Расстояние от угла лопаток до позвоночника

Расстояние от угла лопаток до позвоночника thumbnail

Методом выявления неправильной осанки является осмотр ребенка. Осмотр должен производиться при хорошем освещении, при различном положении ребенка, при достаточной степени обнажения тела ребенка. Осмотр нужно производить медленно и в определенной последовательности: передней и задней поверхности тела, сбоку, при наклоненном вперед корпусе, лежа [38].

Не следует высказывать вслух суждения о различных отклонениях со стороны осанки, отмеченных у ребенка. Услышав такие замечания, ребенок старается исправить неправильную позу, тем самым дезориентирует и затрудняет диагностику начальных форм сколиоза.

При осмотре ребенка спереди обращается внимание на положение головы, уровень надплечий и сосков, форму грудной клетки и живота, положение корпуса, симметричность треугольников талии (расстояние между опущенной рукой и выемкой талии), форму ног [46].

При осмотре ребенка со стороны спины необходимо обращать внимание на положение головы, уровень надплечий, положение лопаток (их уровень, расстояние от позвоночника, плотность прилегания их к грудной клетке), симметричность треугольников талии, симметричность линии остистых отростков, уровень подвздошных костей [7].

При наклоненном корпусе (подбородок должен быть прижат к груди, а руки свободно опущены) обращается внимание на линию остистых отростков, на симметричность рельефа грудной клетки, на наличие мышечного валика в поясничной области и реберного горба [1].

При осмотре сбоку определяется положение головы, сглаженность или усиление физиологических изгибов позвоночника в грудном и поясничном отделах. Резко выраженный реберный горб справа и мышечный валик в поясничной области слева. Линия остистых отростков искривлена. Пунктирной линией обозначен вид при правильной осанке [26].

При правильной осанке и отсутствии искривления позвоночника при обследовании детей обнаруживается прямое держание головы симметричное расположение лопаток, шейноплечевых линий, подмышечных складок, подвздошных костей с обеих сторон, а при наличии сколиоза и нарушении осанки симметричность их нарушается в разной мере, в зависимости от степени сколиоза и дефектов осанки. Важно определить длину нижних конечностей (расстояние от передне-верхней ости подвздошной кости до конца наружной лодыжки). В норме длина конечностей должна быть одинаковая. Наши наблюдения показывают, что большинство детей, направляемых на консультацию во врачебно-физкультурный диспансер, имеют дефекты осанки и искривления позвоночника именно за счет укорочения одной конечности (около 35%). Измерение длины конечности проводят лежа на спине, ноги вместе; при этом надо иметь в виду, чтобы кончик носа, пупок и линия соединения стоп находились на одной прямой линии. При соблюдении этого условия укорочение конечностей иногда можно заметить и на глаз. При выявлении нарушения осанки и искривления позвоночника необходимо сразу же приступить к лечению, ибо нарушение осанки и сколиоз могут быстро прогрессировать и привести к тяжелым последствиям (реберно-позвоночный горб, инвалидность) [4].

Раннее выявление дефектов осанки, начальных форм сколиоза и раннее начало лечения при длительном применении корригирующей гимнастики дает более благоприятный эффект. Сколиоз начальной степени и нарушение осанки исправляются с помощью физических упражнений специального характера, способствующих выведению позвоночника из порочного круга и укрепляющих определенные мышечные группы [41].

Искривление позвоночника, связанное с укорочением нижней конечности, исправляется компенсацией длины конечности. Для этого достаточно подбить каблук или вложить под пятку стельку на величину укорочения. Нужно помнить, что каблук надо подбивать на уличной и домашней обуви ребенка. При позднем выявлении сколиоза часто не удается исправить порочное положение позвоночника и даже остановить прогрессирование искривления позвоночника физическими упражнениями. В таких случаях приходится прибегать к тяжелой операции для фиксации позвоночника [49].

Наиболее простой и доступной методикой определения наличия или отсутствия нарушений осанки является тестовая карта (таблица 1.1) [16].

