Школа для пациентов с заболеваниями позвоночника и суставов

Школа для пациентов с заболеваниями позвоночника и суставов thumbnail

Школа для пациентов с заболеваниями позвоночника и суставов

В медицине очень многие открытия происходили эмпирически, на основании опыта и наблюдений. Яркий примером может служить, например вакцина от оспы, разработанная Луи Пастером на основании наблюдений за людьми, которые контактировали с коровами больными коровьей оспой и затем становились устойчивыми к человеческой оспе. От любого медицинского открытия до практического применения проходит много времени, прежде чем оно начнет приносить пользу людям. Похожая ситуация и с методикой В.И.Дикуля. Он на себе методом проб и ошибок отработал систему физических нагрузок, которые действительно позволяют достичь очень хороших результатов.

Школа для пациентов с заболеваниями позвоночника и суставов

Принципиальное отличие методики Дикуля от подходов к реабилитации на Западе заключается в том, что методика направлена на восстановление собственных функций, а не замену их с помощью различных технических устройств. К сожалению, даже в настоящее время нет четкого нейрофизиологического объяснения механизма действия методики. Но, тем не менее, существуют определенные выводы о том, как она работает.

Школа для пациентов с заболеваниями позвоночника и суставов

Любой врач знает или встречался с таким явлением как фантомная боль, когда у пациента болит конечность, которую ампутировали. И объясняется это тем, что в головном мозге каждая часть тела имеет свою проекцию (не только на уровне ощущений, но также и движений). Мозг ежесекундно контролирует состояние всех органов и систем (в том числе и мышц) и запоминает стереотип произвольных движений в каждой мышце. При травме спинного мозга происходит нарушение связи периферических рецепторов с головным мозгом, но матрица памяти нормального стереотипа движений сохраняется в головном мозге. Кроме того, при травме сохраняются и рецепторы вегетативной нервной системы, которая отвечает за такие функции, как тонус сосудов, потоотделение. Если парализованные мышцы не действуют, то происходят трофические изменения во всех тканях конечностей (мышцы, связки, хрящевая ткань, костная ткань) развиваются контрактуры, гипотрофия, атрофия мышц. И через определенный промежуток времени наступает точка невозврата, когда шансы на восстановление сводятся к нулю из-за необратимых изменениях в тканях парализованных конечностей. Если же, через небольшой промежуток времени после повреждения спинного мозга, подключаются упражнения, которые могут выполняться вначале только пассивно, то мозг воспринимает конечности, как действующие и включает механизмы саморегуляции. Кроме того, движения в конечностях позволяют улучшить кровообращение, трофику тканей и предотвратить контрактуры. Импульсация от движения в конечностях обходными путями попадает в центральную нервную систему и запускает адаптивные возможности организма, стимулируются регенеративные процессы в нервных клетках спинного мозга. Ведь, чаще всего, причиной нарушения проведения импульсов является не только отсутствие регенерации в нервных клетках, а формирование рубцовой ткани между участками поврежденного спинного мозга. К сожалению, включение адаптивных механизмов происходит иногда достаточно медленно, так как в результате травмы или болезни формируется матрица памяти патологического состояния и для ее исчезновения нужно время. Поэтому, длительные настойчивые нагрузки, в конце концов, так или иначе, приводят к восстановлению нарушенной проводимости (в полном или частичном объеме). Но надо понимать, что это требует огромных усилий не только физических, но и психологических, так как стимуляция регенерации идет не только из периферии, но также из центральной нервной системы и, поэтому, у человека, который хочет преодолеть болезнь, необходима мощная мотивация к выздоровлению.

Школа для пациентов с заболеваниями позвоночника и суставов

Рано или поздно, по мере развития нейрокибернетики, биохимии и биофизики будут найдены оптимальные алгоритмы для того, чтобы быстрее стимулировать мозг на запуск механизмов саморегуляции в организме (в том числе и для стимуляции регенеративных процессов в организме). Но в любом случае, движение было и будет необходимым условием для нормальной функции не только опорно-двигательного аппарата человека, но и всего организма и такие методики лечения, с помощью движений, будут актуальны и в будущем.

Источник

Сколиоз — это медицинский термин, образованный из греческого слова, означающего кривизну. Эта деформация позвоночника может развиваться в детстве, и это приводит к тому, что позвоночник может изгибаться влево или вправо.

Сколиоз является наиболее распространенной деформацией позвоночника у детей школьного возраста. Примерно 3 миллиона новых случаев заболевания диагностируются в Соединенных Штатах каждый год, причем большинство из них являются подростковым идиопатическим сколиозом.

В США ежегодно проводится около 29 000 операций по поводу сколиоза. Лечение сколиоза у детей зависит от угла искривления, степени прогрессирования и наличия вторичных функциональных нарушений во внутренних органах.

Типы сколиоза

Школа для пациентов с заболеваниями позвоночника и суставов

Существует шесть типов сколиоза, которые могут развиваться детей:

  • Детский идиопатический сколиоз диагностируется у детей в возрасте от 0 до 3 лет.
  • Ювенильный идиопатический сколиоз диагностируется у детей в возрасте от 4 до 10 лет.
  • Подростковый идиопатический сколиоз диагностируется у молодых людей в возрасте от 11 до 18 лет. Это наиболее распространенный тип сколиоза.
  • Врожденный сколиоз возникает, когда позвоночник не развивается должным образом во внутриутробном периоде .
  • Нервно-мышечный сколиоз вызван патологическими состояниями спинного, головного мозга и мышечной системы.
  • Синдромный сколиоз развивается как часть основного синдрома или заболевания (например, синдром Марфана, мышечная дистрофия).
Читайте также:  Упражнения для позвоночника пилатес

Многие типы сколиозов не имеют очевидной причины, и они называются идиопатическими.

В дополнение к указанным выше типам, сколиоз может считаться ранним, если деформация обнаружена до 10 лет.

По данным Национального института артрита и костно-мышечных заболеваний, у трех-пяти из каждых 1000 детей развиваются искривления, которые считаются достаточно большими для назначения лечения.

Симптомы

Школа для пациентов с заболеваниями позвоночника и суставов

Небольшие искривления часто остаются незамеченными до тех пор, пока ребенок не достигнет периода быстрого роста опорно-двигательного аппарата во время полового созревания, и появляются очевидные признаки, такие как:

  • Неровные плечи с наклоном, с одной лопаткой, выступающей больше, чем другая
  • Выдающиеся ребра с одной стороны
  • Неровная талия
  • Одно бедро выше другого

Поскольку подростки часто застенчивы и избегают носить облегающую одежду, многие случаи сколиоза сначала обнаруживаются во время школьного скрининга или обычного педиатрического осмотра.

Если педиатр подозревает сколиоз, то он может направить к детскому врачу-ортопеду для полной оценки деформации и выработки плана лечения.

Диагностика

Осмотры в школах. Как правило, осмотры школьников проводятся в 5-6 классе ,когда начинается пубертатный возраст и скелет начинает расти. Школьная медсестра обычно использует тест Адама с наклоном вперед, который является наиболее распространенным физическим скрининговым тестом для сколиоза. Во время этого теста ребенок наклоняется вперед по талии, руками прямо вперед, как будто погружаясь в бассейн. Обычно это позволяет обнаружить аномалии, такие как выпирание ребер или неправильная форма спины.

Тест Адама вперед по сгибанию помогает выявить наличие искривления, но он не может определить, насколько серьезно искривление. Для этого нужно обратиться к врачу.

Физическое и неврологическое тестирование

Школа для пациентов с заболеваниями позвоночника и суставов

Врач тщательно изучает историю болезни пациента, и врач может использовать следующие физические тесты, чтобы увидеть и измерить кривизну:

  • Тест Адама с наклоном вперед.
  • Проверка линии отвеса: это быстрая визуальная проверка, чтобы убедиться, что ось позвоночника прямая. При сколиозе линия отвеса будет проходить слева или справа от позвоночника, а не через середину ягодиц.
  • Сколиометр: если врач видит реберный горб, он может использовать сколиометр для измерения размера горба. Это безболезненный и неинвазивный тест.
  • Длина ног: для того, чтобы определить расхождение, проводится измерение и сравнение ног.
  • Пальпация: врач будет определять наличие спинальных аномалий пальпаторно. Ребра или поясничные мышцы могут быть более заметными с одной стороны позвоночника, чем другие.
  • Диапазон движений: врач будет определять степень, возможности ребенок выполнять такие движения как сгибание, разгибание наклоны в сторону и повороты туловища. Врач также отмечает наличие асимметрии.

