Психологическая помощь при травме позвоночника

Психологическая помощь при травме позвоночника thumbnail
Психологическая помощь при травме позвоночника

Генералиссимус

Группа: Администраторы

Сообщений: 23168

Репутация: 390

Статус: Offline

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ТРАВМЫ ПОЗВОНОЧНИКА

Н.В. Львова
ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, г. Москва

Ключевые слова: спинальная травма; психическое состояние; психолог; пациент; семья; восстановительное лечение; психологическая реабилитация; психотерапия; адаптация; реинтеграция.

Резюме. Статья освещает вопросы, касающиеся восстановительного лечения и основных подходов к психологической реабилитации пациентов со спинальной травмой. Проанализированы основные направления работы психолога с пациентом и его семьей от момента поступления и до выписки из стационара. Описаны наиболее эффективные формы и методы психологической реабилитации данной категории больных: поведенческая, когнитивная, гипно-, гештальт-, семейная терапия, биологическая обратная связь, сеансы релаксации и аутогенной тренировки.

Ежегодно в Российской Федерации свыше 8000 человек становятся инвалидами вследствие позвоночно-спинномозговой травмы [4,6].
Спинальный травматизм составляет до 15 % от всех видов травм и существенно нарушает физическое и психологическое здоровье пациента, ограничивает его социальное функционирование [3]. Высокая частота и тяжесть патологии обусловливает особую актуальность разработки системы комплексного восстановительного лечения для данной категории больных [5]. Часто эффект восстановительного лечения оценивается лишь по соматическому статусу, хотя при спинальной травме существенно страдает психологическое состояние пациента [9].

Нарушения психологического и психического статуса при спинальной травме связаны с тем, что она, затрагивая все области жизни человека (работу, отдых, отношения, физическое и психическое здоровье), неожиданно изменяет её. Следствием резкого снижения физической активности и мобильности, изменения социального и семейного положения, ограничения свободы выбора нередко становятся депрессивное состояние и различные виды нарушений адаптации пациента. Это приводит к снижению реабилитационных возможностей и эффективности восстановительного процесса.

Для успешной реабилитации требуется комплексный, мультидисциплинарный подход с привлечением команды специалистов различного профиля, в том числе медицинского психолога. Основная цель реабилитации пациентов со спинальной травмой — максимальное восстановление физических возможностей, которые часто крайне ограничены, и психологического статуса. По этой причине на первый план выходит психологическая реабилитация [1].

Изучение зарубежного опыта психологов, работающих с пациентами, получившими спинальную травму, показало эффективность применения таких форм работы, как медицинская и обучающая модели психотерапии. Медицинская модель подразумевает консультирование и психотерапию, нередко и психофармакотерапию. Обучающая модель психотерапии ориентирована на обучение пациента приспособлению к ограничениям и сфокусирована на активном его участии в реабилитационном процессе. Медицинская модель уместна в острой фазе спинальной травмы, а обучающая — во время восстановительного процесса [13].

Традиционная психотерапия также используется в работе с пациентами со спинальной травмой и включает поведенческую терапию, гипнотерапию, групповую психотерапию [10]. Многие авторы рассматривают групповую терапию как ценный инструмент для достижения психологического приспособления пациентов, который улучшает социальные контакты, повышает самооценку, локус контроля, качество жизни [2,9].

В настоящее время накоплен значительный опыт оказания психологической помощи таким больным. Разработаны общие принципы и правила психокоррекционной помощи пациентам с последствиями травм позвоночника. Эти принципы основаны на результатах анализа резких и внезапно наступивших изменений в ситуации развития личности.

Попадая в стационар, такие пациенты обычно находятся в шоковом состоянии, постепенно приходя к пониманию того, что жизнь кардинально изменилась, и они оказались в зависимости от окружающих, а их способность влиять на ситуацию значительно ограничена.
Для оказания психологической поддержки больному крайне важны первые дни после травмы.

Раннее начало работы психолога важно для самого пациента, родственников и специалистов, так как позволяет взять сложившуюся ситуацию под контроль, четко организовать и структурировать время пребывания в ЛПУ, адаптироваться к обслуживающему персоналу, осуществляющему кормление, гигиенические процедуры, лечение.

Несмотря на ежедневную насыщенность режима дня спинального больного различными лечебными процедурами (массаж, ЛФК, роботизированная терапия и т. п.), работа с психологом также обязательно должна быть включена в его расписание. Работа с психологом начинается с мотивации пациента к данному виду помощи (первая неделя пребывания в стационаре).

Консультации психолога, во время которых пациент может задавать интересующие его вопросы, делиться своими чувствами и переживаниями, должны быть ежедневными. Некоторые пациенты отказываются от дальнейших консультаций, мотивируя это желанием или способностью справиться со своими проблемами самостоятельно, поэтому при знакомстве с больным психолог должен объяснить, как он может помочь справиться с негативными переживаниями, связанными с травмой, в решении различных проблем, которые могут возникнуть в дальнейшем, при планировании будущего. Психолог является сторонником пациента в его борьбе с преодолением последствий травмы.

Читайте также:  Узлы в позвоночнике что это

Психолог информирует семью о состоянии больного, его переживаниях, особенностях поведения. Важность работы психолога с членами семьи обусловлена тем, что зачастую близкие воспринимают травму как катастрофу и бывают не вполне способны адекватно оценить ее последствия. Часто в первые дни после травмы они ощущают себя беспомощными, повышенно тревожными, испытывают сильный стресс, вступают в конфликт с медицинским персоналом, так как в связи с необходимостью ухода за пациентом вынуждены перестроить свою жизнь.

Наблюдения показывают, что гиперопека со стороны близких препятствует эффективному восстановлению и лечению больного, а сами родственники быстро истощаются морально и физически, забывая о собственных потребностях и желаниях. Мотивация на выздоровление у пациентов с повышенной опекой близких снижена, имеются внутри- и межличностные конфликты.
В такой ситуации психолог помогает членам семьи организовать оптимальный в данных условиях уход за пациентом с учетом их возможностей и потребностей. В соответствии с конкретными условиями данной семьи, в процессе наблюдения за взаимодействием пациента и родственников, психолог, совместно с другими специалистами, оказывает помощь в разработке инструкций по уходу за больным.

Эффективны групповые встречи с другими семьями, которые также находятся в стационаре и имеют аналогичные проблемы. Помощь других семей предохраняет семью от полного «поглощения» их собственной проблемой, открывает перспективы приспособления к последствиям травмы, дает возможность членам семей пациентов организовать взаимную помощь и поддержку.

Обучение больного навыкам саморегуляции психологического состояния (аутогенная тренировка), коррекции негативных эмоциональных проявлений является важным направлением работы с пациентами. Для этого могут использоваться современные аппаратные методы, например «БОСЛАБ» (биологическая обратная связь), «Вибросаундсенсориум», «Диснет», сенсорная комната.

Коррекция состояния методом БОС-терапии заключается в непрерывном мониторинге в режиме реального времени определенных физиологических показателей и сознательном управлении ими с помощью мультимедийных, игровых и других приемов в заданной области значений. Другими словами, БОС-терапия представляет для человека своего рода «физиологическое зеркало», в котором отражаются его внутренние процессы.

Аппарат «Вибросаундсенсориум» представляет антистрессовую психофизиологическую аудиовизуально-вибротактильную музыкальную систему, состоящую из виброакустического кресла «нулевой гравитации», аудиовизуально- вибротактильного стимулятора, светодиодных очков, профессиональных стереонаушников, аудиоблоков, проигрывателя с набором авторских компакт-дисков.

