Почему позвоночник является основой скелета 3 класс

Предмет: Окружающий мир          Класс: 3                  Дата проведения: 21. 03. 2016 г.

Тема

Скелет.  Осанка и здоровье.

Цели

  • формирование общих представлений о скелете человека как опоре организма, о правильной осанке и умении сохранять ее в покое и движении;
  • профилактика нарушений осанки, формирование у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
  • воспитание  умения  владеть своим телом в покое и движении.

Оборудование

Тест, карточки, кроссворд, учебник, мультимедийное учебное пособие, компьютер, модем, интерактивная доска, презентация, видеоролик.

п/п

          Этапы урока

                  Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Планируемые

    результаты

         УУД

1.

Организационный

      момент

Проверка готовности учащихся к уроку.   Слайд 1

-Здравствуйте, ребята. На этом уроке с вами буду работать я. А зовут меня Любовь Викторовна.

Прозвенел звонок, начинаем урок

Чтобы многое узнать, надо думать, рассуждать

И внимательными быть, и старательными быть.

И тогда уж точно, каждый знания свои покажет!

Пусть этот урок принесет вам радость познания!

Слушают учителя,

психологический настрой

Мультимедиа,

слайд 1.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2

Повторение изученного материала

1) Беседа с учащимися 

— Вспомним, какую большую тему мы начали изучать на уроках окружающего мира. (“Человек”) А зачем нужны эти знания, где их можно применить? (Эти знания необходимы, чтобы сохранить здоровье)

3) Работа с пословицами    Слайд 2

О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Прочитайте эти пословицы и подумайте, какую народную мудрость они содержат.

  • Здоров будешь – всё добудешь.
  • Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
  • Здоровый человек не тот, кто в детстве прыгает, а тот, кто под старость бегает.

— Какого человека можно назвать здоровым?

— Человека можно назвать здоровым, если он дожил до старости и не болеет, может быстро ходить, работать;

— Если человек может быстро двигаться, сам поднимается по лестнице, выполняет тяжёлую физическую работу, не принимает лекарства, то его можно назвать здоровым и др.

— Вы правы, человека, который достиг преклонного возраста и сохранил двигательную активность, мы уверенно можем назвать здоровым человеком.

Внимательно слушают учителя,

повторяют ранее изученный материал

Чтение пословиц учащимися. Объяснение смысла пословиц.

Регулятивные:

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

3.

Актуализация знаний

1) Разгадывание кроссворда

— О чём будем говорить сегодня, вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. Слайды 3 — 9

Вопросы:

  1. Не часы, а тикает. 2. Всегда во рту, а не проглотишь. 3. Когда сыт, он молчит, когда голоден – урчит. 4. Орган зрения. 5. Органы дыхания человека. 6. И говорит, и кушает.

Ответы: 1. Сердце. 2. Язык. 3. Желудок. 4. Глаз. 5. Легкие. 6. Рот.

2) Сообщение темы и задач урока

— Какое слово получилось в выделенной строке? (Скелет)

— Как вы думаете, о чём будет идти речь сегодня на уроке, что будем изучать? (Скелет человека)

Тема нашего урока: «Скелет человека» Слайд 10 (1 щелчок)

— Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответ:

— Что бы вы хотели узнать о скелете?

— Что такое скелет?

— Для чего нужен скелет?

— Из чего состоит скелет человека? 

— Какие могут быть заболевания скелета?

— Как сохранить скелет здоровым?  Слайд 10 (2-ой щелчок)

Коллективное выполнение на доске (слайде)

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Самостоятельная постановка учебных целей

4.

Изучение нового

материала

Так что же такое скелет? Обратимся к  словарю С.И. Ожегова Слайд 11

Скелет – совокупность твердых образований, составляющих опору, остов тела человека и животного.

— А как вы думаете, скелет животных и человека выглядит одинаково?

Слайд 12  Игра «Угадай кто?» Вы будете видеть скелет того или иного животного, узнавать и называть его.

— По каким признакам вы узнали животных? А человека? Внешний вид животных и человека по тому разные, что у них разные скелеты

Практическая работа

1) Прощупайте свои руки, ноги, туловище, голову. Что вы чувствуете? (Что-то твёрдое) Это кости.