В дополнение к физической оценке, врач выполняет неврологическое обследование. Цель состоит в том, чтобы выявить наличие области онемения, покалывания, слабости и других неврологических симптомов, которые могут включать изменения функции кишечника или мочевого пузыря.

Методы медицинской визуализации

Школа для пациентов с заболеваниями позвоночника и суставов

Врач может назначить методы визуализации, такие как рентген, компьютерная томография и магнитно-резонансная томография (МРТ). Анализ изображений дает возможность врачу увидеть, где в позвоночнике развился сколиоз и степень кривой. Кроме того, методы визуализации очень важны, так как они необходимы для планирования индивидуального плана лечения.

Хотя МРТ и компьютерная томография могут использоваться для некоторых пациентов с подозрением на сколиоз, тем не менее, рентгенография является стандартным методом визуализации для идентификации и контроля прогрессирования кривой.

Чтобы увидеть всю длину позвоночника, ребенок должен стоять во время рентгена. Два вида рентгенографии обычно используются для полной идентификации кривизны:

  • задне / передний и латеральный (боковой) рентгеновский снимок.
  • при наклоне туловища в сторону рентгеновские лучи определяют гибкость позвоночника.

Результаты рентгеновских снимков позволяют врачу измерять и классифицировать кривую по ее размерам в градусах.

  • Кривые, превышающие 25 градусов до 30 градусов, значительны.
  • Кривые, превышающие 45 градусов до 50 градусов, являются серьезными.

Рентгеновские снимки являются ключевыми не только для иллюстрации полного характера сколиоза — они также важны для определения скелетного возраста и зрелости костной ткани. Прогрессирование кривизны может прекратиться, как только ребенок достигнет зрелости, поэтому знание того, сколько лет осталось до завершения роста , имеет важное значение для планирования лечения.

Читайте также:  Как вылечить отложение солей в позвоночнике

Чтобы определить возраст скелета, врач может сравнить рентгеновский снимок позвоночника со стандартом. Это позволит определить зрелость костной ткани и риск прогрессирования .

Рентгенологические исследования являются неотъемлемой частью диагностики, но они также используются для отслеживания прогрессирования кривой и принятия решений по лечению еще долго после того, как был выставлен первоначальный диагноз. Эти дополнительные рентгеновские снимки вызывают радиационные проблемы, особенно воздействие на ткани груди.

Чтобы уменьшить любые неблагоприятные последствия сканирования позвоночника, врачи ограничивают количество рентгенографий, которые пациент получает каждый год, и используют свинцовые щитки для защиты тканей груди.

Лечение сколиоза у детей

Если у ребенка сколиоз, рекомендуемое лечение будет зависеть от его возраста, от тяжести искривления и от того, насколько быстро прогрессирует деформация.

Многие дети не нуждаются в активном лечении, и лишь небольшому количеству детей со сколиозом показано хирургическое вмешательство.

Мониторинг

Лечение не всегда необходимо для очень маленьких детей, потому что позвоночник у них может выпрямляться по мере их роста.

Но если кривизна не исчезает самостоятельно, существует определенный риск того, что это может уменьшить пространство для роста органов, поэтому тщательный мониторинг со стороны специалиста имеет большое значение.

Детский врач-ортопед может рекомендовать регулярные обследования и рентгеновские снимки позвоночника для наблюдения за кривой и принятия решения о необходимости активного лечения.

Регулярный мониторинг также может быть рекомендован для детей старшего возраста с легким сколиозом, поскольку может понадобиться лечение, если со временем будет отмечаться прогрессирование.

Гипсование

Этот метод лечения может быть использован у младенцев и маленьких детей и гипсование позволяет выправить позвоночник по мере его роста.

Гипсовый корсет носится постоянно и не может быть удален, но он меняется каждые несколько месяцев по мере роста ребенка.

Родителям часто бывает легче, чтобы их ребенок носил гипсовый корсет, пока они еще очень малы, вместо того, чтобы каждый день носить съемный корсет.

Когда ребенок станет старше, то можно перейти на обычный корсет.

Корсетирование

Школа для пациентов с заболеваниями позвоночника и суставов

Если искривление позвоночника ребенка прогрессирует, специалист может рекомендовать ношение корсета до окончания роста скелета.

Это не исправит кривизну позвоночника, но может помочь остановить ее ухудшение. Тем не менее, есть некоторые неопределенности в отношении того, насколько это эффективно работает, поэтому корсетирование не всегда рекомендуются врачами ортопедами.

Корсет:

  • изготавливается на заказ, с учетом тела ребенка
  • обычно изготавливаются из жесткого пластика, хотя иногда доступны гибкие варианты
  • такие корсеты почти незаметны под одеждой
  • обычно нужно носить 23 часа в день
  • не должны мешать повседневной деятельности — корсет нужно снимать только для принятия душа, ванны, для плавания и т.д.

Детям обычно приходится носить корсет до завершения роста. Для большинства детей это означает, что они могут перестать носить корсет , когда им исполнится 16 или 17 лет.

ЛФК

Регулярные физические упражнения важны для детей со сколиозом. ЛФК может помочь увеличить мышечную силу и уменьшить боль в спине.

Дети со сколиозом обычно могут выполнять большинство видов упражнений без вреда для позвоночника. Им нужно только избегать определенных действий, которые могут навредить позвоночнику. Поэтому, подбор упражнений для лечения сколиоза у детей должен проводиться врачом ЛФК.

Мануальная терапия

В настоящее время мало надежных доказательств того, что другие методы лечения, такие как остеопатия и мануальная терапия, могут помочь исправить искривление позвоночника или остановить его прогрессирование. Тем не менее, мануальные манипуляции позволяет улучшить мобильность в двигательных сегментах позвоночника.

Хирургическое лечение

Хирургия может быть рекомендована, если сколиоз у ребенка продолжает неуклонно прогрессировать и лечение не оказывает эффекта, а также, если есть тяжелый сколиоз после завершения роста.

Тип операции зависит от возраста ребенка.

Хирургия сколиоза у детей

Школа для пациентов с заболеваниями позвоночника и суставов

Младшим детям (возраст меньше 10 лет) могут рекомендовать операцию по установке специальных стержней рядом с позвоночником. Это позволяет приостановить прогрессирование деформации позвоночника по мере роста ребенка.

После операции ребенку необходимо каждые несколько месяцев обращаться к своему специалисту для удлинения стержней, чтобы не мешать росту костей.

Читайте также:  Проблемы с позвоночником отказали ноги

В зависимости от типа используемых стержней это будет выполняться либо:

  • во время незначительной хирургической процедуры, когда стержни растягиваются через небольшой разрез сзади
  • с помощью специального пульта дистанционного управления, который активирует магниты внутри стержней – и тогда для удлинения стержней не требуются никакие разрезы

Даже если ребенку провели операцию, то ему может понадобиться ношение корсета для поддержания спины.

После завершения роста ребенка, стержни могут быть удалены, и может быть выполнена заключительная операция по выпрямлению позвоночника.

Хирургия у подростков и молодых людей

Подросткам и молодым людям, которые перестали расти, для исправления кривизны могут провести операцию, называемую спинальным слиянием.

Это объемная операция, когда позвоночник выпрямляется с помощью металлических стержней, винтов, крючков вместе с кусочками кости, взятыми из другого места в теле, часто из бедра.

Они обычно остаются в позвоночнике постоянно.

Риски хирургии

Как и любая операция, хирургия позвоночника имеет определенный риск осложнений. Поэтому хирургу необходимо определить, что преимущества перевешивают риски.

К числу основных рисков относятся:

  • кровотечение
  • раневая инфекция
  • смещение стержней или металлических изделий, которые не удается прикрепить должным образом — для исправления этого может потребоваться дополнительная операция
  • в редких случаях повреждение нервов в позвоночнике — это может привести к постоянному онемению ног, а иногда может вызвать паралич ног и потерю функции кишечника и мочевого пузыря

Источник

revmatolog-612x252

Посетив занятия Школы здоровья, Вы получите:

  • достоверную информацию о заболеваниях суставов и позвоночника, а также факторах, которые их вызывают;
  • понимание ответственности за сохранение своего здоровья;
  • рациональное отношение к своему заболеванию;
  • мотивацию к оздоровлению, к лечению, выполнению рекомендаций врача;
  • мотивацию на ведение здорового образа жизни;
  • информацию о профилактике заболеваний суставов и позвоночника.

Преимущества нашей Школы здоровья:

  • обучение проходит бесплатно;
  • обучение проводится в маленьких группах – не более 8-10 человек;
  • индивидуальный подход к каждому слушателю;
  • занятия проходят минимум 2 раза в неделю;
  • продолжительность одного занятия 90 минут (2 части по 45 минут с перерывом в 10-15 минут).

Темы занятий:

Занятие 1. Что важно знать об остеоартрозе? Факторы риска развития остеоартроза. Диагностика и клиническая картина.
Занятие 2. Что важно знать о заболеваниях позвоночника? Основная информация о болевом синдроме: понятие, симптомы заболевания. Факторы риска развития заболеваний позвоночника.
Занятие 3. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании. Понятие избыточной массы тела и ожирения.
Занятие 4. Физическая активность и остеоартроз. Как жить с остеоартрозом.
Занятие 5. Физическая активность и остеохондроз. Как жить с остеохондрозом.
Занятие 6. Заключительное.

Занятие 1. Что важно знать об остеоартрозе? Факторы риска развития остеоартроза. Диагностика и клиническая картина

Вы узнаете:

  • о нормальном строении и движении суставов;
  • основную информацию об остеоартрозе: понятие, симптомы заболевания; различия между периодами обострения и ремиссии;
  • о факторах, которые могут привести к остеоартрозу (факторы риска);
  • как проанализировать собственные факторы риска и составить индивидуальный план оздоровления.

Занятие 2. Что важно знать о заболеваниях позвоночника? Основная информация о болевом синдроме: понятие, симптомы заболевания. Факторы риска развития заболеваний позвоночника

Вы узнаете:

  • о строении позвоночника;
  • основную информацию о болевом синдроме: понятие, симптомы заболевания;
  • о факторах, которые могут привести к развитию заболеваний;
  • как проанализировать собственные факторы риска и составить индивидуальный план оздоровления.

Занятие 3. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании. Понятие избыточной массы тела и ожирения

Вы узнаете:

  • основные принципы здорового питания;
  • как проанализировать собственные факторы риска, связанные с привычками и характером повседневного питания;
  • критерии оценки избыточной массы тела и ожирения;
  • принципы коррекции избыточной массы тела.

Занятие 4. Физическая активность и остеоартроз. Как жить с остеоартрозом

Вы узнаете:

  • какое значение имеет физическая активность для здоровья;
  • как определить свой уровень физической активности;
  • методы повышения физической активности;
  • комплекс упражнений для больных остеоартрозом.

Занятие 5. Физическая активность и остеохондроз. Как жить с остеохондрозом

Вы узнаете:

  • как контролировать интенсивность физических нагрузок;
  • о пользе упражнений. Принципы ЛФК при заболеваниях позвоночника;
  • почему необходимо изменить сложившиеся двигательные стереотипы;
  • комплекс упражнений для больных остеохондрозом.

Занятие 6. Заключительное

Вы узнаете:

  • основные современные направления и методы лечения;
  • о лекарственной терапии и возможных побочных эффектах препаратов;
  • о возможностях альтернативной медицины;
  • о хирургических методах лечения.

Источник