Тело человека позвоночник 4 класс

Тело человека позвоночник 4 класс thumbnail

Тема урока : Позвоночник. Его строение и функции.

Цели урока:

-формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях позвоночника

-формировать понятие о спинном мозге

-формировать умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Оборудование:

Компьютер, проектор, модель скелета человека из кабинета биологии,модель позвоночника

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Актуализация знания.

На прошлом занятии мы пытались ответить на вопрос урока «Как человек двигается?» и предметом нашего разговора стала опорно-двигательная система человека.

На доске  вертикально записано слово скелет. Учитель предлагает учащимся на каждую букву этого слова назвать ключевые, важные слова по пройденной теме.

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из самых важных частей скелета. О какой именно вы догадаетесь чуть позже.

Формулирование темы урока

 Учитель задаёт детям вопросы, на которые они должны отвечать определёнными жестами.

-Все готовы к уроку?

-Все помнят, как меня зовут?

-У всех хорошее настроение?

-Все пришли в школу с портфелем?

-Сейчас я попробую вас в этом разубедить.

Слайд 1

-Как назвать одним словом все предметы?

-Тогда как назвать одним слово эти предметы?

Слайд 2

-Вам не кажется, что предметы эти разные, наверное и называться они должны по-разному. Разберитесь с помощью текста  с названиями.(Прил.1)

Слайд 3

-Назовите вещи правильно. В чём главное отличие ранца от портфеля?

-Вот о спине, а конкретнее о позвоночнике, мы сейчас и побеседуем.

-Все знают, где у человека находится позвоночник?

-Это очень хорошо, что вы всё знаете. Предлагаю отдохнуть и потянуться.

-Возвращаемся к теме урока. Встаньте так, чтобы была возможность дотянуться руками до впередистоящего.  Найдите позвоночник у соседа, стоящего впереди. А теперь нащупайте позвоночник у себя.

-Как вам кажется, на что похож позвоночник человека?

Слайд 4

-Возможна и такая ассоциация. Какое свойство строения позвоночника она лучше всего иллюстрирует?

-Проиллюстрируйте это свойство позвоночника в своих моделях, которые я предлагаю вам прямо сейчас изготовить.( Учитель демонстрирует свою модель)

-Продемонстрируйте получившиеся модели.

-Именно вот так выглядит здоровый позвоночник, если смотреть на него спереди.

Но так как позвоночник состоит из частей, он может принять другое положение .Слайд5 (учитель показывает на модели искривления вправо, влево, вперёд)

-Покажите, как выглядит человек, если с его позвоночником случилась такая беда.

-Как вы думаете, какие могут быть причины искривления?

-Ваши учебники достаточно тяжёлые, как же вам избежать искривления?

Слайд 6

-Но причина искривления может быть и другая.

Слайд 7

-Неправильная посадка за партой. Как избежать искривления по этой причине?

-Мы изготовили простейшую модель позвоночника. На самом деле его структура гораздо сложнее и он выполняет много жизненно важных функций.

-Перед  вами список утверждений(Прил.2) Прочитаете, проанализируйте и поставьте «+» если согласны и «- » ,если не согласны.

Анализируем результаты. Констатируем  факт, что мнения разделились. Значит,  не хватает точных знаний о позвоночнике.

Сформулируйте тему занятия.

Составьте план(вопросы,на которые нам нужно будет ответить)

Открытие новых знаний

Дети делятся на группы. Каждая группа читает текст( Прил.3 )и готовиться к публичному выступлению.

-Вернитесь к утверждениям с «+» и «-», проанализируйте их ещё  раз  и, если потребуется, измените знак.

Высказывания детей и выводы.

Вернитесь к плану и проверьте, на все ли вопросы мы ответили.

Рефлексия

Оцените сегодняшний урок.

(Прил.4)

Творческое домашнее задание.

Написать историю жизни от лица искривленного позвоночника.

Дети называют слова, учитель записывает на доске напротив соответствующей буквы.

Предположительно, на все вопросы дети отвечают положительно.

 -Портфели.

-Портфели.

Дети читают выданные тексты.

-Ранец  носят на лямках за спиной.

Дети отвечают условным знаком.

Ребята встают из-за парт и потягиваются, расслабляются.

Дети «нащупывают» позвоночник.

-Ребята называют ассоциации.

-Позвоночник состоит из частей.

Дети изготавливают модели. (из пластилина и зубочисток)

Дети поднимают вверх свои изделия.

Дети встают и выполняют задание.

-Ношение тяжестей в одной руке.

-Носить учебники в ранцах.

Следить за правильностью посадки.

Ребята читают и анализируют тексты.

Дети докладывают классу по теме своего текста в выбранной группе форме.

Учащиеся анализируют тексты.

Ребята высказываются, опираясь на схему.

Интеллектуальные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Организационные умения

Приложение 3

Текст 1

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину, нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те движения, которые могут нарушить ее целостность. Более того, в процессе физической работы околопозвоночные связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки.

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Читайте также:  Медицинский центр команда позвоночника кировоградская 20

Текст 2

Позвоночник выполняет функцию опоры человеческого организма, помимо этого в позвоночнике находится спинной мозг, отвечающий за работу всех жизненно важных органов человека, вот почему нарушения в позвоночнике способствуют возникновению заболеваний, их хроническому течению

К каждому внутреннему органу от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное функционирование и работу. Такие заболевания как остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, смещения позвонков, кривошея в детстве и другие могут вызвать самые различные симптомы, начиная от головной боли, заканчивая болью в области желудка или в области сердца, а что самое главное, если лечить методами традиционной медицины, сколько таблеток, уколов не используй, результат будет полностью отсутствовать. 

        Текст 3

Спинной мозг.

Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).

Главная задача спинного мозга — обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать «информационной дорогой». Эти два органа — головной и спинной мозг — составляют единое целое, которое называют центральной нервной системой.

Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.

Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда — в двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро — еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.

Приложение 2

1.В позвоночнике находится мозг.

2.Позвоночник «даёт» команды мышцам.

3.Позвоночник удерживает тело человека в вертикальном  положении.

4.Позвоночник имеет S-образную форму.

Приложение 1

Ранец

РА́НЕЦ,   (немецкое слово) Жесткая сумка для ношения за спиной.

ПОРТФЕ́ЛЬ,. (французское слово) Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.

Приложение 4

Сегодня на уроке я узнал(а)

нового…

интересного…

полезного…

На уроке мне было

интересно…

сложно…

Своей работой на уроке я

доволен, потому что…

не совсем доволен, потому что…

не доволен, потому что…

Источник

Слайд 1

Т Е Л О Ч Е Л О В Е К А СКЕЛЕТ Хлопонина Светлана Анатольевна учитель начальных классов МБОУ гимназия № 25 Город Краснодар 2008 год

Слайд 2

Мышцы и кости К костям прикреплены 500 с лишним мышц, называемых скелетными. Каждый мускул обоими концами крепится к кости конусообразным, похожим на веревку сухожилием. При движении мускулы сокращаются и подтягивают кости. Мускулы и кости вместе образуют одну из важнейших систем организма — скелетно-мышечную. Подвижность скелету придают суставные сочленения между костями. В некоторых суставах кости прочно соединены друг с другом зигзагообразными швами и кажутся единым целым. Скажем, большая тазовая кость состоит из трех сросшихся костей — подвздошной вверху, лобковой внизу спереди и седалищной внизу сзади, там, где ягодицы. У младенцев и детей они еще сохраняют некоторую подвижность, но с возрастом срастаются накрепко. Другие суставы более подвижны, но по-разному. Например, самый крупный коленный сустав похож на дверную петлю, позволяя голени сгибаться назад, но не вперед или в стороны. Такими же петлями, только поменьше, можно назвать и суставы пальцев.

Слайд 4

Скелет человека Скелет человека состоит из разных костей: длинных, коротких и плоских. Длинные кости это — кости плеча, предплечья, бедра, голени. Короткие кости кисти и стопы. Плоские кости черепа, лопатки. Скелет Громада небоскреба держится на бетонных опорах и стальных балках. Крылья гигантского аэробуса крепятся мощными распорками и лонжеронами. Так и наше тело держится на внутреннем каркасе — скелете. Без скелета наше тело было бы бесформенной массой мышц, кровеносных сосудов и внутренних органов. Но упругие, твердые кости образуют прочный остов, поддерживающий все остальные части тела. Трудясь вместе с мышцами, скелет дает нам полную свободу бегать, прыгать и сгибаться в разные стороны. Скелет человека состоит примерно из 206 отдельных костей, соединенных различными суставами. В зависимости от выполняемой функции у каждой кости свой размер и форма — от мощной бедренной кости длиной до 50 см до крохотного, величиной с блоху, 2,6 мм стремечка в ухе.

Слайд 5

Позвоночник Позвоночник состоит из 33-34 позвонков и пяти отделов: шейного — 7 позвонков, грудного — 12, поясничного — 5, крестцового — 5 и копчикового — 4-5 позвонков. Крестцовые и копчиковые позвонки у взрослого человека срослись и представляют крестцовую и копчиковую кости. Позвонок состоит из тела и дуги, от которой отходит 7 отростков: остистый, 2 поперечных и 4 суставных. Тело позвонка обращено вперед, а остистый отросток — назад, в середине находится позвоночное отверстие; отверстия всех позвонков образуют канал, в котором находится спинной мозг. На дугах позвонков имеются углубления, образующие в совокупности межпозвоночные отверстия, через которые проходят спинномозговые нервы.

Читайте также:  Жировая дистрофия позвоночника что это

Слайд 6

Грудная клетка. Образована грудными позвонками, 12 парами рёбер и плоской грудной костью, или грудиной. Рёбра представляют собой плоские изогнутые дугою кости. Их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы10 верхних рёбер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары рёбер короче остальных и оканчиваются свободно. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также печень и желудок.

Слайд 7

Первый шейный позвонок — атлант

Слайд 8

Кости черепа

Слайд 9

Скелет верхних конечностей. Ключицы и лопатки образуют скелет плечевого пояса. К нему подвижно прикрепляется скелет свободной верхней конечности. Он состоит из костей плеча, предплечья и кисти. Кости конечностей соединены подвижно. Конечности обеспечивают передвижение человека в пространстве и действуют как сложные системы рычагов. Скелет нижних конечностей . Две массивные плоские тазовые кости сзади прочно сращены с крестцом , а спереди соединены между собой. Они составляют пояс нижней конечности . В впадину каждой из тазовых костей входит шаровидная головка бедренной кости . Скелет свободной нижней конечности состоит из массивной бедренной кости, костей голени и стопы .

Слайд 10

Обнаружили 12 метровый скелет человека! Первое сообщение появилось в интернете, сообщая, что скелет обнаруживался где-то в пустынях западной Индии.

Слайд 11

Индийская мифология говорит о гигантах ,а именно: Rakshasas, который господствовал над лесами.

Слайд 12

СКЕЛЕТ КИТА

Слайд 13

СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА И ЛОШАДИ

Слайд 14

СРАВНЕНИЕ СКЕЛЕТА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Слайд 15

Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Человека характеризует вертикальное положение тела, опирающегося только на нижние конечности. Позвоночник взрослого человека имеет изгибы. Во время быстрых, резких движений изгибы пружинят и смягчают толчки. У млекопитающих животных, которые опираются на четыре конечности, позвоночник таких изгибов не имеет. Грудная клетка человека в связи с прямохождением расширена в стороны. У млекопитающих животных она сжата с боков. Одна из самых характерных черт скелета человека — это строение руки, ставшей органом труда. Кости пальцев подвижны. Самый подвижный, большой палец, хорошо развитый у человека, располагается напротив всех остальных, что важно для различных видов работы — от колки дров, требующей сильных размашистых движений, до сборки ручных часов, которая связана с тонкими и точными движениями пальцев. В связи с вертикальным положением тела человека пояс его нижних конечностей очень широк и имеет вид чаши. Он служит опорой для внутренних органов брюшной полости. У млекопитающих животных таз значительно уже, чем у человека. Массивные кости нижних конечностей человека толще и прочнее костей рук, так как ноги несут на себе всю тяжесть тела. Сводчатая стопа человека при ходьбе, беге, прыжках пружинит, смягчает толчки. В скелете головы человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Это связано с большим развитием головного мозга человека.

