Позвоночник защищает какие органы 4 класс

Позвоночник у человека, в отличие от животных, играет огромную роль в функции опоры. У других млекопитающих, которые ходят на четырёх конечностях, этот большой и сложный комплекс суставов является лишь связующим звеном для лап. Организм человек, обретая навык вертикального положения тела, стал нуждаться в аналоге передних конечностей. Чтобы не терять устойчивости, позвоночный столб стал гораздо крупнее, а также приобрёл физиологические изгибы.

Но из-за таких эволюционных изменений человек столкнулся с болезнями позвоночника, которые возникают от длительных осевых нагрузок. Чтобы избежать их, природа «оснастила» позвоночный столб множеством связок и мышц. Поэтому мягкие ткани спины служат не только опорой, но и защитой для костей-позвонков. Они смягчают все толчки и удары, которые неизбежно образуются при движениях.

Этот комплекс различных структур протянулся от головы до ног, формируя вместе с мягкими тканями всю спину человека. Такое протяжённое расположение обеспечило многим внутренним органам защиту. Со стороны спины они оказываются прикрытыми мощным слоем костей, мышц и связок. Поэтому болезни позвоночного столба возникают так часто – слишком ответственна его роль в организме.

Строение позвоночника

Какие части выделяют в позвоночном столбе? Для многих людей он представляется отдельными косточками, которые в процессе движения скользят по отношению друг к другу. Отчасти это определение правильное – суставы между позвонками действительно не сообщаются между собой. Но с точки зрения анатомии, они входят в систему сложных соединений, которые не могут работать по отдельности. Поэтому нормальное функционирование позвоночника осуществляется только совместной работой всех позвонков.

Это анатомическое образование состоит из нескольких отделов, которые имеют характерные особенности. Их основное различие – изменение формы и размеров позвонков:

  1. Шейный отдел образован небольшими костями, которые обладают хорошей подвижностью. Отсутствие крупных отростков позволяет им совершать движения в любой плоскости. Этим обусловлена гибкость шеи, которая быстро поворачивает голову в нужную сторону.
  2. Грудной отдел становится (вместе с грудиной) опорной точкой для прикрепления рёбер. Вместе с этими костями они формируют грудную клетку, обеспечивая её устойчивость и подвижность.
  3. Поясничный отдел образован самыми крупными позвонками, так как он принимает на себя вес тела. Но, как и шея, кости не имеют крупных отростков, и не закреплены другими образованиями. Поэтому в пояснице можно осуществлять различные движения.
  4. Крестец представлен несколькими сросшимися позвонками, поэтому выглядит как цельная кость. Он служит главной опорой для спины, а также образует заднюю стенку таза.
  5. Копчик состоит из нескольких мелких костей – он достался человеку «в наследство» от предков – животных. Он является частью хвоста, который человеку стал не нужен в процессе эволюции.

Нервная трубка, частью которой затем станет позвоночник, является первым зачатком органов у ребёнка, растущего в утробе матери.

Роль позвоночника в организме

Эта громадная костная структура волей-неволей принимает на себя роль основы скелета. Она разделяет её вместе с костным тазом, но, в отличие от него, ей приходится участвовать во всех движениях человека. Помимо опорной функции, позвоночник обладает рядом различных свойств, без которых организму пришлось бы трудно:

  • Он соединяет между собой остальные части скелета – череп, грудную клетку, пояса верхних и нижних конечностей. От такой особенности ему приходится нелегко – в любом движении приходится участвовать и ему.
  • Хрящевые межпозвоночные диски и связки играют роль амортизатора, смягчающего любые движения человека. Если бы их не было, то при каждом шаге люди сотрясались от ног до головы.
  • Он обеспечивает вертикальное положение туловища – может показаться, что при стоянии позвоночник находится в покое. Но это не так – в этом положении напряжены почти все мышцы спины.
  • Физиологические изгибы – лордозы и кифозы – не позволяют мягким тканям быстро утомляться, так как равномерно распределяют нагрузку между ними.
  • Позвоночный столб является местом, к которому прилежит множество мягких тканей. Мышцы, сухожилия, сосуды, нервы – всё это проходит вдоль или через него. И он так устроен, что не допускает даже минимального их повреждения.

