет если не соблюдать элементарные правила.

И так начнем. (Дальнейшая беседа проводится с опорой на презентацию.)

Ребята, у нашего тела есть основные части: голова, туловище, верхние конечности, нижние конечности. Слайд 2

Голова. Слайд 3

Череп состоит из 29 костей и имеет 3 отдела:

  • Мозговой отдел (8 костей): лобная кость; теменная кость(2); затылочная кость; клиновидная кость; височная кость(2); решётчатая кость.
  • Лицевой отдел (15 костей): верхняя челюсть (2); нёбная кость (2); сошник; скуловая кость (2); носовая кость (2); слёзная кость (2); нижняя носовая раковина (2); нижняя челюсть; подъязычная кость.
  • Кости среднего уха (3×2): молоточек (2); наковальня (2); стремя (2).

Предлагаю детям найти данные отделы у себя.

Ребята, череп маленького ребенка отличается от черепа взрослого, не только размерами, но и наличием родничков. На этой картинке они отмечены синим. Родничок – это участок, который еще не за костенел, поэтому, когда малыш еще совсем маленький его голову не разрешается трогать совсем. Если повредить эти роднички, то можно нанести ребёнку большой вред. Так же у черепа ребенка можно увидеть не только молочные зубы, но уже сформированные постоянные зубы, которые вылезают на месте молочных зубов. Череп защищает мозг.

Туловище. Слайд 4

Скелет туловища состоит из:

  • Грудная клетка, она состоит из 37 костей (из них 12 грудных позвонков относятся ещё и к позвоночнику): рёбра (12×2); грудина.
  • Позвоночный столб, у него 32—34 позвонков: шейные позвонки (7); грудные позвонки (12); поясничные позвонки (5); крестец (5); копчик (2-5).
Читайте также:  Нагрузка на позвоночник велотренажер

Со спины, так же мы видим лопатки и кости таза.

Скелет туловища защищает внутренние органы. (рассматриваем картинку, фиксируя органы).

Конечности. Слайд 5

К ним мы относим руки и ноги.

Одна рука содержит 32 кости, а одна нога содержит 36 костей.

Беседу так же провожу по картинкам слайда.

Мы вот все говорим кость, предполагая, что она твердая, не сгибаемая. Тогда скажите мне, как вы думаете, почему же мы можем двигаться: сгибать пальцы, сгибать ноги, ходить, бегать, садиться и т.д.?

Выслушиваю варианты ответов детей.

У нас в скелете есть три вида соединения (слайд 6):

  • Неподвижное, в виде шва, так соединены кости черепа и кости таза.
  • Полу подвижное соединение, так соединены позвонки позвоночника.
  • Подвижное соединение или по-другому суставы (показываю наличие суставов на скелете).

Ребята, на этой картинке мы видим правильную осанку. Слайд 7

Но я хочу поговорить о том к чему приведет нарушение осанки.

Слайд 8.

При нарушении осанки возникает: боли в груди, спине, позвоночнике;

быстрая утомляемость, слабость; нарушение внимания.

Нарушение осанки возникает если вы неправильно сидите за столом, если человек наклоняется низко, горбит спину или искривляется в одну или другую сторону, сидит, поджав под себя одну ногу, спит свернувшись калачиком.

Слайд 9

Что бы осанка была всегда правильной надо соблюдать ряд правил:

  • Сидеть за столом прямо, не ложиться на него во время работы за ним;
  • Нельзя читать, смотреть книги и журналы на коленях, нужно за столом;
  • Заниматься спортом, укреплять мышцы спины.

Закрепляю с детьми все, что узнали на занятие.

Источник

Позвоночник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Позвоночник

Описание слайда:

Позвоночник

2 слайд

Позвонок

3 слайд

Анатомия позвоночника

Описание слайда:

Анатомия позвоночника

4 слайд

Окружающий мир позвоночник человека

5 слайд

Отделы позвоночника

Описание слайда:

Отделы позвоночника

6 слайд

Отделы позвоночника

Описание слайда:

Отделы позвоночника

7 слайд

Мышь Жираф

Описание слайда:

Мышь Жираф

8 слайд

Мышь Жираф

Описание слайда:

Мышь Жираф

9 слайд

Окружающий мир позвоночник человека

10 слайд

Отделы позвоночника

Описание слайда:

Отделы позвоночника

11 слайд

Грудная клетка Ребро

Описание слайда:

Грудная клетка Ребро

12 слайд

Отделы позвоночника

Описание слайда:

Отделы позвоночника

13 слайд

Отделы позвоночника

Описание слайда:

Отделы позвоночника

14 слайд

Прямохождение привело к образованию S-образной формы позвоночника.

Описание слайда:

Прямохождение привело к образованию S-образной формы позвоночника.

15 слайд

Изгибы позвоночника

Описание слайда:

Изгибы позвоночника

16 слайд

Функции S-образной формы позвоночника

Описание слайда:

Функции S-образной формы позвоночника

17 слайд

Процесс формирования позвоночника у человека происходит постепенно.

Описание слайда:

Процесс формирования позвоночника у человека происходит постепенно.

18 слайд

Окружающий мир позвоночник человека

19 слайд

Окружающий мир позвоночник человека

20 слайд

После года жизни человека, этот отдел скелета приобретает S-образную форму, т

Описание слайда:

После года жизни человека, этот отдел скелета приобретает S-образную форму, ту которую имеет позвоночник взрослого человека.

21 слайд

Окружающий мир позвоночник человека

22 слайд

Окружающий мир позвоночник человека

23 слайд

Окружающий мир позвоночник человека

24 слайд

Гиппократ 460 гг. до н.э. – 377–356 гг. до н.э. Гиппократ в древние времена у

Описание слайда:

Гиппократ 460 гг. до н.э. – 377–356 гг. до н.э. Гиппократ в древние времена учил, что все болезни человека связаны с позвоночником.

25 слайд

Окружающий мир позвоночник человека

26 слайд

Окружающий мир позвоночник человека

27 слайд

Окружающий мир позвоночник человека

28 слайд

Окружающий мир позвоночник человека

Выберите книгу со скидкой:

Окружающий мир позвоночник человека

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Окружающий мир позвоночник человека

Курс повышения квалификации

Окружающий мир позвоночник человека

Курс повышения квалификации

Окружающий мир позвоночник человека

Курс профессиональной переподготовки

Преподаватель естествознания

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-895118

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник