Освобождение от чувства вины в позвоночнике крийя

Освобождение от чувства вины в позвоночнике крийя thumbnail

Эта крийя предназначена для исцеления тела и освобождения ума от старых эмоциональных блоков. Для того, чтобы обеспечить максимальный эффект этой крийи, ешьте только лёгкую пищу, хорошо в течение дня есть большое количество дыни. Практикуйте её только вечером. Делайте её каждый день в течение 40 дней. 

Комментарии 

Первое упражнение известно как Сиддх Шива крийя. Оно открывает лёгкие и улучшает пищеварение. На эмоциональном уровне она освобождает нас от груза страданий и боли, который скапливался всю нашу жизнь. Многие вещи проходят мимо нас, мы что-то теряем, неразрешённая боль, удерживает нас в прошлом. Мы стремимся вернуть потерянное. Но в результате теряем способноcть быть полностью включёнными в настоящее и предаём наше будущее. Это упражнение, изменяя старые психические структуры, возвращает нас в настоящее, давая внимание, устремленное в будущее. 

Второе упражнение изменяет соотношение между таттвами. Движение рук стимулирует элемент эфира. Это создаёт эмоции наполненные лёгкостью и новыми перспективами и позволяет переживаниям радости, счастья и удовольствия закрепляться в нашей ауре. Некоторые люди испытывают чувство вины, когда достигают успеха или переживают наслаждение, это упражнение помогает нам научиться правильно относиться к этим позитивным переживаниям. 

Третье упражнение интегрирует работу двух полушарий головного мозга, увеличивает объем лёгких, ведёт к состоянию глубокого покоя и уравновешивает тонкие энергии в двух основных каналах нашего тела: ида и пингала. 

Последнее упражнение распределяет энергию дыхания в центральном позвоночном канале – сушумне. Оно закрепляет эффект всей крийи в образе тела, и пробуждает способность тела к самоисцелению. 

Перед выполнением крийи, не забудьте сделать настройку и разминку 

Освобождение от чувства вины в позвоночнике крийя 1. Сядьте со скрещенными ногами и прямой спиной. 

Глаза остаются широко открытыми. 

Положите ладони тыльными сторонами на колени, в локтях нет напряжения. Одним движением, как будто вы бросаете что-то за спину, поднимите руки вверх и назад до упора. Одновременно сделайте мощный выдох через рот, высовывая язык. С мощным вдохом верните руки в исходное положение, язык при этом убирается обратно. 

Продолжайте этот цикл с мощным быстрым дыханием в течение 6-11 минут. В конце сделайте глубокий вдох задержите дыхание и нажмите кончиком языка на верхнее небо. Держите дыхание в течение 20-30 секунд. Выдохните. Повторите этот цикл еще два раза. 
В оригинале использовалась музыка «Се Сарасвати». 

Освобождение от чувства вины в позвоночнике крийя 2. Сядьте со скрещенными ногами и прямой спиной. 

Вытяните руки вверх над головой, не сгибая локтей, ладони смотрят вперед, а большие пальцы оттянуты и направлены друг к другу. 
Закатите глаза вверх. 
Начните вращать прямыми руками, описывая небольшие круги. 
Левая рука движется по часовой стрелке, а правая – против часовой, если смотреть снизу вверх. 
Движения рук не обязательно синхронизированы друг с другом, важнее не останавливаться. 

Продолжайте 11 минут. 

В конце сделайте вдох и потянитесь руками и головой вверх, растягивая позвоночник. 
Музыка: «Неаl Ме». 

Освобождение от чувства вины в позвоночнике крийя 3. Сядьте со скрещенными ногами и прямой спиной. Закройте большим пальцем правой руки правую ноздрю, остальные пальцы смотрят вверх, и вдохните через левую. Поменяйте положение пальцев: закройте указательным пальцем правой руки левую ноздрю, откройте правую и выдохните через нее (вдох левой ноздрей, выдох правой). 

Продолжайте от 3 до 11 мин. 

Музыка/мантра: «Вахэ Гуру Сат Нам Джи». 