Таблица 1.1 — Тестовая карта для выявления нарушений осанки [16]

Содержание вопроса

Ответы

1

Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью

Да

Нет

2

Голова, шея отклонена от средней линии, плечи, лопатки, таз установлены не симметрично

Да

Нет

3

Выраженная деформация грудной клетки — грудь «сапожника», впалая «куриная» (изменение диаметров грудной клетки, грудина и мечевидный отросток резко выступают вперед)

Да

Нет

4

Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника

Да

Нет

5

Сильное отставание лопаток («крыловидные» лопатки)

Да

Нет

6

Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки)

Да

Нет

7

Нарушение осей нижних конечностей (О-образные, Х-образные)

Да

Нет

8

Неравенство треугольников талии

Да

Нет

9

Вальгусное положение пяток

Да

Нет

10

Явное отклонение в походке: прихрамывающая, «утиная»

Да

Нет

Результаты данного тестирования оцениваются следующим образом: 1) нормальная осанка — все отрицательные ответы; 2) незначительные нарушения осанки: 0 положительных ответов на один или несколько вопросов в номерах 3, 5, 6, 7. Необходимо наблюдение в дошкольном учреждении; 3) выраженное нарушение осанки — положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9, 10 (один или несколько явно). Необходима консультация ортопеда [16].

Оценка показателей проводится по следующим критериям.

1. Разница в расстоянии от 7-го шейного позвонка до углов лопаток справа и слева: норма от 0 до 0,3 см (зеленая зона); умеренное отклонение от 0,4 до 0,7 см (желтая зона); выраженные отклонения больше 0,8 см (красная зона);

Читайте также:  Упражнения йоги для растяжки позвоночника

2. Разница в расстоянии от углов лопаток по горизонтали до средней линии позвоночника: норма от 0 до 0,3 см (зеленая зона); умеренное отклонение от 0,4 до 0,7 см (желтая зона); выраженные отклонения больше 0,8 см (красная зона);

3. Разница в расстоянии от яремной вырезки до передних верхних подвздошных остей: норма — 0 см (зеленая зона); умеренное отклонение — 0,5 см (желтая зона); выраженные отклонения больше 1 см (красная зона);

4. Разница в длине нижних конечностей от передних верхних подвздошных остей до внутренней лодыжки: норма — 0 см (зеленая зона); умеренное отклонение — 0,5 см (желтая зона); выраженные отклонения больше 1 см (красная зона) [38].

Тест для мышц. Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность ребенка к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 сек, дети 7-10 лет — 1-1,5 минуты, 12-16 лет — от 1,5 до 2,5 минуты. Развитие мышц брюшного пресса, определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников — 10-15 раз, для детей 7-11 лет — от 15 до 20 раз, в 16-18 лет — от 20 до 30 раз [22].

Источник

Нами было проведено исследование функционального состояния позвоночного столба медицинскими и педагогическими методами у детей 7-8 лет до и после эксперимента. Симметричность осанки, до начала педагогического эксперимента показала умеренное нарушение осанки по расстоянию от 7-го шейного позвонка до углов лопаток справа и слева у детей 7-8 лет в обеих группах (рис. 2).

Расстояние от 7-го шейного позвонка до углов лопаток в экспериментальной

Рис.2. Расстояние от 7-го шейного позвонка до углов лопаток в экспериментальной

(а) и контрольной (б) группах до начала педагогического эксперимента

Разница по расстоянию от углов лопаток по горизонтали до средней линии позвоночника до начала педагогического эксперимента показывала умеренные нарушения осанки в обеих группах (рис. 3).

Разница в расстоянии от углов лопаток по горизонтали до средней линии позвоночника в экспериментальнойРасстояние от угла лопаток до позвоночника

Рис.3 Разница в расстоянии от углов лопаток по горизонтали до средней линии позвоночника в экспериментальной

Разница расстояния от яремной вырезки до передних верхних подвздошных костей до начала педагогического эксперимента также умеренные нарушения осанки у детей 7-8 лет (рис. 4).

Разница в расстоянии от яремной вырезки до передне-верхней ости подвздошной кости справа и слева в экспериментальной

Рис.4 Разница в расстоянии от яремной вырезки до передне-верхней ости подвздошной кости справа и слева в экспериментальной

(а) и контрольной (б) группах до начала педагогического эксперимента

Данные проведенного тестирования педагогическими методами до начала педагогического эксперимента показали отсутствие достоверных различий как между мальчиками так и между девочками экспериментальной и контрольной групп (табл.2,3).

Таблица 2 Результаты педагогического тестирования мальчиков 7-8 лет до начала педагогического эксперимента

Контрольные

упражнения

Испытуемые

р

ЭГ

КГ

1

Подъём туловища из положения лежа, кол-во

9±1,24

7±2,01

p>0,05

2

Наклон вперёд из положения сидя, см

-4±0,24

-2±0,31

p>0,05

3

Вис на перекладине, с

6±12,40

5±11,41

р>0,05

Таблица 3 Результаты педагогического тестирования девочек 7-8 лет до начала педагогического эксперимента

Контрольные

упражнения

Испытуемые

р

ЭГ

КГ

1

Подъём туловища из положения лежа, кол-во

7±1,81

5±1,89

p>0,05

2

Наклон вперёд из положения сидя, см

-5,21±3,21

-4,22±2,58

p>0,05

3

Вис на перекладине, с

5 ±3,30

4±3,25

р>0,05

Нами был проведен педагогический эксперимент, он состоял в том, что применялись 2 комплекса упражнений для профилактики нарушений осанки у детей 7-8 лет.

