С точки зрения физики крепление черепа к позвоночнику

С точки зрения физики крепление черепа к позвоночнику thumbnail

Оглавление темы «Соединения между позвонками»:

  • Соединения между позвонками
  • Соединение позвоночного столба с черепом
  • Позвоночный столб как целое

Соединение позвоночного столба с черепом

Соединение позвоночного столба с черепом представляет собой комбинацию нескольких суставов, допускающую движение вокруг трех осей, как в шаровидном суставе.

Атлантозатылочный сустав, art. atlantooccipitalis, относится к мыщелковым; он образован двумя мыщелками затылочной кости, condyli occipitales, и вогнутыми верхними суставными ямками атланта, foveae articulares superiors atlantis. Обе пары сочленовных поверхностей заключены в отдельные суставные капсулы, но совершают движение одновременно, образуя единый комбинированный сустав. С анатомией первого шейного позвонка — атланта можно ознакомиться по нашему видео.

Вспомогательные связки:

1) передняя, membrana atlantooccipitalis anterior, натянута между передней дугой атланта и затылочной костью;

2) задняя, membrana atlantooccipitalis posterior, находится между задней дугой атланта и задней окружностью большого затылочного отверстия.

В атлантозатылочном суставе происходит движение вокруг двух осей: фронтальной и сагиттальной. Вокруг первой из них совершаются кивательные движения, т. е. сгибание и разгибание головы вперед и назад (выражение согласия), а вокруг второй оси — наклоны головы вправо и влево. Сагиттальная ось своим передним концом стоит несколько выше, чем задним. Благодаря такому косому положению оси одновременно с боковым наклоном головы происходит обыкновенно небольшой поворот ее в противоположную сторону.

Анатомия: Атлантозатылочный сустав, вид сзади
Анатомия: Соединения черепа с позвоночником

Суставы между атлантом и осевым позвонком

Здесь имеются три сустава:

Два латеральных сустава, artt. atlantoaxiales laterales, образованы нижними суставными ямками атланта и соприкасающимися с ними верхними суставными ямками осевого позвонка, составляя комбинированное сочленение.

Находящийся посередине зуб, dens axis, соединен с передней дугой атланта и поперечной связкой, lig. transversum atlantis, натянутой между внутренними поверхностями латеральных масс атланта.

Зуб охватывается костно-фиброзным кольцом, образованным передней дугой атланта и поперечной связкой, вследствие чего возникает цилиндрический вращательный сустав, art. atlantoaxialis mediana.

Анатомия: Срединный атлантоосевой сустав

От краев поперечной связки отходят два фиброзных пучка: один кверху, к передней окружности большого отверстия затылочной кости, а другой книзу, к задней поверхности тела осевого позвонка. Эти два пучка вместе с поперечной связкой образуют крестообразную связку, lig. cruciforme atlantis. Эта связка имеет огромное функциональное значение: как уже отмечалось, она, с одной стороны, является суставной поверхностью для зуба и направляет его движения, а с другой — удерживает его от вывиха, могущего повредить спинной и близлежащий около большого отверстия затылочной кости продолговатый мозг, что ведет к смерти.

Вспомогательными связками служат lig. apicis dentis, идущая от верхушки зуба, и ligg. alaria — от его боковых поверхностей к затылочной кости.

Весь описанный связочный аппарат прикрывается сзади, со стороны позвоночного канала, перепонкой, membrana tectoria (продолжение lig. longitudinale posterius, позвоночного столба), идущей от ската затылочной кости.

В artt. atlantoaxiales происходит единственный род движения — вращение головы вокруг вертикальной оси (поворот вправо и влево, выражение несогласия), проходящей через зуб осевого позвонка, причем голова движется вокруг отростка вместе с атлантом (цилиндрический сустав). Одновременно происходят движения в суставах между атлантом и осевым позвонком. Верхушка зуба во время вращательного движения удерживается в своем положении вышеупомянутыми ligg. alaria, которые регулируют движение и предохраняют таким образом от сотрясений лежащий по соседству спинной мозг. Движения в соединениях черепа с двумя шейными позвонками невелики.

Более обширные движения головой происходят обыкновенно при участии всей шейной части позвоночного столба. Черепно-позвоночные сочленения наиболее развиты у человека в связи с прямохождением и подъемом головы.

Анатомия: Соединения шейных позвонков и затылочной кости
Анатомия: Атлантозатылочный и атлантоосевой суставы

Дополнительно: Анатомия: Атлантозатылочный и атлантоосевой суставы на рисунке №2

Дополнительно: Анатомия: Атлантозатылочный и атлантоосевой суставы на рисунке №3

Дополнительно: Анатомия: Атлантозатылочный и атлантоосевой суставы на рисунке №4

Видео: анатомия суставов, связок соединяющих позвоночник с черепом

Другие видео уроки по данной теме находятся: Здесь

— Также рекомендуем «Позвоночный столб как целое»

Источник

В соединении позвоночника с черепом принимают участие три кости: затылочная кость, атлант и осевой позвонок, которые формируют два сустава — атлантозатылочный и атлантоосевой (рис. 71). Оба эти сустава работают как функционально комбинированный сустав, обеспечивая в целом движение головы вокруг всех трех осей.

С точки зрения физики крепление черепа к позвоночнику

Атлантозатылочный сустав образован мыщелками затылочной кости и сочленяющимися с ними верхними суставными ямками атланта. По классификации этот сустав простой, комбинированный, мыщелковый, двуосный. Движения в этом суставе осуществляются вокруг фронтальной оси — сгибание и разгибание черепа (наклоны го­ловы вперед и назад) и вокруг сагиттальной оси — отведение и приведение черепа (небольшие наклоны головы вправо и влево).

Внесуставные особенности: каждый из суставов имеет отдельную капсулу и снаружи укреплен следующими связками:
— передней атлантозатылочной мембраной, натягивающейся между передней дугой атланта и затылочной костью;
— Задней атлантозатылочной мембраной, расположенной между задней дугой атланта и задней окружностью большого затылочного отверстия.

Атлантоосевой сустав также является комбинированным и состоит из трех отдельных суставов: срединного атлантоосевого и двух латеральных атлантоосевых суставов. Срединный атлантоосевой сустав образован передней и задней суставными поверхностями атланта, соединяющимися с ямкой зуба на передней дуге атланта, а также поперечной связкой атланта, натянутой между двумя латеральными массами атланта. По классификации этот сустав цилиндрический, одноосный. Движения — вертикальной оси (повороты головы вправо и влево). Повороты атланта вокруг зуба совершаются на 30-40° в каждую сторону.

Читайте также:  Как соединены между собой позвонки в разных отделах позвоночника

Латеральный атлантоосевой сустав (правый и левый) образован нижней суставной поверхностью атланта и верхней суставной поверхность осевого позвонка. По классификации этот сустав плоский, многоосный. Движение — скольжение плоскостей друг относительно друга (участвует в поворотах черепа при движении атланта вокруг зуба).

Внесуставные особенности атлантоосевого сустава: срединный и оба латеральных сустава имеют отдельные капсулы и укреплены сложным связочным аппаратом. Крестообразная связка удерживает зуб осевого позвонка во время его вращения вокруг атланта. Она состоит из уже упомянутой выше поперечной связки атланта и двух пучков (верхнего и нижнего), идущих соответственно вверх к передней окружности большого затылочного отверстия и вниз к задней поверхности тела осевого позвонка. Крестообразная связка удерживает зуб от вывиха, который может повредить спинной мозг.

Крыловидные связки поднимающиеся справа и слева от боковых поверхностей зуба к затылочной кости. Связка верхушки зуба, идущая от верхушки зуба к затылочной кости.

В целом движения в атлантоосевом и атлантозатылочном суставах осуществляются вокруг всех трех осей. Вращение головы вправо и влево вокруг вертикальной оси, наклоны головы вперед и назад вокруг фронтальной оси и небольшие наклоны головы вправо и влево вокруг сагиттальной оси.

Позвоночный столб как целое. Позвоночный столб (позвоночник) образован последовательно накладывающимися друг на друга позвонками, которые соединены между собой при помощи межпозвоночных симфизов, связок и малоподвижных суставов.

Формируя осевой скелет, позвоночный столб выполняет следующие функции:
— опорную, являясь гибкой осью туловища;
— участвует в образовании задней стенки грудной и брюшной полостей и полости таза;
— защитную, являясь вместилищем для спинного мозга, который находится в позвоночном канале.

Сила тяжести, воспринимаемая позвоночным столбом, увеличивается сверху вниз, поэтому размеры позвонков также увеличиваются сверху вниз. У позвоночного столба выделяют пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Только крестцовый отдел является неподвижным, остальные отделы позвоночника обладают различной степенью подвижности.

Длина позвоночного столба у взрослого мужчины колеблется от 60 до 75 см, у женщины — от 60 до 65 см. Это составляет примерно две пятых длины тела взрослого человека.

