Отличие позвоночника человека и животного

Отличие позвоночника человека и животного thumbnail

Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Она позволяет человеку совершать различные движения, а также защищает внутренние органы от повреждения. Скелет определяет форму тела, к нему прикрепляются мышцы. В организме человека насчитывается более 220 костей, образующих скелет головы, туловища, верхних и нижних конечностей и их поясов. У мужчин масса костей скелета составляет 18 % от массы тела, а у женщин – 16 %.

Соединение костей в скелете подразделяется на три типа: неподвижное, полуподвижное и подвижное. Неподвижное соединение представлено костями черепа, полуподвижное – соединением позвонков или рёбер с грудиной, осуществляющимися с помощью хрящей и связок. Наконец, подвижно соединяются суставы. Каждый сустав состоит из суставных поверхностей, сумки и жидкости, находящейся в суставной полости. Суставная жидкость уменьшает трение костей при движении. Суставы чаще всего укреплены связками, которые и ограничивают амплитуду движений.

Типы соединения костей
Типы соединения костей
Скелет человека состоит из костей. Различают длинные (кости плеча, предплечья, бедра, голени) , короткие (кости кисти и стопы) и плоские (кости черепа, лопатки) кости. Сверху кости покрыты плотной оболочкой – надкостницей, через мелкие отверстия которой проходят кровеносные сосуды, питающие кость. Благодаря надкостнице обеспечивается рост костей в толщину и срастание костей при переломе. Концы кости покрыты хрящом. За счет деления клеток хряща кость растет в длину. За надкостницей расположено компактное плотное вещество, пропитанное солями кальция, а под ним – губчатое вещество кости, которое состоит из множества перекрещивающихся костных пластинок, придающих им прочность. Длинные трубчатые кости внутри имеют полость, заполненную костным мозгом.

Скелет составляют кости головы (череп) , туловища, верхних и нижних конечностей.

Типы суставов
Типы суставов
Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. Мозговой отдел – черепная коробка – защищает головной мозг от повреждений. Мозговой отдел образован лобной, затылочной, двумя теменными и двумя височными костями. В состав лицевого отдела черепа входят различные крупные и мелкие кости (например, верхняя и нижняя челюсти, скуловые и носовые кости) . Все они неподвижно соединены между собой, кроме нижнечелюстной кости.

Череп человека
Череп человека
Скелет туловища образуют позвоночник и грудная клетка. Позвоночник включает в себя 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 4–5 копчиковых позвонков, в соответствии с которыми и различают пять отделов позвоночника – шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Позвоночник человека, в отличие от позвоночника животных, имеет четыре изгиба. Их появление связано с прямохождением и способствует смягчению толчков при ходьбе, беге, прыжках, предохранению внутренних органов и спинного мозга от сотрясений. Каждый позвонок состоит из тела и дуги с несколькими отростками. Внутри позвоночника проходит позвоночный канал, окружающий спинной мозг.

Грудные позвонки, ребра и грудная кость (грудина) образуют грудную клетку, которая находится в верхней части туловища. Грудная клетка защищает от повреждений расположенные в ней сердце и лёгкие. У человека 12 пар плоских дугообразно изогнутых рёбер. Рёбра подвижно сочленены с позвонками сзади, а спереди они (кроме двух пар нижних рёбер) при помощи гибких хрящей соединяются с грудной

Источник

Как никто другой, человек склонен влиять на планету. Отгородившись городами от дикого мира, мы часто воспринимаем себя отдельно от природы. Современная наука все же считает, что люди – её продукт. Достигнув своего «трона» благодаря эволюции, мы сохранили нечто общее со своими «родственниками» млекопитающими. Что же делает нас похожими на них? А в чем отличие? Сравнение человека и животного мы представим далее в статье.

Человек в биологической системе

Современный человек относится к роду Люди и виду Homo sapiens (человек разумный). Существуют разные теории об истинном происхождении столь развитого существа: теория внешнего вмешательства, пространственных аномалий, креационизм и эволюционизм.

Согласно научной теории, люди появились путём эволюции точно так же, как и другие животные планеты. Ближайшим родственником рода людей является австралопитек, а от него примерно 2.3 миллиона лет назад появился первый человек — Homo habilis (умелый). Человек разумный возник только 130-150 тыс. лет назад.

В биологической систематике мы относимся к хордовым млекопитающим и отряду приматов, чем и объясняются некоторые сходства человека и животных. Из живущих на Земле видов наиболее близкими к людям по ДНК являются обыкновенные и карликовые шимпанзе.