После проведения этого эксперимента мы снова проверили полученные показатели. Симметричность осанки, после педагогического эксперимента показала улучшение функционального состояния позвоночного столба у детей 7-8 лет обеих исследованных группах (рис. 5).

После педагогического эксперимента, по разнице в расстоянии от углов лопаток по горизонтали до средней линии позвоночника также можно увидеть, что у детей экспериментальной группы показателей соответствующих норме больше, чем в контрольной (рис. 6).

Рис.6. Разница в расстоянии от углов лопаток по горизонтали до средней линии позвоночника в экспериментальной (а) и контрольной группах (б) после педагогического эксперимента

Результаты разницы, показывающей расстояние от яремной вырезки до передне-верхней ости подвздошной кости справа и слева туловища после педагогического эксперимента, показывает о снижении умеренных отклонений и повышение соответствия норме в обеих группах.

Рис. 7. Разница в расстоянии от яремной вырезки до переднее-верхней ости подвздошной кости справа и слева в экспериментальной (а) и контрольной группах (б) после педагогического эксперимента

В обеих группах отмечалось улучшение результатов функционального состояния позвоночника, так в рисунках можно заметить снижение умеренных нарушений и повышение данных соответствующих норме.

Читайте также:  Упражнения хаду для позвоночника

По полученным результатам можно заметить, что в экспериментальной группе детей с показателями стветствующими норме больше, чем в контрольной группе.

После проведения педагогического эксперимента мы снова провели педагогическое тестирование.

После проведения педагогического эксперимента в результатах показывающих функциональное состояние позвоночника были установлены достоверно значимые различия между показателями экспериментальной и контрольной групп (p<0,05) (табл. 4,5).

Таблица 4 Результаты педагогического тестирования мальчиков 7-8 лет после проведения педагогического эксперимента

Контрольные

упражнения

Испытуемые

р

ЭГ

КГ

1

Подъём туловища из положения лежа, кол-во

12±3,62

9±1,8

p<0,05

2

Наклон вперёд из положения сидя, см

5,4±5,28

3,21±2,33

p<0,05

3

Вис на перекладине, с

8,22±9,30

5,12±4,25

р>0,05

Таблица 5 Результаты педагогического тестирования девочек 7-8 лет после проведения педагогического эксперимента

Контрольные

упражнения

Испытуемые

р

ЭГ

КГ

1

Подъём туловища из положения лежа, кол-во

9±2,02

7±1,09

p<0,05

2

Наклон вперёд из положения сидя, см

7,21±3,24

3,21±1,57

p<0,05

3

Вис на перекладине, с

8,56±8,551

5,25±6,29

р>0,05

Таким образом, результаты исследования в обеих группах указывают на то, что комплекс упражнений, применяемый в экспериментальной группе для профилактики нарушений эффективнее, чем в контрольной группе.

Все полученные результаты достоверно выше в экспериментальной группе, чем в контрольной (p<0,05).

Результаты исследования показывают, что комплекс упражнений, применяемый в экспериментальной группе можно рекомендовать для профилактики нарушений осанки у школьников 7-8 лет.

Источник

Асимметрия в расположении лопаток, определяется следующим образом: измеряется расстояние от остистого отростка 7 шейного позвонка до нижнего угла правой лопатки. И до нижнего угла левой лопатки. Если сколиоз отсутствует – эти размеры будут равными. Затем измеряется расстояние от остистого отростка 4 поясничного позвонка до нижнего угла правой лопатки и до нижнего угла левой лопатки. Если лопатки расположены на одном уровне, эти размеры должны быть равны.

Вычисление плечевого показателя.

Измерять обследуемого следует стоя перед ним. Толстотным циркулем, измеряется расстояние акромиальными точками – ширину плеч, а сантиметровой лентой на задней поверхности туловища – плечевую дугу. Плечевой показатель (ПП) вычисляется в процентах: ширина плеч к плечевой дуге (ПД):

ПП=ШП (см):ПД (см) 100%

На наличие сутуловатости указывает плечевой показатель 80% или меньше. На наличие хорошей осанки – ПП больше 85%.

