Ситуационные задачи перелом позвоночника

2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3. Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесно-логический, интерактивный.

4. Значение темы: обусловлено необходимостью иметь знания и умения по детской травматологии. Травма детского возраста должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеются особенности в клинической картине, диагностике и тактике лечения у детей с компрессионными переломами тел позвонков.

Цели обучения:

— общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7.

— учебная:

Знать:

— закономерности роста и развития детского организма,

— особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

— методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

— основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

— международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

— диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

— современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

— алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

— клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

Уметь:

— собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

— провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

— и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

— поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

— разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

— при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

Владеть:

— навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

— навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

— алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

— показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

— алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

— методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре.

5. Место проведения практическогоучебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, гипсовальная комнаты.

6. Оснащение занятия: таблицы и слайды переломов длинных трубчатых костей, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, шины временной, транспортной иммобилизации, словарь травматологических терминов.

7. Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п Этапы
практического занятия
Продолжитель-
ность (мин)
Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний и умений Тестирование или письменный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
55. Самостоятельная работа** обучающихся:
а) курация под руководством преподавателя;
б) разбор курируемых пациентов;
в) выявление типичных ошибок
Работа:
а) в палатах с пациентами;
б) с историями болезни;
в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание к следующему занятию Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:  

8. Аннотация:

Травма позвоночника.

Эмбриогенез развития позвоночника имеет большое значение при травме. Тело позвонков кверху в переднезаднем направлении. Соотношения между диаметрами 5:3, при половом созревании 4:3, у взрослых 3:3. Покрыты позвонки хрящами. В позвонке одно ядро окостенения. К концу 3 месяцев на всех позвонках появляется 6 ядер вокруг, из них образуются дужки. Сращение дужек происходит на втором году жизни. К 7-ми годам дужки позвонков должны быть закрыты. Полностью заканчивается развитие к 18 годам. К рождению все верхние суставы отростков окостеневают.

Патология, связанная с развитием позвоночника.

1. Асомит — отсутствие тел позвонков;

2. Гемисомит — отсутствие дужек позвонков;

3. Врожденная остановка роста позвоночника;

4. Несращение дужек;

5. Несращение тел позвонков.

Статистика повреждений позвоночника:

Повреждение позвоночника и спинного мозга составляет по материалам Санкт-Петербургского научно-исследовательского института им. Поленова 0,3% от всех травм ЦНС (по данным института Турнера), а по данным Эпштейна — 0,7-2,29%, перелом позвоночника составляет 1,1-7,3% от всех переломов (Г.С. Юмашев, 1990).

Анатомо-физиологические особенности позвоночника у детей:

1. Обладает большой гибкостью;

2. Большая высота межпозвоночных дисков;

3. Дужки и отростки у детей до 5 лет эластичны;

4. Хорошо выражены эпидуральные пространства;

5. Костное сращение происходит к 5 годам;

6. Строение позвонков зависит от возраста;

7. В старшем возрасте в центре тел позвонков проходит позвоночная
артерия;

8. Преобладание в теле позвонков вертикальных балок;

9. Мягкое губчатое вещество позвонков;

10.Неодинаковое соотношение между длиной позвоночника и
спинным мозгом;

11.У новорожденных спинной мозг заканчивается на уровне III-IV
поясничных позвонков, у взрослых -1 поясничного позвонка.

Классификация травмы позвоночника у детей:

По характеру травмы подразделяются:

1. Бытовая;

2. Спортивная;

3. Уличная;

4. Школьная;

5. Криминальная;

6. Автодорожная.

1. Закрытые;

2. Открытые.

1. Компрессионные тел позвонков;

2. Перелом дужек;

3. Перелом остистых отростков;

4. Перелом поперечных отростков.

В детском возрасте чаще встречаются переломы шейных, поясничных позвонков.

Множественные повреждения: дистантные через две;

Сочетанная травма: перелом позвоночника, перелом бедра, тупая травма живота;

Комбинированная травма: перелом позвоночника, ожог, электротравма.

