Соотношение изгибов позвоночника в среднем и старшем школьном возрасте

Соотношение изгибов позвоночника в среднем и старшем школьном возрасте thumbnail

Для правильной оценки результатов обследования по данной методике необходимо знать возрастно-половые особенности физиологической осанки и учитывать их. Например, характерные черты нормальной осанки детей дошкольного возраста следующие: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1–2 см; изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик.

Обычно осанку оценивают в трех плоскостях.

Сагиттальная плоскость (от лат. «сагитта» – стрела) делит тело на правую и левую половины. В сагиттальной плоскости происходят сгибание (наклон вперед) и разгибание (наклон назад). В этой плоскости расположены физиологические изгибы позвоночника (кифозы и лордозы), которые могут соответствовать возрастной норме или быть излишне либо недостаточно выраженными.

Фронтальная плоскость делит тело на переднюю и заднюю стороны. Во фронтальной плоскости происходят боковые наклоны туловища. Деформация позвоночника во фронтальной плоскости и асимметрия правой и левой частей тела является явным признаком нарушений состояния опорно-двигательного аппарата.

В горизонтальной плоскости происходит вращение позвонков при поворотах туловища. Скручивание позвоночника в горизонтальной плоскости – отличительный признак сколиоза.

Характерными чертами нормальной осанки для детей школьного возраста являются: голова незначительно наклонена вперед к корпусу, плечи не выдвинуты вперед, на уровне груди небольшой изгиб корпуса назад, лопатки отстают незначительно, поясничный изгиб позвоночника постепенно уменьшается, живот еще выпячен, но менее выражен, чем у детей 6–7 лет. Ось нижних конечностей у девочек прямая или незначительно вальгусная (Х-образная) – расстояние между стопами при осмотре анфас (прямая проекция) до 2 см (2 пальца); у мальчиков – прямая или незначительно варусная (О – образная) – расстояние между голенями при осмотре анфас до 2 см (2 пальца). Наиболее стабильная осанка отмечается у детей в возрасте 10 лет (рис. 3).

Рис. 3. Осанка правильная, если держать голову прямо, подбородок чуть-чуть приподнят, плечи разведены так, что грудь слегка выгнута, колени выпрямлены

При правильной осанке показатели глубины шейного и поясничного изгибов близки по значению и колеблются в пределах 3–4 см в младшем школьном возрасте и 4,0–6,4 см – в среднем и старшем (табл. 2).

Таблица 2

Изгибы позвоночника (по Анисимову-Терентьеву)

Осмотр грудной клетки производят во фронтальной и сагиттальной плоскости. Форма грудной клетки зависит от расположения и конфигурации ключиц, ребер, грудины, величины надчревного угла, соотношения поперечного и продольного диаметров, а также выраженности деформаций позвоночника.

Грудную клетку различают цилиндрическую, плоскую, коническую и патологические ее формы («куриная грудь», «грудь сапожника» и др.).

При цилиндрической форме – грудная клетка равномерно развита в верхнем и нижнем отделах, надчревный угол равен или близок к прямому.

Плоская грудная клетка обычно имеет удлиненную и уплощенную форму, надчревный угол тупой.

При конической форме – грудная клетка более развита в верхнем отделе по сравнению с нижним отделом, надчревный угол близок к острому.

Развитие мышц характеризуется развитием мышечной ткани и ее упругостью. О развитии мышц дополнительно судят по положению лопаток и форме живота. Мышечное развитие считается слабым, когда рельеф мышц не выражен, упругость их понижена, отмечаются отстающие (крыловидные) лопатки и отвислый живот. При хорошем развитии мышцы имеют хорошую упругость, выраженный рельеф, углы лопаток подтянуты к грудной клетке и не выступают, живот подтянут. При среднем мышечном развитии несколько обозначен рельеф мышц, они имеют среднюю упругость, могут выступать углы лопаток.

При осмотре следует обращать внимание на форму ног и расположение их продольных осей относительно вертикальной оси тела.

По форме ноги бывают цилиндрические, равномерно суженые, конические.

Взаиморасположение осей бедра, голени и стопы рассматривается во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Считается нормальным, если ось бедра и голени располагаются на одной прямой, несколько наклонной к горизонтали во фронтальной плоскости. При Х-образной деформации ног оси бедра и голени образуют тупые, открытые наружу углы. При О-образной деформации ног оси бедра и голени образуют тупые, но открытые внутрь углы. В сагиттальной плоскости оси бедра и голени могут образовывать углы, открытые вперед (переразгибание) и назад.