Вследствие большой длины позвоночника, он соприкасается в каждом отделе с разными органами, что обусловливает такое сложное строение спины.

Что защищает позвоночный столб?

Помимо различных систем органов, этот сложный сустав содержит собственные образования, которые необходимо защищать. Для них в телах позвонков существует множество отверстий, через которые они свободно проходят. Но основным образованием, которое протягивается через весь столб, является позвоночный канал, содержащий спинной мозг:

  1. Этот орган защищён от внешних воздействий самими позвонками, а также двухслойной оболочкой. В них выделяют мягкий и твёрдый слой, которые выполняют противоположные функции.
  2. При движениях спинной мозг не растягивается, так как расположен свободно относительно оболочек.
  3. Его цельная ткань расположена только на уровне шейного и грудного отдела – в области поясницы он уже состоит из множества мелких нервов.
  4. Внутри мягкой оболочки циркулирует спинномозговая жидкость, которая защищает орган от сотрясений. Также она обеспечивает его питание и выводит продукты обмена.
  5. Позвонки соединены между собой цельной капсулой, что исключает соприкосновение спинного мозга с другими органами при движениях.

Такая система защиты обусловлена ролью спинного мозга – он обеспечивает работу всех частей туловища и внутренних органов человека.

Что защищает шейный отдел?

Шея является не только подвижной частью тела, но и содержит все пути, соединяющие голову и туловище. Поэтому наибольшее количество структур наблюдается именно в шейном отделе, где позвоночник оплетает множество сосудов и нервов:

  • Позвонки содержат в своём канале часть спинного мозга, отвечающую за работу жизненно важных органов – сердца и лёгких.
  • Через их отростки проходит позвоночные артерии, которые являются основным источником питания головного мозга (вместе с сонными артериями).
  • Кости создают опору для органов шеи – дыхательных путей, пищевода. Задняя стенка глотки целиком прикрепляется к позвонкам. Если бы не такая защита, то человек не смог свободно дышать и глотать.
  • Позвонки обеспечивают нормальное положение сосудистых пучков, которые обеспечивают кровоснабжение головного мозга.
  • На этом отделе располагаются нервные сплетения, обеспечивающие работу верхних конечностей.

Поэтому травмы шеи так опасны – даже незначительный вывих может привести к повреждению важных структур.

Что защищает грудной отдел?

Грудные позвонки создают основу для грудной клетки – на них замыкается прочный каркас из рёбер. Этой прочной и гибкой структурой закрываются все органы, расположенные в груди:

  • Вместе с грудными мышцами создаются дыхательные движения, которые обеспечивают подвижность лёгких. Вдох и выдох осуществляются благодаря попеременным изменениям тонуса этих мышц.
  • Сердце прочно укрыто за костными структурами, как за каменной стеной.
  • Вдоль грудного сегмента проходит ряд важных сосудов – аорта, нижняя полая вена, главный лимфатический ствол. Они расположены сбоку от позвоночника, и закреплены мягкими тканями. Их повреждение смертельно для человека, поэтому они укрыты за слоем костей, мышц и связок.
  • Ткань печени и селезёнки легко поражается и кровоточит при травме, поэтому надёжно укрыта от них за костными структурами. Их оболочка соединена с позвонками множеством связок, которые создают их неподвижность.

Грудной отдел рассматривается как единое целое с рёбрами и грудиной, так как прочно связан с ними суставами.

Что защищает пояснично-крестцовый отдел?

Эта часть спины содержит мощный слой мускулов, которые поддерживают тело человека в вертикальном положении. Также она обеспечивает защиту многим органам и образованиям, располагающимся в этом сегменте:

  • Почки целиком зависят от поясничных позвонков – их мягкие ткани формируют для них специальное «ложе». Оно представляет собой карман, в котором они находятся без поддержки связок. А большая толщина мышц содержит их в тепле, которое им жизненно необходимо.
  • Вдоль всей поясницы проходят аорта и крупные вены, которые идут в направлении нижних конечностей. Крупные позвонки защищают их от повреждения со стороны спины.
  • Кишечник находится в упорядоченном положении, так как к его петлям направляются складки, закреплённые на передней поверхности позвонков.
  • Поясничный отдел и крестец служат вместилищем, в котором расположены мощные нервные сплетения. Они формируют множество нервов, направляющихся к нижним конечностям. Здесь также выполняется защита спинного мозга, так как эти волокна являются его конечным отделов.