Определение величины изгибов позвоночного столба.

Эта величина измеряется в линейных и угловых единицах. В первом случае используется сколиозометр или палочковый контурограф, состоящий из горизонтальной подставки и вертикальной стойки с отверстиями для палочек.

На теле обследуемого дермографическим карандашом наносятся точки: на остистом отростке 2 шейного позвонка, на остистом отростке 5го поясничного позвонка и на наиболее выдающейся назад точке крестца по срединной линии. После этого испытуемый становится на подставку контурографа спиной к вертикальной стойке в непринужденной позе. Верхняя палочка контурографа устанавливается так, чтобы она соприкасалась с остистым отростком 2го шейного позвонка (верхней точкой), а нижняя – на нижнюю точку. Остальные палочки касаются остистых отростков позвонков вдоль всей задней линии тела. После того как обследуемый сойдет с подставки контурографа, к его стойке приставляется плотный лист белой бумаги, на котором карандашом проводится контур позвоночного столба и отмечается верхняя, средняя и нижняя точки.

На полученной контурограмме проводится вертикальная линия, которая касается наиболее выступающей точки грудного кифоза. После этого измеряется расстояние от вертикальной линии до наиболее отстоящих шейного и поясничного лордозов – глубина шейного и поясничного лордозов, а также расстояние до самой выпуклой части крестцового кифоза. В случае пересечения кривой изгиба крестцового кифоза с вертикальной линией, расстояние до нее отмечается знаком «+», если не пересекается, знаком «-« Для характеристики осанки пользуются данными Николаева Л. П., который по форме и величине изгибов позвоночного столба предложил различать 5 типов осанки:

нормальная осанка – изгибы позвоночного столба выражены равномерно;

выпрямленная осанка – изгибы выражены недостаточно, позвоночный столб почти прямой;

сутуловатая осанка – увеличен шейный лордоз;

лордотическая осанка – сильно выражен поясничный лордоз;

кифотическая осанка – увеличен грудной кифоз.

Средние величины глубины шейного и поясничного лордозов

пол

Возраст

(лет)

Шейный

лордоз

Поясничный лордоз

Выпуклость

крестца

М

q

М

q

М

q

Муж.

Жен.

16-17

18-19

20-30

17-18

19

20-30

43,08

57,5

58,5

57,6

52,0

53,0

1,68

1,32

1,1

1,3

1,5

1,3

34,88

30,20

33,8

23,1

23,3

27,8

1,3

1,7

1,2

1,1

1,6

1,3

-11

-2.4

-3,5

+6,5

+6,4

+4,9

0,9

1,8

1,5

1,0

1,7

1,4

Перейти на страницу:

1 23 4 5

Источник

Под осанкой понимается привычная поза человека, стоящего непринужденно.

Правильная осанка характеризуется следующими признаками: голова и туловище находятся на одной вертикали, изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости умеренно выражены, живот плоский, подтянут, нижние конечности разогнуты в тазобедренных и коленных суставах, грудная клетка слегка приподнята и выступает вперед, плечи развернуты и слегка опущены, симметрично расположенные лопатки не выдаются.

Осанка не является врожденной, а формируется в процессе развития организма. Основным признаком при определении осанки является форма позвоночника.

Читайте также:  Алгоритм неотложной помощи при переломе позвоночника

Позвоночник человека имеет физиологические изгибы: шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Они возникают под действием силы тяжести в связи с сохранением равновесия при вертикальном положении тела и удерживаются силой мышц, эластичностью и прочностью связок позвоночника и формой самих позвонков.

Возникают изгибы позвоночника в раннем детстве, отчетливо выражены к 5-6 годам, а окончательное формирование происходит к 18-20.

Изменение величины изгибов в сагиттальной плоскости, отклонение позвоночника от срединной линии во фронтальной плоскости приводит к формированию неправильной осанки.

Различные дефекты осанки, особенно сутулость, оказывают отрицательное влияние на функции сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, желудочно-кишечного тракта.

Однако занятия физическими упражнениями, позволяющими укрепить мышцы, предупреждают появление нарушений осанки и способствуют исправлению ее недостатков.

Лечение боли в шее, головных болей в Москве — https://www.miobalans.ru/articles/7-bolit-sheya-prichiny-vozniknoveniya-boli-v-shee-i-kineziologicheskoe-lechenie

осанка, правильная осанка, определение осанки, нарушения осанки, осанка спины, определение осанки

Различают несколько типов нарушений осанки:

  1. Осанка с плоской спиной — все изгибы позвоночника слабо выражены.

