Работа с духом через позвоночник

Работа с духом через позвоночник thumbnail

1. Сядьте в Простую Позу, руки согнуты в локтях и прижаты к рёбрам, ладони развёрнуты вперёд, пальцы раздвинуты, напряжены и направлены вверх. Начинайте двигать руками: каждая рука движется по небольшой дуге в форме буквы «II» к центру тела и возвращается в исходное положение, большие пальцы при этом не соприкасаются. Закройте глаза. Двигайтесь быстро — со скоростью 3 движения внутрь и в стороны за одну секунду. Если будете двигаться правильно, весь позвоночник активизируется. Выполняйте б минут. 

В заключение: вдохните, задержите дыхание на 10-15 секунд, сожмите руки в кулаки и напрягите всё тело. Выдохните. Повторите ещё 2 раза. Это упражнение уравновешивает таттвы в теле. Оно усиливает циркуляцию так, что ликвар (позвоночная жидкость) начнёт подниматься.

2. Сядьте в Простую Позу, руки согнуты в локтях, прижаты к рёбрам, предплечья параллельны полу. Правая ладонь смотрит вверх, в небеса, а левая смотрит вниз, на землю. Руки слегка напряжены. Поднимайте руки на несколько сантиметров и сразу опускайте их. Когда левая рука идёт вверх, правая — вниз, и т.д. Это движение нужно делать с такой силой, чтобы всё ваше тело вибрировало. Центральная ось вашего тела должна отклоняться на несколько сантиметров из-за силы движения рук. Двигайтесь энергично 4,5 минуты.

Завершая, вдохните, задержите дыхание на 10 секунд, сильно сожмите коренные зубы и напрягите челюсти. Выдохните. Повторите ещё 2 раза. Это упражнение может быть болезненным для тех, кто склонен к артриту, но оно же может помочь облегчить это состояние, также оно активизирует процессы пищеварения. Вы разовьёте особое дыхание в последние 15 секунд упражнения, если будете делать его правильно. 

3. Сядьте в Простую Позу. Руки согнуты в локтях, локти прижаты к бокам, пальцы смотрят вверх. Положив большие пальцы на бугор в основании безымянного пальца (палец Солнца), сожмите руки в кулаки. Кулаки смотрят вперёд. Делайте руками от локтей вращательные движения по направлению внутрь, к центру груди. Во время этого вращения отведите локти назад так, чтобы соприкоснулись лопатки и грудная клетка раскрылась. Затем, продолжая вращение, расслабьте плечи и подайте их вперёд. Снова отведите их назад на максимально возможное расстояние, затем опять расслабьте, подав их вперёд. При
этом продолжайте делать быстрые вращения кулаками по направлению к центру груди. Закройте глаза и выполняйте упражнение в быстром темпе 1,5 минуты. 

Это гармонизирует грудную клетку и активнее питает кровь кислородом. Глубоко вдохните и с ощущением благодати перейдите к следующему упражнению.

4. Сядьте, согнув руки в локтях и подняв их на уровень плеч. Ладони расположены по центру тела и направлены вниз — правая рука поверх левой на расстоянии около 10 см. Закройте глаза, дышите медленно и глубоко, успокаиваясь и освобождаясь от мыслей. Дайте отдых своему уму. Слушайте запись Джагджит Сингха «Сат Нам Вахэ Гуру №2» и медитируйте на своей сути. После 3 минут начните шёпотом произносить эту мантру. Используйте кончик языка и верхнее нёбо, с выдохом акцентируя шипящее «С». Продолжайте ещё б минут.

В завершение с шипением медленно и глубоко вдохните через рот и выдохните с шипением медленно и глубоко также через рот. Повторите ещё 2 раза. 
В качестве регулярной практики делайте каждое из этих упражнений по 3 минуты рано утром, вместо того чтобы спать.

Источник

Сурат шабад йога: «пробуждение внутреннего грома»

Энергия нервной системы и сознания может находиться в различных частях тела для выполнения тех или иных насущных задач. Эта крийя мобилизует энергию нижних чакр, а также нижних и средних отделов тела. Когда эта энергияосвобождается и синхронизируется, она собирается в области сердца, а затем поднимается к высшим центрам, расположенным в голове. С увеличением интенсивности работы гипофиза и шишковидной железы вибрации внутренних звуков становятся более доступными. Медитация становится автоматической,  и мы легко поглощаемся внутренним звуком.

