Появление изгибов в позвоночнике человека в отличие от животных

Появление изгибов в позвоночнике человека в отличие от животных thumbnail

Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Она позволяет человеку совершать различные движения, а также защищает внутренние органы от повреждения. Скелет определяет форму тела, к нему прикрепляются мышцы. В организме человека насчитывается более 220 костей, образующих скелет головы, туловища, верхних и нижних конечностей и их поясов. У мужчин масса костей скелета составляет 18 % от массы тела, а у женщин – 16 %.

Соединение костей в скелете подразделяется на три типа: неподвижное, полуподвижное и подвижное. Неподвижное соединение представлено костями черепа, полуподвижное – соединением позвонков или рёбер с грудиной, осуществляющимися с помощью хрящей и связок. Наконец, подвижно соединяются суставы. Каждый сустав состоит из суставных поверхностей, сумки и жидкости, находящейся в суставной полости. Суставная жидкость уменьшает трение костей при движении. Суставы чаще всего укреплены связками, которые и ограничивают амплитуду движений.

Типы соединения костей
Типы соединения костей
Скелет человека состоит из костей. Различают длинные (кости плеча, предплечья, бедра, голени) , короткие (кости кисти и стопы) и плоские (кости черепа, лопатки) кости. Сверху кости покрыты плотной оболочкой – надкостницей, через мелкие отверстия которой проходят кровеносные сосуды, питающие кость. Благодаря надкостнице обеспечивается рост костей в толщину и срастание костей при переломе. Концы кости покрыты хрящом. За счет деления клеток хряща кость растет в длину. За надкостницей расположено компактное плотное вещество, пропитанное солями кальция, а под ним – губчатое вещество кости, которое состоит из множества перекрещивающихся костных пластинок, придающих им прочность. Длинные трубчатые кости внутри имеют полость, заполненную костным мозгом.

Скелет составляют кости головы (череп) , туловища, верхних и нижних конечностей.

Типы суставов
Типы суставов
Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. Мозговой отдел – черепная коробка – защищает головной мозг от повреждений. Мозговой отдел образован лобной, затылочной, двумя теменными и двумя височными костями. В состав лицевого отдела черепа входят различные крупные и мелкие кости (например, верхняя и нижняя челюсти, скуловые и носовые кости) . Все они неподвижно соединены между собой, кроме нижнечелюстной кости.

Череп человека
Череп человека
Скелет туловища образуют позвоночник и грудная клетка. Позвоночник включает в себя 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 4–5 копчиковых позвонков, в соответствии с которыми и различают пять отделов позвоночника – шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Позвоночник человека, в отличие от позвоночника животных, имеет четыре изгиба. Их появление связано с прямохождением и способствует смягчению толчков при ходьбе, беге, прыжках, предохранению внутренних органов и спинного мозга от сотрясений. Каждый позвонок состоит из тела и дуги с несколькими отростками. Внутри позвоночника проходит позвоночный канал, окружающий спинной мозг.

Грудные позвонки, ребра и грудная кость (грудина) образуют грудную клетку, которая находится в верхней части туловища. Грудная клетка защищает от повреждений расположенные в ней сердце и лёгкие. У человека 12 пар плоских дугообразно изогнутых рёбер. Рёбра подвижно сочленены с позвонками сзади, а спереди они (кроме двух пар нижних рёбер) при помощи гибких хрящей соединяются с грудной

Источник


Вопрос №
1

Какая часть верхней конечности человека наиболее резко изменилась в процессе эволюции его вида?

плечо
предплечье
кисть
лопатка


Вопрос №
2

В эволюции человека начальные вехи развития искусства обнаружены среди

неандертальцев
кроманьонцев
австралопитеков
питекантропов


Вопрос №
3

К древним людям относят

неандертальца
питекантропа
синантропа
кроманьонца


Вопрос №
4

Наличие у человека аппендикса — одно из доказательств

усложнения строения человека по сравнению с животными
его участия в углеводном обмене
его участия в обмене белков
родства человека и млекопитающих животных


Вопрос №
5

Что подтверждает родство человека и млекопитающих животных?

общий план строения и размножение
прямохождение и сводчатая стопа
изгибы позвоночника
строение передней конечности


Вопрос №
6

В скелете человека в отличие от человекообразных обезьян увеличен

мозговой отдел черепа
лицевой отдел черепа
шейный отдел позвоночника
размер костей конечностей


Вопрос №
7

Социальная природа человека проявляется в

создании письменности
формировании пятипалых конечностей
наличии коры больших полушарий
образовании условных рефлексов


Вопрос №
8

В головном мозге человека, в отличие от других млекопитающих, в процессе эволюции появляются центры

речевые
обоняния и вкуса
слуха и зрения
координации движения


Вопрос №
9

Человек в отличие от других живых существ

обладает возбудимостью
размножается
мыслит абстрактно
обладает раздражимостью


Вопрос №
10

Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факторам эволюции

социальным
биологическим
антропогенным
биотическим


Вопрос №
11

Укажите признак, подтверждающий общность в организации человека и человекообразных обезьян.

прямохождение
способность к трудовой деятельности
мышление
структура зубной системы


Вопрос №
12

Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об

их родстве и общем плане строения
одинаковом уровне их организации
их конвергентном сходстве
их происхождении от разных предков


Вопрос №
13

Какое значение имело приобретение тёмного цвета кожи людьми негроидной расы?

предохранение от ультрафиолетовых лучей
усиление обмена веществ
приспособление к морскому климату
улучшение дыхательной функции кожи


Вопрос №
14

Какие факторы антропогенеза можно отнести к биологическим?

общественный образ жизни
естественный отбор
устную и письменную речь
способность к постройке жилища


Вопрос №
15

На ранних этапах эволюции человека под контролем биологических факторов происходило формирование

морфологических признаков
членораздельной речи
трудовой деятельности
мышления, развитого сознания

Читайте также:  Здоровый позвоночник в люберцах


Вопрос №
16

Копчиковая кость, аппендикс, остаток третьего века в углу глаза человека это

атавизмы
рудименты
гомологичные органы
аналогичные органы


Вопрос №
17

Череп человека отличается от черепа других млекопитающих

наличием только одной подвижной кости — нижней челюсти
наличием швов между костями мозгового отдела
более развитым мозговым отделом
строением костной ткани


Вопрос №
18

Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о

возникших мутациях
проявлении атавизма
нарушении развития плода в организме
происхождении человека от животных


Вопрос №
19

Человек, как и человекообразные обезьяны, имеет

4 группы крови
сводчатую стопу
объем головного мозга 1200-1450 см3
S-образный позвоночник


Вопрос №
20

Действием только биологических факторов эволюции нельзя объяснить появление у человека

диафрагмального дыхания
второй сигнальной системы
свода стопы
S-образного изгиба позвоночника


Вопрос №
21

Наличие у человека, как и у других млекопитающих животных, живорождения, выкармливания детенышей молоком свидетельствует

о более высоком уровне развития человека
об их дивергентной эволюции
об историческом развитии класса млекопитающих
об их родстве


Вопрос №
22

Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к

использованию различной пищи
трудовой деятельности
жизни в различных природных условиях
невосприимчивости к различным заболеваниям


Вопрос №
23

К рудиментарным органам человека относят

трахею
копчик
лопатку
ушные раковины


Вопрос №
24

Появление изгибов в позвоночнике человека, в отличие от животных,

делает позвоночник более жестким
ослабляет толчки и удары при движении
делает позвоночник более массивным
делает более болезненными последствия травм при движении


Вопрос №
25

Прямохождение у предков человека способствовало

освобождению руки
появлению речи
развитию многокамерного сердца
усилению обмена веществ


Вопрос №
26

Изгибы позвоночника человека связаны с

пpямохождением
трудовой деятельностью
формированием грудной клетки
развитием большого пальца кисти