2) Попробуйте на ощупь определить, чем различаются кости разных частей тела. (Размером, формой)

Демонстрация модели скелета человека

— Как вы думаете, из чего состоит скелет? Обратимся за информацией к учебнику с. 17

— Скелет человека более чем из 200 костей, больших и маленьких, разных по форме.

— Что же является основой скелета, как вы думаете? (Позвоночник)

— Через всё тело проходит позвоночник, состоящий из 34 отдельных позвонков, соединённых подвижно между собой мягкими хрящиками. Благодаря такому соединению мы можем сгибать своё тело. ( Прощупайте свой позвоночник.) 

— С чем соединен позвоночник в верхней части? (Черепом)

— Что находится внутри черепа? (Головной мозг)

— Что же образует грудную клетку?   (Ребра)

— Как называются эти кости? (кости ног и кости рук)

-Как они соединены между собой? (подвижно)

-Что мы в связи с этим можем делать? (двигать руками и ногами)

В нижней части позвоночника расположены кости таза, которые так же защищают наши внутренние органы.

3) Подумайте, какое значение имеют кости для человека? Для чего нужен скелет? (Скелет придает форму, служит опорой, защищает внутренние органы от повреждений)

Слайд 13.   У вас на столе лежат рабочие листы

Запишем эту информацию в Рабочий лист. (Функции скелета)

Слайд 14

Внимательно читают сообщение о скелете человека с учебника.

Отвечают на вопросы, заданные учителем по новой теме, работая с опорными таблицами и плакатами.

 Поиск и выделение информации.

Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и аргументировать её

5

Свойства скелета

Перед вами 3 предмета (камень, пружина, пёрышко). Они помогут нам определить свойства костей.

Давайте подумаем, какими свойствами должны обладать кости скелета человека, чтобы быть опорой и защитой для него? (Ответ найдём в рабочем листе)

Прочность (камень) – позволяет выдерживать большие нагрузки

Упругость (пружина) – позволяет человеку быть гибким

 Лёгкость (пёрышко) – позволяет легко передвигаться.

Слайд 15   Запишем свойства костей

— Изменяются ли свойства костей со временем? А почему? (Изменяется  состав костей) Состав костей ( Обратимся к рабочему листу) – Из чего состоят кости? (Найдем  эту информацию в Рабочем листе)

6

Физминутка

Физкультминутка. Покажите, как работает ваша опорно-двигательная система.

Слайд 16

Выполняют по содержанию, предложенных упражнений.

Использование видеоролика.

7

Как сохранить (защитить) скелет?

 — Что нужно делать, чтобы сохранить кости здоровыми? (Правильно питаться )

В рабочем листе выберем полезные продукты

Вторая угроза скелету … как думаете, какая?

— Какое положение занимает ваш организм во время учебного дня? Кто знает, как называется болезнь, возникающая при сидячем образе жизни? (скалиоз)

Слайд 17. Сколиоз – искривление. Возникает в период интенсивного роста позвоночника (в возрасте 5 – 15 лет). Считается одной из самых распространенных болезней позвоночника. Какие могут быть причины возникновения сколиоза? (ответы детей)

Слайд 18   Сколиоз появляется из-за:

— сидячий образ жизни

— недостаток кальция в организме

— избыточный вес

— травма

— Как избежать такую страшную болезнь? Кто может об этом знать? (Доктор)

— Давайте обратимся к доктору!  (Слайд 19)  (Видео. Врач травматолог – ортопед Ромодановской ЦРБ Боронин Владимир Сергеевич

Давайте запишем волшебное правило «Как защитить скелет» в наши рабочие листы (Слайд 20) :

1) Следить за осанкой

2) Правильно питаться

3) Заниматься спортом

Про спорт и правильное питание всё понятно, а вот что касается осанки.

  (Знакомство с правилами поддержания правильной осанки.)

— Скажите, приятно смотреть на стройного человека? Как вы думаете, почему искривляется позвоночник? У некоторых детей возникает нарушение осанки.

Читайте также:  Корсеты для позвоночника киров

А что такое ОСАНКА?