При исследовании сводов стопы различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. К методам определения состояния стопы относят 1) визуальный, 2) измерительный (плантографический), 3) рентгенологический.

В норме опорная часть середины стопы (перешеек) занимает примерно 1/3-1/2 поперечной оси стопы. Если опорная часть занимает более половины поперечной оси, стопа считается уплощенной, если более 2/3 поперечной оси – стопа плоская.

Данное тестовое обследование проводится врачом или медицинской сестрой школы, поликлиники. Обследование осуществляется следующим образом: зная особенности правильной осанки детей обследуемого возраста, отмечают 10 вопросов теста, подчеркивая «ДА» или «НЕТ» в тестовой карте каждого ребенка. Исследование проводится в положении стоя (ребенок раздет до трусов), но без стремления заставить обследуемого стоять прямо – ребенок должен принять естественную, привычную для него позу.

Порядок осмотра:

1. Осмотр анфас, руки вдоль туловища – определяется форма ног (нормальная, О-образная, Х-образная), положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии[1], деформация грудной клетки, симметрия таза.

2. Осмотр сбоку, поза как при осмотре анфас – определяется форма грудной клетки, живота, выступание лопаток, форма спины.

3. Осмотр со спины (поза сохраняется) – симметрия углов лопаток, равенство треугольников талии, форма позвоночника, форма ног (нормальная, О-образная, Х-образная), ось пяток (вальгусная или нет).

4. В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления возможных нарушений в походке.

Тестовая карта для выявления нарушений осанки

Читайте также:  К какому врачу идти при боли в суставах и позвоночнике

С помощью данного теста оценка осанки проводится по следующим градациям:

1. Нормальная осанка для данного возраста – отрицательные ответы на все вопросы.

2. Незначительные нарушения осанки – положительные ответы на один или несколько вопросов (номера 3, 5, 6, 7 включительно). Дети, имеющие эти отклонения, подлежат наблюдению врача школы, поликлиники.

3. Выраженные нарушения осанки – положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9, 10 (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию к ортопеду.

Тест для выявления истинного сколиоза

У детей иногда диагностируется истинный сколиоз. Следует помнить, что такими сколиозами можно считать только те, которые сопровождаются торсией. Торсия (torsia) – поворот позвоночника относительно собственной вертикальной оси, при котором остистые отростки позвоночника уклоняются в ту или иную сторону от срединной плоскости, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища.

Источник

Осанка — это непринужденное, привычное положение тела стоя, при ходьбе, cидя. Осанка характеризуется положением туловища, выраженностью изгибов позвоночника положением линии остистых отростков, симметричностью лопаток. Выраженность изгибов позвоночника, формирующихся у детей и подростков в процессе роста и развития, имеет большое физиологическое значение в связи с опорной и рессорной функциями позвоночника, особенно при занятиях физической культурой.

Недостаточная либо чрезмерная выраженность любого из физиологических изгибов позвоночника, возникающая под действием различных факторов, приводит к формированию неправильной осанки: сутуловатая, лордотическая, кифотическая, выпрямленная (рис. ниже).

3

Правильная осанка характеризуется свободным, без мышечного напряжения удерживанием головы и туловища в прямом положении. Голова при этом немного приподнята, грудь выдается вперед, живот подтянут, ноги прямые, плечи слегка отведены кзади и находятся на одном уровне. Голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют него прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления, соответствующие возрасту и полу, в шейном и поясничном отделах (лордозы) небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

Для выпрямленной осанки (плоская спина) характерна очень ровная спина, выраженная сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника и даже их отсутствием, угол наклона таза уменьшен, грудная клетка уплощена. Причина уплощения позвоночника состоит в недостаточном наклоне таза. Уменьшение изгибов позвоночника снижает его амортизационную способность. Дети с плоской спиной предрасположены к сколиозу.

