Позвоночник человека урок в 4 классе

Позвоночник человека урок в 4 классе thumbnail

Тема урока : Позвоночник. Его строение и функции.

Цели урока:

-формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях позвоночника

-формировать понятие о спинном мозге

-формировать умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Оборудование:

Компьютер, проектор, модель скелета человека из кабинета биологии,модель позвоночника

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Актуализация знания.

На прошлом занятии мы пытались ответить на вопрос урока «Как человек двигается?» и предметом нашего разговора стала опорно-двигательная система человека.

На доске  вертикально записано слово скелет. Учитель предлагает учащимся на каждую букву этого слова назвать ключевые, важные слова по пройденной теме.

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из самых важных частей скелета. О какой именно вы догадаетесь чуть позже.

Формулирование темы урока

 Учитель задаёт детям вопросы, на которые они должны отвечать определёнными жестами.

-Все готовы к уроку?

-Все помнят, как меня зовут?

-У всех хорошее настроение?

-Все пришли в школу с портфелем?

-Сейчас я попробую вас в этом разубедить.

Слайд 1

-Как назвать одним словом все предметы?

-Тогда как назвать одним слово эти предметы?

Слайд 2

-Вам не кажется, что предметы эти разные, наверное и называться они должны по-разному. Разберитесь с помощью текста  с названиями.(Прил.1)

Слайд 3

-Назовите вещи правильно. В чём главное отличие ранца от портфеля?

-Вот о спине, а конкретнее о позвоночнике, мы сейчас и побеседуем.

-Все знают, где у человека находится позвоночник?

-Это очень хорошо, что вы всё знаете. Предлагаю отдохнуть и потянуться.

-Возвращаемся к теме урока. Встаньте так, чтобы была возможность дотянуться руками до впередистоящего.  Найдите позвоночник у соседа, стоящего впереди. А теперь нащупайте позвоночник у себя.

-Как вам кажется, на что похож позвоночник человека?

Слайд 4

-Возможна и такая ассоциация. Какое свойство строения позвоночника она лучше всего иллюстрирует?

-Проиллюстрируйте это свойство позвоночника в своих моделях, которые я предлагаю вам прямо сейчас изготовить.( Учитель демонстрирует свою модель)

-Продемонстрируйте получившиеся модели.

-Именно вот так выглядит здоровый позвоночник, если смотреть на него спереди.

Но так как позвоночник состоит из частей, он может принять другое положение .Слайд5 (учитель показывает на модели искривления вправо, влево, вперёд)

-Покажите, как выглядит человек, если с его позвоночником случилась такая беда.

-Как вы думаете, какие могут быть причины искривления?

-Ваши учебники достаточно тяжёлые, как же вам избежать искривления?

Слайд 6

-Но причина искривления может быть и другая.

Слайд 7

-Неправильная посадка за партой. Как избежать искривления по этой причине?

-Мы изготовили простейшую модель позвоночника. На самом деле его структура гораздо сложнее и он выполняет много жизненно важных функций.

-Перед  вами список утверждений(Прил.2) Прочитаете, проанализируйте и поставьте «+» если согласны и «- » ,если не согласны.

Анализируем результаты. Констатируем  факт, что мнения разделились. Значит,  не хватает точных знаний о позвоночнике.

Сформулируйте тему занятия.

Составьте план(вопросы,на которые нам нужно будет ответить)

Открытие новых знаний

Дети делятся на группы. Каждая группа читает текст( Прил.3 )и готовиться к публичному выступлению.

-Вернитесь к утверждениям с «+» и «-», проанализируйте их ещё  раз  и, если потребуется, измените знак.

Высказывания детей и выводы.

Вернитесь к плану и проверьте, на все ли вопросы мы ответили.

Рефлексия

Оцените сегодняшний урок.

(Прил.4)

Творческое домашнее задание.

Написать историю жизни от лица искривленного позвоночника.

Дети называют слова, учитель записывает на доске напротив соответствующей буквы.

Предположительно, на все вопросы дети отвечают положительно.

 -Портфели.

-Портфели.

Дети читают выданные тексты.

-Ранец  носят на лямках за спиной.

Дети отвечают условным знаком.

Ребята встают из-за парт и потягиваются, расслабляются.

Дети «нащупывают» позвоночник.

-Ребята называют ассоциации.

-Позвоночник состоит из частей.