Открытые повреждения делят на непроникающие и проникающие (нарушение твердой мозговой оболочки, вскрытие спинномозгового канала, ликворея);

Повреждение спинного мозга:

1. Сотрясение;

2. Ушибы;

3. Сдавление;

Читайте также:  Компрессионный перелом позвоночника протокол

4. Кровоизлияние в вещество спинного мозга (гематомиелия);

5. Кровоизлияния под оболочки спинного мозга.

Синдромы:

1. Полный поперечный разрыв спинного мозга (синдром Броун-Секара);

2. Частичное повреждение;

3. Сдавление.

Клиника:

1. Перелом остистого отростка — боль при пальпации, патологическая
подвижность;

2. Перелом поперечного отростка — локальная боль в стороне от
средней мышцы, боль при сгибании, напряжение мышц на стороне
поражения (встречается редко в связи с эластичностью мышечно-связочного аппарата);

3. Перелом дужек — боль при пальпации в области перелома;

Компрессионный перелом тел позвонков — наступает вследствие резкого сгибания позвоночника. Тело позвонка сплющивается. Дужки и отростки, состоящие из очень плотного компактного вещества, не ломаются при переломе. В спинномозговой канал вступает «клин Урбана». В детском возрасте чаще встречаются переломы шейных, поясничных позвонков.

4. Деформация. При надавливании на голову больного боль в
сломанном позвонке. Боли при сгибании, разгибании, ротации,
движения ограничены. Защитное напряжение прямых мышц
спины.

При переломе в шейном отделе позвоночника:

Стабильность повреждения позвоночника определяется целостностью заднего связочного комплекса. В него входят множественные, желтые связки, межпозвоночные суставы. При нарушении заднего связочного комплекса перелом называется нестабильным. При нестабильном переломе может быть нарушен, сдавлен дуральный мешок.

Нестабильные повреждения:

1. Вывихи;

2. Переломовывихи;

3. Перелом с компрессией переднего отдела более чем на половину
высоты тела позвонка.

Стабильные повреждения:

1. Отрыв угла;

2. Клиновидная компрессия менее чем на половину высоты тела
позвонка.

Травма спинного мозга:

Наступают нарушения крово- и лимфообращения. В спинном мозге в зависимости от травмы отек мозга, некроз очаговый, кровоизлияния. Тяжесть неврологических расстройств связана с уровнем травмы.

Легкие травмы — сотрясение, отмечается отек, точечные кровоизлияния в вещество спинного мозга, клинически — частичное нарушение проводимости. Отмечается ослабление или утрату сухожильных рефлексов, чувствительности, нарушение функции тазовых органов. Через 2-3 недели симптомы сглаживаются.

Ушиб спинного мозга — при переломах или вывихах нарушение полной проводимости спинного мозга ниже места повреждения. Обездвиженность участка тела ниже уровня травмы, утрата чувствительной функции тазовых органов, задержки стула, мочеиспускания. В виду нарушений иннервации появляются пролежни. Если восстановление функции спинного мозга не происходит в течение 3-4 недель, значит, имеется анатомический перерыв. Прогноз для ребенка в таком случае неблагоприятен.

Сдавление спинного мозга — синдром связан со сдавлением спинного мозга костными фрагментами. Клинически нарастает интенсивность двигательных и чувствительных нарушений на протяжении нескольких часов или первых дней. Это требует срочного оперативного вмешательства.

Гематомиелия — кровоизлияние в шейный или поясничный отдел позвоночника. Кровь распространяется по центральному каналу, серому веществу, захватывает все слои, разрушает серое и белое вещество.

Проводят неврологическое и рентгенологическое обследование, что дает возможность установить точный диагноз. Неврологически отмечается сегментарная и проводниковая парестезия.

Основные признаки определения уровня поражения спинного мозга:

1. Граница нарушения чувствительности;

2. Корешковые боли;

3. Уровень утраты сухожильных рефлексов.

9. Вопросы по теме занятия:

1. Укажите на анатомо-физиологические особенности позвонков у
детей.

2. Укажите классификацию травм позвоночника и у детей.

3. Назовите виды повреждения спинного мозга при травме
позвоночника.

4. Назовите синдромы при повреждении позвоночника.

5. Опишите клинику перелома остистых отростков.

6. Опишите клинику перелома поперечных отростков.

7. Укажите клинику компрессионного перелома шейных позвонков.

8. Укажите клинику компрессионного перелома грудных позвонков.

9. Укажите клинику компрессионного перелома поясничных
позвонков.

10. Опишите клинику легкой травмы спинного мозга.

11. Опишите клинику ушиба, разрыва спинного мозга.

10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов:

1. МЕХАНИХЗМ ТРАВМЫ ПОЗВОНОЧНИКА:

А) падение на ноги с высоты;
Б) падение на ягодицы;

В) ныряние с высоты;

Г) удар в область живота;

Д) удар в облать груди;

2. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЧАЩЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ПЕРЕЛОМЫ ПОЗВОНОЧНИКА:

А) до 1 года;
Б) в 2 года;

В) в 5 лет;
Г) в 8-14 лет;

Д) в 17 лет.

3. КАКИЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОСОБСТВУЮТ КОМПРЕССИИ:

A) гибкость;

Б) высокие межпозвоночные диски;

B) значительное количество хрящевой ткани;

Г) эластичность дужек, остистых отростков;

Д) подвижность.

4. УКАЖИТЕ НА КАКИХ УЧАСТКАХ ВСТРЕЧАЮТСЯ КОМПРЕССИОННЫЕ ПЕРЕЛОМЫ:

А) среднегрудном V-XI;
Б) поясничном;

В) верхнегрудном;
Г) копчиковом;

Д) поясничном

5. ОТМЕТЬТЕ ПЕРЕЛОМЫ. ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПЕРЕЛОМОВ В ШЕЙ НОМ ОТДЕЛЕ:

A) боль;

Б) наклон головы назад;

B) наклон головы вперед;

Г) болезненность при пальпации в месте перелома;

Д) отек.

6. УКАЖИТЕ ДАННЫЕ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПЕРЕЛОМА В ГРУДНОМ ОТДЕЛЕ ПОЗВОНОЧНИКА:

А) боль;

Б) посттравматическое апноэ;

В) деформация в месте перелома;

Г) патологическая подвижность;

Д)отек.

7. УКАЖИТЕ КАКИЕ ДАННЫЕ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ РЕНТГЕН КАРТИНЫ ПЕРЕЛОМА ПОЗВОНОЧНИКА:

А) снижение высоты переднего отдела тела позвонка;
Б) уплотнение тени краниальной пластинки;

В) углубление талии тела позвонка;

Г) расширение межпозвоночного диска;

Д) сужение межпозвоночного диска.

8 УКАЖИТЕ УГОЛ ЕСТЕСТВЕННОЙ КЛИНОВИДНОСТИ У РЕБЕНКА:

А) 2

Б) 40

В) 60

Г) 70

Д) 20

9 УКАЖИТЕ ИНДЕКС ЕСТЕВЕННОЙ КЛИНОВИДНОСТИ;

А) 0,5

Б) 0,9

В) 0,4

Г) – 0,2

Д) 0,3

10. УКАЖИТЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ НЕОСЛОЖНЕННЫХ ПЕРЕЛОМОВ ПОЗВОНОЧНИКА

А) демпферное вытяжение;
Б) лечебная гимнастика;

В) массаж спины;
Г) съемный корсет;

Д) кокситная гипсовая повязка;

Эталоны ответов к тестовым заданием по теме

1. 2

2. 3

3. 4

4. 5

5. 2

6. 5

7. 4

8. 3

9. 4

10. 5

11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов:

Задача №1.

Ребенок нырнул с высоты 3-х метров. Появились резкие боли в шейном отделе позвоночника. Движения в ШОП ограничены, резко болезненны. Деформация в ШОП. Объективно — голова наклонена вперед и вправо, деформация ШОП слева. На рентгенограмме снижена вентральная часть III шейного позвонка на 0,3 см.

Задание:

1. Поставьте диагноз;

2. Назначьте лечение;

3. Укажите классификацию травмы позвоночника;

4. Укажите сроки лечения в конкретной ситуации.

Задача №2.

Ребенок 11 лет получил пулевое ранение, пуля прошла через XI грудной позвонок и застряла в нем. Отмечается парез нижних конечностей, недержание мочи, запор. Из ЦРБ доставлен на 2 сутки.

Задание:

1. Поставьте диагноз;

2. Какие методы обследования необходимо применить;

3. Тактика нейрохирурга;

4. Консервативное лечение больного;

5. Исход травмы.

Задача №3.

Ребенок 6-ти лет катался на санках, санки подкинуло на ухабе, почувствовал резкую боль в области V поясничного позвонка. Родители вызвали бригаду «скорой помощи», ребенок доставлен в приемный покой детской хирургической больницы. Объективно -состояние средней степени тяжести, боли в ПОП, парезов, параличей, нарушения функции тазовых органов нет. Задание:

1. Поставьте правильный диагноз;

2. Какие методы обследования необходимы в данном случае?;

3. Тактика нейрохирурга при компрессионном переломе V
поясничного позвонка;

4. Укажите сроки лечения.

Задача №4.

Ребенок 10 лет был сбит мотоциклом, удар пришелся в спину, ребенок резко согнулся вперед и упал на ягодицы. Жалобы на резкую боль в позвоночнике, «посттравматическое апноэ».

Читайте также:  Перелом позвоночника когда снимать корсет

Задание:

1. Укажите, какую помощь необходимо оказать на догоспитальном
этапе;

2. Ваш предположительный диагноз;

3. Методы обследования;

4. Лечение;

5. Сроки лечения;

6. Исход.

Задача №5.

На спондиллограмме клиновидное изменение позвонка. Вентральная часть на 3 см. ниже дорсальной. Задание:

1. Какой степени компрессионный перелом у данного больного?;

2. Укажите изменения, характерные для I, II и III степени.

3. Исход при данном переломе?

4. Дайте дальнейшие рекомендации по лечению?



Источник

Задача №1

Во время несения службы охранник частного предприятия подвергся нападению и получил огнестрельное ранение в правое плечо.

Объективно: на передней поверхности в С/3 правого плеча имеется умеренно кровоточащая рана размером 1×1см, неправильно округлой формы, на задней поверхности – аналогичная рана несколько больших размеров с неровными краями. Из анамнеза выяснилось, что в пострадавшего стреляли на расстоянии около 30м из пистолета. В здравпункте соседнего предприятия дежурил фельдшер, к которому и обратился пострадавший.

Задания

1.Сформулируйте предположительный диагноз и обоснуйте его.

2.Составьте алгоритм неотложной доврачебной помощи.

3.Продемонстрируйте технику наложения давящей повязки на плечо, используя индивидуальный перевязочный пакет применительно к ситуации.

Эталон ответа

1. DS:Сквозное огнестрельное (пулевое) ранение правого плеча.

2. Алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи:

а) визуальный осмотр раны;

б) туалет раны и наложение асептической давящей повязки;

в) подвесить руку на косынке;

г) немедленно сообщить в дежурную часть МВД по тел. “02” о происшедшем;

д) вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

Задача №2

В ФАП милицией доставлен пострадавший от нападения вооруженного ножом преступника.

Жалобы на боль в правой половине грудной клетки и правой руке, слабость, головокружение.

Объективно: Состояние средней тяжести, пострадавший возбужден. Пульс 90 в минуту, АД 100/70 мм рт. ст. Кожные покровы бледные, на внутренней поверхности средней трети правого плеча — резаная рана – 2,5-3см, сильное пульсирующее кровотечение. На передней поверхности правой половины грудной клетки – множественные резаные раны, в пределах кожи, кровотечение незначительное.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.

Эталон ответа.