Вопрос №
27

У человека в связи с прямохождением

сформировался свод стопы
когти превратились в ногти
срослись фаланги пальцев
большой палец противопоставляется остальным


Вопрос №
28

В процессе эволюции у человека под влиянием биологических факторов произошло формирование

потребности в трудовой деятельности
развитого сознания
речи
сводчатой стопы


Вопрос №
29

О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует

их приспособленность к жизни в разных климатических условиях
одинаковый набор хромосом, сходство их строения
их расселение по всему земному шару
их способность преобразовывать окружающую среду


Вопрос №
30

В процессе антропогенеза предков человека прямохождение способствовало формированию

сводчатой стопы
пятипалой конечности
мозгового отдела черепа
плечевого пояса


Вопрос №
31

Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека

уплощенной грудной клетки
прямохождения
членораздельной речи
S-образных изгибов позвоночника


Вопрос №
32

В отличие от человекообразных обезьян у человека

имеется резус фактор
появилась рассудочная деятельность
имеется четырехкамерное сердце
развито абстрактное мышление


Вопрос №
33

Органы, утратившие свою первоначальную функцию в ходе эволюции, называют

атавизмами
рудиментами
гомологичными
аналогичными


Вопрос №
34

Человека сближает с человекообразными обезьянами

абстрактное мышление
способность к трудовой деятельности
сходство групп крови
стадный образ жизни


Вопрос №
35

Какой отбор сохраняет видовые признаки современного человека?

движущий
стабилизирующий
массовый
методический


Вопрос №
36

К эмбриологическим доказательствам эволюции относят

ископаемые остатки
рождение людей с увеличенным числом хвостовых позвонков
волосяной покров человеческого зародыша
сходство в строении конечностей птиц и млекопитающих


Вопрос №
37

Какая из движущих сил эволюции человека отсутствовала на ранних этапах его становления?

изменчивость
наследственность
естественный отбор
общественный характер труда


Вопрос №
38

Остаток третьего века в углу глаза человека — пример

рудимента
аналогичного органа
атавизма
гомологичного органа


Вопрос №
39

Какая из движущих сил эволюции человека имеет социальную природу?

членораздельная речь
изменчивость
естественный отбор
наследственность


Вопрос №
40

Доказательством единства человеческих рас является

одинаковый набор хромосом
приспособленность к жизни в различных климатических условиях
наличие атавизмов
наличие рудиментов


Вопрос №
41

Социальные факторы эволюции человека — это

наследственность и изменчивость
письменность и искусство
борьба за существование
способность к самовоспроизведению


Вопрос №
42

Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека

способности различать запахи
прямохождения
членораздельной речи
особенностей строения позвоночника


Вопрос №
43

Что служит доказательством видового единства всех рас людей?

воспроизведение себе подобных внутри расы
плодовитое потомство от браков людей разных рас
адаптация к жизни в различных условиях
свободная миграция людей


Вопрос №
44

Какая из ископаемых форм человека принадлежит к современным людям?

кроманьонец
питекантроп
австралопитек
синантроп


Вопрос №
45

Древнейшие люди овладели умениями

добывать огонь и строить жилища
писать и рисовать, приручать животных
членораздельно говорить и жить семьями
изготавливать орудия труда, общаться с помощью жестов


Вопрос №
46

Появление какого признака у человека относят к атавизмам?

развитого хвоста
диафрагмы
дифференцированных зубов
пятипалых конечностей


Вопрос №
47

Высокий уровень организации человекообразных обезьян подтверждается

наличием дифференцированного позвоночника
развитием полушарий переднего мозга
хватательным типом конечности
развитием легких альвеолярного типа


Вопрос №
48

Случаи рождения людей с хвостом — это пример

регенерации
идиоадаптации
рудимента
атавизма


Вопрос №
49

Для монголоидной расы людей характерны

Читайте также:  Как можно развить гибкость позвоночника

карие глаза, волнистые волосы
чёрные прямые волосы, выступающие скулы
тёмная кожа, высокий рост
тёмные глаза, толстые губы


Вопрос №
50

В формировании каких функциональных способностей человека как биологического вида имели значение социальные факторы?