Осанка – внешность, манера держать себя (преимущественно о положении корпуса, складе фигуры)

Да, стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте.

— Как вы думаете, правильная осанка даётся человеку от природы или он её приобретает?

— Когда человеку нужно следить за своей осанкой?

— Следить за своей осанкой нужно всегда: при ходьбе, когда сидишь и, даже, когда спишь!

— А что приводит к нарушению осанки?

— Инфекционные болезни, неправильное питание, неправильное положение тела во время сна, ношение тяжестей в одной руке, но самое главное – неправильная посадка за партой!

— Как называется искривление позвоночника?

У некоторых детей возникает нарушение осанки. Это называется СКОЛИОЗОМ. Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается такая болезнь, как правило, в 8 – 10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

— Ребята, что же нужно сделать, чтобы осанка была хорошей?

— Составим вместе правила для поддержания правильной осанки.

1. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

2. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.  

3. Спать на жесткой постели.

4. Сидеть с максимально выпрямленной спиной.

5. При ходьбе держаться прямо, не сутулиться.

Чтение определения слова «ОСАНКА» со словаря Ожегова

 Поиск и выделение информации

8

Контроль

        

Работа в парах.

—  Подпишите части скелета.

У доски один ученик собирает рассыпавшийся макет скелета.

Самостоятельная работа учащихся.

9

Домашнее задание

  • Записывает дефференцированное домашнее задание на доске: ответить на вопросы учебника с. 18

Записывают домашнее задание в дневники

10

Рефлексия

— Как вы думаете, помог ли наш сегодняшний урок побольше узнать о здоровом образе жизни? Как эти знания пригодятся вам в жизни?

Возьмите ваши рабочие листы и сверните их в буклет. Теперь у вас получилось хорошее пособие, в котором мы осветили основные аспекты наших знаний о строении скелета, его функциях и свойствах, правильном питании и защите.

Слайд 21

— Я хочу узнать ваше мнение о нашем уроке. Перед вами 3 смайлика (грустный, безразличный, весёлый). Грустный, если урок вам не понравился, равнодушный, если вы ничего не узнали, весёлый – если урок вам понравился. . В рабочих листах есть место для оценки вашей работы на уроке. (На столах жёлтые кружочки, нарисуйте на них смайлик и приклейте на буклет). А теперь покажите мне.

11

Итог урока

Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

— Прислушайтесь к словам мудреца и запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам. Ваше здоровье в ваших руках!

— Переходя от этих слов к итогу урока, давайте вспомним, чему мы сегодня учились?

— Что нового узнали? — Чем поделитесь дома?

Спасибо за урок, желаю вам богатырского здоровья. Слайд 22

Если осталось время!

1. Прочитать в буклете материал о травмах!

Источник

Тема: Скелет человека

Цель урока: создать условия для определения значения опорно-двигательной системы человека в соответствии с её строением и функциями.

Планируемые результаты:

  1. познакомить со строением опорно-двигательной системы, в частности скелетом, с правильной осанкой, с  необходимостью соблюдения правил посадки, продолжать формирование представления о здоровом образе жизни и укрепление гигиенических навыков.
  2. развивать познавательный интерес к предмету, частично-поисковой деятельности, умения отвечать на проблемный вопрос, выделять главное, анализировать и обобщать;
  3. расширять представление учащихся о правильной осанке человека и о способах её формирования.

Метапредметные задачи:

Личностные: способствовать созданию положительной мотивации для исследования функций скелета и строения костей; осознанию  теоретической и практической значимости анатомических знаний.
Регулятивные: создавать условия для принятия учащимися цели и задач урока,  для планирования и оценки своих действий.
Познавательные: содействовать развитию умений исследовать и анализировать функции скелета человека и особенности строения и соединения костей. 
Коммуникативные: создавать условия для организованного выполнения совместной работы в парах, группах, для эффективного сотрудничества как с учителем, так и со сверстниками.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Оборудование урока: презентация, проектор; макет скелета, бумажные модели для собирания скелета в группе, памятки, индивидуальные карточки, карточки для составления кластеров для работы в группах, учебник «Окружающий мир», 3 класса (1 часть)

Ход урока:

  1. Орг.момент.