Вместе с такой «ответственностью» поясница должна обладать достаточной подвижностью. Поэтому все образования расположены на достаточном расстоянии, чтобы при движениях не получалось их ущемления.

Источник

Тема урока : Позвоночник. Его строение и функции.

Цели урока:

-формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях позвоночника

-формировать понятие о спинном мозге

-формировать умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Оборудование:

Компьютер, проектор, модель скелета человека из кабинета биологии,модель позвоночника

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Актуализация знания.

На прошлом занятии мы пытались ответить на вопрос урока «Как человек двигается?» и предметом нашего разговора стала опорно-двигательная система человека.

На доске  вертикально записано слово скелет. Учитель предлагает учащимся на каждую букву этого слова назвать ключевые, важные слова по пройденной теме.

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из самых важных частей скелета. О какой именно вы догадаетесь чуть позже.

Формулирование темы урока

 Учитель задаёт детям вопросы, на которые они должны отвечать определёнными жестами.

-Все готовы к уроку?

-Все помнят, как меня зовут?

-У всех хорошее настроение?

-Все пришли в школу с портфелем?

-Сейчас я попробую вас в этом разубедить.

Слайд 1

-Как назвать одним словом все предметы?

-Тогда как назвать одним слово эти предметы?

Слайд 2

-Вам не кажется, что предметы эти разные, наверное и называться они должны по-разному. Разберитесь с помощью текста  с названиями.(Прил.1)

Слайд 3

-Назовите вещи правильно. В чём главное отличие ранца от портфеля?

-Вот о спине, а конкретнее о позвоночнике, мы сейчас и побеседуем.

-Все знают, где у человека находится позвоночник?

-Это очень хорошо, что вы всё знаете. Предлагаю отдохнуть и потянуться.

-Возвращаемся к теме урока. Встаньте так, чтобы была возможность дотянуться руками до впередистоящего.  Найдите позвоночник у соседа, стоящего впереди. А теперь нащупайте позвоночник у себя.

-Как вам кажется, на что похож позвоночник человека?

Слайд 4

-Возможна и такая ассоциация. Какое свойство строения позвоночника она лучше всего иллюстрирует?

-Проиллюстрируйте это свойство позвоночника в своих моделях, которые я предлагаю вам прямо сейчас изготовить.( Учитель демонстрирует свою модель)

-Продемонстрируйте получившиеся модели.

-Именно вот так выглядит здоровый позвоночник, если смотреть на него спереди.

Но так как позвоночник состоит из частей, он может принять другое положение .Слайд5 (учитель показывает на модели искривления вправо, влево, вперёд)

-Покажите, как выглядит человек, если с его позвоночником случилась такая беда.

-Как вы думаете, какие могут быть причины искривления?

-Ваши учебники достаточно тяжёлые, как же вам избежать искривления?

Слайд 6

-Но причина искривления может быть и другая.

Слайд 7

-Неправильная посадка за партой. Как избежать искривления по этой причине?

-Мы изготовили простейшую модель позвоночника. На самом деле его структура гораздо сложнее и он выполняет много жизненно важных функций.

-Перед  вами список утверждений(Прил.2) Прочитаете, проанализируйте и поставьте «+» если согласны и «- » ,если не согласны.

Анализируем результаты. Констатируем  факт, что мнения разделились. Значит,  не хватает точных знаний о позвоночнике.

Сформулируйте тему занятия.

Составьте план(вопросы,на которые нам нужно будет ответить)

Открытие новых знаний

Дети делятся на группы. Каждая группа читает текст( Прил.3 )и готовиться к публичному выступлению.

-Вернитесь к утверждениям с «+» и «-», проанализируйте их ещё  раз  и, если потребуется, измените знак.

Высказывания детей и выводы.

Вернитесь к плану и проверьте, на все ли вопросы мы ответили.

Рефлексия

Оцените сегодняшний урок.

(Прил.4)

Творческое домашнее задание.

Написать историю жизни от лица искривленного позвоночника.