создание орудий труда
восприятие объемности пространства
улавливание звуков разной частоты
поддержание равновесия тела


Вопрос №
51

Фенотипические признаки людей монголоидной расы формировались как приспособления к жизни в условиях

таёжной зоны
тундровой зоны
открытых ландшафтов
тропических лесов


Вопрос №
52

В черепе человека, в отличие от черепа человекообразных обезьян,

мозговой отдел преобладает над лицевевым
срастаются теменные и лобная кости
имеется затылочное отверстие
нижняя челюсть подвижно соединяется с остальной частью черепа


Вопрос №
53

Высокий уровень организации человекообразных обезьян по сравнению с другими млекопитающими связан с (со)

срастанием костей в черепе
развитием полушарий переднего мозга
делением зубов на резцы, клыки и коренные
заботой о потомстве


Вопрос №
54

Под воздействием биологических факторов эволюции у людей сформировались

речь и сознание
абстрактное мышление и эмоции
трудовая деятельность и обряды
изгибы позвоночника


Вопрос №
55

Человека относят к классу Млекопитающие, так как у него

пальцы имеют ногтевые пластинки
конечности состоят из отделов
головной мозг имеет пять отделов
имеются потовые и млечные железы


Вопрос №
56

Какой признак у человека считают атавизмом?

шестипалая конечность
обильный волосяной покров
хватательный рефлекс
наличие аппендикса в кишечнике


Вопрос №
57

Палеонтологическими доказательствами антропогенеза служат

признаки сходства человека и позвоночных животных
атавизмы и рудименты у современных людей
признаки сходства эмбрионов человека и животных
ископаемые останки предков человека


Вопрос №
58

Находки ископаемых останков предков человека относят к доказательствам эволюции

палеонтологическим
эмбриологическим
сравнительно-анатомическим
биогеографическим


Вопрос №
59

Сходство зародышей человека и позвоночных животных на разных этапах их развития является доказательством эволюции

биогеографическим
морфологическим
палеонтологическим
эмбриологическим


Вопрос №
60

Человек, в отличие от человекообразных обезьян,

создаёт сложные орудия труда
имеет четырёхкамерное сердце
обладает рассудочной деятельностью
имеет объёмное зрение


Вопрос №
61

К какой группе доказательств эволюции относят атавизмы?

биогеографическим
сравнительно-анатомическим
эмбриологическим
цитологическим


Вопрос №
62

Биологическую природу человека доказывает

высокоразвитый интеллект
общий план строения с млекопитающими
членораздельная речь
способность к трудовой деятельности

Источник

Вариант 1

1. Наличие S-образного изгиба позвоночника и свода стопы у человека –

1) результат трудовой деятельности

2) доказательство биогенетического закона

3) приспособленность к прямохождению

4) свидетельство родства человека и млекопитающих животных

2. В эволюции человека начальные вехи развития искусства обнаружены среди

1) неандертальцев

2) кроманьонцев

3) австралопитеков

4) Питекантропов

3. К древним людям относят

1) неандертальца

2) питекантропа

3) синантропа

4) кроманьонца

4. В головном мозге человека, в отличие от других млекопитающих, в процессе эволюции появляются центры

1) речевые

2)обоняния и вкуса

3) слуха и зрения

4) координации движения

5. Человек в отличие от других живых существ

1) обладает возбудимостью

2) размножается

3) мыслит абстрактно

4) обладает раздражимостью

6. Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факторам эволюции

1) социальным

2) биологическим

3) антропогенным

4) биотическим

7. Укажите признак, подтверждающий общность в организации человека и человекообразных обезьян.

1) прямохождение

2) способность к трудовой деятельности

3) мышление

4) структура зубной системы

8. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об

1) их родстве и общем плане строения

2) одинаковом уровне их организации

3) их конвергентном сходстве

4) их происхождении от разных предков

9. К движущим силам антропогенеза относят

1) сезонные изменения климата Земли

2) общественный образ жизни

3) высокую плодовитость

4) модификационную изменчивость

10. Какие факторы антропогенеза можно отнести к биологическим?