Первое упражнение предназначено для всего нижнего треугольника чакр и для укрепления нервной системы. Второе — приводит в порядок седалищный нерв и сексуальный нерв. Третье — улучшает циркуляцию спинномозговой жидкости. Четвертое открывает грудной отдел позвоночника, раскрепощает диафрагму и стимулирует сердечный центр. Пятое— собирает и уравновешивает энергию праны и сердце. Шестое завершает цикл, стимулируя высшие центры и открывая седьмую чакру. В седьмом мы возвращаемся снова вниз, чтобы стимулировать циркуляцию энергии Кундалини. Это упражнение также укрепляет сердце. Девятое освобождает поток энергии во всем позвоночнике. Десятое собирает прану в области шишковидной железы и открывает поток внутреннего звука, внутреннего грома. Этот звук часто сравнивают с громом, хотя возможны и другие звуки. Сила звука способна освободить нас от старых привязанностей и сломать подсознательные стереотипы восприятия. Когда мы открываем внутренний сурат шабад, это похоже на преодоление звукового барьера. В первый момент мы испытываем потрясение и замешательство, однако потом наступает глубокая тишина и покой.

1.  Сядьте в позу стула: из положения стоя, сядьте, раздвигая колени и наклонитесь   вперед,   пока  спина   не   будет   параллельна   полу,   руки просуньте между ногами вокруг пяток и положите их на подъемы стоп. Голова  служит  продолжением туловища  или  слегка  приподнята.   Не опускайте  голову  вниз.   Сосредоточьтесь,  на  точке  между   бровями. Начните глубокое, медленное, полное дыхание. Со вдохом произносите про себя   «Сат», с выдохом – «Нам». Продолжайте 3-5 минут. В конце сделайте глубокий вдох, полностью выдохните и на задержке дыхания с силой сожмите мула бандху. Вдохните и успокойте дыхание.

2. Сядьте прямо и вытяните ноги вперед. Раздвиньте ноги в стороны, наклонитесь вперед и схватитесь за носки. Начните попеременно наклоняться то к одной, то к другой ноге, не отпуская носков. Во время наклона делается выдох, во время обратного движения — вдох. Дыхание полное и мощное. Сделайте от 26-ти до 108-ми таких циклов. Затем вдохните и задержите дыхание, оставаясь в центральном положении, сосредоточившись на межбровье. Выдохните и отдохните.

3. Сядьте в простую позу или позу лотоса. Схватитесь обеими руками за икры. Со вдохом поднимайте грудь и прогибайтесь вперед, с выдохом сгибайте спину и выгибайте ее назад. Продолжайте это движение в постоянном мощном ритме. Мысленно произносите «Сат» — на вдохе и «Нам» — на выдохе. Концентрация— на межбровье. Время — 3 минуты. В конце вдохните, задержите дыхание, сжимая мула бандху и выдохните.

4. Сядьте в простую позу, положите руки на плечи так, чтобы большие пальцы были сзади, а остальные—спереди. Поднимите руки так, чтобы предплечья были параллельны полу. С мощным вдохом поверните туловище и голову влево, с выдохом — вправо. Продолжайте с постоянной: скоростью 3 минуты. Затем в центральном положении сделайте вдох, задержите дыхание на 10-15 секунд, сжимая мула бандху, и выдохните.