Дети называют слова, учитель записывает на доске напротив соответствующей буквы.

Предположительно, на все вопросы дети отвечают положительно.

 -Портфели.

-Портфели.

Дети читают выданные тексты.

-Ранец  носят на лямках за спиной.

Дети отвечают условным знаком.

Ребята встают из-за парт и потягиваются, расслабляются.

Дети «нащупывают» позвоночник.

-Ребята называют ассоциации.

-Позвоночник состоит из частей.

Дети изготавливают модели. (из пластилина и зубочисток)

Дети поднимают вверх свои изделия.

Дети встают и выполняют задание.

-Ношение тяжестей в одной руке.

-Носить учебники в ранцах.

Следить за правильностью посадки.

Ребята читают и анализируют тексты.

Дети докладывают классу по теме своего текста в выбранной группе форме.

Учащиеся анализируют тексты.

Ребята высказываются, опираясь на схему.

Интеллектуальные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Организационные умения

Читайте также:  Врожденные и приобретенные искривления позвоночника

Приложение 3

Текст 1

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину, нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те движения, которые могут нарушить ее целостность. Более того, в процессе физической работы околопозвоночные связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки.

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Текст 2

Позвоночник выполняет функцию опоры человеческого организма, помимо этого в позвоночнике находится спинной мозг, отвечающий за работу всех жизненно важных органов человека, вот почему нарушения в позвоночнике способствуют возникновению заболеваний, их хроническому течению

К каждому внутреннему органу от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное функционирование и работу. Такие заболевания как остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, смещения позвонков, кривошея в детстве и другие могут вызвать самые различные симптомы, начиная от головной боли, заканчивая болью в области желудка или в области сердца, а что самое главное, если лечить методами традиционной медицины, сколько таблеток, уколов не используй, результат будет полностью отсутствовать. 

        Текст 3

Спинной мозг.

Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).

Главная задача спинного мозга — обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать «информационной дорогой». Эти два органа — головной и спинной мозг — составляют единое целое, которое называют центральной нервной системой.

Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.

Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда — в двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро — еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.

Приложение 2

1.В позвоночнике находится мозг.

2.Позвоночник «даёт» команды мышцам.

3.Позвоночник удерживает тело человека в вертикальном  положении.

4.Позвоночник имеет S-образную форму.

Приложение 1

Ранец

РА́НЕЦ,   (немецкое слово) Жесткая сумка для ношения за спиной.

ПОРТФЕ́ЛЬ,. (французское слово) Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.

Приложение 4

Сегодня на уроке я узнал(а)

нового…

интересного…

полезного…

На уроке мне было

интересно…

сложно…

Своей работой на уроке я

доволен, потому что…

не совсем доволен, потому что…

не доволен, потому что…

Источник

Цель урока: создать условия для
определения значения опорно-двигательной
системы человека в соответствии с её строением и
функциями.

Задачи предметные:

  1. познакомить учащихся с функциями скелета
    человека и особенностями строения и соединения
    костей;
  2. развивать познавательный интерес к предмету,
    частично-поисковой деятельности, умения
    отвечать на проблемный вопрос, выделять главное,
    анализировать и обобщать;
  3. расширять представление учащихся о правильной
    осанке человека и о способах её формирования.

Метапредметные задачи:

Личностные: способствовать созданию
положительной мотивации для исследования
функций скелета и строения костей; осознанию
 теоретической и практической значимости
анатомических знаний.
Регулятивные: создавать условия для
принятия учащимися цели и задач урока,  для
планирования и оценки своих действий.
Познавательные: содействовать развитию
умений исследовать и анализировать функции
скелета человека и особенности строения и
соединения костей.
Коммуникативные: создавать условия для
организованного выполнения совместной работы в
парах, группах, для эффективного сотрудничества
как с учителем, так и со сверстниками.

Тип урока: урок-изучения новых
знаний.

Оборудование урока: презентация,
проектор; микроскоп, кости курицы; энциклопедии и
анатомические словари; макет скелета, бумажные
модели для собирания скелета в группе, карточки
для составления кластеров для работы в группах,
учебник «Окружающий мир», 4 класса (1 часть)
Н.Я.Дмитриевой.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания  в группах

1. Представление мини-исследования «Её
величество осанка и портфель» учащимися I и II
группы.