Процедуры на нем назначаются для снижения напряжения, утомляемости, повышения работоспособности, стрессоустойчивости, коррекции нарушений сна и негативных эмоциональных состояний.
Занятия на аудиовизуальном комплексе «Диснет» — программно-аппаратном комплексе с базой видео-, аудио- и аутогенных сеансов, рекомендованы для обучения пациентов и их родственников навыкам аутогенной тренировки, освоив которую, в дальнейшем они могут использовать её самостоятельно уже вне стен лечебного учреждения.

Обучение навыкам аутогенной тренировки может осуществляться и в сенсорной комнате. Сенсорная комната с различными стимуляторами (проекторы спецэффектов, воздушнопузырьковые световые трубки, фиброоптические волокна, мерцающий бассейн с прозрачными шариками, приятные ароматы, спокойная музыка, водяная виброзвуковая кровать, светозвуковые, тактильные настенные панели, вращающийся зеркальный шар, зеркальные панели, мягкие пуфики, поддерживающие подушки и валики и т.д.) создает неограниченные возможности для работы психолога с пациентами.

Сеансы в сенсорной комнате направлены на решение самых различных задач:
• снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
• активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
• стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);
• развитие двигательных функций;
• создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению лечебных процедур.

Большинство описанных в научной литературе методов психотерапии пациентов со спинальной травмой относится к когнитивному направлению.
Когнитивно-поведенческий подход в психотерапии у пациентов со спинальной травмой традиционно считается высокоэффективным, особенно в отношении депрессии и тревоги [8,11].
В некоторых случаях для лечения депрессии лучшей стратегией является комбинирование психотерапии и психофармакотерапии, а также использование методов позитивной психологии [12].
Инсайт-ориентированная психотерапия (психодинамическое направление) может помочь пациенту рассмотреть травму в разных ракурсах — что именно утрачено, а что нет.
Существуют и другие направления психотерапии, подразумевающие не только приспособление к ограничениям, но и личностное развитие пациента (гештальт-терапия).

Перед началом этой работы, как правило, проводится диагностическая оценка состояния пациента. Оцениваются особенности эмоционально-волевой сферы, преобладающий фон настроения, наличие тревоги, уровень активности, суицидальный риск, качество жизни, степень адаптации, локус контроля, копинг-стратегии и т.п.

Пациенты со спинальной травмой, получающие восстановительное лечение и реабилитацию в клинике ФБ МСЭ, чаще являются лицами молодого возраста (20 — 40 лет) и имеют травмы различного срока давности (от полугода до трех и более лет). До поступления в клинику в основном никто из них не имел опыта общения с психологом и не испытывал в этом особой необходимости, так как главной задачей они считали максимально возможное восстановление соматического состояния. Однако среди жалоб, помимо ограничения мобильности, трудностей в самообслуживании и т.п., такие больные отмечали напряженность, тревожность, раздражительность, снижение активности, нарушения сна.

Читайте также:  При болях можно ли делать лфк для позвоночника

Собственные исследования показывают, что у больных на первый план выходит астенизация, в большей степени физическая, со снижением активности.
Существенных нарушений сна (качество сна, сонливость) и выраженного снижения стрессоустойчивости не выявляется. Среди эмоциональных нарушений отмечаются тревожность, реже — депрессивные расстройства.

В первую очередь у таких пациентов проводится работа с их пессимистическими убеждениями и высказываниями типа «Из-за травмы я никогда не смогу работать и иметь семью», «Из-за своей травмы я неполноценен»; с употреблением слов «никогда», «всегда», «никто» и т.п.; со склонностью к преувеличениям; фокусированием на негативном и игнорированием позитивного; убежденностью в неблагоприятном, часто устрашающем будущем.

Первостепенной задачей психологического консультировании является определение целей, ресурсов больного, локуса контроля («я сам себе палка — если сам себе не помогу, то кто?!»). Важно искать любые возможности для успешной социальной интеграции (занятия спортом, творчеством, учебой, работой и т.п.).