Дети изготавливают модели. (из пластилина и зубочисток)

Дети поднимают вверх свои изделия.

Дети встают и выполняют задание.

-Ношение тяжестей в одной руке.

-Носить учебники в ранцах.

Следить за правильностью посадки.

Ребята читают и анализируют тексты.

Дети докладывают классу по теме своего текста в выбранной группе форме.

Учащиеся анализируют тексты.

Ребята высказываются, опираясь на схему.

Интеллектуальные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Организационные умения

Приложение 3

Текст 1

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину, нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те движения, которые могут нарушить ее целостность. Более того, в процессе физической работы околопозвоночные связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки.

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Текст 2

Позвоночник выполняет функцию опоры человеческого организма, помимо этого в позвоночнике находится спинной мозг, отвечающий за работу всех жизненно важных органов человека, вот почему нарушения в позвоночнике способствуют возникновению заболеваний, их хроническому течению

К каждому внутреннему органу от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное функционирование и работу. Такие заболевания как остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, смещения позвонков, кривошея в детстве и другие могут вызвать самые различные симптомы, начиная от головной боли, заканчивая болью в области желудка или в области сердца, а что самое главное, если лечить методами традиционной медицины, сколько таблеток, уколов не используй, результат будет полностью отсутствовать. 

Читайте также:  Анекдоты про айфон позвоночник

        Текст 3

Спинной мозг.

Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).

Главная задача спинного мозга — обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать «информационной дорогой». Эти два органа — головной и спинной мозг — составляют единое целое, которое называют центральной нервной системой.

Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.

Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда — в двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро — еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.

Приложение 2

1.В позвоночнике находится мозг.

2.Позвоночник «даёт» команды мышцам.

3.Позвоночник удерживает тело человека в вертикальном  положении.

4.Позвоночник имеет S-образную форму.

Приложение 1

Ранец

РА́НЕЦ,   (немецкое слово) Жесткая сумка для ношения за спиной.

ПОРТФЕ́ЛЬ,. (французское слово) Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.

Приложение 4

Сегодня на уроке я узнал(а)

нового…

интересного…

полезного…

На уроке мне было

интересно…

сложно…

Своей работой на уроке я

доволен, потому что…

не совсем доволен, потому что…

не доволен, потому что…

Источник

Тема: Опорно-двигательная система организма человека

Выполнила: учитель начальных классов Моисеенко Елена Вадимовна

Класс: 4 «В»

Предмет: окружающий мир

Цель: способствовать расширению представления учащихся о скелете, мышцах, их значении и связи друг с другом.

Тип урока Открытие нового знания

Планируемые результаты (предметные)

Узнают значение опорно-двигательной системы; научатся применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры, различать полезные и вредные привычки.

Личностные результаты

Знают и применяют в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: осуществляют чтение, наблюдение, выделение признаков различия, анализ, выводы, обобщения, «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах; составляют план текста.

Регулятивные: владеют правилами участия в диалоге; дают оценку взаимодействия в совместной деятельности.

Коммуникативные: осуществляют презентацию ответа на поставленный вопрос.

Основное содержание темы, понятия и термины: Скелет и мышцы. Значение опорно-двигательной системы. Осанка. Предупреждение искривления позвоночника, защита спинного и головного мозга.

Образовательные ресурсы: 1. Пословицы. 2. Карточки.

Оборудование: Плакат «Скелет человека», презентация «Скелет и мышцы человека».

Технологическая карта урока

Форма

контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная форма работы. Словесный метод

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает их на учебную деятельность; проверяет готовность класса и оборудования.

– О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Некоторые из них записаны на доске. Прочитайте эти пословицы и подумайте, какую народную мудрость они содержат.

Дал бог здоровья, а счастье найдем.

Здоров будешь – всё добудешь.

Здоровье не купишь – его разум дарит.

Здоровьем слаб, так и духом не герой.

Не рад больной и золотой кровати.

У кого болят кости, тот не думает идти в гости.

У кого что болит, тот о том и говорит.

Ребенком хил, так и взрослым гнил.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Проявляют эмоциональную отзывчивость. Организуют рабочее место.

Выполняют задание

Наблюдение

II. Проверка домашнего

задания

Индивидуальная форма работы. Практический метод

(опрос по индивидуальным карточкам).

Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа)

Карточка № 1.

Напишите названия основных органов человека.

Карточка № 2.

Напишите, что входит в нервную систему человека.