2. Организация выставки творческих работ
с пословицами, поговорками и  афоризмами о
походке и об осанке, подготовленная учащимися III
и IV группы.

Позвоночник – река жизни.
Осанка человека – фасад его души.
Походка человека – физиономия его тела.
Кошачья походка.
Царственная походка.
Без осанки конь – корова.
Красивый позвоночник – здоровая осанка.
Позвоночник – река жизни.
Осанка человека – фасад его души.
Походка человека – физиономия его тела. 
Правильная осанка – основа красивой походки.

II. Актуализация знаний.

1. Самостоятельное отгадывание кроссворда
в парах.

Вопросы по горизонтали:

  1. Часть руки от запястья до кончиков пальцев.
  2. Это твердые и прочные части, служащие опорой
    телу.
  3. Часть нижней
    конечности человека  между тазобедренным и
    коленными суставами.
  4. Часть нижней конечности между бедром и стопой.
  5. Костный каркас головы, совокупность  её
    костей.
  6. Нижняя часть ноги.

Тема урока: по вертикали: 
_____________________

2. Выделение опорного слова «скелет».
Проверка работы:

Ш. Постановка темы и целей урока

1. Сообщение темы урока учащимися
после разгадывание кроссворда

Читайте также:  Какая часть позвоночника отвечает за пальцы рук

Дети: сегодня в кроссворде мы получили опорное
слово: скелет. Это и есть тема нашего урока.

2. Постановка учебной  цели учащимися

Учитель: если тема урока «Скелет», то какую
основную цель мы должны поставить перед собой?
Дети: узнать, что такое скелет, из чего он состоит
и какую роль выполняет.

3. Постановка учебных задач

Учащиеся на листе выделяют актуальные для них
учебные задачи.

 Актуальные задачи по теме  «Скелет –
опора и защита организма»
1.Познакомить с функциями костно-мышечной
системы  человека (скелета).
2.Узнать строение тела человека.
3.Сравнить скелеты человека и собаки.
4.Познакомиться со строением скелета.
5.Узнать, какие бывают кости у человека, и как они
соединяются.
6.Отметить открытия в медицине и в анатомии  в
различных областях жизни для человечества.
7.Воспитывать бережное отношение к своему
здоровью
8.Познакомится с правилами и мерами сохранения
скелета.
9.Познакомиться  со строением и функциями
мышц.

Проверяют по экрану учителя.

 Актуальные задачи по теме  «Скелет –
опора и защита организма»
1.Познакомить с функциями костно-мышечной
системы  человека (скелета).
2.Узнать строение тела человека.
3.Сравнить скелеты человека и собаки.
4.Познакомиться со строением скелета.
5.Узнать, какие бывают кости у человека, и
как они соединяются.
6.Отметить открытия в медицине и в анатомии  в
различных областях жизни для человечества.
7.Воспитывать бережное отношение к своему
здоровью
8.Познакомится с правилами и мерами
сохранения скелета.
9.Познакомиться  со строением и функциями
мышц.

IV. Работа над новой темой урока

1. Самостоятельное чтение статьи «Опора и
защита тела» на стр. 29-31  учебника.

2. Выполнение заданий учителя в группах –
лабораториях:

 

Задания

Методы и приёмы работы
для выполнения заданий

I группа – анатомическая
лаборатория
1) Что такое скелет?
2) Функции скелета.
Анализируют свои ответы по учебнику;
собирают модель скелета из картона; пользуются
энциклопедиями и макетом скелета.
II группа – медицинская лаборатория
1) Расскажите о видах соединения костей
в скелете человека.
2) Докажите свой ответ с помощью схемы.
Анализируют свои ответы по учебнику;
составляют схему; пользуются энциклопедиями и
макетом скелета; презентацией учителя.
III группа – химическая лаборатория 1) Рассмотрите в микроскоп клетки
костной ткани.
2) Объясните, что обеспечивает лёгкость костям?
Анализируют свои ответы по презентации
для урока; работают с микроскопом и
энциклопедиями, анатомическим словарём и
атласом; составляют кластер о строении костей.
IV группа – медицинская лаборатория
1) Расскажите о видах и о  свойствах
костей.
2) Почему кости становятся мягкими и гибкими?
3) Когда врачи рекомендуют увеличить потребление
молочных продуктов?
Анализируют свои ответы по учебнику;
составляют схему о свойствах костей; пользуются
медицинскими энциклопедиями и макетом скелета.