Существенным резервом, помогающим пациентам справиться с проблемами, как на ранних этапах после травмы, так и в отдаленном её периоде, является надежда на выздоровление, успешность лечения, удовлетворительное качество жизни. Надежда является сильным мотиватором и помогает справляться с последствиями травмы [7]. При этом важно донести до пациента осознание любых положительных «сдвигов» в здоровье с момента получения травмы до настоящего дня.

Участие медицинского психолога в регулярном наблюдении за состоянием пациента в динамике и психологическое сопровождение его обеспечивает наилучшие условия для восстановления физических и психических функций, реинтеграции больного в семью и общество. После выписки из стационара для этого можно использовать дистанционные формы связи — интернет, телефон доверия и др.

Литература

1. Дутикова Е.М. Организация реабилитационного процесса при спинальной травме в центре «Преодоление». Труды научно-практической конференции «Реабилитация при патологии опорно-двигательного аппарата». Москва. 2011. С. 24.
2. Кислица Г.К. Некоторые особенности психологической реабилитации с пациентами, имеющими спинальную травму. Материалы международной науч- но-практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья». Москва. МГППУ. 2011.С.413-418.

Литература:
1. Dutikova Е.М. Organizatsiya reabilitatsionnogo protsessa pri spinal’noy travme v tsentre «Preodolenie». Trudy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Reabilitatsiya pri patologii oporno-dvigatel’nogo apparata». Moskva. 2011. S.24.
2. Kislitsa G.K. Nekotorye osobennosti psikhologicheskoy reabilitatsii s patsientami, imeyushchimi spinal’nuyu travmu. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii «Aktual’nye problemy psikhologicheskoy reabilitatsii lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya». Moskva. MGPPU. 2011. S. 413-418.
3. Кокоткина Jl.В., Цыганков Б.Д., Кочетков А.В., Добровольская Ю.В. Современные особенности психокоррекции тревожно-депрессивных расстройств у больных с травматической болезнью спинного мозга. Материалы первого Всероссийского съезда врачей восстановительной медицины. Москва. Реа-СпоМед. 2007. С.138.
4. Косичкин М.М., Гришина Л.П., Шапиро Д.М. Инвалидность вследствие травматического поражения спинного мозга, медико-социальная экспертиза и реабилитация. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. Москва. 1999. № 1. С. 9-15.
5. Курбанов Р.С. Качество жизни пациентов с травматической болезнью спинного мозга. Психологические аспекты. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья». Москва. МГППУ. 2011. С. 423-426.
6. Леонтьев М.А. Эпидемиология спинальной травмы и частота полного анатомического повреждения спинного мозга. Актуальные проблемы реабилитации инвалидов. Новокузнецк. 2003. С. 37 — 38.
7. Шехорина А.В. Роль надежды в процессе реабилитации пациентов с травматической болезнью спинного мозга. Материалы международной научно- практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья». Москва. МГППУ. 2011. С. 511-516.

Источник

Психология отношений. Как выжить при переломе позвоночника

Компрессионный перелом позвоночника, страх, слезы, паника. Впереди – безысходность и прикованность к инвалидной коляске возможно на всю жизнь. Безусловно, требуется долгая реабилитация, помощь психолога, поддержка родных и близких. Люди, получившие спинальную инвалидность, а вместе с тем и пожизненную травму, начинают считать себя жертвой, обделенными и неполноценными.

Сильные стрессы негативно сказываются на нервной системе, приводя к раздражительности, нервозности, нервным срывам. Человек не знает, что делать и как дальше жить. Негативизм проявляется в поступках, эмоциях, движениях. Постоянное эмоциональное перенапряжение лишь усугубляет проблему, возможности человека как физические, так и духовные становятся ограниченными. Но так ли это на самом деле?

