Ребра у человека соединены с позвоночником неподвижно
11. Соединение позвонков, ребер с позвоночником и грудной клеткой
Соединение позвонков (articulationes vertebrales) осуществляется при соединении тел, дуг и отростков позвонков.
Тела позвонков соединяются посредством межпозвоночных дисков (discus intervertebrals) и симфизов (symphysis intervertebrales). Межпозвоночные диски расположены: первый – между телами II и III шейных позвонков, а последний – между телами V поясничного и I крестцового позвонков.
Дуги позвонков соединены при помощи желтых связок (lig. flava).
Суставные отростки образуют межпозвоночные суставы (articulationes intervertebrales), относящиеся к плоским суставам. Наиболее выступающими суставными отростками являются пояснично-крестцовые суставы (articulationes lumbosacrales).
Атлантозатылочный сустав (articulatio atlantooccipita-lis) состоит из двух симметрично расположенных мыщелковых суставов, являясь комбинированным суставом.
Срединный атлантоосевой сустав (articulatio atlanto-axialis mediana) является цилиндрическим суставом.
Латеральный атлантоосевой сустав (articulatio atlan-toaxialis lateralis) относится к комбинированным суставам, так как образован суставной ямкой (fovea arti-cularis inferior) на правой и левой латеральных массах атланта и верхней суставной поверхностью тела осевого позвонка.
Крестцово-копчиковый сустав (articulatio sacrococ-cigea) образован верхушкой крестца и I копчиковым позвонком.
Позвоночный столб (columna vertebralis) представлен совокупностью всех соединенных друг с другом позвонков. Позвоночный столб является вместилищем для спинного мозга, который расположен в позвоночном канале (canalis vertebralis).
В позвоночнике выделяют пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый.
Позвоночник имеет s-образную форму за счет наличия физиологических изгибов во фронтальной и сагиттальной плоскостях: грудной и крестцовый кифозы, шейный и поясничный лордозы, а также патологических (грудной сколиоз).
Ребра соединены с позвонками посредством ре-берно-позвоночных суставов (articulationes costover-tebrales), которые относятся к комбинированным суставам.
Сустав головки ребра (articulatio capitis costae) образован суставной поверхностью головки ребра и суставными поверхностями полуямок соседних грудных позвонков.
Реберно-поперечный сустав (articulatio costotran-sversalia) образован суставными поверхностями реберной ямки на поперечном отростке позвонка и бугорке ребра.
С грудиной ребра соединены: I ребро непосредственно срастается с грудиной, со II по VII ребра соединены посредством грудино-реберных суставов (ar-ticulationes sternocostales).
Между хрящами ребер могут образовываться межхрящевые суставы (articulationes interchondrales).
Грудная клетка (compages thoracicus) состоит из 12 пар ребер, 12 грудных позвонков и грудины, соединенных между собой различными видами соединений.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
2. Осмотр больного с заболеванием органов дыхания. Патологические формы грудной клетки. Определение дыхательной экскурсии грудной клетки
Положение больного. Положение ортопноэ: в отличие от заболеваний сердечно-сосудистой системы больной чаще сидит с наклоном корпуса
9. СОЕДИНЕНИЕ ПОЗВОНКОВ
Соединение позвонков (articulationes vertebrales) осуществляется при соединении тел, дуг и отростков позвонков.Тела позвонков соединяются посредством межпозвоночных дисков (discus intervertebrales) и симфизов (symphysis intervertebrales). Межпозвоночные диски расположены: первый –
10. СОЕДИНЕНИЕ РЕБЕР С ПОЗВОНОЧНЫМ СТОЛБОМ. ГРУДНАЯ КЛЕТКА
Ребра соединены с позвонками посредством реберно-позвоночных суставов (articulationes costovertebrales), которые относятся к комбинированным суставам.Сустав головки ребра (articulatio capitis costae) образован суставной поверхностью
Соединение позвонков
За счет плавного перехода фиброзного кольца в гиалиновые пластинки (а они, в свою очередь, переходят в замыкательные пластинки), которые плотно сращены с телами позвонков, происходит очень жесткое и плотное соединение позвонков и дисков между
ПРОБЛЕМЫ С ПОЗВОНОЧНИКОМ
Медовый массажДля его проведения нужен высококачественный мёд.Массируемое место намазывается мёдом. Затем нужно подождать, пока мёд немного впитается. Сначала массажист проводит похлопывающие движения, вызывая слегка болезненные ощущения.
Соединение противоположностей
Ум-эго всегда отождествляет себя с какой-то позицией, Например, вы хотите быть сильными, отрицая слабость; вы хотите быть богатыми, отрицая бедность; вы хотите быть успешными, отрицая неудачи; вы хотите быть смелыми, отрицая страхи. Ошибочная
Соединение
Любой нормальный человек боится жизни и окружающих его людей. Если вы тут же скажете, что поступаете по-другому, что к вам это не относится, либо вы вольно или невольно лжёте, либо вы уже стали Буддой. Этот страх перед жизнью и людьми есть у всех нормальных людей,
Соединение в целое
Чем славен наш ум-эго? Он принимает себя и свою позицию и отрицает противоположность, то есть всё то, с чем он себя не отождествляет, — не зря же он всё любит делать наоборот. Его взаимоотношения с миром можно определить как разделяющую, отрицающую
Соединение позвонков
За счет плавного перехода фиброзного кольца в гиалиновые пластинки (а они, в свою очередь, переходят в замыкательные пластинки), которые плотно сращены с телами позвонков, сами позвонки и диски соединены между собой очень жестко и плотно.В месте
Соединение
Возьмите в руки колоду карт. Разверните ее перед собой, как вы обычно делаете это, держа карты в руке. А теперь сверните. Еще раз разверните, посмотрите на карты и сверните, посмотрите на колоду. А теперь взгляните на мир вокруг себя. Что общего между развернутой
Уход за позвоночником и шеей
Основными местами проявления артрита в позвоночном столбе являются области поясницы и шеи. Эта лечебная программа предназначена для поддержания вашего позвоночника и шеи в здоровом состоянии и снятия проблем, связанных с ними.Курс включает
312. Растягивание ребер
Чем шире грудная клетка, тем полнее могут развернуться в ней легочные мешки, а значит, больше воздуха может в них поместиться. Специальные упражнения йогов позволяют слегка растянуть хрящевые связки, которыми прикрепляются ребра, и за счет этого
Лечебная поза-движение при напряжении и болях по передней срединной линии тела под грудной клеткой
Лечебное движение выполнять в положении лежа на спине со слегка согнутыми в коленных суставах ногами. Ладонную поверхность правой кисти положить на поверхность брюшной
Лечебная поза-движение для устранения чувства распирания и переполнения по передней линии тела под грудной клеткой
Лечебное движение проводить в положении лежа на спине со слегка согнутыми ногами. Под нижнегрудной отдел позвоночника подложить маленькую подушечку.
Лечебная поза-движение для устранения расстройства перистальтики желудка и болей по передней срединной линии тела под грудной клеткой
Лечебное движение проводить в положении лежа на спине. Ноги слегка согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Основание ладони
3. Растягивание ребер
Мы объясняли раньше, что ребра оканчиваются хрящами, обладающими способностью значительного расширения. Ребра играют очень большую роль в правильном дыхании, и очень полезно проделывать с ними специальные упражнения для того, чтобы придать им
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №8
Конспект урока по биологии в 8-ом классе
«Проверка знаний по теме «Скелет человека»
Подготовила
Учитель биологии
Недобоева Н.Ф.
Г.Верхний Тагил
2015 год
Проверка знаний по теме «Скелет человека»
(урок-игра)
Цели:
Образовательные:
обеспечить понимание содержания учебного материала всеми учащимися
обеспечить применение знаний на практике в нестандартной ситуации
обобщить и систематизировать знания о скелете человека
Развивающие:
продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выявлять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, работать с различными источниками информации.)
Воспитательные :
формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные навыки учащихся через совместную работу.
Задачи:
закрепить знания об основных частях скелета и выполняемых ими функциях
выработать умения находить кости скелета на таблицах и рассказывать об их строении и функциях
находить различия в строении скелета млекопитающих и человека.
Методы: словесно-наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Оборудование: таблицы «Скелет человека», раздаточный материал к уроку: скелет человека , задания группам и индивидуальные (тесты)..