Упражнение «Звездопад».

-Представьте звездное небо. На нем бесчисленное количество звезд. И вот падает одна звезда.  Значит, нужно загадать желание. Загадайте желание, какой будет наш урок сегодня.

— Я хочу, чтоб наш урок был…

2. Целеполагание и мотивация.

— Скажите, при каких условиях наш урок будет удачным?

— Наш урок будет удачным тогда, когда …

3. Постановка проблемы и формулирование темы урока

— Подумайте, на какой урок я приглашаю вас сегодня. Послушайте строки.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела —

Так вперед, друзья, за дело.

— На какой урок я вас приглашаю: на урок контроля, урок повторения  или на урок нового знания?

— Как вы догадались? Какие слова вам помогли?

— Сформулируем цели урока. (получить новые знания)

— Осталось определить тему урока.

— Слова-подсказки, которые я вам приготовила, будут такие: дышит, растет, развивается, питается. Определите тему и запишите на листах.

— Разве достаточно данных, можно ли определить тему урока?

— Я  вам даю еще одну подсказку  «говорит».

— Какова тема урока? Какое слово помогло? 

— Какое слово-подсказку можно еще добавить? (мыслит, прямохождение)

        Тему назвали, цель поставили, движемся далее.

4. Актуализация знаний (Слайд 2)

Проверка домашнего задания.

— Давайте вспомним, о чем шла речь на прошлых уроках. (Слайд 2)

  • Назовите внешние образования человека (Глаза, уши, руки, …)
  • Какие внутренние органы вы знаете?
  • Что мы называем  первой «одеждой» человека?
  • Почему грязная кожа опасна для человека?
  • Установите 3 сходства между волосами и ногтями. (защита, образования кожи, растут непрерывно)

5. Открытие нового знания 

— Еще один вопрос: предположите, о чем идет речь: если бы у человека их не было, то тело человека напоминало бы медузу? (кости) (Слайд 3)

— Вы считаете, что в нашем организме есть кости?

— Завяжите ленточку в группе ребенку, где по вашему есть кость.

— Лента повязана, но я до конца не уверена, что у нас есть кости. Докажите… (у доски по одному представителю от группы)

В корзину идей я принимаю любые идеи.

— Сколько в организме костей?

Поиграем в «Угадайку».

— Я думаю, что костей в организме больше, чем …. (более 200 костей)

— Какие кости самые мелкие? (пальцы рук и ног)

— А они в организме находятся отдельно друг от друга?

— Что образуют кости, соединенные друг с другом? (Скелет)

Карточку к теме урока. Показ иллюстрации (Слайд 4)

— А сейчас составьте кластер, в котором укажите основные части скелета, как защищать скелет, расскажите про значение скелета.

— С какими трудностями столкнулись? (Знаний недостаточно)

Возвращаемся к цели урока: получить новые знания о скелете?

А д/з будет составить связный рассказ о скелете по кластеру, можно добавить еще ветку.

6. Совместное открытие знаний

1 ветка – Значение скелета

— Как понимаете слово «значение» (для чего-то нужно)

        По представителю от группы к доске. Из текста вычленить главные слова  о значении скелета (20 сек.) Представители в группе передают информацию детям и записывают слова в кластер.

ФОРМА, ЗАЩИТА, ОПОРА

— Проверка. Заполнение кластера на доске.

2 ветка – Основные части

(Слайд 5)

— Скелет состоит из 200 костей. Но есть только 3 важные части. Вам сейчас это важно понять из информационного листа. Работаем в паре, 1 лист на двоих.

Читайте также:  Растяжка спины и позвоночника на тренажерах

Чтение 1 абзаца. Ученик у доски рассказывает.

ПОЗВОНОЧНИК (показ на другом ребенке)

32-33 позвонка, имеет изгибы

Показ иллюстрации. (Слайд 6)

— Я хочу вам рассказать, врачи убеждены, что каждый человек на нашей планете страдает заболеваниями позвоночника, причем не только пожилые люди, но и дети. Почему?  (человек не соблюдает правила).