5. Сядьте в простую позу, сложите руки в замок медведя; зацепите пальцы одной руки за пальцы другой, большой палец располагается на мизинце другой руки. Поместите замок на уровне центра груди, левая ладонь при этом должна быть направлена от тела, а правая— к телу. Предплечья параллельны полу. Слегка растяните замок. Делайте глубокое медленное дыхание 3 минуты, затем повторите три раза следующий цикл: вдох,   полный   выдох,   задержка  дыхахания с крепкой

Источник

yogaОднажды мне в руки попало методическое пособие для инструкторов кундалини-йоги под ред.Е.Хромовой и А.Ротенберг, которое было озаглавлено невероятно красиво: «Йога Пытливого Ума и Мудрого Сердца». И когда меня попросили написать заметку о том, что есть кундалини йога, я, промучившись несколько недель с заглавием для статьи, поняла, что никак по-другому назвать я ее не могу. Более полно, емко, тонко, и…тепло сказать о кундалини йоге просто невозможно. Потому что кундалини йога – это на самом деле йога пытливого ума и мудрого сердца. Но – обо всем по порядку…

Немного теории

В первую очередь, наверное, стоит определиться в понятиях, то есть договориться о том, что каждый из нас подразумевает под понятием «кундалини йога», поскольку уже здесь зачастую начинается путаница.

Сам по себе термин «кундалини» очень поэтично переводится как «локон возлюбленного» и подразумевает под собой некую энергию, которая присутствует в теле каждого человека, и дремлет, свернувшись, у основания позвоночника, до тех пор, пока по собственной воле человека либо в силу обстоятельств не начнется пробуждение этой энергии. Часто для описания этого явления еще употребляется термин «змея кундалини». В результате пробуждения энергия кундалини направляется вверх по позвоночному столбу, от нижних чакр (энергетических центров) к высшим, и, достигнув высших центров, позволяет человеку достичь определенных результатов в своем развитии и решить какие-то задачи. Под «результатами» и «задачами» мы можем подразумевать все что угодно – от решения каких-то своих жизненных насущных вопросов, творческой реализации, развития дополнительных способностей ума, тела, психики, до получения мощного трансцендентного опыта и достижения высоких точек духовного развития. У каждого человека, безусловно, свой стимул и свой посыл к тому, чтобы начать (и продолжить) практику йоги.

Таким образом, сам по себе термин «кундалини» – универсален и по большому счету не привязан к какому-либо виду практики, это всего лишь энергия, для пробуждения которой человек может использовать все доступные ему инструменты из любых духовных или эзотерических традиций. По большому счету любая практика йоги, а также вообще любая практика, направленная на развитие своего внутреннего потенциала для расширения собственных границ и установления «контакта» со своей сущностью, со своим высшим «Я», рано или поздно ведет к пробуждению энергии кундалини.

Когда же мы говорим «Кундалини-йога» мы подразумеваем определенный вид практики йоги, направленный на ускорение процесса пробуждения энергии кундалини, имеющий свою технологию, свои традиции. И чаще всего речь идет о практике Кундалини-йоги в традиции школы Йоги Бхаджана – человека, которого без преувеличения можно назвать Великим Мастером, как минимум потому что он сумел адаптировать древнейшую технологию к современным условиям, просто и доступно объяснить ее западным людям, в те времена (начало 70-х годов) очень далеким от мудрости восточных учений и привлечь миллионы поклонников этой традиции, многие из которых с помощью практики не просто стали здоровее и счастливее, но и сумели преодолеть такие тяжелые испытания как алкоголизм и наркомания и стать полноценными членами общества, завести семьи и жить полной, яркой, счастливой жизнью.

Иными словами «Кундалини-йога» в привычном для нас понимании – это практика, выстроенная таким образом, что позволяет человеку достичь тех же самых результатов, что и любой другой вид йоги, но в разы быстрее за счет определенной технологии.

В чем же секрет ее эффективности?

Кундалини-йога работает сразу на всех ступенях классической йоги. Об этом Йоги Бхаджан говорил так: «Существует 22 основные формы йогической практики. И в каждой из них подчеркивается та или иная грань целого. Некоторые делают ударение на использовании формы тела, как в Хатха-йоге, другие подчеркивают использование звука, как в Мантра-йоге, или визуальных форм, как в Янтра-йоге. Хорошим примером, описывающим эту ситуацию, является бриллиант. Разные формы практики можно уподобить его граням. Бриллиант прекрасен. Отдельные грани его отшлифованы так, что свет преломляется, сияя на них, привлекая ваше внимание и открывая разные измерения. Кундалини-йога – это сам бриллиант. Если посмотреть на него с какой-то стороны – вы увидите грань. Но если вы попытаетесь понять весь кристалл через эту отдельную грань, вас ждет неудача, ваше понимание будет поверхностным и неполным».

Кундалини-йога отличается от классических видов йоги тем, что не ограничивается каким-то одним методом, одной техникой, не делает акцент на каком-то одном аспекте, а использует весь спектр возможностей, которые позволяют достичь целей практики. Ценность технологии Кундалини йоги состоит в уникальном и проверенном временем сочетании множества различных инструментов и техник – это и крийи, и мантры, и мудры, и дыхание, и медитации и т.д.. И именно такое сочетание в итоге позволяет эффективно решать широкий круг задач, возникающих перед современным человеком – от улучшения физического или психического здоровья (в том числе преодоление алкогольной и наркотической зависимости) до вопросов, связанных с духовным развитием и эволюцией человека. Названия многих комплексов сами говорят за себя: «преодоление гнева», «рефлекс разрешения внутренних конфликтов», «стимуляция гипофиза», «почки и надпочечники» «антистресс», «избавление от зависимостей», «трансформация сексуальной энергии», «стимуляция спинальной энергии», «основа бесконечности», «работа с духом через позвоночник» и многое другое. Такое разнообразие делает Кундалини-йогу поистине уникальным методом, особенно ценным для современно человека с его ритмом и стилем жизни.

Технология Кундалини-йоги обращается непосредственно ко всем изначальным возможностям нервной и эндокринной систем человека, задействует напрямую все энергетические центры и меридианы нашего тела. Исследованиями подтверждается, что химический состав крови человека меняется буквально сразу же после практики. Этим и объясняется столь быстрый и видимый результат практики.

Но, оставив в стороне сухую научную терминологию, поговорим о том, что же на самом деле дает нам практика кундалини йоги и почему все большее количество людей доверяются этой практике.

На мой взгляд, здесь все очень просто. Кундалини йога дает нам опыт обретения себя. Кажется, как-то очень коротко получилось. Попробуем развить эту мысль.

В йогу все приходят по разным причинам и с разными целями. Кто-то – поправить здоровье, кому-то хочется гибкости тела, кому-то – гибкости ума, для кого-то это просто новое необычное приключение, способ уйти от рутины, кто-то хочет испытать трансцендентный опыт, получить толчок к новому этапу личностного развития, что-то еще… Но так или иначе очевидно одно – что у пришедшего на практику есть некий запрос на то, чтобы что-то поменять – в теле, в уме, в душе, в жизни. Есть что-то, что его не устраивает в текущей ситуации, и это «что-то» он и хочет изменить. Очень часто человек и сам не осознает, что это такое, что хочется изменить, что не устраивает. Просто есть некое внутреннее ощущение что «как-то мне хочется, чтобы было по-другому». Не знаю что, не знаю как, но вот как-то по-другому.

И вот с этим вот внутренним ощущением человек и приходит на практику. Садится на коврик. Складывает руки в «Намасте» ладонь к ладони, делает вдох, и…

И вот тут-то и начинается его путешествие в неизведанного себя. В себя такого, о котором, возможно, он даже не подозревал.

Когда ты встаешь на путь практики, ты чувствуешь себя членом экспедиции, которого высадили на какой-то неизведанной земле, и шаг за шагом ты исследуешь это пространство – пространство своего тела, своих мыслей, своих чувств, ощущений, пространство своей жизни. Шаг за шагом Кундалини йога открывает нам путь к познанию себя в мире и мира в себе. Это дорога, по которой нужно идти аккуратно и внимательно наблюдать за всем, что происходит – внутри и вокруг. Наблюдать – и, как ребенок учится складывать буквы в слова, а слова – в предложения, самому складывать все происходящее в один большой пазл, с каждым днем осознавая, что нет ни одной лишней «картинки», лишнего эпизода, что все является частью единого целого, и вопрос только в том, увидишь ли ты это сейчас или нет, найдешь ли этому подходящее место. Все зависит по сути от того, насколько пытлив твой ум и насколько мудрым является твое сердце.