1) общественный образ жизни

2) естественный отбор

3) устную и письменную речь

4) способность к постройке жилища

11. Проявлением атавизма считают развитие у человека

1) зубов мудрости

2) хвостового отдела

3) многососковости

4) мимической мускулатуры

5)густого волосяного покрова на лице и теле

6) кисти руки

12. На ранних этапах эволюции человека под контролем биологических факторов происходило формирование

1) морфологических признаков

2) членораздельной речи

3) трудовой деятельности

4) мышления, развитого сознания

13. Копчиковая кость, аппендикс, остаток третьего века в углу глаза человека — это

1) атавизмы

2) рудименты

3) гомологичные органы

4) аналогичные органы

14. В связи с прямохождением у человека

1) освобождаются верхние конечности

2) стопа приобретает сводчатую форму

3) большой палец верхних конечностей противостоит остальным

4) таз расширяется, его кости срастаются

5) мозговой отдел черепа меньше лицевого отдела

6) уменьшается волосяной покров

15. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих

1) наличием только одной подвижной кости – нижней челюсти

2) наличием швов между костями мозгового отдела

3) более развитым мозговым отделом

4) строением костной ткани

16. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о

1) возникших мутациях

2) проявлении атавизма

3) нарушении развития плода в организме

4) происхождении человека от животных

Вариант 2

1. Какие признаки характерны для человека и млекопитающих животных?

1)теплокровность

2) наличие вороньих костей

3) правая дуга аорты

4) трехкамерное сердце

5) наличие диафрагмы

6) выкармливание детенышей молоком

2. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к

1) использованию различной пищи

Читайте также:  Йога уроки на позвоночнике

2) трудовой деятельности

3) жизни в различных природных условиях

4) невосприимчивости к различным заболеваниям

3. Человек, в отличие от позвоночных животных,

1) имеет пять отделов головного мозга

2) образует различные природные популяции

3) обладает второй сигнальной системой

4) может создавать искусственную среду обитания

5) имеет первую сигнальную систему

6) может создавать и использовать орудия труда

4. Прямохождение у предков человека способствовало

1) освобождению руки

2) появлению речи

3) развитию многокамерного сердца

4) усилению обмена веществ

5. В чём состоит сходство скелета человека и млекопитающих животных?

1) позвоночник имеет пять отделов

2) стопа имеет свод

3) мозговой отдел черепа больше лицевого

4) имеются парные суставные конечности

5) в шейном отделе семь позвонков

6) форма позвоночника – S-образная

6. Изгибы позвоночника человека связаны с

1) пpямохождением

2) трудовой деятельностью

3) формированием грудной клетки

4) развитием большого пальца кисти

7. У человека в связи с прямохождением

1) сформировался свод стопы

2) когти превратились в ногти

3) срослись фаланги пальцев

4) большой палец противопоставляется остальным

8. Какие признаки млекопитающих не характерны для человека?

1) наличие диафрагмы

2) наличие подшерстка

3) наличие семи шейных позвонков

4) хвостовой отдел позвоночника

5) подвижное наружное ухо

6) альвеолярное легкое

9. О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует

1) их приспособленность к жизни в разных климатических условиях

2) одинаковый набор хромосом, сходство их строения

3) их расселение по всему земному шару

4) их способность преобразовывать окружающую среду

10. В процессе антропогенеза предков человека прямохождение способствовало формированию

1)сводчатой стопы

2) пятипалой конечности

3) мозгового отдела черепа

4) плечевого пояса

11. В отличие от человекообразных обезьян у человека

1) имеется резус фактор

2) появилась рассудочная деятельность

3) имеется четырехкамерное сердце

4) развито абстрактное мышление

12. Человека сближает с человекообразными обезьянами

1) абстрактное мышление

2)способность к трудовой деятельности

3) сходство групп крови

4) стадный образ жизни

13. Какая из движущих сил эволюции человека отсутствовала на ранних этапах его становления?