— Существует множество правил. У вас на парте картинки и правила. Вам необходимо установить соответствие. Подберите правило и наклейте его на картинку.

1. Сиди всегда прямо. Голову лишь слегка наклоняй вперед.

2. Ежедневно делай зарядку.

3. При ходьбе держи спину прямо, не сутулься.

4. Распределяй груз равномерно в обе руки.

5. Правильно питайся.

— В какое место кластера можно поместить эти правила? (В защиту)

— Давайте сделаем зарядку.

ФИЗМИНУТКА «Зарядка»

— Я приготовила вам сюрприз. Я что-то спрятала, продукт. Для того, чтоб позвоночник был крепким, необходимо много витаминов, микроэлементов. Попробуйте угадать, в каком продукте их много.

— Богатейший источник кальция, нужный нашему позвоночнику – сыр. Нужно кушать каждый день по кусочку.

2 часть скелета – ЧЕРЕП

 — Чтение информационного листа, 2 абзац.

Рассказ представителя от группы, показ. (Где находится? Где начинается?)

Показ иллюстрации. (Слайд 7)

3 часть скелета – ГРУДНАЯ   КЛЕТКА

Рассказ представителя от группы, показ. (Где находится? Где начинается? (Грудная кость)

— Для чего нам грудная клетка? (Слайд 8)

Кластер заполнен.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Тест по теме «Скелет». Отмечаем  + и —

  1. Кости человека, соединенные друг с другом, образуют скелет.
  2. Скелет придает форму нашему телу.
  3. Скелет является опорой и защитой организма.
  4. Главные кости скелета, это кости ног.
  5. Самыми прочными являются кости рук.
  6. Позвоночник состоит из 33-34 позвонков.
  7. Врачи редко встречаются с заболеваниями позвоночника.
  8. При стоянии важно следить за осанкой.
  9. При сидении выбирай высокий стул.
  10. Сердце человека защищено грудной клеткой.

Подведение итогов работы над тестом.

8.  Рефлексия

— Я очень надеюсь, что урок принес нам всем пользу.

— Достигли ли мы целей урока?

(Слайд 9)

9. Итог урока

Источник

Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /home/m/menemtpu/pocki.top/public_html/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 49 Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /home/m/menemtpu/pocki.top/public_html/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 283 Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /home/m/menemtpu/pocki.top/public_html/wp-content/themes/root/inc/admin-ad.php on line 328

Здоровый позвоночник – основа общего здоровья

Дата добавления:5

Мы часто недооцениваем собственный позвоночник, перегружаем его, не даем нормально отдохнуть, расслабиться. Так происходит, наверное, из-за того, что мы вовсе упускаем из виду одну важную деталь – позвоночник является основой организма, его каркасом, силовой конструкцией, которая к тому же одновременно является коробом с коммуникациями.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Одним словом, позвоночник также важен, как и глаза, мозг и сердце, за которые мы тревожимся гораздо чаще.

Современная медицина с использованием научных методов исследования доказала, что первопричины многих болезней можно устранять, только сохраняя здоровье позвоночника. Более того – в основе практически всех хронических болезней, начиная с насморка, и заканчивая импотенцией, лежит состояние позвоночника. Соответственно, чем здоровее позвоночник, тем меньше у человека шансов заболеть.

Что же в нем такого важного?

Позвоночный столб – одна из основ здоровья. Позвоночник является основой скелета и выполняет в нашем организме две важных функции. Первая – опорно-двигательная, а вторая – защитная (как известно, позвоночник защищает спинной мозг от всевозможных механических повреждений). К позвонкам подходят многочисленные нервные окончания и соединения, отвечающие за работу абсолютно всех органов, которые есть у человека. Можно сказать, что каждый позвонок несет личную ответственность за работу одного или группы органов.

Позвоночник представляет собой сложнейшую конструкцию, состоящую из тридцати трех позвонков и более сотни суставов, мышц, связок и нервов. Изменения хотя бы одного из звеньев данной конструкции приводит к нарушениям, а также отрицательно сказывается на функционировании внутренних органов организма. Например, неполадкам в шейной части сопутствуют головные боли, частые головокружения, шумы в ушах, нарушения зрения, проблемы со щитовидкой и даже онемение рук.