– Что защищает головной и спинной мозг от повреждений?

– Что вы знаете о головном мозге?

– Какая ему нужна профилактика?

– Что вы знаете о спинном мозге?

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы учителя

Владеют навыками самостоятельной работы, саморегуляции.

Формулируют ответы на вопросы

Карточки.

Беседа

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа, постановка проблемных вопросов, работа с текстом)

– Пощупайте голову, туловище, руки, ноги. Что вы ощущаете под кожей?

– Почему мы ходим вертикально?

– Если бы в нашем теле не было костей, смогли бы мы ходить?

Отвечают на вопросы учителя.

Обсуждают высказывания в рубрике «Выскажем предположения»

(с. 10)

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения

Беседа

IV. Изучение но-вого материала.

1. Беседа «Двигательная система организма», учебник, с. 11–14.

Фронтальная форма работы. Словесный метод (рас-сказ, беседа, чтение), на-глядный метод (рисунки)

Сообщает тему и цели урока.

– Под кожей и мышцами у нас находятся твердые кости. Они скреплены друг с другом так, что мы можем двигаться. Кости составляют скелет. Скелет как опора несет большой груз: в среднем 60–70 кг. Поэтому кости должны быть прочными. Трудно себе представить, как выглядел бы человек без опорно-двигательного аппарата. Скорее всего, он напоминал бы медузу, вытащенную на берег. Он не смог бы активно передвигаться, а любая, даже незначительная, травма повреждала бы внутренние органы, вызывала сотрясение головного мозга. Опорно-двигательный аппарат человека составляют кости скелета, их соединения и мышцы. В скелете различают: кости туловища – позвоночник с грудной клеткой; кости черепа; кости верхних и нижних конечностей, то есть рук и ног. Найдите эти части на своем теле.

Читайте также:  Причины заболевания туберкулезом костей позвоночника

– Рассмотрите рисунок «Скелет человека» на с. 12 учебника.

Череп состоит из наиболее прочных костей, потому что они охраняют самый чувствительный и самый сложный орган – мозг. Во всем черепе подвижна только одна кость – нижняя челюсть. Благодаря этому мы можем открывать и закрывать рот, когда принимаем пищу или разговариваем.

Позвоночный столб, или просто позвоночник, состоит из отдельных небольших косточек – позвонков. Прощупайте их у себя на спине. Покажите позвоночник на плакате.

– Между позвонками находятся упругие хрящи. Это позволяет позвоночному столбу легко сгибаться. Сидя за столом, попробуйте согнуть и выпрямить позвоночный столб. Согните его вправо и влево. Легко ли это вам удается? Благодаря чему вы имеете такую возможность?

– Покажите на плакате и рассмотрите на рисунках ребра. К чему они прикреплены?

– Правильно, с позвоночником соединяются задние концы ребер, передние их концы прикреплены к грудной кости. Прощупайте у себя ребра. Рассмотрите их еще раз на плакате.

Позвоночник вместе с ребрами образуют грудную клетку. Она защищает находящиеся в ней сердце, легкие. Положите обе руки на свою грудную клетку. Сделайте глубокий вдох и выдох. Заметьте, что при вдохе грудная клетка расширяется, а при выдохе ее объем уменьшается.

– Проследите по рисунку, с чем соединяются кости руки.

Рука состоит из трех частей: плеча, предплечья и кисти. Прощупайте левую руку. Вы чувствуете, что в плече одна толстая кость – ее называют плечевой, в предплечье – две, а в кисти много мелких костей. Рассмотрите эти кости на плакате. Рука соединяется с костями верхней части туловища при помощи лопатки и ключицы. Прощупайте эти кости.

Нога тоже состоит из трех частей: бедра, голени и стопы. В бедре одна толстая кость – бедренная, в голени – две, а в стопе, как и в кисти, много небольших костей. Прощупайте кости ног. Рассмотрите их на плакате.

Кости конечностей в отличие от костей черепа соединены друг с другом подвижно. Поэтому руками и ногами мы можем производить разнообразные движения.

– Какое значение имеет скелет для человека?

Слушают рассказ учителя.

Фиксируют знание и незнание, затруднения.

Беседа по вопросам, наблюдение, практические задания.

Выполняют задание.

Рассматривают рисунок.

Выполняют задания учителя.

Отвечают на вопросы.

Извлекают необходимую информацию из содержания рисунка, рассказа учителя, статьи учебника.

