Пахомов хатха йога корректный подход к позвоночнику

Пахомов хатха йога корректный подход к позвоночнику thumbnail

Стиль йоги «Корректный подход к позвоночнику» — специальная методика выполнения поз йоги (асан). Эта методика нацелена на работу именно с позвоночником, в частности, на его укрепление. Существует три основополагающих принципа в данном стиле: вытягивать, расслаблять и укреплять.

Вытягивание осуществляется при помощи мышц, которые расположены вокруг позвоночника.

Укрепление происходит, в процессе выполнения асан, которые оказывают влияние на позвоночник и его отдельные сегменты. Выполнение практик делает суставы гибкими и эластичными, а околопозвоночную мускулатуру — сильной.

Расслабление происходит во время релаксации и созерцательных техник, которые выполняются одновременно с асанами. Сосредоточенность внимания и осознание – основные факторы, от которых напрямую зависит эффективность методики.

Ключевые упражнения методики — это позы (асаны) выполняемые вместе с дыхательными техниками и практиками кумхаб: Кевала и Сахита.

Йога КПП отличается от других стилей тем, что большинство стилей основано на деформации позвоночника. Йога КПП, напротив, направлена на сохранение здорового позвоночника.

История возникновения стиля

Йога КПП — это очень молодой стиль йоги, но базируется он на древних учениях йоги и современных познаниях в медицине, анатомии и физиологии. Создатели стиля Юрий Главчев и Анатолий Пахомов соединили древние трактаты по Хатха йоге и новейшие научные исследования, при этом техника выполнения асан соответствует древнейшим трактатам по Хатха йоге и тибетской йоге Трулкор.

При создании КПП проводились эксперименты, в них фиксировалось влияние йогических практик на человеческий позвоночник. Причем исследования касались как воздействия на здоровый позвоночник, так и на позвоночник, имеющий нарушения. В результате стало понятно, что йогические практики имеют большое воздействие на позвоночник и могут производить восстанавливающий эффект. Однако создатели стиля решили пересмотреть общепринятые подходы к выполнению асан, чтобы снизить негативное влияние на позвоночник и усилить лечебные свойства упражнений.

Из данного стиля исключены такие упражнения и практики, при выполнении которых могут произойти смещения в позвоночнике или другие негативные моменты. К таким упражнениям относятся всевозможные виды скручиваний и прогибов.

Пахомов и Главчев создали новый стиль йоги на основе медицинских принципов. Когда ученик, имеющий заболевания позвоночника, начинает заниматься КПП, он может быть полностью уверен, что не ухудшит состояние своего здоровья, а, напротив, облегчит его.

В процессе становления стиля было выработано одно простое, но очень важное правило – во время занятий позвоночник должен всегда находиться в прямом положении.

Особенности и правила стиля

Первое правило – плоскость таза располагается параллельно плечам.

Второе правило – дыхание всегда должно согласовываться с движением.

Третье – осознание и различие. Осознание – понимание того, как различные позы и практики влияют на органы человеческого тела, а также на нервную систему и разум человека. Различие – принцип, который гласит, что необходимо различать методы йоги. Иначе говоря, есть методы и упражнения, которые здоровый человек не должен использовать, так как ему они могут навредить. Такие методы должны применяться только людьми, имеющими патологии для того, чтобы оказывать исцеляющее воздействие.

Четвертое правило – концентрация. Во время выполнения асан внимание ученика должно быть сосредоточено и направленно внутрь себя. Это поможет отслеживать происходящие в теле изменения и направлять концентрацию в нужные места. Без концентрации, эффективность йоги минимальна, либо эффект вообще отсутствует.

Читайте также:  Гимнастика для позвоночника при остеофите

Пятое – плавность в движениях и постепенное освоение. Плавность движений дает возможность занимающемуся контролировать свое тело, с помощью этого избегать травм. Постепенное освоение йоги вырабатывает терпение. Кроме того, перейдя сразу к сложным практикам можно травмироваться.

Шестое – правильное применение симметрии и асимметрии. Ученик должен сначала освоить все позы с симметричным расположение тела и прямым позвоночником, и только потом, если в этом есть необходимость, практиковать ассиметричные асаны. Ассиметричные позы применяются только в специальных случаях, для того чтобы компенсировать патологии.

Седьмое правило — избегать скруток и гиперподвижности. Это необходимо во избежание травм позвоночника.

Восьмое правило – освобождение от эго. Для созидательного эффекта йоги разум должен находиться в покое. Наше Эго (Ахамкара) мешает правильному осознанию, и поэтому от него нужно освободиться.