сходства животного и человека

Общие сходства человека и животных

Люди принадлежат к царству животных, а значит, обладают сходными чертами с другими его представителями. Так, наши органы и ткани состоят из клеток, которые оснащены клеточным ядром и лишены вакуолей.

Как представитель класса млекопитающих человек обладает двухсторонней симметрией тела, четырьмя конечностями, четким разделением частей тела на голову, конечности, туловище и шею (у животных ещё выделяется хвост). Людям присущи теплокровность, внутриутробное развитие зародышей, живорождение, кормление детенышей молоком, наличие волосяного покрова на теле.

Системы органов человека и животных (млекопитающих) обладают общими чертами, которые приведены в таблице ниже.

Система

Общие черты

Кровеносная

Четырёхкамерное сердце.

Два круга кровообращения.

Дыхательная

Легочное дыхание.

Альвеолярные легкие.

Есть щитовидный хрящ и надгортанник.

Экзокринная

Млечные, сальные и потовые железы

Покровная

Кожа.

Волосы.

Опорно-двигательная

Внутренний скелет (череп, грудная клетка, позвоночник, пояса конечностей).

Пять отделов позвоночника.

Скуловая кость.

Парная барабанная кость.

Диафрагма.

Пищеварительная

4 отдела пищеварительного тракта (ротоглотка, пищевод, желудок, кишечник).

Развитые железы и удлинённый тракт.

Нервная

Центральная и периферическая НС.

Синаптическая передача с помощью нейромедиаторов, а не электрических сигналов.

Органы чувств

Цветовое зрение.

Вестибулярный аппарат.

Ушные раковины.

Вкусовые почки на слизистых языка и нёба.

Соматовисцеральная кожная чувствительность.

Развитие зародышей

Сходство человека и животных наблюдается уже на первых этапах жизни. Эмбрионы человека на ранних стадиях практически не отличаются от эмбрионов других высших позвоночных. Только со временем они начинают приобретать специфические для каждого вида черты. При этом гомологичные органы формируются из одинаковых структур, то есть там, где у ящериц появляются передние конечности, у птиц развиваются крылья, а у человека руки и т. д.

Чем же похожи наши эмбрионы? Развитие всех позвоночных начинается с оплодотворения, далее образуется зигота, которая дробится, переходя в стадии морулы, бластулы и гаструлы. Из средних (мезодермы), внутренних (эндодермы) и внешних (эктодермы) зародышевых листков начинают формироваться органы и ткани.

Как и у остальных позвоночных животных, на 2,5 неделе жизни у нас появляется хорда – длинный продольный тяж, который со временем преобразуется в позвоночник. Сердце вначале выглядит как трубка с пульсирующими стенками, а то, что позже перерастет в спинной мозг и полноценную нервную систему, является поначалу нервной трубкой.

Как и у рыб, человеческий мозг до 3 месяцев состоит из пяти мозговых пузырей. С материнским организмом нас связывает пупочный канатик, что наблюдается у всех плацентарных млекопитающих. У приматов, грызунов и хищников он отпадает при рождении плода.

различия человека и животного

Люди и приматы

Лучше всего сходство человека и животных прослеживается на больших человекообразных обезьянах. Это ближайшие к нам представители млекопитающих, объединённые с людьми в семейство гоминид. Во многих чертах шимпанзе имеют больше общего с человеком, чем с другими обезьянами. Когда-то их даже хотели определить в группу Homo.

Внешняя схожесть заключается в удлиненных по сравнению с телом конечностях, в широких плечах, длинной шее и седалищных мозолях. И у тех, и у других нет хвоста, а на коже нет подшерстка, нос выступает из плоскости лица, на пальцах есть ногти вместо когтей. Тело человекообразных обезьян (антропоидов) покрыто волосами не так густо, как у их собратьев.

Кровь шимпанзе также имеет четыре группы, а сроки их беременности и полового созревания почти идентичны нашим. У нас одинаковые рисунки на коренных зубах, равное число долей в легких и схожее строение гортани. Обезьяны тоже имеют 4 резца и 4 клыка, 8 коренных зубов, 5-6 крестцовых позвонков в скелете. Они могут ходить на задних конечностях, помогая себе руками.