В общем, ничего хорошего больной позвоночник не сулит, и опасно это отнюдь не только несильными болями в пояснице. Поэтому гораздо разумнее следить за состоянием своего позвоночника точно так же, как за сердцем и зрением, ведь так можно спастись если не ото всех, то от многих болезней, даже хронических.

Основа человеческого скелета

Благодаря ряду научных исследований было установлено, что позвоночник вкупе с нервно-мышечной системой и системой кровообращения представляют собой единую целостную биологическую функциональную структуру. Любой сбой в организме человека или возникновение болезни приводит к моментальному реагированию со стороны данной биологической системы. Выполняемая ею роль имеет огромное значение, она регулирует функции внутренних органов и периферических нервов человеческого организма.

Позвоночник является важнейшим органом. Если позвоночник поражается искривлением, неправильной осанкой или другими болезнями, то в этих случаях деятельность внутренних органов и периферических нервов вполне может оказаться недостаточной для полной реализации своих функций.

Кроме того, позвоночник является основой человеческого скелета. Он несет на себе всю тяжесть головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Кроме того, позвоночник отвечает за ту форму человеческого тела, которая для всех нас является такой привычной. К позвоночнику прикреплены мощные соединительнотканные тяжи-связки, а, кроме того, огромное количество маленьких и больших мускулов. Эти мускулы выполняют функции, обеспечивающие прямохождение и удержание тела в вертикальном положении.

С возрастом, по достижении примернолет, у многих людей позвоночный столб становится короче примерно на 6-15 сантиметров. Некоторые люди к старости сгибаются. В медицине существует специальный термин, обозначающий данное явление — «поза Вольтера». Данная сгорбленная поза представляет собой один из признаков старения. Этот процесс «усыхания» позвоночника является напрямую связанным с одной из основных гипотез старения. Результаты исследований специалистов-анатомов говорят о том, что количество нервных волокон уменьшается на протяжении жизни наединиц.

Эти волокна обеспечивают нормальную жизнедеятельность внутренних органов и тканей благодаря постоянной электрической стимуляции со стороны боковых отделов спинного мозга. Как считают многие ученые, уменьшение количества нервных волокон обусловлено их гибелью при «усыхании» позвоночника, которое происходит на протяжении всей жизни, а также с их сдавлением. Человек стареет из-за того, что количество электрических импульсов, которые идут к органам и тканям, уменьшается, что, в свою очередь, приводит к замедлению обменных процессов в организме.

В раннем детском возрасте закладывается этическая надстройка, т.е. то, что отличает человека от животного. Хотя мы часто не замечаем этого, но впечатления детства во многом определяют нашу взрослую жизнь. Чаще всего это идет нам на пользу, но иногда и во вред. Ярким примером этого может служить воспитанный англичанин, который, живя в гостинице, путешествуя поездом или самолетом, всегда наполняет раковину водой, затем бреется опасной бритвой, сбрасывая в раковину мыло со щетиной, и только потом умывается. Людям, которые привыкли умываться только проточной водой, такой способ кажется крайне негигиеничным. Но традиционный англичанин воспитан именно так, и переучить его практически невозможно.

А. Ситель, «Соло для позвоночника»

Часть I

Общие сведения о позвоночнике человека

Позвоночник является основой, на которую крепится весь организм, в нем проходит спинной мозг, от которого отходят нервы, управляющие всем организмом. Он играет ключевую роль в здоровье. Жизнеспособность человека главным образом зависит от состояния позвоночника. Именно он определяет силу и выносливость человека, здоровье внутренних органов и в целом здоровье всего организма. Когда тело здоровое, каждый мускул и орган работают в нормальном режиме, то человек становится выносливым, сильным, жизнестойким. Жизнестойкость — это нечто большее, чем просто здоровье, чем отсутствие болезней.