I. Организационный момент.
Класс делится на команды ( можно по рядам), выбирается капитан, название команды.
1. Разминка.
Вопросы задаются каждой команде по очереди. Если команда не отвечает, могут отвечать другие команды.
Вопросы:
Сколько костей в организме человека? (220)
Назовите плоские кости скелета (ребра, лучевая, лопатка, височные, тазовые)
Сколько свободных ребер у человека (4)
Сколько пар ребер прикрепляются к грудине(10)
Сколько позвонков входит в состав шейного отдела позвоночника ( 7)
Какие кости входят в состав плечевого пояса (ключицы и лопатки)
Какие кости входят в пояс нижних конечностей? ( тазовые кости)
Сколько позвонков входит в состав грудного отдела позвоночника? ( 12)
Чем обеспечивается гибкость позвоночника ( полуподвижным соединением позвонков)
2.Логическая цепочка. Задание для всей команды. Кто быстрее.
Перед вами логические цепочки. Ваше задание: указать лишний термин, объяснить, почему другие термины определенным образом взаимосвязаны.
1) Ребра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.
2) Локтевая, лучевая, бедренная, тазовые.
3) Лопатка, ребра, плечевая, тазовые.
Ответ: 1) фаланги пальцев (скелет туловища);
2) тазовая (кости конечностей);
3) плечевая (плоские кости).
3. Разбейте на группы, найдите соответствие.
Задание всей команде.
Голень
Предплечье
Таз
а) лучевая кость
б) малая берцовая кость
в) большая берцовая кость
г) лобковая кость
д) локтевая кость
е) подвздошная кость
Ответ: 1 – б, в; 2 – а, д; 3 – г, е.
4. Конкурс капитанов. Работа с текстом
Вставьте в текст пропущенные термины и числовые значения из предложенного перечня.
Череп человека.
Череп состоит из ________ костей. Мозговой отдел представлен парными теменными и __________________ костями и непарными ______________ и затылочной. Кости черепа соединены ___________________. Мозговой отдел преобладает над лицевым.
Перечень терминов: скуловые, неподвижно (сращены), 23, лонная, 220, лобная, височные, неподвижно (швы).
5. Задание для команды
Найти биологические ошибки в тексте.
Указать номер неправильного предложения и исправить ошибку.
Текст 1.Скелет головы.
1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые, челюстные – к лицевому отделу.5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная кость – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.
Ответ: предложения 2,3,4.
2. У человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.
3. Кости черепа соединены между собой неподвижно с помощью швов.
4. Лобная кость относится к мозговому отделу черепа.
Текст 2. Скелет плечевого пояса и верхних конечностей.
1. Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки. 2. Такую опору создают кости плечевого пояса – две лопатки и ключица. 3. Лопатки – большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества. 4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночным столбом только при помощи мышц. 5.Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. 6.Плечо образовано двумя костями, а предплечье – одной.
Ответ : предложения 2,3,6.
2 – в состав плечевого пояса входят две лопатки и две ключицы.
3 – лопатки плоские кости, состоящие из губчатого вещества.
6 – плечо образовано одной костью – плечевой, а предплечье – двумя: локтевой и лучевой
Текст 3. Грудная клетка
1. Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и трубчатой грудной костью – грудиной.2 Ребра представляют собой плоские изогнутые дугой кости. 3. Передние и задние концы ребер подвижно соединены с грудными позвонками и грудиной. 4. При дыхании такое соединение костей обеспечивает подвижность грудной клетки. 5.Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. 6. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также печень, желудок и тонкий кишечник.
Ответ. Предложения 1,3,6.
1. – грудина – плоская кость
3 – передние концы 10 пар верхних ребер соединены с грудиной при помощи гибких хрящей
6 – тонкий кишечник не защищен грудной клеткой.
6. Конкурс знатоков биологии. (по два человека от команды)
Подписать части и кости скелета человека
7. Самые – самые.
Вопросы для всех команд. Кто первый поднимает руку.