4. Сядьте со скрещенными ногами и прямой спиной. 
Крепко схватитесь руками за колени. 
С выдохом наклоняйтесь вперед с прямой спиной, со вдохом выпрямляйтесь обратно. Продолжайте с постоянным ритмом и мощным дыханием от 3 до 11 минут. Затем вдохните и на задержке дыхания напрягите все тело. Тряситесь всем телом 15-30 секунд. Повторите это еще четыре раза. 

Музыка: мантра: «Хами Хам Туми Тум».

Источник

 

Кундалини йога для начинающих. Часть 2 (видео уроки)

Мы рады представить вам вторую часть онлайн-видеоуроков курса Кундалини йога для начинающих со Световой Натальей. Мы надеемся, что курс, видео-уроки с которым вы найдете на этой странице, поможет вам развиваться ментально и физически, и достичь нового уровня владения своей жизненной энергией.

Обратите внимание: мы рекомендуем сначала пройти первую часть данного курса уроков Кундалини-йоги, а затем приступать ко второй. Так вы получите необходимую подготовку и наибольший эффект.

В чем особенность второй части онлайн-курса Кундалини йога для начинающих?

Представленная часть курса Кундалини-йога (видео уроки), как и предыдущая, делает основной упор на работу с жизненной энергией кундалини с помощью разнообразных йоговских практик. Однако занятия кундалини йогой ”Очищение и обновление”, “Здоровье и иммунитет” имеют некоторые отличия:

  • Уделено больше внимания проработке уже знакомых вам поз (асан);
  • Рассмотрены новые, более сложные позы для работы над различными частями тела и душой;
  • Рассмотрены более сложные комплексы поз, позволяющие добиться наилучшего эффекта.

Кроме того, значительный упор в курсе Кундалини йога для начинающих сделан на практиках очищения и обновления души и тела. Вы узнаете много нового о жизненной энергии, и научитесь правильно использовать ее для очищения, обновления, развития вашего тела и духа.

Подробнее об этом вам расскажут видео уроки Кундалини йога, которые уже доступны для просмотра онлайн и занятий.

Как заниматься Кундалини йогой на Timestudy.ru?

Все очень просто: выбирайте уроки, внимательно смотрите видео, слушайте рекомендации тренера и достигайте нужных вам результатов! Как и предыдущая часть, данныйкурс Кундалини йога для начинающих доступен всем независимо от пола и возраста, также вы можете не иметь опыта в других направлениях йоги – все необходимое вы узнаете из онлайн-видео.

Стремитесь к лучшему состоянию своего организма и ума вместе с видеоуроками Кундалини-йога для начинающих от Таймстади.ру. Курс Кундалини йога: смотреть – просто, заниматься – приятно!

КУНДАЛИНИ ЙОГА (видео уроки)  — часть 1

КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ:  30 ( НА САЙТЕ 28, НА МОНТАЖЕ 2 ) 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА: 30 часов

ТЕМА 1: «10  УРОКОВ ПРОЦВЕТАНИЯ»

ТЕМА 2: «ОЧИЩЕНИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ»

ТЕМА 3: «ЗДОРОВЬЕ И ИММУНИТЕТ»

ТРЕНЕР: СВЕТОВА НАТАЛЬЯ

«ОЧИЩЕНИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ» ПРОДОЛЖЕНИЕ

Урок 19

Доступен для просмотра

Продолжительность урока: 1 час 11 мин
Доп оборудование: коврик для йоги, бутылочка с водой.

Урок № 19 «Свобода от чувства вины»

Крия: «Крия для освобождения от чувства вины в позвоночнике»

Чувство вины одно из самых разрушающих чувств, испытывая его, человек может мучиться от собственного несовершенства, наказывать себя, ограничивать, запрещать себе быть свободным и получать удовольствие и радость от жизни.

Комплекс прорабатывает весь позвоночник, помогает высвободить накопленные чувства, снять эмоциональные зажимы излишнее напряжение, исцелить и укрепить позвоночник.

Улучшить работу почек и надпочечников, печени и сердца. В результате настроит вас на действия из состояния принятия, спокойствия и внутренней свободы.

В процессе практики, вы можете почувствовать неприятные эмоции, просто дышите глубоко, отпускайте, будьте в контакте с собой и бережны к себе во время выполнения.

В Крии используется мантра «Хар Хар Вахэ Гуру» «Медитация освобождение от стресса и эмоций прошлого»

Целительная медитация поможет справиться со стрессом, сложностями в отношениях, прошлыми семейными проблемами и неразрешенными эмоциональными конфликтами.