1. DS:Резаная рана правого плеча, с повреждением плечевой артерии. Геморрагический шок I ст.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) для остановки кровотечения необходимо вначале произвести пальцевое прижатие плечевой артерии у внутреннего края двухглавой мышцы к плечевой кости, затем наложить выше раны жгут, с указанием времени его наложения (под жгут подложить прокладку);

б) для купирования боли ввести 1-2 мл 50% р-ра анальгина в/м;

в) наложить асептическую повязку на рану плеча для профилактики инфекции;

г) произвести иммобилизацию конечности с помощью косынки;

д) произвести туалет раны передней поверхности грудной клетки;

е) начать введение полиглюкина;

ж) вызвать бригаду скорой медицинской помощи для госпитализации в хирургическое отделение, для проведения окончательной остановки артериального кровотечения, ПХО раны, профилактики столбняка;

з) транспортировать пациента на носилках, в положении лежа на спине.

Задача №3

В ФАП доставлен мальчик, 10 лет, получивший самодельным взрывным устройством ранение правого глаза и кисти. Жалобы на сильную боль в правом глазу, головную боль, тошноту, снижение зрения, боль в руке.

Объективно: Состояние средней тяжести. АД 100/70 мм рт. ст. Пульс 90 в минуту. Кожа бледная. На веках обоих глаз множество мелких резаных ран, на склере правого глазного яблока на 8-10 часах, на расстоянии 5 мм от лимба линейная, сквозная рана, длиной около 10 мм. Зрачок овальный, смещен в медиальную сторону. На ладонной поверхности правой кисти рана 3,5х2 см с неровными краями, кровотечение умеренное, активные движения ограничены из-за боли.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.

Эталон ответа

1. DS:Проникающее ранение правого глазного яблока. Рваная рана ладонной поверхности правой кисти.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызов санитарной авиации для доставки пациента в глазное отделение;

б) снятие боли: анальгин, баралгин;

в) промывание правой коньюнктивальной полости раствором фурацилина 1:5000, инстилляция р-ра антибиотика, наложение асептической повязки на оба глаза;

г) удаление из ран век поверхностно расположенных инородных тел, обработка краев ран йодонатом;

д) туалет раны кисти, с последующей иммобилизацией конечности косыночной повязкой;

е) введение антибиотиков для профилактики инфекции;

Задача №4

В ФАП к фельдшеру доставлен мужчина 50 лет с жалобами на сильную боль в области правого бедра, усиливающуюся при ходьбе.

Со слов пострадавшего, около часа назад получил сильный удар мешком при разгрузке вагона.

Объективно: состояние удовлетворительное. Симптомов перелома бедра не выявлено. На передней поверхности правого бедра обширный кровоподтек и припухлость овальной формы. Отмечается увеличение окружности правого бедра в средней и нижней трети на 4-5 см, по сравнению с левой нижней конечностью, симптом «зыбления» при пальпации.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.

Эталон ответа

1. Диагноз: Ушиб мягких тканей передней поверхности правого бедра. Гематома.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) с целью гемостаза приподнять нижнюю конечность, наложить давящую повязку на правое бедро;

б) приложить холод на поражённый участок конечности для профилактики усиления кровотечения;

в) ввести гемостатические препараты (10% раствор глюконата кальция 10 мл в/в, дицинон в/в);

г) вызвать бригаду скорой медицинской помощи для доставки в хирургический стационар с целью уточнения диагноза и решения вопроса дальнейшей лечебной тактики;

д) транспортировать пациента в положении лежа на носилках с приподнятой поврежденной конечностью.

Задача №5

В ФАП обратилась женщина 62 лет с жалобами на боль в левом коленном суставе, усиливающуюся при ходьбе. За два дня до обращения упала на улице коленом на асфальт. Дома применяла компресс без положительного эффекта.