Читайте также:  Что делать если искривление позвоночника и повреждена осанка

Депрессия после серьезного потрясения, связанного с увечьем, конечно, имеет место быть. Многие стараются не показывать этого, всячески скрывают свои переживания при встрече с психологом. Но, стоит понимать что депрессия – это лишь состояние, и вряд кто-то сможет вытащить из него, пока человек не поймет, что первый шаг навстречу выходу из тупика должен сделать сам.
Случаев известно много, когда инвалидам удавалось справиться не только со своими амбициями, эмоциями и переживаниями, но добиться чувствительности в ногах и даже встать спустя годы.

Никто не застрахован от травм и увечий. Важно понять и принять это. Инвалидное кресло – не приговор. Во всяком случае, точно не смерть. Многие колясочники полноценно живут, воспитывают детей, радуются жизни и почти не замечают своих проблем со здоровьем.
А знаменитый тяжелоатлет Дикуль, упав с высоты и получив компрессионный перелом, встал и пошел. И это спустя 7 лет после проведения многочасовых и ежедневных тренировок. Некогда отказавшие бедренные мышцы активировались и включились в работу. Врачи не верили чуду. На самом деле никакого чуда нет. Только вера в себя, в свои силы и успех.

Конечно, каждый человек статус инвалида переживает по-разному. Кто-то хочет, чтобы его пожалели, как младенца. У других, наоборот, чувство жалости со стороны близких вызывает отвращение. Не стоит себя жалеть, равно, как и выглядеть жалким. Нужно верить в свои силы и сказать “я могу”. Научиться не взывать к жалости, а, наоборот, начать помогать другим, будучи на коляске. Вот в этом и есть сила духа человека.

Немало мужчин, будучи на колясках, воспитывают детей и при этом успешно работают. Хочется привести еще один пример, когда молодая женщина в 33 года оказалась на коляске и не впала в отчаяние. Нашла в себе силы не только жить дальше, но и помогать другим. Вырастила своих детей и спустя годы стала ухаживать за онкобольной мамой.

Никто не одинок в этом мире. Если человек остался в живых после тяжелейшей аварии, значит, он еще кому-то нужен.
Кому? Конечно родным, друзьям. А если они отвернулись, так и не друзья вовсе. Суть не в них, а в собственном “я”. Нельзя зацикливаться и замыкаться в себе. Это удел слабых людей.

Сегодня благодаря интернету можно найти себе друзей, занятия по душе, развлечения и даже работу. Инвалиды – колясочники успешно учатся и работают. И это — здорово!

Психологи в своей работе используют различные методики для оказания положительного воздействия на больного. Также важна поддержка близких и внимание со стороны, людское человеческое тепло, комфортная обстановка для возврата к нормальной жизни.

Используются методы, при которых, например, предлагается человеку проговорить ощущения вслух, которые он чувствует при соприкосновении с данными предметами; попытаться расслабиться и сосредоточиться, приняв теплый душ. Именно теплый поток воды позволяет успокоить нервы и это многим помогает; помечтать, обозначить словами плод своих фантазий в спокойной обстановке.

Например, как будто человек находится на реке и перемещается на кораблике, уплывая все дальше и дальше из прошлого в спокойное будущее; упражнения с фотографиями способствуют восстановлению человека, заряжают положительной энергетикой.

Приятные воспоминания детства успокаивают. Важно заставить больного прислушаться к своим собственным эмоциям, вывести из удручающего состояния, помочь настроиться только на позитив. Впасть в уныние, отчаяние опустить руки – просто. Постоянная работа над собой придает сил и уверенности в завтрашнем дне.

И еще один совет! Если отвернулись друзья и близкие и кажется, что они совсем вас не любят, не беда. Полюбите их сначала сами и даже помогайте, ведь для этого не обязательно иметь ноги.

Вера – страшная сила, а любовь творит чудеса. Нужно только самому обладать этими двумя качествами, которым ни подвластно ничто: ни время, ни деньги, никакое самое страшное заболевание в мире. Инвалидное кресло – это не приговор, а лишь испытание, пережить достойно которое, не показывая при этом своей слабости, дорогого стоит. 

Источник