Урок 20

Доступен для просмотра

Продолжительность урока: 1 час 03 мин
Доп оборудование: коврик для йоги, бутылочка с водой.

Видео урок доступен!

Урок 21

Доступен для просмотра

Продолжительность урока: 1 час 15 мин
Доп оборудование: коврик для йоги, бутылочка с водой.

Урок № 21 «Баланс, Равновесие и Гармония»

Крия: «Абсолютный баланс»

Крия балансирует ауру и электромагнитное поле, стимулирует процессы выделения токсинов, очищает легкие, раскрывает сердце, развивает мышечную координацию и приводит в равновесие работу мозга, укрепляет нервную систему.

Вы становитесь более выносливыми, уверенными, спокойными, способными собрать вашу ментальную проекцию и направить ее к позитивному решению ваших ежедневных задач.

«Медитация» включена в саму крию.

Урок 22

Доступен для просмотра

Продолжительность урока: 52 мин
Доп оборудование: коврик для йоги, бутылочка с водой.

Видео урок доступен!

Урок 23

Доступен для просмотра

Продолжительность урока: 1 час 14 мин
Доп оборудование: коврик для йоги, бутылочка с водой.

«Баланс гармония и устойчивость»

Крия: «Крия для утренней Садханы»

Это достаточно долгая практика, 22 упражнений гармонично сплетены в одну крию, которая поможет вам оздоровить тело быстро и эффективно, сбалансировать свою психическую энергию, укрепить нервную систему, пробудить жизненную энергию, оздоровить позвоночник, и усилить свою ауру (электромагнитное поле).

Комплекс оказывает воздействие на все системы организма и полностью нормализует обмен веществ. Лучший комплекс для утренней практики.

В Крии используется мантра «Сат Нам»

«Медитация на звуке Сат Нам» включена в саму крию.

Мысленно медитируйте: на вдохе произносите «Сат», на выдохе «Нам», сознательно расширяйте ауру.

Урок 24

Доступен для просмотра

Продолжительность урока: 1 час 09 мин
Доп оборудование: коврик для йоги, бутылочка с водой.

«Обновление легких и кровообращения»

Крия: «Обновление легких и кровообращения»

Комплекс упражнений помогает восстановить работу легких и улучшает циркуляцию крови по всему телу, балансирует электромагнитное поле, усиливает работу пупочной чакры и помогает освободиться от таких эмоций как страх и смятение, открывая способность решительно действовать.

Когда дыхательные пути и система кровообращения находятся в хорошей форме, человек чувствует себя полным сил и владеет собой.

Дыхание, его поток внутри тела определяет также ваше эмоциональное состояние.

Эта короткая динамичная крия предназначена для учеников среднего уровня, а также для активных учеников начального уровня, находящихся в хорошей физической форме.

Ежедневно практикуя эту крию, вы восстановите свой организм, одновременно подготавливая легкие для практики пранаямы Кундалини-йоги.

В Крии используется мантра «Хар Хар Хар Хар Хар Хар Хар Хари»

«Медитация с Пран Бандха Мантрой»

Медитация усиливает праническое тело, помогает реализовать ваш потенциал, стать творческими и бесстрашными.

Мантра:
ПАВАН ПАВАН ПАВАН ПАВАН
ПАР ПАРАА ПАВАН ГУРУ
ПАВАН ГУРУ ВА-ХЭЙ ГУРУ
ВА-ХЭЕЙ ГУРУ ПАВАН ГУРУ

Урок 25 (Тема «Здоровье и иммунитет»)

Доступен для просмотра

Продолжительность урока: 1 час 02 мин
Доп оборудование: коврик для йоги, бутылочка с водой.

«Баланс системы сохранения»

Крия: «Для вилочковой железы и иммунной системы»

Наш организм устроен так мудро, что в нем есть “точка счастья”, и это вилочковая железа (тимус). Железа помогает нейтрализовать негативную энергию, усилить иммунную систему, поддержать здоровье.

Выполнение этой крии, также простукивание, поглаживание, массаж этой точки очень эффективны.

Это поможет вам поднять энергетические вибрации на высший уровень и укрепить иммунитет.