Источник

План урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1мин)

  2. Актуализация знаний (5 мин)

  3. Постановка учебной задачи (2 мин)

  4. Открытие нового знания (20 мин)

  5. Первичное закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (10 мин)

  6. Включение нового знания в систему знаний и повторение (5 мин)

  7. Рефлексия (итог урока). Вывод по уроку. Оценка учителем достижений учащихся

(4 мин)

  1. Домашнее задание (1мин)

Тема: «Тело человека»

Цель: создать условия для усвоения учащимися учебного материала о значении скелета и свойствах костей, о позвоночнике и черепе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;

Планируемые результаты:

Предметные:

— научить называть части скелета;

— научить выделять свойства костей;

— научить объяснять строение позвоночника;

— научить объяснять строение черепа.

Метапредметные:

— развивать бережное отношение к себе;

— развивать интерес к чтению познавательной литературы.

— формировать умение ориентироваться в учебнике;

— формировать умение ставить учебные задачи;

— формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

— воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Образовательные ресурсы урока: презентация, учебник по окружающему миру 4 класс часть 1.

Учебные пособия: окружающий мир 4 класс, авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1мин.)

1.Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елизавета Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Давайте настроимся на хорошую работу. Улыбнитесь соседу по парте, улыбнитесь нашим гостям.

Сегодня к вам на урок пришел Незнайка. Он расскажет вам новую тему и будет задавать вопросы, но сначала проверит, как вы выполнили домашнее задание.

II. Актуализация знаний (5 мин.)

В Средние века сразу можно было отличить знатного человека – рыцаря от горожан и крестьян. И не только по платью. Если одеть князя или графа в крестьянскую одежду всё равно всякий скажет, что это не простой человек.

— Как вы думаете, в чём дело? (ответ на стр. 36)

— Как определить правильная осанка у человека или нет? (ответ на стр. 37)

— На что влияет осанка? (на внешний вид человека, на работу внутренних органов)

Откройте рабочую тетрадь на странице 12 № 19.

III. Постановка учебной задачи ( 2 мин.)

1.Введение в тему урока. Формулирование темы урока. Целеполагание.

— Сегодня мы поговорим о новой увлекательной теме, но какой выскажете мне сами.

Читайте также:  Значение родинок на позвоночнике

Вы видели когда- нибудь, как строят дом?

Когда строители начинают воздвигать высокое здание, они прежде всего сооружают каркас — громадную стольную клетку. А потом уже укрепляют на этом каркасе бетонные плиты стен, потолков и полов. На прочной стальной основе держится здание.

Такой же крепкий каркас есть и в нашем теле. Он составлен из больших и маленьких частей, прочно и подвижно скрепленных между собой.

Как вы думаете, что же составляет каркас в теле человека? (скелет)

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Мы сегодня поговорим о строении тела, о том, что является опорой и защитой тела, познакомимся с особенностями позвоночника и черепа, с их строением.

Откройте учебник на странице 38, прочитайте тему нашего урока.

— Давайте подумаем и определим, какова будет цель нашего урока?

Цель урока:

— научиться называть части скелета;

— научиться выделять свойства костей;

— научиться объяснять строение позвоночника;

— научиться объяснять строение черепа.

IV. Открытие нового знания (20 мин.)

  1. Работа по учебнику.

В первые месяцы после рождения вы могли только лежать, но при этом непрерывно двигать руками и ногами, затем вы учились ползать и к году учились ходить. Освоить движения человеку помогает опорно — двигательная система или как её еще называют костно – мышечная система. Образована эта система скелетом и мышцами.

Рассмотрите слайд. Что на нем изображено? (скелет человека или по-другому костная система).