Позвоночный столб не занимает строго вертикального положения. Он имеет изгибы в сагиттальной плоскости. Различают следующие физиологические изгибы, наблюдаемые у здорового человека: шейный и поясничный лордозы (обращенные выпуклостью вперед), а также грудной и крестцовый кифозы (обращенные выпуклостью назад). Эти изгибы имеют важное физиологическое значение, обеспечивая наиболее благоприятные условия амортизации для головы, а также для балансирования головы при минимальных мышечных затратах (шейный лордоз) и для поддержания выпрямленного положения тела (поясничный лордоз).

Выделяют патологические изгибы позвоночника — сколиозы (изгибы во фронтальной плоскости), которые могут развиваться вследствие различных болезненных процессов, неправильной по­садки ребенка за партой в школе или в результате асимметричной работы мышц.

Источник

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ: «ФИЗИКА ЧЕЛОВЕКА»

Учитель: Савина Нелли Николаевна

г. Волгодонск

2012 г

Пояснительная записка

Предлагаемый учебный модуль знакомит учащихся с биофизическими процессами, протекающими в живом организме, с влиянием на них внешних факторов и с возможностью применения современных достижений физической науки для диагностики и лечения различных заболеваний, а так же для улучшения спортивных показателей на примере олимпийских видов спорта. Разработка модуля вызвана потребностью расширения межпредметных связей естественнонаучных дисциплин, актуализации знаний о возможностях организма человека и путях повышения потенциала здоровья.

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой творчества, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием материальной и социальной успешности. Недаром одним из критериев качества образования являются здоровье и здоровый образ жизни учащихся. Школа по своим функциям не является лечебным учреждением, однако ее значение для формирования навыков здорового образа жизни и знаний о здоровье велико. В числе важнейших направлений этой деятельности находится разработка образовательного поля валеологического развития учащихся.

Наряду с другими предметами естественнонаучного цикла физика обладает большими возможностями в формировании такого поля. Физика — наука о природе, а человек является ее частью. Знать о себе как можно больше было всегда интересным. Физика глубже других наук проникла в строение вещества, в микромир — на расстояние до 10-25 м, что равно диаметру нуклона, и одновременно дальше других наук проникла в мегамир — до расстояний 2*1025 м, равных наибольшей удаленности от Земли видимых в телескоп галактик. Физические явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет большое значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле.

Читайте также:  Упражнения лфк при компрессионных переломах позвоночника у детей

Актуальность введения данного модуля определяется потребностью сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Новизна модуля заключаются в том, что учащийся не всегда связывает физические процессы и явления в организме с самим предметом физики. На уроках законы рассматриваются в основном на неживых объектах. Однако очень важно, чтобы у учащихся постепенно складывались убеждения в том, что причинно-следственная связь явлений имеет всеобщий характер и что все явления, происходящие в окружающем нас мире, взаимосвязаны. Человек — элемент физического мира природы и на него, как и на все объекты природы, распространяются законы физики.

Изучение курса способствует формированию у учащихся целостной естественнонаучной картины мира, осознанию учащимися человека как части природы, следующей ее законам, формированию у учащихся потребности в сохранении здоровья, развитию навыков здорового образа жизни. Содержание учебного материала расширяет знания учащихся в области применения физических законов к биологическим объектам, связывает их с жизнедеятельностью человека, с вопросами здоровья.

Цели и задачи

Целью данного учебного модуля является знакомство учащихся с методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира на основе принципов здоровьесберегающей педагогики. Ведь «здоровье школьников — это политика, в которой воплотится наше будущее» ( О. Мураками).

Задачи модуля:

Обучающие:

  • сформировать знания об особенностях своего организма с точки зрения законов физики;

  • дать представление о здоровом образе жизни и его составляющих на материалах физики и биологии, диагностических методах исследования организма человека;

Развивающие:

  • развивать мышление, познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;

  • формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания,

  • использовать различные источники информации и современные информационные технологии.

Воспитательные:

  • воспитывать навыки сотрудничества в процессе совместной работы,

  • воспитывать потребность к здоровому образу жизни.

На изучение модуля отводится 15 часов, по окончании предусмотрена итоговая диагностика. При необходимости курс может быть сокращен путем исключения некоторых тем, или, наоборот, дополнен. Программа модуля применима для самых разных групп учащихся, в том числе не имеющих хорошей естественнонаучной подготовки. Модуль реализуется в рамках учебного предмета «физика» в 10 классе общеобразовательных учреждений при нагрузке более 2 учебных часов в неделю. Предлагаемый для изучения материал, согласуется с изучаемыми в курсе физики 10 класса разделами: «Механика», «Молекулярная физика и термодинамика» и «Электростатика». В рамках курса проводятся лекционные, практические, игровые , комбинированные занятия. Домашние задания могут включать знакомство с рекомендуемыми Интернет-ресурсами, поиск информации для подготовки к занятиям, работу над индивидуальными проектами. Форма занятий может быть изменена в зависимости от уровня подготовки учащихся и их индивидуальных способностей.