Это великолепная и достаточно активная крия укрепляет иммунную систему, приводит в баланс энергию, наполняет силой вилочковую железу и открывает сердечную чакру.

В Крии используются мантры: «Хар Хари» и «Хар Хар Вахэ Гуру»

«Медитация Окружите себя защитой»

Медитируйте на шести звуках таким образом, и защита придёт к вам от шести направлений.

Мантра: «Хар, Харей, Хари, Ва-хей Гуру».

Урок 26

Доступен для просмотра

Продолжительность урока: 60 мин
Доп оборудование: коврик для йоги, бутылочка с водой.

Тема: «Очищение лимфатических желез и приведение энергии в баланс»

Крия: «Очищение лимфатических желез и приведение энергии в баланс ». Оказывает сильное и благотворное воздействие на щитовидную и паращитовидную железу, приводит энергию Ци в движение, очищает лимфатическую систему, укрепляет нервы и балансирует энергию.

«Медитация — Восемь кругов счастья» для подъема энергии и ощущения счастья.

Используемые мантры: ХАР ХАРИ ХАР ХАРИ

Урок 27

Доступен для просмотра

Продолжительность урока: 1 час 08 мин
Доп оборудование: коврик для йоги, бутылочка с водой.

«Здоровый позвоночник»

Крия: «Исцелите спину прямо сейчас»

Возраст человека определяется гибкостью позвоночника. Чтобы оставаться молодым и здоровым нужно восстановить гибкость: гибкость мышления, гибкость тела и гибкость позвоночника.

Данный комплекс поможет восстановить гибкость позвонков, эластичность связок и сухожилий, подвижность суставов, улучшить циркуляцию спинномозговой жидкости, снять лишнее напряжение с межпозвоночных дисков, улучшить осанку и повысить жизненный тонус.

Также хорошая циркуляция спинномозговой жидкости благотворно воздействует на всю нервную систему, улучшает работу мозга и память.

«Целительная Медитация с Мантрой Гуру Рам Даса»

Это благостная медитация, которая поможет вам чувствовать свое тело.

Когда вам нужна помощь, пойте это мантру, ее вибрации дают исцеление и творят чудеса. Мантра « Гуру Гуру Вахе Гуру Гуру Рам Дас Гуру»

Урок 28

Доступен для просмотра

Продолжительность урока: 1 час 11 мин
Доп оборудование: коврик для йоги, бутылочка с водой.

Видео урок доступен!

У вас нет прав на просмотр этого материала. Доступ к нему осуществляется по подписке. Информацию по подписке можно получить здесь. Список всех материалов, которые будут доступны после оплаты:

Абонемент открывает доступ к 547 УРОКАМ по ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ (590 руб.) — Войти и оплатить


Источник

Освобождение от чувства вины в позвоночнике крийяНаверное, многим из нас приходилось, непрерывно прокручивая в голове какую-то ситуацию, сгорать от стыда за свое поведение. Чувство вины – одна из базовых человеческих эмоций, возникающая, когда мы поступаем вопреки своим моральным принципам. Все мы время от времени чувствуем себя виноватыми. Но некоторые испытывают чувство вины чаще и острее, чем другие, и далеко не всегда потому, что совершают больше ошибок. В чем же причина?

Поняв, откуда берется чувство вины в каждом конкретном случае, мы сможем найти пути избавления, идет ли речь об исправлении каких-то ошибок, работе со своими эмоциями или о чем-то, что нужно просто отпустить. Существуют три основных типа чувства вины: 1) естественное, или здоровое, чувство вины – обычное человеческое сожаление о сделанном или несделанном; 2) хроническое, или «метастазное», чувство вины – подспудное ощущение, что вы «всегда и во всем виноваты»; 3) экзистенциальное чувство вины – переживания из-за несправедли­вости мира и собственных неоплаченных долгов перед Вселенной и Жизнью.

Голос совести

Допустим, вы чувствуете себя виноватым по какому-то конкретному поводу. Например, вы по неосторожности поцарапали одолженную у друга машину или солгали своему молодому человеку о том, где были вчера вечером. Такую реакцию я и называю «естественным», или «здоровым», чувством вины. Его легко опознать, поскольку оно предметно и имеет отношение к поступкам, совершаемым в настоящий момент. Это переживание может быть очень болезненным, особенно если проступок серьезный. Но даже если так, дело поправимо. Вы можете попросить прощения, заплатить за ремонт машины, дать себе слово исправиться в будущем. Как только ситуация будет исправлена, чувство вины испарится.

Естественное чувство вины выполняет в нашей жизни функцию «воспитателя». Когда мы ведем себя неэтично, внутри нас раздается тревожный звонок – сигнал к тому, что следует изменить свой курс. Этот внутренний голос напоминает о том, что нужно позвонить матери, и заставляет оставить номер своего телефона, если, паркуясь, мы задели чужую машину. Естественное чувство вины и совесть являются производными от эмпатии – нашей способности сопереживать чужим эмоциям и страданиям. Наличие этой взаимосвязи определяет вектор наших действий (в частности, благодаря ей возникают сети взаимопомощи и движения за социальную справедливость).

Когда у нас здоровое отношение к чувству вины, мы не агонизируем, а используем его сигналы как подсказку для того, чтобы скорректировать свое поведение. Мучают угрызения совести из-за того, что не позвонили больной подруге? Вы просто набираете номер. Переживаете из-за излишних трат? Сокращаете расходы. Стыдно потому, что разделяли взгляды, ущемляющие чьи-либо права? Вы ищете способ внести свой вклад в изменение мира к лучшему. А если чувство вины вызвано тем, что находится за гранью ваших возможностей – например, вы работающая мама и при всем желании не успеваете каждый день сами забирать ребенка из школы, просто нажмите кнопку «стоп» и перестаньте себя пилить.

Между тем у естественного чувства вины существует и теневая сторона. Оно часто превращается в инструмент родительского или социального контроля. На эту тему есть анекдот. Сколько нужно еврейских мамочек, чтобы закрутить одну лампочку? Ни одной: «Не волнуйся, я посижу в темноте». Но не только матери (еврейские и прочие) манипулируют с помощью чувства вины. Так поступают наши супруги и любимые. Это свойственно религиозным и духовным группам, различным сообществам единомышленников. Это касается и последователей йоги. Вам никогда не становилось неуютно под жестким взглядом подружки-вегана, поймавшей вас за поеданием семги? В действительности злоупотребление чувством вины может довольно быстро привести к тому, что оно пустит «метастазы» и станет токсичным. Это происходит, когда мы излишне корим себя за что-то или кто-то использует наше чувство вины в качестве орудия контроля. Постепенно привкус виновности становится фоном нашего сущест­вования. Нас мучает подспудное ощущение собственной «неправильности», базовой неполноценности. Именно такое состояние я называю хроническим, или «метастазным», чувством вины.

Метастазы вины

«Метастазы» возникают, когда естественное чувство вины застаивается. Его симптомом является ноющее, всепроникающее и по большому счету ни с чем конкретно не связанное ощущение общей неблагополучности, как будто с нашей жизнью в целом что-то не так. С виной такого рода сложнее всего бороться, поскольку она возникает на базе прочно укоренившихся в нашем подсознании поведенческих и мировоззренческих отпечатков: самскар. Как искупить свою вину или простить себя, если мы уже и сами не знаем, в чем именно провинились? Или если нам кажется, что содеянного нами не исправить?

До определенной степени этот тип вины является нечаянным побочным эффектом иудейско-христианской культуры, осадком от доктрины первородного греха, согласно которой человек изначально наследует греховную природу от своих прародителей: Адама и Евы.

Классические йогические тексты, такие как «Бхагавад-гита» и «Йога-сутры», не имеют дела с понятием вины «вообще» или Вины с большой буквы, но в них много говорится о карме, неблагочестивых поступках, о том, как избежать последствий и очиститься от них. Несмотря на то, что токсичное чувство глобальной вины не обсуждается в традиционном перечне препятствий на йогическом пути, учения йоги могут помочь тем, в ком вина пустила корни. С этим состоянием необходимо работать не только для того, чтобы облегчить причиняемую им боль: дело в том, что накопленное чувство вины имеет тенденцию к возрастанию. Оно «цепляется» к любому, даже самому незначительному нашему проступку, вызывая новый поток самобичевания и ненависти к себе, несоизмеримый с тяжестью «преступления».