1. Назовите самую длинную кость в теле человека. (Бедреная кость. У мужчины, ростом 180 сантиметров, она может достигать в длину пятидесяти сантиметров)
2. Где у человека находится самый маленький сустав? (В ухе, там, где соединяются маленькие косточки — «стремечко» и «наковальня»)
3. Назовите самый прочный сустав. (Тазобедренный)
4. Назовите самый подвижный сустав человеческого тела. (Плечевой. Поэтому его легче всего повредить)
5.Названия каких костей скелета связаны с предметами хозяйственного обихода? ( лопатка, молоточек, наковальня, стремячко, чашечка, тазовые)
6. Почему первый шейный позвонок получил название «атлант»? (он поддерживает череп, как Атлант поддерживает земной шар)
7. В названии какой части скелета присутствует географический термин? (хребет)
8. Сколько процентов воды содержит кость? (До 22 )
8. Выполнение тестовых заданий всеми участниками индивидуально.
Тестовые задания:
1. К какому типу костей относят плечевую кость?
1) губчатым длинным 2) плоским
3) трубчатым длинным 4) трубчатым коротким
2.Подвижно соединены между собой кости:
1) большая и малая берцовые 2) бедренная и тазовые
3) локтевая и лучевая 4) теменные и височные
3.Какая кость входит в состав лицевого отдела черепа?
1) клиновидная 2) лобная 3) носовая 4) теменная
4. Какие кости не участвуют в формировании грудной клетки:
1) грудина 2) грудные позвонки 3) ключицы 4) ребра
5. Какая кость входит в состав мозгового отдела черепа?
1)лобная 2) небная 3) скуловая 4) слезная
6. С грудиной непосредственно сочленяются :
1) 12 пар ребер 2) 10 пар ребер 3) 7 пар ребер 4) 5 пар ребер
7. К костям пояса верхних конечностей относится
1) плечевая кость 2) локтевая кость 3) лучевая кость 4) ключица
8. Какие кости соединены в скелете человека неподвижно:
1) позвонки грудного отдела позвоночника 2) кости черепа
3) кости бедра и голени 4) позвонки копчикового отдела позвоночника
8. Подведение итогов игры. Выставление оценок
Список использованной литературы:
1. А.В.Драгомилов,Р.Д.Маш. Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М. Вентана-Граф.
2. В.С.Рохлов, С.Б. Трофимов. Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М. Мнемозина.2013 г.
3 .Батуев Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.Дрофа
4.Руденко. « Знаешь ли ты себя?»
5. А.А.Кириленко. Человек и его здоровье . Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9, тематические тесты. Легион. Ростов- на –дону,2013
2.Логическая цепочка. Задание для всей команды. Кто быстрее.
Перед вами логические цепочки. Ваше задание: указать лишний термин, объяснить, почему другие термины определенным образом взаимосвязаны.
1) Ребра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.
2) Локтевая, лучевая, бедренная, тазовые.
3) Лопатка, ребра, плечевая, тазовые.
2.Логическая цепочка. Задание для всей команды. Кто быстрее.
Перед вами логические цепочки. Ваше задание: указать лишний термин, объяснить, почему другие термины определенным образом взаимосвязаны.
1) Ребра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.
2) Локтевая, лучевая, бедренная, тазовые.
3) Лопатка, ребра, плечевая, тазовые.
2.Логическая цепочка. Задание для всей команды. Кто быстрее.
Перед вами логические цепочки. Ваше задание: указать лишний термин, объяснить, почему другие термины определенным образом взаимосвязаны.
1) Ребра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.
2) Локтевая, лучевая, бедренная, тазовые.
3) Лопатка, ребра, плечевая, тазовые.
3. Разбейте на группы, найдите соответствие.
Задание всей команде.
Голень
Предплечье
Таз
а) лучевая кость
б) малая берцовая кость
в) большая берцовая кость
г) лобковая кость
д) локтевая кость
е) подвздошная кость
3. Разбейте на группы, найдите соответствие.
Задание всей команде.
Голень
Предплечье
Таз
а) лучевая кость
б) малая берцовая кость
в) большая берцовая кость
г) лобковая кость
д) локтевая кость
е) подвздошная кость
3. Разбейте на группы, найдите соответствие.
Задание всей команде.
Голень
Предплечье
Таз
а) лучевая кость
б) малая берцовая кость
в) большая берцовая кость
г) лобковая кость
д) локтевая кость
е) подвздошная кость
4. Конкурс капитанов
4. Конкурс капитанов. Работа с текстом
Вставьте в текст пропущенные термины и числовые значения из предложенного перечня.