1) изменчивость

2) наследственность

3) естественный отбор

4) общественный характер труда

14. Какая из движущих сил эволюции человека имеет социальную природу?

1) членораздельная речь

2) изменчивость

3) естественный отбор

4) наследственность

15. Доказательством единства человеческих рас является

1) одинаковый набор хромосом

2) приспособленность к жизни в различных климатических условиях

3)наличие атавизмов

4) наличие рудиментов

16. Социальные факторы эволюции человека – это

1) наследственность и изменчивость

2)письменность и искусство

3) борьба за существование

4) способность к самовоспроизведению

Вариант 3

1. Какая из ископаемых форм человека принадлежит к современным людям?

1) кроманьонец

2) питекантроп

3) австралопитек

4)синантроп

2. Древнейшие люди овладели умениями

1) добывать огонь и строить жилища

2) писать и рисовать, приручать животных

3) членораздельно говорить и жить семьями

4) изготавливать орудия труда, общаться с помощью жестов

3. Появление какого признака у человека относят к атавизмам?

1) развитого хвоста

2)диафрагмы

3) дифференцированных зубов

4) пятипалых конечностей

4. Для монголоидной расы людей характерны

1) карие глаза, волнистые волосы

2) чёрные прямые волосы, выступающие скулы

3) тёмная кожа, высокий рост

4) тёмные глаза, толстые губы

5. В формировании каких функциональных способностей человека как биологического вида имели значение социальные факторы?

1) создание орудий труда

2) восприятие объемности пространства

3) улавливание звуков разной частоты

4) поддержание равновесия тела

6. Установите последовательность включения орудийной деятельности человека на разных этапах эволюции его предков.

1) изготовление примитивных механизмов из металла

2) создание каменных наконечников для стрел

3) использование естественных предметов природы

4) изготовление примитивных орудий из камня

7. В черепе человека, в отличие от черепа человекообразных обезьян,

1) мозговой отдел преобладает над лицевевым

2)срастаются теменные и лобная кости

3) имеется затылочное отверстие

4) нижняя челюсть подвижно соединяется с остальной частью черепа

8. Под воздействием биологических факторов эволюции у людей сформиро­вались

1) речь и сознание

2) абстрактное мышление и эмоции

3) трудовая деятельность и обряды

4) изгибы позвоночника

9. Человека относят к классу Млекопитающие, так как у него

1) пальцы имеют ногтевые пластинки

2) конечности состоят из отделов

3) головной мозг имеет пять отделов

4) имеются потовые и млечные железы

10. Какой признак у человека считают атавизмом?

1) шестипалая конечность

2) обильный волосяной покров

3) хватательный рефлекс

4) наличие аппендикса в кишечнике

11. Какой критерий вида служит главным доказательством родства человеческих рас?

1) морфологический

2)физиологический

3) генетический

4) географический

12. Установите хронологическую последовательность антропогенеза.

1) человек умелый

2) человек прямоходящий

3) дриопитек

4) человек разумный

13. Наличие у человека, как и у других млекопитающих животных, живорож­дения, выкармливания детенышей молоком свидетельствует

1) о более высоком уровне развития человека

2) об их дивергентной эволюции

3) об историческом развитии класса млекопитающих

4) об их родстве

14. Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека

1) способности различать запахи

2) прямохождения

3) членораздельной речи

4) особенностей строения позвоночника

15. Человек, как и человекообразные обезьяны, имеет

1) 4 группы крови

2) сводчатую стопу

3) объем головного мозга 1200-1450 см3

4) S-образный позвоночник

16. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен.

ПРИМЕР ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА

А) трудовая деятельность 1) биологический

Б) абстрактное мышление 2) социальный

В) изоляция

Г) мутационная изменчивость

Д) популяционные волны

Е) вторая сигнальная система

Источник