Физкультминутка.

(См. Приложение.)

Выполняют движения.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Наблюдение учителя

2. Беседа «Кости и мышцы необходимо укреплять», учебник,

с. 14–17.

– Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны между собой. При занятиях спортом кости укрепляются, становятся толще, так как мышцам нужна сильная опора.

– Что нужно делать, чтобы быть стройным?

– У людей, которые мало двигаются, много сидят, очень редко занимаются физическим трудом, физкультурой и спортом, дряблые, слабые мышцы, неловкие движения, тело нестройное. Такие люди быстро устают от работы, часто болеют. Чтобы мышцы хорошо развивались и были сильными, их надо постоянно упражнять. Для равномерного развития всех мышц следует выполнять разнообразные движения.

– Какие вы знаете движения, направленные на развитие определенных мышц?

– Почему нужно следить за осанкой?

Правильная осанка нужна человеку не только для того, чтобы быть стройным и красивым. При правильной осанке осуществляется нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. У школьников осанка часто портится из-за неправильной посадки
за столом в школе и во время выполнения домашнего задания. Если постоянно сидеть за столом согнувшись, опираясь на руки или крышку стола грудью, или, наоборот, тянуться правым плечом вверх, то позвоночник постепенно искривляется, грудная клетка сдавливается. Можно на всю жизнь стать сутулым, кособоким, с узкой, впалой и слабой грудной клеткой.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Извлекают необходимую информацию из содержания рисунка, рассказа учителя.

3. Работа по учебнику под руководством учителя

– Рассмотрите в учебнике рисунки на странице 17.

– Какое занятие полезнее для мышц? Почему?

– Давайте прочитаем правила, которые помогают человеку укреплять мышцы

(см. Ресурсный материал).

– Рассмотрите рисунки на странице 16. Что улучшает осанку человека, а что ее ухудшает?

(См. Ресурсный материал.)

Рассматривают рисунки.

Отвечают на вопросы

Владеют навыками сотрудничества

V. Практическая деятельность. Выполнение заданий в рабочей тетради

(парная работа)

Индивидуальная форма работы. Практический метод

(задания)

– Самостоятельно выполните задания 8–11 на с. 5–6.

Выполняют задания

Работают в тетради на печатной основе.

Владеют навыками сотрудничества

Задания

в тетради

VI. Итоги урока. Рефлексия

Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа)

– Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?

– Какие функции выполняет скелет?

– Каким образом мышцы крепятся к костям?

– Каким образом мышцы совершают работу?

– Почему мышцы устают?

– Почему мышцы сравнивают с эластичной резиновой лентой?

– Какое значение для человека имеет скелет?

– Почему необходимо бережно относиться к скелету?

– Почему нарушается осанка?

– Какое значение имеет правильная осанка?

– Как проверить, правильная ли осанка?

– Как надо правильно сидеть за столом? Почему?

– Как надо правильно носить тяжести? Почему?

– Покажите и расскажите, какие движения вы умеете выполнять автоматически, как этого достигли.

– Почему у школьника может искривиться позвоночник? (См. Ресурсный материал.)

Отвечают на вопросы учителя

Осуществляют оценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Беседа по вопросам. Саморегуляция

Домашнее

задание

Фронтальная форма работы. Словесный метод

(объяснение учителя)

Учебник, с. 11–17, задание на с. 17.

Читайте также:  Истощение хряща в позвоночнике

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Задают вопросы. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания

Ресурсный материал

Рассказ учителя «Двигательная система человека»

Скелет служит опорой: на нем держатся мышцы и другие мягкие части тела. Он защищает от повреждений внутренние органы – мозг, сердце, легкие.

Кости не могут двигаться сами собой. Их приводят в движение мышцы, или мускулы. Согните руку в локте. Вы почувствовали, что мышца, которая находится выше локтя, стала упругой. Теперь опустите – мышца становится более мягкой и менее заметной. Мышцы при сгибании сократились, то есть сделались тверже, толще, короче, и притянули друг к другу кости руки. Мышцы есть везде: лицо, руки, ноги, шея, грудь, живот, сердце и другие органы имеют свои мышцы. При помощи сокращения мышц человек производит разнообразные движения – ходит, бегает, работает. Мышцы удерживают тело в вертикальном положении. Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет 30–35 % массы тела. У человека более 600 скелетных мышц. Сокращаясь, мышцы приводят в движение кости, действуя на них как рычаги. Кости начинают двигаться вокруг точки опоры под влиянием приложенной к ним силы.