сравнение человека и животного

Наши общие болезни

Схожесть внутреннего устройства людей и животных приводит к тому, что нас могут одолевать одинаковые вирусы и инфекции. Так как обезьяны ближе всего к нам по структуре ДНК, то они наиболее подвержены нашим болезням. Они легко заражаются от нас туберкулёзом, гриппом, холерой, оспой, гепатитом.

Все млекопитающие подвержены действию прионных болезней. Человек и животные одинаково поддаются бешенству. В истории известно немало случаев, когда крысы передавали человеку чуму и лептоспироз.

От домашних питомцев человек может заразиться гельминтами, стригущим лишаем, лихорадкой от кошачьих царапин, токсоплазмозом. Птицы и рептилии переносят сальмонеллёз и орнитоз, грызуны – туляремию. Как дикие, так и домашние животные подвержены сибирской язве и фасцилёзу.

органы человека и животных

Наши различия

Несмотря на схожесть во многих аспектах, люди во многом отличаются от других видов. Многие физические различия человека и животных связаны с развитием у нас прямохождения и речи. Так, у нас более развит мозговой отдел, чем лицевой, есть подбородок, таз расширен.

У человекообразных обезьян 24 пары хромосом, когда у человека — 23. Позвоночник обезьян имеет дугообразный изгиб, в то время как у нас S-образный. На наши ноги приходится вес всего тела, поэтому они обладают более сильной мускулатурой. Стопы человека сводчатые, чтобы смягчать сотрясение органов при ходьбе. Грудная клетка плоская, но широкая.

От большинства млекопитающих нас отделяет трихроматическое зрение (также есть у приматов) и более слабое обоняние. За определение запахов у нас отвечает только 387 генов, у приматов – 500, у макросоматов – более 1000.

Наши ноги длиннее рук, а у приматов – наоборот. Клыки не выступают из зубного ряда, туловище короче, чем у обезьян. Большой палец человека противопоставлен остальным и очень подвижен, это помогает использовать различные орудия труда.

поведение человека и животного

Мозг и интеллект

Конечно, главное различие человека и животных – интеллект. Дальше всех в мыслительных способностях продвинулись млекопитающие. Однако и они не в силах нас превзойти. Человек обладает сознанием, конкретным и отвлеченным мышлением. Мы умеем обобщать, мечтать, размышлять о прошлом и будущем.

Человек способен к дальнему планированию, в то время как животные принимают решения только для ближайшего временного отрезка. Люди – единственный вид, который способен делать выводы, познавать окружающий мир и передавать свои знания другим.

В связи с этим наш мозг приобрёл отличные от животных черты. Его кора в 2,5 раза больше по площади, чем у обезьян. Он крупнее, а борозды развиты сильнее. Теменные, лобные и височные доли, отвечающие за речь и психику, у нас тоже более развиты.

Человек способен к речи, в то время как животные владеют лишь упрощённой сигнальной системой. Они могут оповещать «собратьев» о самых простых ситуациях, например, «опасность!», «удовольствие» и т. д. У желтобрюхих сурков таких сигналов 8, у макак – около 30.

Зато животные способны к обучению. Шимпанзе более продвинулись в этом. Шимпанзе Уошо владельцам удалось научить языку жестов. В результате она владела 500 понятиями и могла даже их комбинировать, чтобы создавать свои. Например, словами «вода» + «птица» она объяснила, что увидела лебедя.

эмоции человека и животных

Поведение

Разница в интеллекте влияет и на различия поведения человека и животных. И тем, и другим свойственны условные и безусловные рефлексы. Но в целом действия животных более ритуализированы и диктуются древними инстинктами, а человек склонен поступать по ситуации, учитывая все внешние факторы и собственное желание. Иными словами, из всех животных мы склонны вести себя наиболее пластично.

Инстинкт – это форма поведения, которая заложена у вида на генетическом уровне, она диктуется биологическими потребностями и включает строго определённый порядок действий. Если хоть одно условие будет изменено, то животное растеряется или отреагирует не совсем адекватно.

Например, осы, перед тем как затащить пойманную добычу в нору, оставляют её у входа, а сами лезут внутрь, чтобы проверить, не забежал ли туда кто-нибудь посторонний. Когда все в порядке, они тащат жертву в «домик». Если мы вмешаемся и переместим её добычу немного дальше от входа, то оса начнет повторять всё заново. В её поведении не заложена возможность того, что кто-то будет перетаскивать еду, поэтому оса опять перенесёт жертву ко входу и вновь полезет в нору для проверки.