Девятое правило йоги КПП – посвящать достижения в практике другим живым существам.

Источник

ваджра йога

Анатолий, здравствуйте. Вы являетесь основателем Киевской школы йоги и автором методики корректного подхода к позвоночнику. Расскажите, пожалуйста, о том, почему Вы решили создать собственную методику практики «Ð’Ð°Ð´Ð¶Ñ€Ð° йога» и в чём её уникальность?

Я не решал создавать новую методику. Все получилось само собой. У меня были другие планы — влиться в чью то школу.

Я начал заниматься йогой в 15 лет, просто слушал и делал то, что мне говорили. В какой то момент (лет через 12) я почувствовал, что что-то не так. Я получил травму спины на тренировке и начал искать выход из ситуации.

Я встретился, на мой взгляд, с величайшим учителем, и тот меня обучил правильному обращению с человеческим телом. Со временем на проверку оказалось, что все новое это хорошо забытое старое.

Дело в том, что то, чему меня обучил этот учитель это простой принцип — «Ñ€Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ спина». Но не буквально конечно, а я сейчас говорю как бы о сути знания.

Этот учитель дал мне больше чем я искал. Я искал просто исцеления, а нашел Путь. Мой учитель оказался ВИДЯЩИМ, потому знание, которое я получил, выходит за пределы системы йоги.

Корректный подход к позвоночнику и Ваджра йога

Сама методика, которая логически вытекала из полученного знания начала носить название «Ð™Ð¾Ð³Ð° КПП» (корректный подход к позвоночнику). Но так как знание, которое я получаю, выходит за пределы йоги и касается не только тела человека, мы начали называть ее ВАДЖРА.

В чем уникальность?

Ну, давайте обозначим вначале, что мы говорим о части Знания, которое относится к физическому телу.

В том, уникальность, что в отличие от современного подхода в спорте и так называемой «Ð¹Ð¾Ð³Ðµ» мы сохраняем здоровье позвоночника, понимаем причину заболеваний физического тела.

Для внешнего наблюдателя наша практика отличается тем, что мы идем срединным путем, не используем граничные нагрузки, не используем скручивания, боковые деформации позвоночника и глубокие прогибы. Я бы сказал, что мы больше работаем локальными мышцами, как и задумывала природа.

Читайте также:  Как снять воспаление в позвоночнике народными методами

Анатолий, раскройте, пожалуйста, шире, что Вы понимаете под глубокими прогибами, боковыми деформациями позвоночника, граничными нагрузками и почему вместе со скручиваниями они не используются в Ваджра йоге?

Я имею в виду, что с телом так поступать нельзя. То есть нельзя делать наклоны в бок, при прогибах пользоваться руками или инерцией и скручивать позвоночник. И дело не только в том, что в йоге раньше не было таких упражнений, и это не случайно.

Конструкция позвоночника не предусматривает такого.

Понимаете, мы рассматриваем тело как механизм. Это сложный, биоэлектрический механизм, который имеет ограничение, как и любой другой механизм в этом физическом мире.

Например, вы открываете ноутбук — и экран перед вами, вы работаете. Но если вы попробуете свернуть экран в бок — то вы просто его сломаете. Вот так же и с позвоночником. Просто тело совершеннее и не так быстро ломается. Впрочем, бывает по-разному. Иногда генотип позволяет человеку долго ломать тело, тогда такой человек может стать циркачом или преподавателем йоги, или гимнастом. Тогда он будет долго «Ð»Ð¾Ð¼Ð°Ñ‚ÑŒ спины» другим, пока сам не почувствует, что возникли неполадки.

ваджра йога

Анатолий, поясните, пожалуйста, идею о том, что раньше в йоге не было таких упражнений, например, как аштавакрасана, эка пада каундиниасана, тирьянга мукха уттанасана. Считаете ли вы такие геометрические положения тела новоделом мастеров йоги ближайшей современности, таких как Шри Кришнамачарья, Дхирендра Брахмачари и других?

А что тут прояснять. Люди, которых Вы перечислили, жили в 19 и 20 веках. А йога имеет историю как минимум более 5000 лет.

Похоже на то, что именно в это время как раз и начали вводить эти упражнения. Подтверждением этого является то, что в более старых текстах мы не находим «ÐºÑ€Ð¸Ð²Ñ‹Ñ…» положений тела.