При сутуловатой осанке (круглая спина) увеличивается глубина шейного изгиба,

но сглаживается поясничный, голова наклонена вперед, плечи опущены и сведены кпереди угол наклона таза уменьшен, живот выпячен, углы лопаток отстают («крыловидные» ), ягодицы кажутся уплощенными. Тотальный кифоз позвоночника начинается от пятого позвонка и включает шейные позвонки. Развитию круглой спины способствует продолжительное сидение в согнутом положении, стояние с опущенной грудной клеткой, а также слабость мышц спины.

Лордотическая осанка характеризуется откинутым кзади туловищем, приподнятой головой, выпяченным и отвисшим животом. Наблюдается выраженный поясничный лордоз и сглаженный шейный.

При кифотической осанке (кругло-вогнутая спина) плечи опущены, голова наклонено вперед, живот выпячен, грудная клетка уплощена, угол наклона таза увеличен. В позвон ночнике отмечается увеличение глубины шейного и поясничного лордозов и грудной кифоза. Выпячиванию живота способствует ослабление мышц.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости у детей нередко сопровождаются снижением функций кардиореспираторной и пищеварительной систем, задержкой фи зического развития, а плоская спина — также и нарушением рессорной функции позво ночника.

Асимметрия лопаток характеризуется расположением нижних углов лопаток разных уровнях. Асимметрия лопаток является начальной стадией развития сколиозу
Сколиоз — это искривление позвоночного столба во фронтальной плоскости (боковое
искривление). Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Причиной первого являются дефекты развития позвоночника (асимметрия, развития тел позвонков и др.). 95% сколиозов считаются приобретенными вследствие перенесенного рахита, из-за разной длины ног, в результате неправильной привычно позы за столом во время занятий, что приводит к растяжению мышц на одной стороне туловища и укорочению — на другой и фиксации их в этом положении.

Чем раньше формируется сколиоз, тем больше вре мени для его прогрессирования, тем хуже исход. В период полового созревания (при отсутствии лечения) развитие сколиоза ускоряется в 4—5 раз.

Сколиоз представляет собой сложное и тяжелое заболевание, связанное не только с искривлением позвоноч ника, но и сопровождающееся значительными морфофунк циональными изменениями опорно-двигательного аппарата, органов грудной клетки, брюшной полости и тазовых органов.

Определение видов осанки проводят путем осмотра. При этом ребенка осматривают спереди, сзади и профиль. Обнаженного до пояса ребенка ставят на расстоянии 1—1,5 м от исследователя так, чтобы на него падал свет. Температура воздуха в помещении, где проводится осмотр, должна быть не ниже 18—20°. Осмотр следует начинать через 1—1,5 мин после раздевания ребенка это время ребенок обычно принимает привычную для него позу). Определение изменений осанки в сагиттальной плоскости (сзади наперед) проводят при положении ребенка в профиль, когда хорошо видны физиологические изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный), соотношение которых, собственно, и формирует осанку.

При правильной осанке показатели глубины шейного и поясничного изгибов близки по значению и колебанию в пределах 3—4 см в младшем школьном возрасте и 5—5,5 см в среднем и старшем.

Измерение глубины физиологических изгибов позвоночника рекомендуется прооводить по методике З.П. Ковальковой при помощи переносного антропометра или деревянной планки. При измерении глубины шейного изгиба (шейной точки — 1) антроопометр устанавливают по задней срединной линии так, чтобы он соприкасался с выступающими остистыми отростками грудных позвонков. Чтобы получить величину поясничного лордоза, следует измерить расстояние от наиболее удаленной точки в поясничном отделе позвоночного столба до переднего края антропометра — 2 (рис.2.5.2).

Читайте также:  Как делают рентген позвоночника детям

4

Согласно измеренным величинам (глубина шейной и поясничной точек) по ворастно-половым оценочным таблицам определяют вид осанки в сагиттальной плоскости. Глубина изгибов позвоночника в норме представлена в таблице 2.5.1.

Измерения кривизны позвоночника во фронтальной плоскости (степень выраженности сколиоза) можно установить, осматривая ребенка спереди и сзади. При этом следует обращать внимание на форму и уровень стояния плеч (при сколиозе одно плечо опускается и становится как бы плоским), положение головы и очертание шейно-плечевых линии, взаиморасположение углов лопаток (при сколиозе они находятся на
разных уровнях за счет опущения лопатки, расположенной на противоположной ис

кривлению стороне), величину треугольников талии (при сколиозе треугольник талии меньше выражен с той стороны, где имеется искривление) (рис. 2.5.3)

5
Определяют расположение складок по линии талии (при искривлении позвоночного столба в области поясничных позвонков складка со стороны искривления выражена

больше и определяется как высокий бок), степень развития мышц спины (при сколиозе продольные мышцы на стороне измененной осанки развиты больше и более упруги, образуют мышечный валик), положение остистых отростков позвонков относительно задней срединной линии. Для обнаружения смещения этой линии исследователь пальцем проводит по позвоночнику и определяет его форму по линии проявляющегося белого или красного дермографизма.