Объективно: Состояние удовлетворительное. Температура 36,70. Левая нижняя конечность находится в полусогнутом положении. Левый коленный сустав увеличен в объеме, в области надколенника ссадина размером 4х6 см, покрытая коричневой корочкой. Движения в суставе несколько ограничены и болезненны. Пальпаторно определяются болезненность и баллотирование подколенника. Температура кожи над суставом не увеличена.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.

Эталон ответа

1. DS: Ушиб левого коленного сустава. Гемартроз. Ссадина в области коленного сустава.

Жидкость в суставе может быть реактивным выпотом или кровью. Точный диагноз может быть поставлен в ЛПУ, после выполнения Ro- графии сустава и пункции.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) пациентку уложить, оценить состояние гемодинамики с учетом возраста;

б) вызвать скорую помощь для доставки в травмпункт;

в) ввести раствор 50% анальгина 2,0 внутримышечно;

г) осуществить транспортную иммобилизацию шиной Крамера;

Читайте также:  Компрессионный перелом позвоночника вытяжение

д) транспортировка осуществляется на носилках.

Задача №6

В ФАП доставлен мальчик 10 лет с жалобами на боли в правом лучезапястном суставе. Со слов сопровождающего учителя, упал в школьном коридоре на вытянутую руку, кисть при этом подвернулась внутрь.

Объективно: Состояние удовлетворительное. Визуально отмечается отек тыльной поверхности лучезапястного сустава. Пальпация сустава вызывает ощущение боли, которая резко усиливается при сгибании кисти. Нагрузка по оси предплечья безболезненна.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику транспортной иммобилизации конечности, применительно к данной ситуации (разными способами).

Эталон ответа

1. Диагноз:Растяжение связок правого лучезапястного сустава.

Точный диагноз может быть поставлен в ЛПУ только после выполнения рентгенографии.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) с целью обезболивания ввести 25% раствор анальгина и 1% раствор димедрола внутримышечно;

б) приложить холод на лучезапястный сустав;

в) вызвать скорую помощь для доставки в травмпункт;

г) наложить повязку, фиксирующую сустав;

д) осуществить транспортную иммобилизацию правой верхней конечности;

е) транспортировка в травмпункт в положении сидя.

Задача №7

Во время спортивной борьбы, после проведения приема, один из борцов почувствовал острую боль в области левого плечевого сустава и надплечья, невозможность движений в верхней конечности.

Объективно: Пораженную конечность пострадавший придерживает здоровой рукой, голова наклонена в сторону больного надплечья, визуально плечевой сустав деформирован, целостность кожи не нарушена, при пальпации головка плечевой кости определяется в подмышечной впадине. Спортсмен стонет от боли.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи пострадавшему, аргументируйте свой ответ.

Эталон ответа

1. DS:Закрытый вывих левого плеча.

Точный диагноз может быть поставлен только после выполнения рентгенографии в ЛПУ.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) обезболивание с целью профилактики болевого шока (орошение области сустава хлорэтилом или введение растворов аналгина, тригана, максигана, трамала внутримышечно);

б) транспортная иммобилизация шиной Крамера в том положении, которое приняла конечность;

в) применение холода на область сустава (уменьшает боль и внутреннее кровотечение);

г) транспортировка в ЛПУ в положении сидя санитарным транспортом.

Задача№8

В фельдшерский пункт обратился больной, который, поскользнувшись, упал на вытянутую руку и ударился правым плечом об асфальт. Жалобы на боли в правой надключичной области, движения в правом плечевом суставе резко болезненны.

Объективно: Правое надплечье несколько опущено, в средней трети ключицы определяются деформация, кровоизлияние, при осторожной пальпации определяется патологическая подвижность в проекции деформации. Затруднено и болезненно отведение руки, движения в плечевом суставе ограничены, больной поддерживает руку и приподнимает ее за предплечье, прижимая локоть к груди. Верхняя конечность ротирована кнутри.

Задания

1. cформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз;

2. составьте и обоснуйте алгоритм оказания неотложной помощи;

3. продемонстрируйте технику наложения повязки Дезо.