Череп человека.
Череп состоит из ________ костей. Мозговой отдел представлен парными теменными и __________________ костями и непарными ______________ и затылочной. Кости черепа соединены ___________________. Мозговой отдел преобладает над лицевым.
Перечень терминов: скуловые, неподвижно (сращены), 23, лонная, 220, лобная, височные, неподвижно (швы).
4. Конкурс капитанов. Работа с текстом
Вставьте в текст пропущенные термины и числовые значения из предложенного перечня.
Череп человека.
Череп состоит из ________ костей. Мозговой отдел представлен парными теменными и __________________ костями и непарными ______________ и затылочной. Кости черепа соединены ___________________. Мозговой отдел преобладает над лицевым.
Перечень терминов: скуловые, неподвижно (сращены), 23, лонная, 220, лобная, височные, неподвижно (швы).
4. Конкурс капитанов. Работа с текстом
Вставьте в текст пропущенные термины и числовые значения из предложенного перечня.
Череп человека.
Череп состоит из ________ костей. Мозговой отдел представлен парными теменными и __________________ костями и непарными ______________ и затылочной. Кости черепа соединены ___________________. Мозговой отдел преобладает над лицевым.
Перечень терминов: скуловые, неподвижно (сращены), 23, лонная, 220, лобная, височные, неподвижно (швы).
Текст 1.Скелет головы.
1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые, челюстные – к лицевому отделу.5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная кость – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.
Текст 1.Скелет головы.
1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые, челюстные – к лицевому отделу.5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная кость – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.
Текст 1.Скелет головы.
1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые, челюстные – к лицевому отделу.5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная кость – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.
Текст 2. Скелет плечевого пояса и верхних конечностей.
1. Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки. 2. Такую опору создают кости плечевого пояса – две лопатки и ключица. 3. Лопатки – большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества. 4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночным столбом только при помощи мышц. 5.Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. 6.Плечо образовано двумя костями, а предплечье – одной.
Текст 2. Скелет плечевого пояса и верхних конечностей.
1. Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки. 2. Такую опору создают кости плечевого пояса – две лопатки и ключица. 3. Лопатки – большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества. 4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночным столбом только при помощи мышц. 5.Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. 6.Плечо образовано двумя костями, а предплечье – одной.
Текст 2. Скелет плечевого пояса и верхних конечностей.
1. Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки. 2. Такую опору создают кости плечевого пояса – две лопатки и ключица. 3. Лопатки – большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества. 4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночным столбом только при помощи мышц. 5.Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. 6.Плечо образовано двумя костями, а предплечье – одной.
Текст 3. Грудная клетка
1. Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и трубчатой грудной костью – грудиной.2 Ребра представляют собой плоские изогнутые дугой кости. 3. Передние и задние концы ребер подвижно соединены с грудными позвонками и грудиной. 4. При дыхании такое соединение костей обеспечивает подвижность грудной клетки. 5.Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. 6. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также печень, желудок и тонкий кишечник.
Текст 3. Грудная клетка
1. Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и трубчатой грудной костью – грудиной.2 Ребра представляют собой плоские изогнутые дугой кости. 3. Передние и задние концы ребер подвижно соединены с грудными позвонками и грудиной. 4. При дыхании такое соединение костей обеспечивает подвижность грудной клетки. 5.Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. 6. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также печень, желудок и тонкий кишечник.
Текст 3. Грудная клетка
1. Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и трубчатой грудной костью – грудиной.2 Ребра представляют собой плоские изогнутые дугой кости. 3. Передние и задние концы ребер подвижно соединены с грудными позвонками и грудиной. 4. При дыхании такое соединение костей обеспечивает подвижность грудной клетки. 5.Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. 6. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также печень, желудок и тонкий кишечник.
Экспертный лист
Команда 1
Команда 2
Команда 3
1.Разминка
1-3 балла
2.Логическая цепочка
1-3 балла
3.Найти соответствие
1-3 балла
4.Конкурс капитанов
Пропущенные слова
1-4 балла
5.Ошибки в тексте
1-3 балла
6.Знатоки биологии
Части скелета
1-20 баллов
7.Занимательные вопросы
1-8 баллов
8. Итого
1-44
Источник