Результат

В результате изучения модуля учащиеся:

  • узнают, где в нашем организме находятся рычаги, насос и лабиринт минотавра;

  • вычислят, на сколько минут в день шум сокращает нашу жизнь;

  • вынесут оправдательный приговор инфразвуку и создадут Франкенштейна, над образом которого будут работать в дальнейшем;

  • определят мощность, развиваемую при беге;

  • изучат локомоторные движения на примере олимпийских видов спорта;

  • узнают, какие физические законы можно использовать для объяснения процессов, происходящих в организме человека и особенности своего организма с точки зрения физики;

  • смогут изучить физические характеристики своего организма;

  • но, самое главное, научатся бережнее относиться к своему организму.

Содержание курса

№ занятия

Тема занятия

Физическая составляющая

Валеологическая составляющая

1

Здоровье с точки зрения физики

Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека:

  • космических излучений;

  • метеоусловий (атмосферное давление, ветер, электрические разряды);

  • технического прогресса (тепловые двигатели, шум).

  • Тест-тренинг « умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать?»

  • Формула здоровья Всемирной организации здравоохранения;

  • Физиотерапевтические рекомендации.

2

Простые механизмы в организме человека

  • Рычаг первого рода или рычаг равновесия состоит только из одного звена. Пример — крепление черепа к позвоночнику.

  • Рычаг второго рода характеризуется наличием двух звеньев. Условно можно выделить рычаг скорости и рычаг силы. Рычаг скорости дает выигрыш в скорости при совершенствовании работы. Пример — локтевой сустав с грузом на ладони. Рычаг силы дает выигрыш в силе. Пример — стопа на пальцах.

  • Если звено закреплено в одной точке, то оно способно совершать вращательные и / или колебательные движения. К механике движения рук и ног применимы те же формулы, что и для простых механических маятников.

  • Виды механического воздействия на кость: растяжение, сжатие, изгиб и кручение.

  • Тело человека можно разбить на 15 звеньев, которые имеют между собой сочленения и представляются рычагами или маятниками.

  • Механические свойства костей: кроме двигательной, они выполняют защитную и опорную функции. Так кости черепа и грудной клетки защищают внутренние органы, а кости позвоночника и конечностей выполняют опорную функцию.

3

Биомеханика спорта

Динамика движения:

  • Вращательные (упражнения на брусьях, фигурное катание);

  • Локомоторные (плавание, лыжные гонки, бег);

  • Перемещающиеся (борьба, метание дика).

  • Физическая культура и культура здоровья;

  • Олимпийские и Паралимпийские игры;

  • Философия спорта;

  • Кинезитерапия — лечение движением.

Читайте также:  Упражнения при проблемном позвоночнике

4

Человек и закон (сохранения энергии)

Превращение

энергии

Где оно происходит

Энергии химических реакций в электрическую

Нервные клетки, головной мозг, органы вкуса и обоняния

Звуковой энергии в электрическую

Внутреннее ухо

Световой энергии в электрическую

Сетчатка глаза

Энергии химических реакций в механическую

Мышечные клетки, реснитчатый эпителий

Энергии химических реакций во внутреннюю

Клетки

  • Энергия, выделяющаяся при окислении пищевых продуктов, расходуется не только на поддержание постоянной температуры тела у человека, но и при совершении им механической работы.

  • Закон сохранения энергии в наиболее четкой форме был впервые сформулирован в 1842 г. немецким врачом и естествоиспытателем Р.Майером.

  • Майер пришел к выводу, что для поддержания той же температуры тела при холодной погоде требуется большее окисление пищевых продуктов.

5

Футбол глазами физики

  • Почему футболисты нарушают законы баллистической механики (в физике максимальная дальность полета происходит, если тело брошено под углом в 45 градусов к горизонту, а в футболе спортсмены используют траекторию,
    имеющую угол 30-35 градусов)

  • Почему вратарю нельзя мигать;

  • Какие фазы полета мяча не фиксирует глаз.

6

Сердце

  • С точки зрения физики сердце — это насос;

  • Физические явления сопровождающие работу сердца:

Механические;

Акустические;

Электрические.

  • Строение и биологические аспекты работы;

  • Как сердце тренирует само себя;

  • Притча об идеальном сердце.

7

Шум

  • Совокупность «нестройных звуков»;

  • Шумы бывают низкочастотные (частота менее 350 Гц), высокочастотные (более 800 Гц) и средних частот (между 350 и 800 Гц);

  • Звукопоглощение и звукоизоляция.