Таблица 2.5.1. Изгибы позвоночника (по Анисимову-Терентьеву)
Возраст, лет                                                        Изгибы позвоночника, см
.                                                          шейный                                                     поясничный
.                                                  мальчики девочки                                      мальчики девочки
3—6                                          2,5—2,7      2,5—2,7                                       2,9—3,5     2,9—3,5
8—10                                        2,8—3,0     2,9—3,3                                       3,8—4,0     3,7—4,1
11—13                                      3,0-5,7        3,3-5,6                                        4,3—5,6     4,1—5,5
>13                                           5,8-5,9         6,0-6,1                                        5.9—6,3      6,3-6,4

При осмотре спереди определяют положение ключиц, ребер, форму грудной клетки, а сзади при наклоне туловища вниз из положения стоя наличие асимметрии в вид реберного выбухания или реберного горба.
Перечисленные выше признаки сколиоза при перемене положения тела ребенка могут исчезать, что характеризует начальную его стадию. Чтобы убедиться в этом, ребенок должен приподняться на носках с поднятыми и сведенными (переплетенными вместе пальцами рук. Если при этом углы лопаток не устанавливаются на одной линии- -это означает, что уже развилось искривление позвоночного столба (сколиоз). Для определения боковых искривлений позвоночника можно также использовать модификационный вариант ростомера. У обследуемого на коже дермографическим карандашом или синькой отмечают линию расположения остистых отростков позвонков в положена привычной осанки. Затем, поставив обследуемого спиной к ростомеру, на уровне затылочного бугра, пятого шейного, седьмого грудного и четвертого поясничного позвонков с помощью вставляемой в отверстие ростомера планки, конец которой смочен раствором синьки, наносят на кожу спины точки. Через эти точки проводится прямая линия , отклонения от нее линии остистых отростков позвоночника и характеризуют степень искривления позвоночника.

Измерения глубины шейного и поясничного изгибов и величины сколиоза можно проводить с помощью двух линеек. Одна из них, длиной более 80 см, выполняет poль вертикальной стойки ростомера.

Боковые искривления позвоночника могут быть определены с помощью прямой планки (деревянной или металлической) длиной 1,5—2 м. Эту планку строго вертикально приставляют к обследуемому сзади так, чтобы она коснулась остистого отростка 7-го шейного позвонка; можно использовать отвес вместо планки.

В зависимости от направления дуги искривления позвоночника различают право сторонние и левосторонние сколиозы, а в зависимости от локализации и протяженности искривления — шейный, грудной, поясничный и тотальный сколиозы; методически правильно проведенное обследование позволяет выявить и определить степень и вид сколиоза (рис. 2.5.4).

Читайте также:  Корсет для позвоночника детский компрессионный

7

При I степени имеется функциональное нарушение, нефиксированный дефект, исчезающий при активном напряжении мускулатуры. II степень характеризуется стойким искривлением, не исчезающим при напряжении мускулатуры; резко выраженных деформаций позвоночника и грудной клетки нет. При III степени наблюдаются резко выраженные фиксированные искривления позвоночника и деформации грудной клетки.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта:

Источник

Морфологическая характеристика правильной осанки и нарушений осанки

Морфологическая особенность осанки характеризуется формой позвоночника, грудной клетки, расположением головы, плечевого пояса, рук, туловища и ног, а также развитием и состоянием мускулатуры. Физиологической особенностью осанки является своеобразие навыков, сочетание условных рефлексов, обеспечивающих сохранение привычного положения тела.

Правильная осанка обеспечивает нормальное положение тела и хорошую деятельность внутренних органов, создает наилучшие условия для всестороннего развития ребенка. «Основной опорой человеческого тела является позвоночник, поэтому осанка в основном определяется его физиологическими изгибами, напряжением мышц и связок, окружающих позвоночный столб» [8].