Работой мышц управляет нервная система, она обеспечивает согласованность их действий, приспосабливает их работу к реальной обстановке, делает ее экономичной. Без работы мышцы со временем атрофируются. А если мышцы долго работают без отдыха, наступает их утомление. Это нормальное физиологическое явление. После отдыха работоспособность мышц восстанавливается.

Скорость развития утомления зависит от состояния нервной системы, ритма работы, величины нагрузки, тренированности мышц. Постоянные занятия спортом, физическим трудом способствуют увеличению объема мышц, возрастанию их силы и работоспособности.

Рассказ учителя «Что способствует укреплению мышц»

Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем во время покоя.

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются, и человек становится сильнее.

Мышечной тренировке способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды.

Организм человека поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, в том числе и мышцами спины. «Прямостоячим» человека делают мышцы-разгибатели. Чтобы удерживать тело в вертикальном положении, мышцам-разгибателям приходится противостоять не только силе мышц-сгибателей, но и силе тяжести, действующей заодно с ними.

Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – все это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности. Сведенные и опущенные плечи, впалая грудь затрудняют работу внутренних органов, в первую очередь органов дыхания, сердца, сосудов головного мозга.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве, когда хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась полностью костной. Поэтому школьникам особенно важно следить за своей осанкой, позой за столом.

Инсценировка сказки «Репка»

Автор. Возле дома огород.

Бабка с внучкой у ворот.

Жучка – хвост колечком –

Дремлет под крылечком.

На крыльцо выходит дед,

Он в большой тулуп одет.

Из открытого окна

Деду музыка слышна.

В записи звучит песня «На зарядку, на зарядку становись!» (муз. З. Компанейца, сл. Я. Белинского).

Дед. У меня здоровье крепкое,

Посажу-ка лучше репку я.

Автор. Лопату берет

И идет в огород.

Бабка. И у бабки без зарядки,

Слава Богу, всё в порядке!

Автор. Рот разевает,

Сладко зевает.

Внучка. Клонит бедную ко сну!

С понедельника начну.

Автор. На лавку садится –

Заплетает косицу.

Входят Жучка и Кошка.

Жучка. Поиграем лучше в прятки!

Кошка. Обойдемся без зарядки.

Автор. Жучка за кошкой,

Кошка в окошко.

Выходит мышка

В спортивных штанишках,

Майка на теле,

В лапках гантели.

Мышка. Раз и два! И три, четыре!

Стану всех сильнее в мире!

Буду в цирке выступать –

Бегемота поднимать!

Автор. Бегает, прыгает,

Лапками дрыгает.

Дед. Ох, умаялся с утра…

Уходит.

Бабка. Да и мне на печь пора.

Уходит или садится на лавочку.

Автор. На крылечке снова дед.

Видит репку в огороде

И себе не верит вроде.

Встал он возле репки –

Репка выше кепки.

Дед. Эх, бульдозер бы сюда,

Без него – совсем беда!

Автор. Тянет-потянет –

Вытянуть не может.

Дед. Где ты, бабка?

Бабка. Я сейчас!

Ай да репка удалась!

Автор. Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут –

Вытянуть не могут.

Дед. Как тянуть? С какого боку?

Выйди, внучка, на подмогу!

Автор. Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут –

Вытянуть не могут.

Внучка. Ломит спину, ноют ручки!

Нет, не справиться

без Жучки.

Автор. Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут –

Вытянуть не могут.

Жучка. Разбудить придется кошку,

Пусть потрудится

немножко.

Автор. Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут –

Вытянуть не могут.

Бабка. Мышку кликнуть бы

на двор.

Кошка. Мышку звать? Какой

позор!

Мы пока и сами,

Кажется, с усами.

Автор. Тут из норки мышка –

прыг,

Ухватилась за турник.

Мышка. Чем топтать без толку

грядку,

Становитесь на зарядку.

Чтоб за дело браться,

Надо сил набраться!

Автор. Все выходят по порядку,

Дружно делают зарядку.

Дед и бабка. Влево-вправо,

влево-вправо –

Получается на славу!

Мышка. Встали! Выдохнуть,

вдохнуть!

А теперь пора тянуть!

Автор. Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут-потянут –

Вытянули репку!

Источник