Эмоции человека и животных

И у нас и у животных первичные эмоции являются врожденными. Отсюда можно сделать вывод, что связанные с ними чувства человека и животных ощущаются одинаково, а некоторые даже проявляются подобно нашим. Приматы владеют тем же набором лицевых мышц и тоже могут показывать гримасы радости, гнева, страха и т. д.

Яркое выражение эмоций присуще социальным животным, так как выполняет коммуникативную функцию. Одним из важных проявлений эмоций является оскал. Открытая пасть с торчащими клыками как ничто лучше предупреждает противника о воинственном настрое.

Но у животных эмоции носят чисто биологический характер и существуют только в пределах их прямых потребностей и инстинктов. Опасность для них существует только в конкретный момент нападения, и чувство страха появляется только тогда. У человека оно может возникнуть даже в спокойной обстановке, если он вообразит себе опасную ситуацию.

чувства животного и человека

Культура и творчество

Если инстинкты и эмоции наблюдаются у всех высших животных, то культура – это то, что определяет именно человека. Люди являются единственными организмами, которые не просто существуют в окружающей среде, но и могут изменять её.

Посредством мышления, творческой деятельности и познания мы создаем материальные объекты и духовные ценности. Из всего царства животных только человек способен создавать орудия труда при помощи других орудий труда. Именно так мы придумали одежду, бытовые предметы, оружие, построили пирамиды, дворцы, города.

Некоторые животные тоже могут применять орудия труда. Например, вороны достают червяков и насекомых из коры дерева, используя палочки и веточки. Но они не могут сделать эту палку сами.

Источник

                1. ×òî ðîäíèò ÷åëîâåêà ñ æèâîòíûìè

Êàêèå åñòü äîêàçàòåëüñòâà ðîäñòâà ÷åëîâåêà ñ æèâîòíûìè?

Àíòðîïîëîã:  Êàê âñå æèâûå ñóùåñòâà, ÷åëîâåê äëÿ ïîääåðæàíèÿ æèçíè íóæäàåòñÿ â ïèùå, âîäå, ñíå. Ïîäîáíî âñåì æèâîòíûì, îí ñòàðèòñÿ è óìèðàåò. Ýòè ÷åðòû ñõîäñòâà, êàê ãîâîðèòñÿ, «ëåæàò íà ïîâåðõíîñòè». Íî åñòü è äðóãèå, áûòü ìîæåò, íå ñòîëü î÷åâèäíûå. ß óæå ðàññêàçûâàë âàì, ÷òî ñòðîåíèå òåëà ÷åëîâåêà âî ìíîãîì ñõîäíî ñî ñòðîåíèåì òåëà äðóãèõ æèâîòíûõ. Ñðàâíèâàÿ ìåæäó ñîáîé ñêåëåò èëè îòäåëüíûå îðãàíû, âûïîëíÿþùèå îäíè è òå æå ôóíêöèè (íàïðèìåð, ïèùåâàðåíèÿ èëè äûõàíèÿ), ó÷åíûå íàõîäÿò ìíîæåñòâî ñîâïàäåíèé. Êîíå÷íî, áîëüøå âñåãî òàêèõ ñîâïàäåíèé ñ áëèçêîðîäñòâåííûìè æèâîòíûìè (îñîáåííî îáåçüÿíàìè, âñå êòî âèäåëè îáåçüÿíó, ñðàçó ýòî ïîäìå÷àþò). Íî äàæå â òîì ñëó÷àå, êîãäà ìû íà÷èíàåì ñîïîñòàâëÿòü îðãàíèçì ÷åëîâåêà ñ îðãàíèçìîì òàêîãî íåïîõîæåãî íà íåãî ñóùåñòâà, êàê ðûáà, áûñòðî îáíàðóæèâàåòñÿ ìíîãî îáùèõ ÷åðò (ó ðûá, êàê è ó ëþäåé, åñòü ïîçâîíî÷íèê, ñåðäöå, æåëóäîê, íåðâíàÿ ñèñòåìà è ò.ï.).

À êàêèå-íèáóäü äðóãèå  ïîäòâåðæäåíèÿ ýòîìó åñòü?