  2. Осанка с круглой спиной — увеличен грудной кифоз, поясничный лордоз сглажен, голова выдвинута вперед, остистый отросток 7-го шейного позвонка выдается больше обычного, движения головы назад ограничены, плечи сведены, грудная клетка впалая.

  3. Осанка с кругло-вогнутой спиной характеризуется усилением грудного кифоза и поясничного лордоза. Угол наклона таза увеличен и ягодицы резко выступают назад. Мышцы спины и передней брюшной стенки ослаблены. Грудная клетка впалая, а живот выпячен. Корпус укорочен, талия расширена.

  4. Лордотическая осанка отличается увеличением поясничного лордоза, резким наклоном таза вперед. Органы брюшной полости давят на переднюю брюшную стенку и вызывают растяжение мышц, снижение их тонуса, и как следствие формируется отвислый живот, нарушаются функции внутренних органов.

  5. Сколиотическая осанка характеризуется отклонением позвоночника во фронтальной плоскости — изгибом в сторону: правую или левую. Встречается, как правило, у детей физически ослабленных. Признаки: голова наклонена в сторону или вперед, линии надплечий разной длины, уровень расположения плечевых суставов неодинаковый, грудная клетка асимметрична, живот выпячен вперед. Нижние углы лопаток расположены на разном уровне, треугольники талии ассиметричны. Вершина искривления направлена в одну сторону, или имеется компенсаторный изгиб в противоположную сторону. В этом случае имеет место S-образный сколиоз.

Положение головы

При осмотре спереди следует отметить: голова находится на одной вертикальной оси с осью туловища или наклонена в сторону — влево или вправо.

При осмотре в профиль (сбоку) можно обнаружить, что голова наклонена вперед, вниз или смещена назад.

Положение плечевого пояса

При осмотре спереди можно определить:

  1. неодинаковое положений надплечий; одно плечо — выше, другое — ниже;

  2. плечи могут быть опущены или приподняты, поданы вперед или развернуты (умеренно; значительно).

При осмотре со стороны спины отметить:

  1. длину линии надплечий;

  2. положение лопаток: расположены симметрично или асимметрично; нижние углы лопаток прижаты или отстают — крыловидные лопатки. Если мышцы спины развиты слабо, то под нижний угол лопатки можно подвести кончики пальцев.

Крыловидные лопатки чаще всего наблюдаются у людей со слабой мускулатурой спины. Если сильно развиты подлопаточные мышцы имеется ложная крыловидность.

Позвоночник

При осмотре в профиль обратить внимание на глубину изгибов позвоночника: изгибы выражены умеренно или сглажены; резко выражен грудной кифоз; поясничный лордоз глубокий или сглажен.

Определить форму спины: нормальная, плоская, круглая, лордотическая (признаки см. выше).

Далее, осматривая сзади, определяют наличие сколиоза, местоположение и направление вершины искривления; иногда в нижележащем отделе имеется компенсаторное искривление в противоположную сторону — так называемый, S-образный сколиоз.

При выявлении сколиоза необходимо установить равномерность «треугольников талии» — щелевидное пространство треугольной формы между туловищем и внутренней поверхностью опущенной руки. При наличии сколиоза треугольник на стороне вершины уменьшен, на вогнутой стороне — увеличен.

Форма грудной клетки

Ее определяют при осмотре спереди и сбоку. Различают: плоскую, цилиндрическую, коническую.

Форма живота

Различают следующие формы живота: впалый, прямой и выдающийся.

Форма рук

Изучается в положении: руки подняты над головой, ладони обращены друг к другу. Руки: прямые, если продольная ось плеча и предплечья совпадают; X-образные, если предплечье отклоняется кнаружи от продольной оси, образуя с плечом тупой угол.

Форма ног

Различают ноги:

  1. прямые, когда продольные оси голени и бедра совпадают.

  2. Х-образпые (вальгусное положение), когда продольная ось голени не совпадает с продольной осью бедра, а образует угол открытый кнаружи. При стойке «ноги вместе» внутренние мыщелки бедра соприкасаются, а оси голени расходятся, медиальные лодыжки не соприкасаются.

  3. О-образные ноги (варусное положение), когда оси бедра и голени образуют угол открытый внутрь. При этом мыщелки бедра расходятся в стороны, а медиальные лодыжки соприкасаются.

Незначительная Х-образность ног часто встречается у девушек, реже — у мальчиков и юношей. Некоторая О-образность ног чаще встречается у мужчин. Незначительные степени X- и 0-образности ног не нарушают опорной функции нижних конечностей и являются вариантом нормы.

Источник