Как правило, хроническое чувство вины проявляется по двум сценариям. Во-первых, оно может просто дремать в нас, придавая гадкий привкус всему нашему сущест­вованию, и время от времени без видимой причины совершать набег на наше сознание, заставляя нас чувствовать себя плохими и неполноценными. Во-вторых, оно может быть спровоцировано внешними обстоятельствами – какой-то нашей оплошностью или чьим-то косым взглядом. Когда постоянно таскаешь на себе груз вины, чтобы выпустить демонов наружу, много не надо. В самых запущенных случаях человек непрестанно опасается сделать что-то такое, что продемонстрирует всем его никчемность. Таким образом, крайне важно научиться распознавать в себе «метастазы» чувства вины, чтобы они перестали программировать нашу жизнь изнутри.

Кто виноват?

Хроническое чувство вины часто уходит корнями в детские годы. Возможно, родители или учителя слишком заостряли внимание на ваших ошибках или вы получили строгое религиозное воспитание, в результате которого крепко усвоили урок о первородном грехе. Все это может привести к устойчивому, хотя и не имеющему под собой реальной основы, чувству вины.

Некоторые последователи доктрины реинкарнации считают, что хроническое чувство вины – это сохранившийся на тонком энергетическом уровне кармический осадок от действий, совершенных нами в предыдущих рождениях. В старинном тибетском тексте «Колесо Острых Кинжалов» перечисляются проступки, породившие некоторые наши сегодняшние проблемы, а также противоядия от них. Многие очистительные практики йоги, особенно ежедневное произнесение мантр и молитв, служение на благо других (карма-йога) и практика подношений, считаются эффективным лекарством от укоренившегося в нас чувства вины.

Но, конечно, хроническое чувство вины может возникнуть из-за болезненного багажа неисправленных ошибок в этой жизни. Когда мы периодически предаем собственные идеалы, время от времени обманываем любимых людей, забываем звонить родителям и даже просто ленимся заниматься спортом или йогой, недовольство собой постепенно нарастает. Кроме того, у тех, кто встал на путь духовного пробуждения, нередко развивается крайне щепетильное отношение к собственным проступкам. Чем старательнее мы придерживаемся новообретенных духовных принципов, тем труднее нам простить себе душевную черствость и другие проявления неподобающего поведения.

Если мы попробуем взглянуть на хроническое чувство вины «под микроскопом», то, вероятнее всего, не сможем напрямую соотнести его ни с одним из своих поступков и понять, в связи с чем, собственно, мы чувствуем себя виноватыми. Парадоксальным образом именно это и дает хронической вине такую власть над нами. Когда мы насквозь ею пропитаны, любой наш проступок тянет за собой весь «старый багаж», лишая нас возможности здраво оценить его тяжесть.

Бублик на дереве

Освобождение от чувства вины в позвоночнике крийяЧувство вины может быть также социальным или политическим. Порой мы ощущаем себя виноватыми, когда читаем о гуманитарной катастрофе в Зимбабве или сравниваем собственную благополучную жизнь с бедственным положением других людей. Такой вид вины я называю «экзистенциальным». Он имеет под собой вполне реальную основу. Почему? Потому что в нашем мире в принципе невозможно существовать, не оказывая хотя бы минимального негативного воздействия на других. Слишком часто наличие определенных жизненных ресурсов у нас, даже если мы и нуждаемся в минимуме, означает, что они уже не достанутся другим.

Много лет назад одна красивая и обеспеченная женщина пожаловалась моей духовной наставнице, что ее неотступно преследуют чувство вины и депрессия. Наставница в ответ спросила: «А что сделала ты для Жизни? Ты хотя бы бублик на дереве оставила?»

Эта похожая на коан фраза врезалась мне в память не только потому, что «бублик на дереве» просто невозможно забыть. На самом деле в ней заключалась глубокая мудрость. Отчасти вина, которую испытывала та женщина, носила экзистенциальный характер, а такого рода страдания можно облегчить, только делая подношения Жизни, ничего не прося взамен. Большинство из нас живет в комфортных условиях, у нас есть блага, недоступные 95 процентам населения земного шара. Нетрудно понять, почему такие, как мы, время от времени ощущают бремя экзистенциальной вины.

Великие мудрецы риши – создатели вед, чья мудрость лежит в основе всех йогических традиций, учат, что у всех нас есть базовые обязательства – долг по отношению к предкам, земле, наставникам, Богу, всем тем, кто нам когда-либо помогал. Когда этот долг остается неоплаченным, мы страдаем от чув­ства экзистенциальной вины. Современное либеральное общество – с его культом индивидуализма, разрушенными семьями и потребительским подходом к духовности – буквально распахивает двери настежь перед экзистенциальной виной. Большинство из нас не обучены совершать некие элементарные, но важные жесты почитания Жизни во всей бесконечности ее взаимосвязей и проявлений. Я говорю не только об осознанном и бережном отношении к окружающей среде, но также о подходе «открытого сердца», который велит нам делить кров и стол, помогать нуждающимся, подкармливать бездомных животных, участвовать в волонтерских проектах, жертвовать часть наших доходов и заботиться о стариках.

Отдавая дань уважения Жизни и возвращая Вселенной наши долги, мы облегчаем бремя экзистенциальной вины. Именно это имела в виду моя наставница, когда задавала свой вопрос про «бублик на дереве». Дело обстоит сложнее, когда наша токсичная хроническая вина смешивается с экзистенциальной. Тогда нам начинает казаться, что мы несем персональную ответственность за боль всех и каждого. Моя подруга Эллен – тому наглядный пример. Она взрослела, наблюдая, как вечно раздраженная мать срывала свой гнев на ее сестре. Эллен глубоко сопереживала сестре, но спасти ее от нападок матери не могла.

Детский опыт фрустрации и беспомощности развился у нее в так называемый «комплекс вины уцелевшего», когда у человека, не по­страдавшего в обстоятельствах, причинивших ущерб другим, возникает чувство гиперответственности. Он пытается помочь всем. Эллен плакались в жилетку все, кто ее знал; она раздавала деньги направо и налево, и при этом ее сердце разрывалось на части из-за того, что она не может спасти всех. Эллен предстояло усвоить разницу между истинным состраданием и бессмысленным самопожертвованием. Для начала она должна была научиться при возникновении чувства вины каждый раз задавать себе вопрос, связана ли ее боль с неспособностью помочь в настоящий момент, или ее преследуют тени из прошлого. Когда она разобралась с этим, ее побуждения освободились от примеси хронической вины, а работа на благо других стала намного эффективнее.

Радикальное решение

В традиции йоги существует много методик, направленных на исцеление от чувства вины, но самая радикальная и сильнодействующая из них – это принципиальное признание нами собственной божественной и изначально чистой при­роды.

В тантрической традиции принято видеть за всем многообразием жизненных форм и явлений их божественную сущность. Когда вы выбираете духовный путь, который указывает вам на ваше изначальное совершенство, превосходящее все ваши недостатки, отношение к чувству вины коренным образом меняется.

Мой учитель Свами Муктананда любил рассказывать одну притчу. «Неподалеку от большого города находились два монастыря. В первом людей считали грешниками, практиковали умерщвление плоти, жесткую аскезу и покаяние. Во втором – верили в изначальную добродетельность человеческой природы и учили слушать голос своего сердца. Как-то раз из обоих монастырей сбежало по послушнику, уставшему от монастырского быта. Каждый из юношей направился в ближайший кабак, напился и вступил в связь с распутной женщиной. Проснувшись на следующее утро, послушник из первого монастыря в ужасе схватился за голову: «Что я наделал! Я конченый грешник и буду навечно проклят!» Он был так подавлен и напуган, что не решился вернуться в монастырь, а вместо этого примкнул к уличной шайке. Второй юноша, проснулся с тяжелой головой, но не стал падать духом. «Вряд ли мне захочется повторить это в ближайшее время», – сказал он себе и отправился в свой монастарь. Там он получил нагоняй за ночную прогулку и продолжил привычную жизнь».

Свами Муктананда говорит: «Если верить в то, что ты грешник, то одна, даже самая маленькая промашка может заставить покатиться по наклонной плоскости саморазрушения. Но если ты знаешь, что твоя природа изначально чиста и божественна, нетрудно простить себе ошибку или проступок и изменить свое поведение. Настоящий ключ к решению проблемы чувства вины – это осознание света божественной любви, озаряющей наши сердца».

Фото: istockphoto.com

Источник