Дети называют части, из которых состоит скелет человека. (4части: черепной отдел, грудной отдел, кости верхних конечностей, кости нижних конечностей)

— А кто знает, что такое скелет? (ответы детей). Найдите определение скелета в учебнике на стр. 38.

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 39. Давайте сначала рассмотрим строение костной системы – правая часть рисунка (дети перечисляют название костей). Теперь давайте рассмотрим мышечную систему – левая часть рисунка.

Подвигайте своими руками, наклоните голову. Вы почувствовали, что кости соединены по- разному?

— Как вы думаете, от чего это зависит?

Прочитаем в учебнике, от чего же это зависит (стр.38).

— Могут ли кости двигаться сами? (нет).

Кости приводятся в движение мышцами.

Как вы думаете, сколько костей в скелете? (более 200)

Откройте учебник на странице 40. Дети читают текст.

— Итак, что составляет опору в человеческом организме? (скелет)

— Что же придает прочность костям? (клетки костной ткани, которые имеют выступы и отростки, которые обеспечивают прочное соединение клеток друг с другом. Особый состав )

— Что входит в состав костей? (органического вещества, минеральных веществ и воды)

Органические вещества придают костям упругость, а минеральные – твердость, а вмести они, придают прочность костям. (бедренная кость выдерживает нагрузку больше 1 т.)

— Какого вещества больше в детских костях? (органических веществ)

Важной составляющей в организме человека является позвоночник.

Позвоночник — это сила, защита, опора организма. К нему крепятся многочисленные мышцы, что формирует наш корпус — вместилище наших внутренних органов. Рассмотрите строение позвоночника (слайд).

— Из скольких областей состоит позвоночник? Перечислите их.

Осанка человека во многом зависит от того, как развивался с детства его скелет. Если не правильно сидеть за столом во время работы, это может привести к искривлению позвоночника. (слайд)

Физкультминутка

Руки на пояс. Наклон вправо, наклон влево, вперед, назад, потянулись.

— какие части скелета задействованы?

Откройте учебник на стр. 41, прочитаем второй абзац.

Сколько позвонков у человека? (33)

Что между ними находится? (хрящевые прослойки- диски.)

Что находится на верхнем конце позвоночника? (череп)

Рассмотрите строение черепа (слайд).

— Из каких костей он состоит?

— Сколько костей получилось?

Откройте страницу 43.Читаем текст.

— Какая единственная подвижная кость черепа? (нижняя челюсть) подвигайте.

— Зачем нужен череп? (для защиты мозга, органов чувств)

Сравните череп обезьяны и современного человека. Какие различия вы увидели? (у человека лобная кость уже, глазные впадины меньше, носовая кость расположена ближе к глазным впадинам, изменилось строение челюсти)

V. Первичное закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (10 мин.)

Закрепление изученного материала после каждого этапа.

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7мин.)

— какое значение имеет скелет для человека? (он создает опору, придает телу размер, форму, защищает, поддерживает внутренние органы).

— Для чего служат кости скелета? (кости служат опорой для мышц и вместе с ними участвуют в движении).

— в каком виде спорта требуется гибкость позвоночника? (в гимнастике)

— Сколько отделов позвоночника в теле человека? (5 отделов)

— Назовите эти отделы? (шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый)

— Какие органы защищает череп? (головной мозг)

— сколько костей в черепе человека? (8 костей)

Как вы думаете, смогли мы сегодня на уроке преодолеть лень и плодотворно потрудиться. Вспомним, какова была цель урока? Достигли ли мы этой цели? (Цель урока: научить называть части скелета; научить выделять свойства костей; научить объяснять строение позвоночника; научить объяснять строение черепа.)

Вывод: тело человека имеет опору – скелет. Скелет состоит из костей

VI I. Рефлексия (итог урока). Оценка учителем достижений учащихся

(3 мин.)

Дополните предложения:

На уроке мне было …

Я узнал …

VIII. Домашнее задание (1 мин.)

Краткий пересказ стр. 38-41.

Рабочая тетрадь № 16 стр.11

Источник