Осанка считается правильной, если ребенок держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены и отведены назад, корпус выпрямлен, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены.

М. Александер внес коррективы в общепринятую диагностику осанки Так, по медицинским подходам, осанка считается правильной, если мысленно провести вертикальную линию вниз от основания уха к ступне, она должна пройти через тазобедренный сустав и опуститься перед щиколоткой. М. Александер утверждает, что эта линия должна опуститься чуть сзади лодыжки, т.е. шея и грудь, по его мнению, должны отклониться гораздо дальше назад, а подбородок должен быть расположен параллельно полу.

Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма. Наиболее распространенные виды нарушения осанки — сутулость, вялая осанка, искривления позвоночника. При сутулости грудной отдел позвоночника значительно и равномерно выступает вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен. Вялая осанка проявляется опущением головы, уплощением грудной клетки, отставанием от спины лопаток, сведением плеч, согнутыми в коленях ногами. Искривления позвоночника бывают трех видов: спереди (лордоз), сзади (кифоз) и боковое (сколиоз) [2]. На рисунке 1.1 показаны вид нормальной осанки, функционального и патологического сколиоза [12]

Соотношение изгибов позвоночника в среднем и старшем школьном возрасте

1 2 3

  • (цитата по Г.И. Подагаеву, 12)
  • 1 — нормальная осанка;
  • 2— функциональный сколиоз;
  • 3 — патологический сколиоз.

Рисунок 1.1

Соотношение изгибов позвоночника в среднем и старшем школьном возрасте

Форма спины (цитата по Г.И. Подагаеву, 12)

а — нормальная,

б — круглая,

в — плоская,

г — кругловогнутая

Рисунок 1.2

При правильной осанке позвоночник имеет физиологические изгибы в виде шейного и поясничного лордоза (изгиб кпереди) и кифоза (изгиб кзади) в грудном и крестцовом отделах [12]. Эти изгибы видны при осмотре сбоку (рисунок 1.2). При осмотре со спины позвоночник в норме должен быть прямым. Даже незаметные его искривления следует расценивать как отклонение от нормы.

При нарушениях осанки скелет деформируется, нагрузка на суставы, связки, мышцы распределяется неправильно, отчего страдает весь опорно-двигательный аппарат, ухудшается рессорная функция позвоночника. Снижение рессорной функции позвоночника приводит к постоянным микротравмам головного и спинного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается снижением работоспособности.

Слабость мышц спины, неправильная осанка способствуют раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функции). У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. У таких детей очень высока степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках в длину, высоту, выполнении упражнений на спортивных снарядах, занятиях борьбой и т.д.

Профилактика нарушений осанки складываются из раннего выявления, своевременной коррекции [8]. Вот почему очень важно, чтобы родители, преподаватели школ и воспитатели были знакомы с основными причинами, которые приводят к нарушениям осанки, и могли своевременно их устранить.

Нарушение осанки не является заболеванием — это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппарата. Так почему же так важно предупреждение риска отклонений, предотвращение или замедление их прогрессирования, т.е своевременно оказать помощь посредством ЛФК? Причины тому следующие [10]:

своевременно уделяя внимание коррекции нарушения осанки, мы тем самым минимизируем риск прогрессирования серьезной ортопедической патологии сколиотической болезни [4];

нарушение осанки приводит к нарушению биомеханики опорно-двигательного аппарата, что косвенно отражается на дальнейшем развитии ребенка. Нарушение осанки у детей может влиять на функцию желудочно-кишечного тракта (нарушение секреции, изменение тонуса желудка и кишечника, отрыжка, метеоризм и т. д.), на состояние сосудов, нервов и нервных сплетений. У детей с нарушением осанки снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Плохая осанка чаще всего сочетается со сниженным общим тонусом ребенка, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением;

нарушение осанки — в значительной степени, проблема сознания. Общеизвестно, что среда определяет развитие ребенка через его переживание среды, поэтому появление даже незначительных отклонений часто формирует у ребенка непреодолимый комплекс неполноценности, деформирует личность, тем более в подростковом возрасте. В этом же возрасте, чаще у девочек, особенно при наличии косметических дефектов, переживания по этому поводу могут дать начало выраженной невротизации и спровоцировать формирование синдрома дисморфофобии — неприятие собственного тела [13].

Источник