Технология кундалини йоги выстроена таким образом, что она работает независимо от того, веришь ты в нее или нет. В ходе практики развивается способность наблюдать свои желания, эмоции, мысли, ощущения, свою жизнь и окружающий мир в целом. Это позволяет лучше понимать себя и свою жизнь, быть честным с самим собой, что, в свою очередь, незамедлительно сказывается на качестве жизни практикующего. Изменяется мироощущение, многие вещи становятся простыми и понятными, в результате заметно улучшается физическое и ментальное здоровье, улучшаются отношения в семье, на работе, меняются жизненные приоритеты, жизнь из вечной борьбы превращается действительно в Жизнь в полном понимании этого слова. Изменяется тело, ум, сознание, изменяется жизнь в целом и вопрос по сути стоит только за тем, хочешь ли ты это видеть или нет, готов ли ты это признать и принять в свою жизнь. Если твой ум пытлив, ты будешь задавать себе все новые и новые вопросы, и, получая ответы, идти все дальше и дальше. Если твое сердце мудрое, то ты найдешь возможность принять и эти вопросы, и те ответы, которые ты получаешь, даже если эти ответы совсем не похожи на то, что тебе хотелось услышать. Если же твой ум не пытлив, а сердце не наполнилось мудростью – ты будешь как Дон Кихот долго сражаться с ветряной мельницей, отвергая очевидные факты и борясь с очевидными процессами и их результатами, отказываясь впустить их в свою жизнь.

Но если ты нашел в себе силы хотя бы раз довериться тем процессам, которые начинают происходить в ходе практики, если позволил себе хоть на минутку приоткрыть выстроенные когда-то границы, то дальше, несмотря на скепсис, страхи и прочие вполне объяснимые и понятные аргументы ты сумеешь найти в себе мужество сделать следующий шаг, а потом еще один, и еще один. Ты будешь чувствовать, как пусть и медленно, но пробуждается весь потенциал твоего сознания, ты очищаешься и расширяешь свои собственные границы – до беспредельности, получая в награду способность слушать и слышать самое себя, и следовать своей истинной сущности. Ты обретаешь состояние спокойного доверия, переставая сопротивляться естественному потоку жизни, а, напротив, научаешься использовать его для достижения наилучших результатов во всех своих делах – будь то решение бытовых задач или твое личностное развитие, осознание своей бесконечности и реализация той задачи, с которой твоя душа воплотилась в этом мире.

Особая ценность (или бесценность) Кундалини-йоги, на мой взгляд, состоит в том, что эта практика является «социально адаптированной» – она не требует «отрешения от мира», «ухода в пещеры» и т.д.. Это практика “домохозяина”, т.е. она предполагает нашу жизнь в социуме, а не отдаление от него, и призывает и помогает человеку быть здоровым, сильным, гармоничным и счастливым здесь и сейчас – в огромном мегаполисе с его жесткими законами и ритмом жизни. Практикующий научается черпать силы и энергию для того чтобы ярко проявляться в повседневной жизни, будь то семья, работа или любимое дело. Практика Кундалини-йоги позволяет пережить опыт тончайших состояний, ощутить единство с Бесконечным и прикоснуться к Бесконечности в самом себе, раскрыть новые просторы для контакта с окружающим миром и с самим собой, оставаясь социально активным. И таким образом с помощью практики обычная повседневная жизнь человека становится отражением его духовного пути. Человеку не приходится разделять или отделять одно от другого – напротив, всю свою жизнь он научается строить так, чтобы отражать выбранный им духовный путь, согласовывать свои мысли и действия с той «духовной планкой», которую он себе выбрал. Безусловно, это задача не одного дня или даже не одного года, и требует постоянной дисциплины и осознанности. Мы говорим о потенциальной возможности, которая открывается и становится очень реальной с практикой Кундалини-йоги.

Думаю, что именно эти факторы в совокупности и делают Кундалини-йогу столь привлекательной и близкой для многих людей, именно поэтому все большее количество последователей появляется у этой практики.

Возможно, и для вас практика Кундалини-йоги станет той нитью, потянув за которую вы сможете привнести в свою жизнь больше осознанности, смысла, творчества, гармонии, и стать просто по-человечески счастливыми.

В добрый путь!

Источник: “Камо Грядеши“

Источник