Если сжато рассказать о роли позвоночника в организме человека, то важно отметить следующее: позвоночник — это основа скелета, он придает телу нужную форму и правильное положение; в позвоночнике располагается спинной мозг, и от него отходят спинномозговые нервы, которые управляют работой всего организма; к позвоночнику крепятся конечности и огромное количество больших и малых мускулов и связок спины и живота, предназначенных для удержания тела в вертикальном положении, а всех жизненно важных органов — на своих местах.

В настоящее время почти все специалисты по медицине склонны считать, что причиной многих болезней является ненормальное состояние позвоночника. Лично я полагаю, что это во многом определяется неправильной осанкой человека. Помимо указанного, разнообразные резкие толчки и длительная компрессионная нагрузка (например, от ношения тяжелых сумок и т. п.) могут вызвать сдвиг позвонков и защемление нерва, отходящего от спинного мозга, а это приводит к нарушениям того органа, который управляется этим нервом.

Читайте также:  Скопление жидкости в позвоночнике что это

Если же позвоночник искривляется в результате неправильной осанки или болезни, то это самым пагубным образом воздействует на кости скелета. Мускулы и связки позвоночного столба удлиняются или укорачиваются, а внутренние органы смещаются, что приводит к заболеванию.

Существует и обратная связь — между органами и связками, мышцами позвоночника и спины. Болезнетворные процессы, происходящие в органе, могут через связки передаваться на мышцы, вызывая в них боли. Поэтому, оздоравливая позвоночник, его мышцы и связки, необходимо помнить о здоровье внутренних органов. И наоборот, оздоравливая внутренние органы, следует поддерживать позвоночный столб в здоровом состоянии.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Причины неправильной осанки и больного позвоночника

Давайте ответим на такой распространенный вопрос: почему практически все люди имеют ту или иную степень поражения позвоночника (рис. 1). Если отвечать на вопрос в общем, то наши больные спины и органы являются следствием неправильного жизненного уклада человека. Последние 3–5 тысяч лет человек ведет образ жизни, пагубно воздействующий на позвоночный столб. Природа-матушка своим созданиям, в том числе и человеку, дает все необходимое. Человеку, как и животным, скелет и позвоночный столб необходимы для передвижения, но не для выполнения каких-то внешних работ, а тем более переноски грузов.

Человек занимался охотой и собирательством, во время которого его руки и позвоночник испытывали умеренную, чередующуюся с отдыхом нагрузку. Положение тела постоянно менялось, не было однообразия, а значит большой статической нагрузки на определенные мышцы и позвоночник. Совсем иное дело, когда человек в течение 8 ч. выполняет какую-то работу, находясь в неестественном положении, перегружая одни мышцы и совершенно не давая работы другим. Движения в позвоночнике однотипны и ведут к утрате гибкости и отложению солей.

Определенные мышцы хронически перегружены и начинают уставать, передавая эту усталость через связки на органы и костные ткани. В итоге происходит сжатие одного сегмента позвоночного столба и проблемы со здоровьем из-за этого. К указанной картине добавим неправильное питание, отсутствие нормальной мышечной нагрузки, ношение обуви на высоком каблуке (которая делает осанку человека неправильной, вызывает излишнее напряжение в мышцах спины), ношение тяжестей в руках (особенно в одной руке) и многие другие «достижения цивилизации».

В итоге человек уже с детства имеет кривую спину, в зрелом возрасте — хронические заболевания, а в пожилом — полную слабость и атрофию организма. Но благодаря знаниям, изложенным в этой книге, всего этого можно избежать и долго наслаждаться здоровой жизнью.

Общие сведения о позвоночнике

Позвоночником (рис. 2) называется часть скелета, служащая футляром для спинного мозга, органом опоры и движения; состоит из отдельных сегментов (позвонков; рис. 3).

Развивается и формируется позвоночник постепенно. Так, во внутриутробной стадии вокруг хордовой (спинной) струны начинает формироваться позвоночный столб. Вначале он состоит из соединительной ткани. Эта ткань постепенно превращается в хрящевую. А хрящевая ткань превращается в костную. Полностью позвоночник заканчивает свое формирование к 19–25 годам жизни человека.

Рост позвоночника в длину происходит неравномерно. Наиболее интенсивно рост идет до половой зрелости (до 15 лет у девочек и 18 — у мальчиков). В дальнейшем он растет очень медленно и полностью формируется примерно к 25 годам.