Àíòðîïîëîã: Áåç ñîìíåíèÿ! Î ðîäñòâå ÷åëîâåêà ñ äðóãèìè æèâîòíûìè  ñâèäåòåëüñòâóåò íàëè÷èå ó íåãî, òàê íàçûâàåìûõ, ðóäèìåíòàðíûõ îðãàíîâ, òî åñòü òàêèõ îðãàíîâ, êîòîðûå óòðàòèëè ñâîå çíà÷åíèå â ïðîöåññå ýâîëþöèè.  Èõ íàñ÷èòûâàþò íåñêîëüêî äåñÿòêîâ. Íàïðèìåð, èçó÷àÿ ñòðîåíèå êîï÷èêà — íèæíåãî îòäåëà ÷åëîâå÷åñêîãî ïîçâîíî÷íèêà, ñîñòîÿùåãî èç íåñêîëüêèõ ñðîñøèõñÿ ïîçâîíêîâ, ìîæíî çàêëþ÷èòü, ÷òî ó äàëåêèõ ïðåäêîâ ÷åëîâåêà êîãäà-òî áûë õâîñò. Íà òåëå ÷åëîâåêà ìíîæåñòâî ìåëêèõ ðåäêèõ âîëîñêî⠖ ýòî îñòàòêè ãóñòîé øåðñòè íàøèõ ïðåäêîâ. Ñëåïàÿ êèøêà ÷åëîâåêà èìååò íåáîëüøîé îòðîñòîê – àïïåíäèêñ, êîòîðûé íå ó÷àñòâóåò â ïðîöåññå ïèùåâàðåíèÿ. Íî ó ìíîãèõ òðàâîÿäíûõ æèâîòíûõ – ýòî âàæíåéøèé îòäåë êèøå÷íèêà. Î ÷åì ýòî ãîâîðèò? Ïðàâèëüíî! Íàøè äàëåêèå ïðåäêè áûëè òðàâîÿäíûìè. Íî êîãäà äðåâíèå ëþäè ïåðåøëè íà ìÿñíóþ ïèùó, íàäîáíîñòü â àïïåíäèêñå îòïàëà, è îí â êîíöå êîíöîâ ïðåâðàòèëñÿ â ðóäèìåíòàðíûé îðãàí. Ìîæíî ïðè æåëàíèè íàéòè è äðóãèå ïðèìåðû, ãîâîðÿùèå î òîì, ÷òî ÷åëîâåê âûøåë èç ìèðà æèâîòíûõ è ïî-ïðåæíåìó èìååò ñ íèìè ìíîãî îáùåãî.

                2. Èíñòèíêòû è ðàçóì

×åì ÷åëîâåê îòëè÷àåòñÿ îò äðóãèõ æèâîòíûõ?

Àíòðîïîëîã: Ãëàâíîå îòëè÷èå ÷åëîâåêà îò âñåõ îñòàëüíûõ æèâûõ ñóùåñòâ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îí îáëàäàåò ðàçóìîì. Èìåííî áëàãîäàðÿ ðàçóìó ÷åëîâåê ñïîñîáåí  áûñòðî îðèåíòèðîâàòüñÿ â îêðóæàþùåé îáñòàíîâêå è ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ, íàèáîëåå öåëåñîîáðàçíûå äëÿ íàñòîÿùåãî ìîìåíòà.

Íó, ýòî åùå íå ôàêò! Ðàçâå äðóãèå æèâîòíûå íà ýòî íå ñïîñîáíû? Âñïîìíèì õîòÿ áû ï÷¸ë, ìóðàâü¸â è äðóãèõ íàñåêîìûõ.