  • Воздействие звука, шума на функции организма изучает целая отрасль науки — аудиология;

  • Порог слышимости;

  • Испытание безмолвием;

  • Шерспин — «шумовая боязнь»;

  • Звукотерапия и музыкотерапия.

8

Суд над инфразвуком

  • Физические параметры инфразвука (за верхнюю границу инфразвукового диапазона принимают 16-25 Гц, нижняя граница не определена)

  • Инфразвук содержится в шуме атмосферы, леса, моря. Источниками ИЗ-колебаний являются грозовые разряды (гром), взрывы, орудийные выстрелы.

  • Применение ультразвуковых устройств и акустической аппаратуры для промывания гравия и щебня, руды и горно-химического сырья, песка, жидкостной обработки кожевенного и текстильного сырья, очистка мелких, дорогостоящих деталей в часовой, электронной промышленности, эффективнуая очистка деталей любых размеров и любой степени загрязнения в сборочных и ремонтных предприятиях.

  • Психологическое воздействие ультразвука: на примерах происшествий на Голландском судне «Уранг Медан» в Малаккском проливе и пьесы Джильберта Миллера в лондонском театре.

  • Возможность предупреждения о штормах и землятресениях, поскольку инфразвук слабо поглощается в различных средах, и может распространяться на очень большие расстояния в воздухе, воде и земной коре, без заметного ослабления.

  • Применение ультразвуковых устройств и акустической аппаратуры для фильтрации промышленных стоков, очистки сточных вод и обеззараживания сточных вод.

9

Ультразвук и медицина

  • Физические параметры инфразвука (человеческим ухом не воспринимается, частота выше16-20 кГц, теоретически верхняя граница лежит в диапазоне Гц)

  • Ультразвуковая диагностика;

  • Терапевтическое воздействие ультразвука (дробление патологического объекта, например при лечении катаракты или некоторых опухолей);

  • Ультразвуковая хирургия и анестезия;

  • Последствия воздействия ультразвука (функциональные изменения со стороны центральной и периферической нервной системы, слухового и вестибулярного аппарата).

10

Терморегуляция организма

  • Теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение),

  • Количество теплоты,

  • Парообразование (испарение);

  • Применение основных положений молекулярно-кинетической теории для решения качественных задач с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных вариантах теплопередачи.

  • Взаимосвязь строения и функции кожи, ее роль в процессе теплорегуляции.

11

Физика температур, или лечение физикой

  • Теплопередача

  • Криотерапия — лечение холодом;

  • Индуктотермия — лечение теплом;

  • Дрожь и потоотделение, как способы терморегуляции организма.

12

Суд над электризацией

  • Проводники и диэлектрики;

  • Электризация трением, деформацией;

  • Применение электризации в промышленности (электроокраска, хромирование, электрокопчение);

  • Заземление.

  • ТБ при работе с электроприборами;

  • Электрические фильтры для очистки воздуха;

  • Ионизация воздуха;

  • Антистатические вещества и препараты.

13

Электрические свойства тела

  • Тело человека — это раствор электролита;

  • Вычисление электроемкости человеческого тела;

  • Исследование электрического сопротивления тела.

  • Биологическое действие электрического тока;

  • Первая помощь при поражении током.

14

Итоговая диагностика

Творческие отчеты учащихся по изученному материалу

15

Итоговое занятие: физика и человек

Физические процессы и явления, которые изучены в курсе 10 класса (механические, тепловые, электрические).

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Вводное занятие

1

1

Здоровье человека с точки зрения физики

1

Лекция + входная диагностика

Законы механики

4

2

Простые механизмы в организме человека

1

Устный журнал

3

Биомеханика спорта

1

Интегративно-понятийный урок

4

Человек и закон (сохранения энергии)

1

Документальный практикум

5

Футбол глазами физики

1

Комбинированный урок

Колебания и волны

4

6

Сердце

1

Комбинированный урок

7

Шум

1

Пресс-конференция

8

Суд над инфразвуком

1

Урок — ролевая игра

9

Ультразвук и медицина

1

Урок-презентация современных достижений медицины

Молекулярная физика и термодинамика

2

10

Терморегуляция организма

1

Урок-игра

11

Физика температур, или лечение физикой

1

Урок-презентация современных достижений медицины

Электрические свойства тела человека

2

12

Суд над электризацией

1

Урок — ролевая игра

13

Электрические свойства тела

1

Комбинированный урок

Итоговое занятие

2

14

Итоговая диагностика

Анкетирование

15

Итоговое занятие: «Физика и человек»

1

Урок-игра

Источник