3. Проверка работы в группах

I группа – учащиеся анатомической
лаборатории
по макету скелета рассказывают
о его значении и функциях; представляют
собранную модель скелета.

II группа – учащиеся медицинской
лаборатории
представляют свой ответ о видах
соединения костей по составленному кластеру:

III группа – учащиеся химической
лаборатории
рассматривают в микроскоп
строении костной ткани и рассказывают об
исследовании строения трубчатой кости человека.
Составляют кластер  «Почему трубчатые кости
лёгкие?».

Почему трубчатые кости лёгкие?

Кости внутри полые. Внутри них –
запасное питательное вещество.

Это питательное вещество лёгкое и похоже на
застывшее масло.

В трубчатых костях имеется костно-мозговая
полость. Внутри полости – костный мозг.

Костный мозг состоит из соединительной ткани,
богатой кровеносными сосудами. Это кроветворный
орган

На концах трубчатых костей
расположено губчатое вещество.

Это губчатое вещество лёгкое и
состоит из множества тонких костных пластинок.

Вывод: трубчатое строение длинных
костей обусловливает большую прочность их и
легкость. И оно связано с функцией трубчатых
костей.

IV группа – учащиеся медицинской
лаборатории
рассказывают о видах костей 
и о  свойствах костей. Составляют схему «Виды
костей».

V. Закрепление.

1. Тест по теме «Скелет».

1. Скелет – это…

а) нервная система
б) кровеносно – сосудистая система
в) опорно – двигательная система.

2. Какой орган защищает позвоночник?

а) головной мозг
б) спинной мозг
в) сердце.

3. Какое соединение между костями
позвоночника?

а) неподвижное
б) полуподвижное
в) подвижное.

4. Из скольких костей состоит скелет
человека?

а) 120
б) 300
в) 200.

5. Если вы упали и ушибли ногу или руку,
нужно:

а) подставить под холодную воду или
положить холодный компресс
б) подставить под горячую воду
в) положить согревающий компресс.

6. Назовите орган, расположенный внутри
черепа

а) почки
б) головной мозг
в) спинной мозг.

7. Спинной мозг отвечает за:

а) движения
б) мыслительную деятельность
в) переваривание пищи.

8. Кости состоят:

а) из воды и костной ткани
б) из хрящей и сухожилий
в) на треть из органического вещества и на две
трети из минеральных веществ и воды.

9. В детских костях больше:

а) воды
б) органических веществ
в) минеральных веществ.

2. Проверка работы в парах по
презентации учителя.

Ответы к тесту:

1. – В; 2. – Б; 3. – Б; 4. – В; 5. – А; 6. – Б; 7. –
А; 8. – В; 9. – Б.

3. Оценивание работы своего
товарища. Исправление ошибок в тесте.

VI. Итог урока

1. Беседа по вопросам учителя:

– Назовите основные функции скелета.
– Кратко расскажите о составе костей, какие
бывают кости у человека?

2. Оценивание своей работы на уроках
в оценочных листах

Оценочный лист учащегося 4 «В»
класса
___________________________

 

Работа в парах в кроссворде

Работа в группе

Работа в тесте

Оценка своей работы   
Оценка  работы учителем   

VII. Рефлексия. Синквейн «Скелет»

Примеры синквейнов учащихся.

1.    Скелет.
2.    Нужный, надёжный.
3.    Защищает, поддерживает, охраняет.
4.    Скелет – это опорно-двигательная
система.
5.    Познавательно!

1.    Скелет.
2.    Осевой, трудолюбивый.
3.    Придаёт форму и размеры, хранит
питательные вещества, служит опорой для мышц.
4.    Костей скелета около 206.
5.    Прочный, но «ранимый»!

1.    Кости.
2.    Детские  и взрослые.
3.    Ломаются, искривляются, выдерживают
большие нагрузки.
4.    Детские кости легко искривляются при
неправильной посадке.
5.    Требуют внимания!

Источник