Исследователям порекомендую перечитать Упанишады. И даже более поздние тексты Шива Самхита и Гхеранда Самхита (15-17 в н.э.) еще не содержат скручиваний или стоек на голове или мостов и т.д.

Поэтому думающий пусть анализирует.

По-моему, первая скрутка описана только в «Ð¥Ð°Ñ‚Ñ…Ð° Йога Прадипике» как матсиендрасана

Да, и внимательно читающий заметит кое-что еще:

1. В описании сказано, что асаны оставил Шива, и 4 основных из них — с прямой спиной. То есть здесь передается идея о том, что йога была передана человечеству.

2. Возле матсиендрасаны сказано — что эту «Ð°ÑÐ°Ð½Ñƒ придумал человек — Матсиендранатх». Я думаю, что с этого времени как раз и можно считать, что начался упадок йоги. Хотя я лично думаю, что упадок начался ранее.

Анатолий, но если ориентироваться только на асаны, описанные в популярных первоисточниках, то нам остаётся практиковать 0 асан из Йога Сутр Патанджали, 32 асаны из Гхеранда Самхиты и 15 из Хатха Йога Прадипики. Или я что-то упустил? Не считаете ли Вы, что для многовекторной проработки физического и тонких тел такого количества положений недостаточно?

Читайте также:  Нижнее давление и позвоночник

Интересно также узнать, как Вы относитесь к комментарию Свами Сатьянанда Сарасвати к 18 шлоке ХЙП, где говориться, что «Ð™Ð¾Ð³Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ°Ñ традиция утверждает, что всего существует 84 лакха (8400000) асан, то есть существует столько асан, сколько форм жизни. Не удивительно, что Сватмарама говорит, что он собирается описать только «Ð½ÐµÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ðµ» из асан!»?

Я думаю, что каждый выбирает сам. Нас потому так много, что бы были испробованы многие варианты подходов. Я говорю о своем подходе, я вижу в нем разумность.

ваджра йога

Можно говорить с разных сторон, почему и сколько асан. Я предпочитаю обычно объяснять не с точки зрения количества, а с точки зрения биомеханики и разумности. Но если вы хотите с точки зрения истории, то обратите внимание на следующий момент.

Если почитать внимательно Гхеранду Самхиту, то вы найдете такое:

ваджра йога

То есть это знание объяснялось не только для одного мира. К примеру, в астральном мире вы можете делать намного большее количество асан. Именно так меня тренировал первый учитель — он вначале говорил сделать асану в астральном плане, а потом уже в физическом мире.

Я скажу так — ко мне приезжают обучаться те, кто уже либо прошли многие школы и кое-что поняли. Либо кому сразу понятно. Есть люди, которые хотят цирк — это не ко мне. «Ð™Ð¾Ð³Ð° далека от гимнастики и еще дальше от цирка».

Практика в астральном плане похожа на идеомоторную тренировку?

Нет, это не идеомоторная тренировка. Я должен был во сне сделать ту или иную асану.

С подходом Ваджра йоги к выполнению асан стало более-менее понятно, а какие ещё практики Вы используете в методике?

Если кратко, то так: созерцание (разные аспекты), йога нидру, философию, костоправство, психологию.

Как дополнительные практики есть и пранаяма, и шаткармы, и пратьяхара. Также практикуется самадхи и нирвана, но это как отдельные практики и не в группах.

Я сказал бы, что к йоге у нас «ÐºÐ»Ð°ÑÑÐ¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¸Ð¹ подход», но этот термин так заюзали, что во избежание неверных трактовок, я так не говорю обычно:)

Анатолий, личный вопрос. Что конкретно для тебя самое сложное в движении по пути йоги и как ты с этим справляешься?

Самое сложное — найти хорошего учителя. Это даже не сложность, скорее везение. Мне просто повезло в этой жизни.

ваджра йога

Можешь подробнее рассказать о своём учителе и о том, что ты перенял от него?

Я обучаюсь у него последние 11 лет. Он не только лечит практически любые болезни, но и обладает некоторыми способностями, выходящими за обычные человеческие рамки. Я перенял от него, прежде всего, простоту взглядов, логичность и разрушение шаблонов.

Анатолий, в завершение нашего интервью, дай, пожалуйста, своё напутствующее слово нашим читателям относительно разумной практики йоги, ведущей к гармоничному росту осознанности.

ваджра йога

Анатолий, спасибо за интересную и содержательную беседу!

Вопросы задавал Сергей Чернов
Ваджра йога (официальный сайт)

Рекомендую к просмотру

Перейти к другим интересным статьям

Источник