Эталон ответа

1. DS:Закрытый перелом правой ключицы.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) введение анальгетика (50% раствор анальгина 2 мл в/м);

б) фиксация верхней конечности кольцами Дельбе либо повязкой Дезо, либо 8-образной повязкой;

в) подвешивание предплечья на косынке.

г) госпитализация в травматологическое отделение в положении «сидя».

Задача №9

В условиях гололеда женщина 72 лет поскользнулась и упала на вытянутую правую руку, опершись кистью на лед. Одновременно почувствовала сильную боль в области нижней трети правого предплечья на стороне I пальца, ближе к лучезапястному суставу.

Объективно: состояние больной удовлетворительное, жалуется на локальную боль в нижней трети правого предплечья, где имеется “штыкообразная” деформация в проекции лучевой кости. Легкое поколачивание по I пальцу и пальпация нижней трети предплечья усиливают боль, и на месте деформации имеется вероятность патологической подвижности.

Задания:

1. сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз;

2. расскажите о дополнительных симптомах, необходимых для уточнения диагноза и методике их определения;

3. составьте алгоритм оказания неотложной помощи;

4. составьте диагностическую лечебную программу в ЛПУ.

Эталон ответа

1. DS:закрытый перелом правой лучевой кости в “типичном месте”.

2. Дополнительными признаками могут быть:

Кровоизлияния на тыльной поверхности кисти, крепитация отломков при пальпации, определение чего нежелательно из-за вероятности увеличения смещения отломков и усиления болей, как и попытка выявить патологическую подвижность в месте перелома.

3. Алгоритм неотложной медицинской помощи:

а) введение анальгетика (50% раствора анальгина 2 мл в/м);

б) при необходимости, учитывая возраст пострадавшей, сердечно-сосудистые препараты (раствор кордиамина 2 мл, корвалол, валокардин);

в) транспортная иммобилизация конечности;

г) транспортировка в положении сидя в травматологический пункт.

План диагностических исследований

В травматологическом пункте следует произвести Ro-графию предплечья в 2-х проекциях, при необходимости репозицию отломков под местным обезболиванием и наложение гипсовой повязки, подвесить руку на косынке.

Задача №10

Вызов фельдшера скорой помощи на строительную площадку. Рабочему 28 лет, на правую голень упала металлическая балка. Пострадавший стонет от боли, бледен, покрыт холодным потом. На передней поверхности верхней трети правой голени имеется рана размером 10х3 см, из которой пульсирующей струей вытекает алая кровь, выступают отломки большеберцовой кости. Отмечаются выраженная деформация и укорочение голени.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.

Эталон ответа

1. DS:Открытый перелом диафиза большеберцовой кости справа, осложненный артериальным кровотечением.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) остановить кровотечение;

Категорически запрещено поверх жгута накладывать повязку. Жгут должен бросаться в глаза!

б) оценить состояние пострадавшего и состояние гемодинамики для диагностики симптомов травматического шока;

в) купировать болевой синдром по возможности наркоз закисью азота при помощи аппарата АН-8;

г) осуществить туалет раны, наложение асептической повязки;

д) обеспечить иммобилизацию правой нижней конечности с помощью 3-ёх шин Крамера;

е) транспортировать пациента на носилках в машину скорой помощи;

ж) применить местно холод для уменьшения боли и отека.

В машине скорой помощи в ходе транспортировки при наличии симптомов травматического шока проводят противошоковую терапию.

Задача №11

Хрупкую пожилую женщину сбило машиной. Подошедший мужчина поднял женщину за подмышки, и так внес в здание соседней школы. Больную уложили на медицинскую кушетку.

Объективно: сознание ясное, беспокоят боли в левой голени, АД 90/60 мм рт.ст., пульс 100уд. в минуту. В области средней трети голени выраженная деформация, отчетливо видно поперечное смещение костей голени. Кожа цела, функция конечности отсутствует – движения невозможны, пульсация периферических артериальных сосудов отчетливая.

Задания

1.Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2.Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.

Эталон ответа

1. DS:Закрытый перелом обеих костей C/3 левой голени, травматический шок первой степени.

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 24194 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник