Проблемы позвоночника у детей в школе

Проблемы позвоночника у детей в школе thumbnail

Памятка для родителей и учащихся общеобразовательных учреждений

Мирская Н.Б. — Врач по гигиеническому воспитанию ФБУЗ «Центра гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, доктор медицинских наук

Осанка — это привычное положение тела человека в пространстве, которое он принимает без лишнего напряжения мышц, то есть при правильной осанке позвоночник испытывает минимальную нагрузку. Каждый человек имеет свою, определенную осанку. Ведущими факторами, которые определяют привычную позу человека, являются состояние и форма позвоночника, наклон таза и степень развития мускулатуры. Правильная (нормальная) осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития человеческого организма. Форма позвоночника меняется с возрастом.

Позвоночный столб имеет четыре физиологических изгиба, два из них — шейный и поясничный отделы — обращены вперед (шейный и поясничный лордоз), а два других — грудной и крестцовый отделы — обращены назад (грудной и крестцовый кифоз). Благодаря этим физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную функцию, защищает головной и спинной мозг от сотрясений, а также усиливается подвижность и прочность позвоночника.

Осанка имеет нестабильный характер: может улучшаться или ухудшаться. Первым периодом риска ухудшения осанки у школьников считается первый год учебы, а вторым — период полового созревания (8-14 лет). Прогрессирование процесса нарушения осанки происходит у физически слабо развитых детей, после перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний, при гиповитаминозах или пониженном питании. Эти состояния могут вызвать искривление позвоночника.

Искривление позвоночника бывает трех видов: кпереди — патологический лордоз, кзади — патологический кифоз и боковое искривление (сколиоз), которое в норме не встречается. В отличие от физиологических, патологические лордоз и кифоз выражены резко или на месте физиологического лордоза возникает кифоз и наоборот.

Сколиоз может быть врожденным (неправильное развитие позвонков и грудной клетки) и приобретенным: рахитический, паралитический, травматический, рефлекторный (при болях) и возникает чаще всего у детей от 5 до 15 лет.

Приобретённый сколиоз возникает у детей вследствие слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослаблении организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение. В большинстве случаев сколиоз начинается бессимптомно и поэтому длительное время остается незамеченным как для родителей, так и для детей. Наиболее часто проявления приобретенного сколиоза начинаются с того, что позвоночник слегка искривляется вбок и несколько скручивается при утомлении мышц спины; после отдыха искривление исчезает. Прогрессированию искривления способствуют: неправильная посадка (за партой, столом, у рояля), ношение тяжелого портфеля в одной руке, сумки или рюкзака на одном плече, что усугубляет неравномерную нагрузку на позвоночник и мышцы спины. Со временем искривление становится постоянным, изменяются осанка, форма грудной клетки. Подвижность позвоночника резко уменьшается, ребенок быстро утомляется, жалуется на мышечные и межреберные боли. В особо тяжелых случаях формируется горб (кифосколиоз), нарушается расположение внутренних органов (сердца, легких), что может затруднять их функцию и снижать трудоспособность.

Коррекция сколиоза основана на применении общеукрепляющих и специальных лечебных гимнастических упражнений (ЛФК), исправляющих форму  позвоночника. Они назначаются и проводятся под наблюдением врача — ортопеда и методиста ЛФК. Иногда назначают ношение корректора осанки или жесткого корсета.

Профилактика сколиоза гораздо эффективнее, чем его лечение. Детям при первых признаках искривления позвоночника после консультации врача следует создать режим, облегчающий нагрузку на позвоночник, обеспечить питание богатое витаминами и минералами, ровную жесткую постель, достаточный сон, воздушные и солнечные ванны, подвижные игры, с ними проводят ежедневную утреннюю гимнастику.

Школьников необходимо приучать к правильному положению за партой (столом), обеспечивая хорошее освещение рабочего места, воспитывать у них правильную осанку, отучать от привычки сутулиться. Всем детям с начальными признаками сколиоза следует неукоснительно выполнять назначенные врачом упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, мышц плечевого и тазового пояса, лечебный массаж, плавание, поддерживающих правильное положение позвоночника.

Комплекс упражнений для позвоночника и мышц спины

позволяющий создать, развить, укрепить мышечный корсет

1.Упражнения в позиции лежа на спине (в постели утром  и перед сном)

1.1.Вытяжение. Лежа на спине, руки над головой, ноги прямые, носки на себя. Одновременно тянем руки вверх, пятки от себя, носки на себя.

1.2.Упор на локти, ладони под поясницу, ноги согнуты в коленях, прогнуться, поднимая таз.

1.3.Подгибание согнутых в коленях ног к животу, помогая руками, голову подтягивать к коленям (группировка лежа на спине).

2.Упражнения в позиции, лежа на животе

2.1. Выпрямленные руки, голову и шею поднять (руки перед собой или вдоль туловища, чуть выше уровня лопаток), прогнуться. Зафиксировать на 8-10 секунд.

2.2. Поднять выпрямленные ноги вверх на 15-30 градусов. Руки перед собой или вдоль туловища. Зафиксировать на 8-10 секунд.

2.3. «Буква Х»: одновременно поднять выпрямленные руки, ноги, голову, прогнуться в пояснице. Зафиксировать на 8-10 секунд.

3. Упражнения для шейного отдела

3.1.Стоя или сидя. Плечи и затылок прижаты к стене. Подбородком пытаться коснуться груди, не отрывая затылка от стены. Подержать 5-10 секунд, повторить 3-5 раз. Дыхание произвольное.

3.2. Прикрепить к стене лист бумаги. Зажатым зубами карандашом рисовать цифры от 1 до 30 или буквы алфавита.

4. Упражнения на четвереньках

4.1. Кошечка. Прогнуть — выгнуть спину в поясничном отделе 10-12 раз.

4.2. Опустить ягодицы на пятки, выпрямленные руки зажимают низко опущенную голову. Зафиксировать на 8-10 секунд.

5. Отжимания

5.1. Отжимания, стоя от стены максимально соединив лопатки. Туловище движется только за счет сгибания и разгибания рук в локтевых суставах.

5.2. Отжимания от стола, стула, пола.

6. Упражнения для дыхания

6.1. Плавно, глубоко сделать вдох через нос до упора, задержать на 5-10 секунд, резкий выдох через рот до конца. Задержать дыхание для выполнения упражнений №№ 1 и 2 на 5-10 секунд.

Читайте также:  Как восстановить хрящи в шейном отделе позвоночника

6.2. Диафрагмальное дыхание: во время вдоха — живот надуть максимально, выдвинуть брюшную стенку вперед; во время выдоха — живот втянуть в себя (рекомендуется выполнять непосредственно перед сном, лежа в постели, после теплого душа или ванны).

Весь комплекс упражнений выполняется в течение 5-7 минут.

Упражнения №№ 1 и 2 следует повторить после физической нагрузки или длительного пребывания в неудобной позе. Предлагаемый комплекс хорошо сочетать с общей физической подготовкой, занятиями на турнике, на гимнастическом мяче, упражнениями для укрепления брюшного пресса, оздоровительным плаванием.

Источник

Вот и закончилась летняя пора, и детишки отправились в школу: кто-то продолжил своё обучение, а кто-то впервые перешагнул порог этого заведения. Все мы знаем, что в период обучения дети подвержены большим нагрузкам. И мы говорим не только о нагрузках на мозг, но и о физическом здоровье, поскольку большую часть дня детям придётся проводить, сидя за партой.

Летом каждый ребёнок ведёт весьма подвижный образ жизни – прыгает, бегает, посещает различные спортивные кружки, катается на велосипеде, скейте, роликах, самокате и так далее. Благодаря таким нагрузкам детский позвоночник укрепляется, они способствуют его правильному формированию и развитию.

Однако наступает осень и уровень нагрузок существенно увеличивается. Специалисты утверждают, что сидячий образ жизни весьма опасен. Он негативно воздействует на опорно-двигательный аппарат, а особенно на позвоночный столб. И не удивительно, что на сегодняшний день ортопеды настолько часто ставят такой диагноз школьникам, как  «сколиоз». Исходя из статистических данных, у около 40 % учеников старших классов наблюдается деформация позвоночника, которая требует серьёзного лечения.

Получается, что отправляя своих детей в школу, мы способствуем развитию сколиотического искажения позвоночника, да и ещё «подкармливаем»  эту почву: ребёнку приходится каждый день выполнять домашнее задание. А теперь удвоим эти факторы риска на постоянно увеличивающуюся по экспоненте учебную нагрузку, которая оказывает воздействие на спину школьников нынешнего века.

В скором времени никто не будет удивляться такому недугу, как сколиоз. Будет уделяться внимание уже формированию нормальной осанки у молодого поколения. Что же делать, чтобы этот прогноз на будущее не сбылся? Оказывается, всё достаточно просто – профилактические меры искривления позвоночника должны занимать лидирующие позиции среди остальных мер. И родители должны уделять этой проблеме особое внимание.

Сколиоз – что это?

Сколиоз представляет собой деформацию позвоночника у детей, которая развивается во время их активного роста. Оказывается, у девочек это заболевание наблюдается намного  чаще, чем у мальчиков. Различают правосторонний и левосторонний сколиоз. Возникает в большинстве случаев в грудном отделе, однако впоследствии может перейти и на поясницу.

Также подразделяют недуг на врождённый и приобретённый вид. Врождённый вызван неправильным развитием эмбриона.

Приобретённый в свою очередь подразделяется на несколько типов:

  • рахитический – обуславливается в результате дефицита витамина D;
  • травматический – зачастую появляется в поясничном отделе в результате перелома позвоночника;
  • паралитический – причиной этого типа является перенесённое заболевание;
  • рефлекторно-болевой – наблюдается при воспалительном процессе седалищного нерва и обусловленном им напряжением спинных мышц;
  • школьный – зачастую появляется у детей в результате неправильной позы за партой, как правильно сочетается с рахитическим.

При особо выраженном сколиозе у школьника может возникнуть перекос таза, и как следствие этого – нарушение походки, сбой работы сердца и лёгких.

По этой причине, подготавливая малыша к школе, необходимо позаботиться о том, чтобы спина не подвергалась нагрузкам. Как же это правильно сделать?

Как развивается сколиоз?

Предпосылки к искривлению осанки возникают у малышей ещё в детстве. Момент родовой деятельности является весьма важным, поскольку именно от него зависит будущее формирование опорно-двигательного аппарата ребёнка. Если роды сопровождаются травмами, вероятнее всего, что у малыша будут нарушения.

При рождении голова и шея младенца испытывают особое напряжение. Если врач использовал методы механического давления, это обуславливает дополнительную травму. По медицинским данным около 70 % малышей в момент появления на свет получают родовую травму шейного отдела, что в дальнейшем чревато сколиозом, деформацией осанки и другими нарушениями.

Процессов родов весьма важен для будущего здоровья малыша. Именно поэтому первым этапом предупреждения сколиоза является правильная подготовка к родоразрешению и  грамотное проведение этого процесса. Если же травма всё же произошла, важно незамедлительно приступить к лечению у таких специалистов, как невролог и остеопат, которые помогут устранить весьма серьёзные последствия нарушения.

Формируем  осанку

В сидячем положении позвоночник ребёнка получает более интенсивную нагрузку, чем в вертикальном положении.

По этой причине родители должны следить за осанкой малыша. За школьной партой, за кухонным или рабочим столом школьник должен сидеть прямо, не наклоняясь вперёд и отклоняя тело в сторону. Спина должна опираться на спинку стула или кресла.

Обязательно важно проконтролировать, чтобы стол и парта соответствовали росту ученика, а высота сидения отвечала длине его голеней. Ноги должны обязательно стоять на полу, лопатки – упираться в спинку, а глаза должны располагаться на расстоянии от 26 до 32 см от книги или тетради.

Родители обязаны научить малыша правильному положению в положении «сидя».  Благодаря этому будет происходить формирование красивой осанки.

Покупка качественного портфеля

Уже в первом классе школьники носят весьма тяжёлый рюкзак. В нем довольно много предметов: книги, тетради, пенал, краски. Поскольку дети много времени проводят в школе, они обязательно носят с собой обед, пачку сока или бутылку с водой. Несколько раз в неделю в расписании стоит физкультура, на которую необходимо носить спортивную форму, кроссовки.

Читайте также:  Сделай сам приспособление для растяжки позвоночника

Список весьма большой. А ведь малыши посещают школу 5 дней в неделю, ежедневно таская на себе рюкзак, вес которого превышает их собственный вес на 20 %. Именно это и может стать ещё одной причиной неправильной осанки.

Между прочим,  родители должны уделить особое внимание выбору рюкзака, поскольку даже при небольшом количестве учебников, неправильно купленный портфель будет содействовать деформации позвоночника.

Врачи советуют обратить внимание на рюкзак, оснащённый ортопедической спинкой, который  отличается жёсткостью и ровной поверхностью. Корпус должен без труда адаптироваться под изгибы позвоночника. Рюкзак не должен превышать ширину плеч школьника, а также свисать ниже пояса. Ремни рюкзака должны быть мягкими и массивными, с крепкими и качественными креплениями, которые без труда будут регулировать длину.

Правильная обувь для формирования осанки

Обувь ученика должна быть обязательно ортопедической, которая имеет высокий задник, комфортный подъём и супинатор. Необходимо помнить, что неправильно выбранные туфли или ботиночки могут стать причиной развития плоскостопия.

Школьная обувь должна быть не только красивой, но и комфортной. Обратите внимание на подошву, чтобы она не скользила, посмотрите, как сгибается стопа и так далее.

Не покупайте обувь «впритык», но и не следует отдавать предпочтение моделям на вырост. При покупке важно, чтобы малыш был с вами, мог примерить и почувствовать, подходят ли ему выбранные туфли.

Постель для школьника

Важным моментом является и постель для ребёнка. Во многих специализированных магазинах можно приобрести ортопедический матрац, который будет снимать напряжение со спины и повторять изгибы позвоночника во время сна. Качественный матрас – превосходный метод профилактики сколиоза.

Организация рабочего места для ребёнка

Рабочее место школьника должно быть правильно организовано. Зачастую искривление позвоночника происходит из-за недостаточности освещения. Если над столом мало света, ребёнок будет постоянно наклоняться к тетрадям, при этом позвоночник испытывает сильную нагрузку. Поэтому чем больше света, тем лучше.

Стоит помнить, что занятия домашними уроками не должно затягиваться надолго. Обязательны перерывы, как в школе. Не зря же придумали, что урок должен продолжаться не более 45 минут.  В перерыве школьник может размяться, побегать, перекусить – смена положения лучшее решение.

Лечение сколиоза

Если у ребёнка диагностировали сколиоз, врач может назначить специальный массаж и гимнастику. Помимо этого следует обратиться за помощью к остеопату, который сбалансирует мышечные цепи, выправит позвонки, настоит позвоночник в целом. Да и в домашних условиях необходимо делать специальные упражнения, которые помогут расслабить мышцы и тонизировать их.

Главное своевременно обратиться за помощью к специалистам, чтобы в будущем ребёнок был здоров и позвоночник не доставлял ему хлопот и не обуславливал развитие других недугов.

Основная проблема школьников – сколиоз (видео)

Заключение

Самой частой проблемой со здоровьем у школьников является искривление позвоночника или сколиоз. Длительное сидение за партой создаёт напряжение на позвоночник, в результате чего может произойти нарушение походки, а также сбои  в работе сердца и органов дыхания.

Главной задачей родителей является предупреждение развития этого заболевания. Для того чтобы избежать проблем с позвоночников у ребенка необходимо:

  • приобрести качественный портфель с ортопедической спинкой;
  • уделять особое внимание при выборе обуви для школьника;
  • организовать правильное рабочее место для ребенка дома и приобрести соответствующую мебель;
  • выбрать ортопедический матрац.

Если вы заметили первые признаки сколиоза у малыша, обязательно обратитесь к врачу, который назначит массаж и специальные гимнастические упражнения. Желаем вашему ученику крепкого здоровья и отличных оценок!

Источник

Школьный возраст — период ростовых скачков, позвоночник растет и формируется. Именно в это время закладывается основа здоровья или – наоборот – предпосылки для будущих заболеваний. Повышенные нагрузки на позвоночник и суставы замедляют рост и приводят к его искривлениям. Но, зная определенные правила, родители смогут уберечь своего ребенка от этого.

Наш организм — это единая система, и если какое-то звено дает сбой, это отражается на всей жизнедеятельности человека. Мы часто об этом забываем и начинаем лечить следствие, а не причину. В отношении проблемы здоровья позвоночника — та же самая картина. Если с первого же приема мануального терапевта вам «вставили» все на место и вы «полетели», это еще не означает, что с этого момента вы здоровы.

Татьяна Малая, главный врач Института Остеопатии им. Мохова: Проблема местного подхода в том, что никто не разбирается, почему позвонок ушел в неверное положение. Здесь важен комплексный метод. Задача настоящего врача — увидеть первопричину. Поэтому-то люди зачастую удивляются, почему остеопат занимается пяткой, когда болит шея.

Факторы риска в школе

Дмитрий Симкин, врач-остеопат «Центра эргономики доктора Симкина»: Осанке детей уделяется уж очень мало внимания. Школы вообще перестали интересоваться этим вопросом. Недавно мы делали рассылку (e-mail и обычной почтой) по всем школам Санкт-Петербурга с предложением провести обучение для родителей и педагогов. Вы не поверите, не откликнулась ни одна школа.

У школьников несколько основных факторов, которые могут привести к появлению проблем с позвоночником.

1. Последствия травм, перенесенных и не скорректированных  в дошкольном возрасте. В результате тело сгибается и перекручивается, адаптируясь под когда-то полученное повреждение.

Читайте также:  Лфк и массаж при сколиозе позвоночника

2. Стабильные статические нагрузки, вызванные сидением в привычной «скрюченной» позе.

3. Спортивные перегрузки, микротравмы и травмы, которые получает ребенок, сильно перегруженный секциями и спортивными школами.

4. Чрезмерно тяжелые, часто неудобные рюкзаки, еще хуже, если их нужно далеко нести».

Татьяна Малая: Главная проблема современных школ в том, что мы не заботимся о мотивации ребенка. Ему не интересно заниматься физкультурой и он не понимает, зачем ему это нужно. Вместо этого он начинает искать способы раздобыть справку от врача.

Понятно, что сейчас школьная гигиена не идеальна. Но я бы хотела обратить внимание родителей на самих себя. На мой взгляд, семья здесь играет даже более важную роль, чем преподаватели. Школьная гигиена накладывается, в первую очередь, на те правила поведения, в которых ребенок развивался и воспитывался дома. Если у него все в порядке с саморегуляцией, то большинство факторов риска сглаживаются.

Как родителю определить отклонения?

На первичной стадии назревающие физические отклонения можно диагностировать через поведение. Ребенок должен уметь высиживать урок, иметь хотя бы удовлетворительную успеваемость, не быть агрессивным. Если ваш ребенок ведет себя иначе — это дезадаптация, которая со временем более явно отразится на физическом здоровье.

Перейдем к телесным симптомам. Первый тревожный признак — асимметрия (формирование сколиоза). Дмитрий Симкин: На что нужно обратить внимание:

— асимметрия высоты плеч или разворот грудной клетки,
— симметрия талии или таза,
— при наклоне вперед ребра со стороны спины выступают по-разному,
— постоянный наклон головы в сторону,
— несимметрично большой живот,
— положение стоп и ног.

Если ваш ребенок неправильно сидит, маловероятно, что это само по себе вызовет сколиоз. Однако, если искривления уже присутствуют, то неправильное сидение будет усугублять ситуацию.

Другая группа деформаций позвоночника – кифозы (сутулость), которая связана, как раз с неправильной посадкой. На что нужно обратить внимание:

— ребенку тяжело стоять прямо,
— при наклоне вперед поясница не сгибается, а остается плоской (площадкой),
— при прогибе спины, например, если приподняться на руках из положения лежа на животе, грудной отдел позвоночника не идет в прогиб.

Осанка формируется сидя, и если вы присмотритесь к своему ребенку, то можете определить ее правильность. Если ребенок сидит скрючившись, то и при ходьбе он будет сутулым. Здоровая осанка сохраняется в любом положении тела.

Что делать?

В первую очередь, необходимо выявить и устранить источник асимметрии. Для этого нужно обратиться к остеопату. Но сразу же не одергивайте ребенка словами «выпрямись». Просто займите его легкой физической активностью, позволяйте сидеть на краю стула, если ему это удобно, приобретите то кресло, которое нравится ребенку, а не вам.

Как правильно сидеть?

Существует два вида осанки — та, при которой сохраняются все естественные изгибы позвоночника

позвоночник

и та, при которой позвоночник вытягивается.
позвоночник

При первом положении спина естественным образом устает. Когда же позвоночник вытянут, выносливость при такой позиции гораздо выше.

Александр Лернер, иглорефлексотерапевт «СПб ГМУ им. Павлова»: Положение «вытянутого позвоночника» мы можем наблюдать в позах восточных гимнастик. Поясница распрямляется, крестец вытягивается вниз, грудной отдел прогибается, макушка стремится вверх. Все изгибы сглаживаются. Это положение наиболее щадящее для позвоночника, так как при нем отсутствуют усиленные нагрузки на отдельные части системы.

Татьяна Малая: Угол, при котором на позвоночник оказывается наименьшая нагрузка — это 90 градусов — так должны располагаться ноги к спине, ноги к полу, локти. Это правило нужно просто запомнить и соблюдать.

Правильное рабочее место

Для сохранения хорошей осанки нужно создать такое учебное место, хотя бы дома, чтобы не нужно было «вспоминать про осанку» и распрямляться. За покупкой стула стоит идти вместе с ребенком. Как правило, дети отдают предпочтение стульям-седлам, а также динамическим креслам. На них легче реализовывать свою естественную потребность в движении. Кстати, по результатам исследований, возможность двигаться только улучшает успеваемость.

Парта для письма должна быть наклонной и регулируемой по высоте. Если возможности позволяют, лучше брать парту с плавной регулировкой высоты и наклона, с диапазоном регулировки до 82 см. Если у вас стул-седло, то посадка будет выше обычного. Желательно наличие горизонтальной площадки для расположения книги на подставке.

В чем польза ортопедической мебели?

Татьяна Малая: Любая мебель будет считаться ортопедической, если она удобна и подобрана в соответствие с ростом ребенка. При посадке должно соблюдаться перпендикулярное положение корпуса.

Марина Довгаш, директор магазина ортопедической мебели SmartStool: При выборе ортопедической эргономичной мебели учитывается рост ребенка, комплекция, наличие стола или возможность его поменять. Еще совсем недавно повлиять на осанку детей, как и 20 и 50 лет назад, можно было только постоянными напоминаниями «Сядь ровно!», «Сиди правильно!». Конструкция мебели, на которой мы все выросли (стандартная мебель), не располагает к правильному вертикальному положению. Современная же ртопедическая мебель адаптирована к нашему образу жизни, она существенно снижает нагрузку при сидении, помогает поддерживать осанку без напоминаний и самоконтроля.

Дмитрий Симкин: Наиболее естественная поза человека именуется как «нейтральное положение». Это та поза, которую принимает расслабленный человек в невесомости или в воде. При этом бедра несколько разведены и находятся под углом около 130 градусов к позвоночнику. В таком положении гораздо легче держать спину прямо, сохраняя естественные изгибы позвоночника. Даже не опираясь на спинку. На коленных стульях детям также, как правило, нравится сидеть.

***
Дарья Тренина

Источник