Àíòðîïîëîã: Äà, íà ïåðâûé âçãëÿä èõ ïîâåäåíèå ìîæåò ïîêàçàòüñÿ îñìûñëåííûì. Îäíàêî ó÷¸íûå äîêàçàëè, ÷òî âñå äåéñòâèÿ íàñåêîìûõ äèêòóþòñÿ íå ðàçóìîì, à èíñòèíêòàìè.
Èíñòèíêò — ýòî âðîæä¸ííàÿ ôîðìà ïîâåäåíèÿ.
Âîò òîëüêî îäèí ïðèìåð.  Äëÿ òîãî ÷òîáû îáåñïå÷èòü ñâîèõ ëè÷èíîê êîðìîì îñû ðîþò íîðêè è çàòàñêèâàþò òóäà ïàðàëèçîâàííûõ ÿäîì íàñåêîìûõ (íàïðèìåð, êóçíå÷èêîâ).   Ïîëîæèâ  äîáû÷ó ó îòâåðñòèÿ íîðêè, îñà, ïåðåä òåì êàê îêîí÷àòåëüíî âòàùèòü å¸, áûñòðî «îáûñêèâàåò» ñâîå ïîìåùåíèå. Ýòî öåëåñîîáðàçíî, òàê êàê âîëî÷èòü äîáû÷ó ïðèõîäèòñÿ èçäàëåêà, è â «êâàðòèðó» ìîã êòî-íèáóäü çàëåçòü. Óáåäèâøèñü, ÷òî âñ¸ â ïîðÿäêå, îñà âûáèðàåòñÿ íàðóæó, áåð¸ò äîáû÷ó è ïðÿ÷åò å¸ â íîðêå. À ÷òî áóäåò, åñëè âíåñòè â å¸ èíñòèíêòèâíûå äåéñòâèÿ íåçíà÷èòåëüíûå êîððåêòèâû? Êîãäà îñà èñ÷åçíåò â íîðêå, ÷óòü-÷óòü îòîäâèíåì å¸ äîáû÷ó îò âõîäà. Íà íàø âçãëÿä íè÷åãî íå èçìåíèëîñü, íî äëÿ îñû âñÿ öåïî÷êà äåéñòâèé íà÷èíàåòñÿ ñíà÷àëà. Îíà âíîâü ïîäòàñêèâàåò ïàðàëèçîâàííîå íàñåêîìîå  ê âõîäó è âíîâü íûðÿåò â íîðêó äëÿ «ïðîâåðêè». Îäèí èññëåäîâàòåëü ñîðîê ðàç îòîäâèãàë äîáû÷ó, è îñà êàæäûé ðàç âíîâü è âíîâü  «îáûñêèâàëà» íîðêó, âõîä â êîòîðóþ åé áûë ïðåêðàñíî âèäåí! Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî  îíà âåëà ñåáÿ â äàííîì ñëó÷àå êàê àâòîìàò. Âïðî÷åì, òàê îíî è åñòü íà ñàìîì äåëå. Ïîâåäåíèå íàñåêîìûõ «çàïðîãðàììèðîâàíî»  ñ ñàìîãî èõ  ðîæäåíèÿ. Îíè âåäóò ñåáÿ òàê, êàê âåëè íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ìèëëèîíîâ ëåò ýâîëþöèè.  Êàæäîå èõ äåéñòâèå ïðîäèêòîâàíî èíñòèíêòîì. «Îáäóìàòü», èçìåíèòü ñâî¸ ïîâåäåíèå â ñîîòâåòñòâèè ñ èçìåíèâøèìèñÿ îáñòîÿòåëüñòâàìè, îíè ïðîñòî íå â ñîñòîÿíèè.

Äîïóñòèì, ñ íàñåêîìûìè âñ¸ ïîíÿòíî. À êàê áûòü ñ ñîáàêàìè èëè îáåçüÿíàìè?

Àíòðîïîëîã: Äåéñòâèòåëüíî, ïîâåäåíèå âûñîêîîðãàíèçîâàííûõ æèâîòíûõ (íàïðèìåð, ñîáàê èëè îáåçüÿí) ãîðàçäî ñëîæíåå, ÷åì ïîâåäåíèå íàñåêîìûõ. Îíè ñïîñîáíû äåëàòü âûáîð, ïðåäâèäåòü ïîñëåäñòâèÿ òîãî èëè èíîãî ñâîåãî ïîñòóïêà. Îäíàêî è â ýòîì ñëó÷àå ïîâåäåíèå æèâîòíûõ ÿâëÿåòñÿ èíñòèíêòèâíûì, à íå ðàçóìíûì. Ïðîñòî âûñîêîîðãàíèçîâàííûå æèâîòíûå ñïîñîáíû ê îáó÷åíèþ. Îáåçüÿíû è ñîáàêè, â îòëè÷èå îò íàñåêîìûõ, ìîãóò ìåíÿòü ñâî¸ ïîâåäåíèå â çàâèñèìîñòè îò ñèòóàöèè. Íî îíè ñîâåðøåííî íå ñïîñîáíû ê òâîð÷åñòâó, ê ñîçäàíèþ ÷åãî-ëèáî íîâîãî. Ýòà ñïîñîáíîñòü ïðèñóùà îäíîìó òîëüêî ÷åëîâåêó.  ×åëîâåê òðóäèòñÿ, è â ðåçóëüòàòå åãî òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè ïðîèñõîäèò ïðåîáðàçîâàíèå îêðóæàþùåãî ìèðà. ×åëîâåê ìîæåò ðàçìûøëÿòü, àíàëèçèðîâàòü, îáîáùàòü, äåëàòü âûâîäû, íàêàïëèâàòü è ïåðåäàâàòü èíôîðìàöèþ. Îí åäèíñòâåííûé èç æèâûõ ñóùåñòâ, êòî ñïîñîáåí ê ïîçíàíèþ ìèðà è ñàìîãî ñåáÿ.  Ýòà åãî îñîáåííîñòü è íàçûâàåòñÿ ðàçóìîì.
Ðàçóì – ýòî ñïîñîáíîñòü ÷åëîâåêà ïîíèìàòü è îñìûñëèâàòü ìèð è ñàìîãî ñåáÿ, ñïîñîáíîñòü ê òâîð÷åñòâó è ïîçíàíèþ.
Èìåííî ðàçóì ïîçâîëèë ÷åëîâåêó èçîáðåñòè ìíîæåñòâî ïîëåçíûõ âåùåé è çàíÿòü ãîñïîäñòâóþùåå ïîëîæåíèå íà íàøåé ïëàíåòå. Äà, îí íå òàê áûñòðî áåãàåò, êàê ëåîïàðä, íå òàêîé çîðêèé, êàê îð¸ë, îí íå óìååò ëåòàòü, êàê ïòèöû, ó íåãî íåò îñòðûõ êîãòåé, ìîùíûõ êëûêîâ, òîëñòîé øêóðû. Íî  áëàãîäàðÿ áèíîêëþ, ÷åëîâåê âèäèò ëó÷øå îðëà, áëàãîäàðÿ àâòîìîáèëþ ïåðåìåùàåòñÿ áûñòðåå ëåîïàðäà, à áëàãîäàðÿ ñàìîë¸òó ëåòàåò âûøå è áûñòðåå ëþáîé ïòèöû.

Ëþäè ñðîäíè æèâîòíûì. Çíà÷èò, ó íèõ òîæå åñòü èíñòèíêòû?

Àíòðîïîëîã: Õîòÿ ÷åëîâåê îáëàäàåò ðàçóìîì, èíñòèíêòû åìó òàêæå ïðèñóùè. Íàïðèìåð, íîâîðîæäåííûé ìëàäåíåö, êîãäà ãîëîäåí, æàäíî ñîñ¸ò ìîëîêî. Íèêòî íå ó÷èë åãî ýòîìó. Ðåáåíîê «óìååò åñòü» ñ ñàìîãî ðîæäåíèÿ.  Îäíàêî ñïîñîáíîñòü ãîâîðèòü, ÷èòàòü, èãðàòü, òðóäèòüñÿ è ìíîãîå äðóãîå ÷åëîâåê îáðåòàåò òîëüêî ïóòåì îáó÷åíèÿ. Ïîýòîìó è ãîâîðÿò, ÷òî èíñòèíêòû èãðàþò â åãî æèçíè  íåñðàâíèìî ìåíüøóþ ðîëü, ÷åì â æèçíè äðóãèõ æèâîòíûõ. 

                3. Ìîç㠖 îñíîâíîé èíñòðóìåíò ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè

  Åñëè ðàçóì — ñàìîå âàæíîå, ÷òî îòëè÷àåò ÷åëîâåêà îò äðóãèõ æèâîòíûõ, òîãäà ó íèõ äîëæíî áûòü ðàçíîå ñòðîåíèå ìîçãà!

Àíòðîïîëîã: Äåéñòâèòåëüíî, ãëàâíûì èíñòðóìåíòîì ðàçóìíîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà ÿâëÿåòñÿ åãî ãîëîâíîé ìîçã. Íî ýòîò æèçíåííî âàæíûé îðãàí åñòü è ó ìíîãèõ äðóãèõ æèâûõ ñóùåñòâ, íàïðèìåð, ó ðûá, ó ïòèö è ó çâåðåé. Îäíàêî ðàçóìîì  îíè íå îáëàäàþò! Çàìàí÷èâî áûëî áû ñ÷èòàòü, ÷òî åãî ìîçã óñòðîåí ñîâñåì íå òàê, êàê ìîçã äðóãèõ æèâîòíûõ. Îäíàêî íàó÷íûå èññëåäîâàíèÿ ýòîãî íå ïîäòâåðäèëè.  ñòðîåíèè ãîëîâíîãî ìîçãà ÷åëîâåêà, êàê è â ñòðîåíèè äðóãèõ åãî îðãàíîâ, ìîæíî îáíàðóæèòü ìíîæåñòâî îáùèõ ÷åðò ñî ñòðîåíèåì ìîçãà çâåðåé è ïòèö, ÷òî åùå ðàç ïîäòâåðæäàåò òîò ôàêò, ÷òî ÷åëîâåê âûøåë â ñâî¸ì ðàçâèòèè èç æèâîòíîãî ìèðà, ÷òî îí – ÷àñòü ïðèðîäû. Íà÷àòü ñ òîãî, ÷òî â ðàáîòå ëþáîãî ìîçãà, áóäü òî ìîçã ïòèöû, îáåçüÿíû èëè ÷åëîâåêà, âåäóùóþ ðîëü èãðàþò îñîáûå íåðâíûå êëåòêè – íåéðîíû. (Ê ïðèìåðó, ó ÷åëîâåêà íåéðîíû ñîñòàâëÿþò îäíó äåñÿòóþ ÷àñòü âñåõ êëåòîê íåðâíîé òêàíè). Ñëîæíîñòü íåðâíîé ñèñòåìû íàõîäèòñÿ â ïðÿìîé çàâèñèìîñòè îò ÷èñëà ñîñòàâëÿþùèõ å¸ íåéðîíîâ. Íàïðèìåð, ó ÷åðâåé èõ âñåãî îêîëî 100, à ó ÷åëîâåêà – áîëåå 10 ìèëëèàðäîâ!

Ïîëó÷àåòñÿ, ÷åì áîëüøå îáú¸ì ãîëîâíîãî ìîçãà ó êàêîãî-ëèáî ñóùåñòâà, òåì îíî «óìíåå»?

Àíòðîïîëîã: Ýòî íå ñîâñåì òàê. Èçâåñòíî, ÷òî ó ñëîíîâ è äåëüôèíîâ ìîçã áîëüøå, ÷åì ó ëþäåé. Îäíàêî ðàçóìîì èç íèõ îáëàäàåò òîëüêî ÷åëîâåê. Ó÷¸íûå ñ÷èòàþò, ÷òî íàðÿäó ñ îáú¸ìîì ìîçãà ÷ðåçâû÷àéíî âàæíóþ ðîëü èãðàåò êîëè÷åñòâî ñâÿçåé, âîçíèêàþùèõ ìåæäó îòäåëüíûìè íåéðîíàìè. ×åëîâå÷åñêèé ìîçã ìîæíî óïîäîáèòü âîëøåáíîìó ëåñó: èç íåéðîíîâ  âûòÿãèâàþòñÿ äëèííûå îòðîñòêè, êîòîðûå ïåðåïëåòàþòñÿ ìåæäó ñîáîé, êàê âåòâè äåðåâüåâ. Ïðè ïîìîùè ýòèõ îòðîñòêîâ îòäåëüíûå íåéðîíû ïîñòîÿííî îáìåíèâàþòñÿ äðóã ñ äðóãîì íåðâíûìè èìïóëüñàìè. Êîëè÷åñòâî ïîäîáíûõ ñâÿçåé  îäíîãî òîëüêî íåéðîíà ìîæåò äîñòèãàòü 20 òûñÿ÷! Íè ó îäíîãî äðóãîãî ñóùåñòâà íåéðîíû ãîëîâíîãî ìîçãà íå îáðàçóþò òàêèõ ñëîæíûõ è ìíîãî÷èñëåííûõ ñâÿçåé. È èìåííî ýòèì ÷åëîâå÷åñêèé ìîçã îòëè÷àåòñÿ îò ìîçãà æèâîòíûõ. Îäíàêî ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ó íîâîðîæäåííîãî ìëàäåíöà ðàçâåòâë¸ííûõ ñâÿçåé ìåæäó íåéðîíàìè íåò. Îíè îáðàçóþòñÿ òîëüêî â ðåçóëüòàòå åãî îáùåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè è îáó÷åíèÿ. ×åì áîëüøå ÷åëîâåê óçíà¸ò, ÷åì áîëüøå îí ðàçìûøëÿåò èëè çàíèìàåòñÿ òâîð÷åñòâîì, òåì  áîëüøå íåéðîííûõ ñâÿçåé óñòàíàâëèâàåòñÿ â åãî ìîçãó. À ýòî ïîêàçûâàåò, ÷òî ðàçóì íå äà¸òñÿ ÷åëîâåêó ñ ðîæäåíèÿ. Îí ôîðìèðóåòñÿ, «ñîçäà¸òñÿ» òîëüêî â îáùåñòâåííîé ñðåäå!

Источник