Полностью сформировавшийся позвоночный столб состоит из отдельных позвонков, соединенных между собой межпозвонковыми дисками, суставами и связками.

В позвоночнике, как в футляре, находится спинной мозг. От спинного мозга парами отходят нервные корешки, которые в виде нервов шейных, грудных, поясничных, копчиковых проходят между позвонками и иннервируют соответствующие органы.

Позвоночник выполняет главную опорную и рессорную функцию в организме. Различные сотрясения, возникающие при ходьбе, беге, прыжках, им амортизируются как за счет погашения части нагрузки межпозвонковыми дисками, так и за счет соответствующих изгибов самого позвоночника. В результате такой амортизации не повреждается головной мозг, сердце, печень и все остальные органы, расположенные внутри грудной и брюшной полости. К тому же позвоночник участвует во всех основных двигательных актах.

Для того чтобы позвоночник лучше выполнял свою рессорную функцию, он имеет четыре изгиба. Верхний изгиб, шейный, обращен выпуклостью вперед (лордоз). Второй изгиб, грудной, выпуклостью обращен назад (кифоз). Третий изгиб — поясничный (лордоз). Четвертый изгиб образован крестцом и копчиком (кифоз). Нормально выраженные изгибы позвоночника влияют на осанку человека, делая ее физиологически полезной для прямохождения.

Во время развития внутри матки у человеческого плода сначала формируются 33 позвонка, затем нижние 10 срастаются перед рождением, образуя крестец и копчик.

У новорожденного позвоночник представляет собой выпуклую назад кривую. Когда ребенок начинает поднимать голову и прямо сидеть, 7 верхних позвонков между верхним краем позвоночника и плечами образуют шею, которая усиливается шейным изгибом вперед.

Следует знать, что неправильное пеленание ребенка сильно сказывается на здоровье позвоночника, особенно его шейного отдела. В дальнейшем это отзывается головными болями и рядом других расстройств.

Следующие 12 позвонков, к которым прикреплены ребра грудной клетки, продолжают кривую выпуклостью назад. Это грудные позвонки.

Когда ребенок начинает стоять прямо и ходить, то следующие пять позвонков формируют поясничный изгиб выпуклостью вперед, а крестец и копчик — выпуклостью назад.

Эта естественная S-образная кривая позвоночника образует как бы пружину, компонентами которой являются позвонки.

Важно знать и то, что в течение жизни с позвоночником, как и со скелетом в целом, непрерывно происходят процессы физиологической перестройки, приспособление к различным новым условиям окружающей среды и физическим нагрузкам. Перестройка идет медленно и незаметно. Примерно к 50 годам физиологические изгибы позвоночника уплощаются. Важно следить, чтобы они не вышли за пределы нормы, поскольку тогда начинается болезнь.

Таким образом, позвоночный столб представляет собой сложную и жизненно важную систему, опорная и двигательная часть его состоит из отдельных позвонков, соединенных между собой межпозвонковыми дисками, суставами, связками и поддерживаемых мышцами. Причем мышцы шеи и позвоночника состоят из двух видов мышечных волокон. Так, за статическую работу по удержанию головы и позвоночника в нужном положении отвечают тонические (поддерживающие) мышечные волокна, а за движения — фазические (двигательные). Жизненно важная часть представлена спинным мозгом и 31–33 парами отходящих от него нервов, «обслуживающих» все жизненно важные органы и все тело в целом.

7 шейных позвонков обладают наибольшей подвижностью и испытывают наибольшую нагрузку. Достаточно отметить, что давление на межпозвонковый диск между пятым и шестым шейными позвонками составляет 11,5 кг/см2, в то время как давление на диск, расположенный между пятым поясничным и первым крестцовым позвонками, составляет 9,5 кг/см2. Поэтому шейный отдел весьма уязвим.

Следующие 12 грудных позвонков хоть и прочнее, но зато образуют массу подвижных суставов, ибо к ним крепятся ребра. Итого в грудном отделе позвоночника 120 суставов. Представляете, какая сложная шарнирна?