Учебный труд студентов характеризуется статической нагрузкой на позвоночник


^

1. Белки представляют собой:

а) неорганические соединения, влияющие на обмен веществ;

б) высококалорийный запасной источник энергии;

+в) основу структурных элементов клеток и тканей.
2. Наиболее важным физическим качеством для здоровья человека является:

а) сила;

б) быстрота;

+в) выносливость.
3. Высокий уровень здоровья характеризуется:+а) оптимальным функционированием жизнеобеспечивающих систем организма при их максимальных резервах;

б) отсутствием дефектов развития;

в) отсутствием заболеваний.
4. К составляющим здорового образа жизни относят:

а) выбор профессии;

+б) психогигиену;

в) спортивную подготовку.
5. Профилактике умственного и физического переутомления способствуют:

+а) полноценный сон;

б) интенсивная физическая нагрузка;

в) курение.
6. Здоровье человека на 50% зависит от:

а) наследственной предрасположенности к тем или иным заболеваниям;

+б) образа жизни;

в) уровня двигательной активности.
7. В концепцию здоровья человека входит здоровье:

+а) психическое;

б) экологическое;

в) общественное.
8. Принципы рационального питания:

а) соблюдение правил хранения продуктов;

б) ритмичность приема пищи;

+в) сбалансированность основных пищевых веществ.
9. Полноценные белки содержатся:

а) в макаронах;

+б) в рыбе;

в) в моркови.
10. К наиболее богатым аминокислотами растительным продуктам относятся:

+а) бобовые; картофель;

б) подсолнечное масло;

в) фрукты.
11. Жиры необходимы человеку, так как они:

а) сразу же используются для работы и в восстановительных реакциях;

+б) участвуют в процессе терморегуляции;

в) играет важнейшую роль в усвоении и продвижении пищи по пищеварительному тракту.
12. Пищевыми источниками углеводов являются:

а) говядина;

б) сливочное масло;

+в) финики.
13. Углеводы выполняют следующую функцию в организме:

а) регулируют кислотно-щелочное равновесие;

+б) являются основным источником энергии;

в) защитную.
14. Минеральные вещества – это:

+а) неорганические соединения, которые принимают активное участие во всех физиологических процессах;

б) специфические органические соединения, обладающие большой биологической активностью;

в) соединения необходимые для образования витаминов.
15. Основным признаком здоровья является:

а) отсутствие дефектов развития;

б) отсутствие заболеваний;

+в) хорошая приспособляемость (адаптация) организма к внешним условиям.
16. При организации режима труда и отдыха необходимо учитывать:

а) уровень развития физических качеств;

б) эффективность деятельности;

+в) часы повышенной индивидуальной работоспособности.
17. Критерием эффективности ЗОЖ является:

а) одобрение окружающих;

+б) увеличение «количества здоровья»;

в) выполнение норм, правил и требований личной и общественной гигиены.
18. К последствиям курения относят:

+а) увеличение частоты сердечных сокращений в покое;

б) увеличение объема мышечных волокон;

в) повышение кислородной емкости крови.
19. Суть теории моторно-висцеральных рефлексов, заключается в том, что:

+а) существует связь скелетной мускулатуры с внутренними органами;

б) умственный труд является одним из факторов, повышающих нервно-эмоциональное напряжение;

в) интенсивная физическая тренировка повышает умственную работоспособность.

20. Какой показатель, используют при оценке функционирования дыхательной системы?:

+а) жизненный показатель;

б) артериальное давление;

в) ЭКГ.
21. Опасность возникновения умственного переутомления связана:

+а) со способностью ЦНС длительное время работать с перегрузкой;

б) с отсутствием ощущения усталости;

в) с систематическим выполнением работы на фоне недовосстановления.
22. К признакам здоровья относят:

+а) устойчивость к действию повреждающих факторов;

б) отсутствие резервных возможностей организма;

+в) отсутствие заболеваний.
23. Табачный дым содержит более 300 вредных веществ,среди них:

а) липиды;

+б) аммиак;+в) синильная кислота.
24. При организации режима труда и отдыха необходимо учитывать:

а) физические качества;

+б) часы повышенной работоспособности;

в) характер и условия деятельности.

^

1. Учебный труд студентов характеризуется:

а) невысоким нервно-эмоциональным напряжением;

б) незначительной статической нагрузкой на позвоночник;

+в) гиподинамией.
2. Утренняя гигиеническая гимнастика выполняется с целью:

а) развития физических качеств;

+б) «врабатывания» в трудовой (учебный) день;

в) формирования двигательных умений и навыков.
3. Какую форму самостоятельных занятий физическими упражнениями следует выбрать для развития силы?

а) физкультурную паузу;

+б) тренировочные занятия в свободное время;

в) утреннюю гигиеническую гимнастику.
4. Тренировки в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы наиболее эффективны при нагрузках, повышающих ЧСС для лиц студенческого

возраста, не имеющих отклонения в состоянии здоровья, до:

а) 90 уд/мин;

б) 100-110уд/мин;

+в) 130-150уд/мин.
5. Умственную и психическую напряженность помогут снять:

а) участие в спортивных соревнованиях;

б) занятия играми, единоборствами;

+в) упражнения циклического характера, выполняемые с умеренной интенсивностью.
6. Какая нагрузка характеризуются таким сочетанием нагрузки и отдыха, когда организм занимающегося восстанавливается относительно медленно, но не более суток?

а) жесткая;

б) облегченная;

+в) оптимальная.
7. Какие физические упражнения целесообразно использовать в заключительной части занятия?+а) медленный бег;

б) спортивная ходьба;

в) упражнения на ловкость.
8. Какой принцип предусматривает оптимальное соответствие задач, средств и методов физической культуры возможностям занимающихся?

а) принцип сознательности и активности;

б) принцип доступности и индивидуализации;

+в) принцип систематичности и последовательности.
9. Оздоровительно-рекреативная направленность занятий предусматривает использование средств и методов физической культуры в целях:

а) повышения спортивного мастерства;

+б) послерабочего восстановления организма и профилактики переутомления;

в) подготовки к профессиональной деятельности.
10. В какой части тренировочного занятия предусмотрено развитие физических качеств?

а) в подготовительной части;

+б) в основной части;

в) в заключительной части.
11. Для развития общей выносливости применяются следующие виды физических упражнений:

а) прыжки в воду;

б) атлетическая гимнастика;

+в) плавание.
12. Укажите, с какой целью проводятся физкультурные минутки в процессе учебного труда:+а) предупреждения утомления и восстановления работоспособности;

б) развития ловкости и гибкости;

в) повышения уровня физической подготовленности.
13. Укажите оптимальное количество общеразвивающих упражнений для подготовительной части занятия:

а) 10-12 упражнений;

б) 4-5 упражнений;

в) 14-15 упражнений.
14. Одним из средств восстановления после физических нагрузок является:

+а) переключение на другой вид физических упражнений;

б) обильное питание;

в) участие в соревнованиях.
15. Определите в процентном отношении от общего времени занятия, продолжительность ______________основной части занятия:

а) 30-80%;

+б) 70-90%;

в) 50-85%.
16. Какие из ниже перечисленных физических упражнений рекомендуются студентам для включения в физкультурную паузу?

а) упражнения, развивающие выносливость;

+б) упражнения, выполняемые для профилактики отечности нижних конечностей;

в) упражнения на равновесие.
17. К основным формам самостоятельных занятий физическими упражнениями относятся:

а) разминка;

+б) утренняя зарядка;+в) урок физической культуры.
18. Самостоятельные занятия физическими упражнениями гигиенической направленности предполагают:+а) использование средств физической культуры в целях оптимизации состояния организма;

б) использование средств физической культуры для всесторонней физической подготовки;

в) использование средств физической культуры для восстановления здоровья или определенных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм.
19. Сколько раз в одном занятии может повторяться специальная часть разминки?

а) один раз после общеподготовительной части;

Читайте также:  Методы упражнения для лечения позвоночника и суставов

+б) специальная разминка выполняется каждый раз при переходе к выполнению нового вида физических упражнений;

в) в начале и середине основной части занятия.
20. От чего зависит содержание самостоятельных тренировочных занятий?

+а) от целей, которые ставит перед собой занимающийся;

б) от времени и места занятия;

в) от уровня физической подготовленности.
21. Самостоятельные тренировочные занятия целесообразно строить из частей:

а) одной;

+б) трех;

в) шести.
22. Отличие физических упражнений от физического труда заключается в том, что:

+а) физические упражнения являются специально организованным средством укрепления и совершенствования организма человека;+б) физические упражнения помогаю развить силу и выносливость;

в) физические упражнения играют огромную роль в воспитании личностных качеств – решительности, трудолюбия, коллективизма и др.
23. Оптимальный объем двигательной активности студентов должен составлять:

а) 1 час в неделю;

б) 2-3 часа в неделю;

+в) 6-8 часов в неделю.
.
Тесты:

1. Задачей ППФП является:

а) формирование двигательных умений и навыков, необходимых для будущей специальности;

б) достижение высоких спортивных результатов в прикладных видах спорта;

в) направленная подготовка к соревнованиям.
2. ППФП это:

а) специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями определенной профессии;

б) процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека;

в) специализированный вид подготовки к выступлениям в профессиональном спорте.
3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП:

а) состояние здоровья;

б) уровень физической подготовленности;

в) условия и характер труда.
4. Какие из перечисленных вспомогательных средств используются в ППФП?

а) тренажеры, специальные технические приспособления;

б) оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

в) альпинизм.
5. Снять умственную и психическую напряженность поможет:

а) интенсивная физическая нагрузка;

б) шейпинг, упражнения на координацию;

в) умеренная аэробная нагрузка.
6. Специфика умственного утомления состоит в том, что:

а) при умственном утомлении наблюдается торможение в коре головного мозга, биологически необходимое для предупреждения истощения организма;

б) при систематическом продолжении работы в состоянии умственного утомления, может наступить переутомление;

в) умственное утомление не замечается человеком, так как мозг способен длительное время работать с перегрузкой.
7. Какое физическое качество наиболее важно для работников умственного труда?

а) гибкость;

б) сила;

в) статическая выносливость.
8. Какие органы или группы органов подвергаются утомлению в большей степени у работников умственного труда?

а) сердечно-сосудистая система;

б) зрительный аппарат;

в) органы дыхания.
9. ППФП строится на основе и в единстве с:

а) общей физической подготовкой;

б) специальной подготовкой;

в) подготовкой к труду.
10. Какое специальное физическое качество необходимо развивать работникам умственного труда?

а) устойчивость к длительной гиподинамии;

б) ловкость;

в) сила.
11. Прикладными видами спорта для работников умственного труда являются:

а) бокс;

б) игровые виды спорта;
12. Какое психическое качество необходимо развивать работникам умственного труда?

а) устойчивость к гипоксии;

б) устойчивость к гиподинамии;

в) эмоциональная устойчивость.
13. Формой занятий по ППФП могут быть:

а) соревнования по прикладным видам спорта;

б) занятия лечебной гимнастикой;

в) физкультурная минутка.
14. Факторы, снижающие умственную работоспособностьстудента и специалиста:

а) напряженная работа в условиях дефицита времени;

б) функциональное расширение сосудов головного мозга;

в) недостаточная статическая нагрузка на мышцы шеи и плечевого пояса.
15. Для профилактики развития умственного переутомления, профессиональных заболеваний целесообразно использовать:

а) длительные интенсивные нагрузки;

б) кратковременные физические нагрузки, чередующиеся с умственным трудом;

в) упражнения на внимание.
16. Устойчивость к воздействию неблагоприятных фактороввнешней среды формируется в основном с помощью:

а) закаливания организма;

б) физической I_Р±*_@ГJ_тренировки;

в) сочетанием тренировки и закаливания.
17. Основным средством ППФП являются:

а) физические упражнения;

б) специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер профессионального труда.

в) закаливание организма для повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных условий трудовой деятельности.
18. К дополнительным факторам, которые оказывают влияние на содержание ППФП, относятся:

а) индивидуальные особенности личности;

б) географо-климатические условия;

в) режим труда и отдыха.
19. ППФП подразделяется на… этапа:

а) три;

б) два;

в) четыре.

20. Эффективными средствами развития инициативности и организаторских способностей в процессе физическоговоспитания являются:

а) выполнение физических упражнений под руководством грамотного преподавателя;

б) самостоятельное проведение тренировочных занятий с группой;

в) организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе.
21. Для формирования статической выносливости применяются динамические и статические упражнения, направленные на:

а) развитие мышц, которые испытывают наибольшую статическую нагрузку в процессе профессиональной деятельности,

б) развитие мышц, которые в процессе профессиональной деятельности, находятся в расслабленном состоянии;

в) развитие мышц плечевого пояса и рук.
^

а) выбранные средства должны обеспечивать не только специальную, но и общую физическую подготовку;

б) необходимо комплексное использование средств физического воспитания;

в) величина тренировочных воздействий на организм при выполнении упражнений должна быть максимальной.
23. При подборе прикладных физических упражнений важно:

а) чтобы их психофизиологическое воздействие было максимально полезно и эффективно для решения конкретных задач ППФП;

б) чтобы физические упражнения были разнообразными;

в) чтобы подбор средств соответствовал уровню физической подготовленности.

Источник

Физическая культура тест,часть 5, 24 вопроса.

ТЕСТ 6

Тесты:

1. Учебный труд студентов характеризуется:

а) невысоким нервно-эмоциональным напряжением;

б) незначительной статической нагрузкой на позвоночник;

в) гиподинамией.

2. Утренняя гигиеническая гимнастика выполняется с целью:

а) развития физических качеств;

б) «врабатывания» в трудовой (учебный) день;

в) формирования двигательных умений и навыков.

3. Какую форму самостоятельных занятий физическими упражнениями следует выбрать для развития силы?

а) физкультурную паузу;

б) тренировочные занятия в свободное время;

в) утреннюю гигиеническую гимнастику.

4. Тренировки в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы наиболее эффективны при нагрузках, повышающих ЧСС для лиц студенческого

возраста, не имеющих отклонения в состоянии здоровья, до:

а) 90 уд/мин;

б) 100-110уд/мин;

в) 130-150уд/мин.

5. Умственную и психическую напряженность помогут снять:

а) участие в спортивных соревнованиях;

б) занятия играми, единоборствами;

в) упражнения циклического характера, выполняемые с умеренной интенсивностью.

6. Какая нагрузка характеризуются таким сочетанием нагрузки и отдыха, когда организм занимающегося восстанавливается относительно медленно, но не более суток?

а) жесткая;

б) облегченная;

в) оптимальная.

7. Какие физические упражнения целесообразно использовать в заключительной части занятия?

а) медленный бег;

б) спортивная ходьба;

в) упражнения на ловкость.

8. Какой принцип предусматривает оптимальное соответствие задач, средств и методов физической культуры возможностям занимающихся?

а) принцип сознательности и активности;

б) принцип доступности и индивидуализации;

в) принцип систематичности и последовательности.

9. Оздоровительно-рекреативная направленность занятий предусматривает использование средств и методов физической культуры в целях:

а) повышения спортивного мастерства;

б) послерабочего восстановления организма и профилактики переутомления;

в) подготовки к профессиональной деятельности.

Читайте также:  Нестабильность позвонков шейного отдела позвоночника

10. В какой части тренировочного занятия предусмотрено развитие физических качеств?

а) в подготовительной части;

б) в основной части;

в) в заключительной части.

11. Для развития общей выносливости применяются следующие виды физических упражнений:

а) прыжки в воду;

б) атлетическая гимнастика;

в) плавание.

12. Укажите, с какой целью проводятся физкультурные минутки в процессе учебного труда:

а) предупреждения утомления и восстановления работоспособности;

б) развития ловкости и гибкости;

в) повышения уровня физической подготовленности.

13. Укажите оптимальное количество общеразвивающих упражнений для подготовительной части занятия:

а) 10-12 упражнений;

б) 4-5 упражнений;

в) 14-15 упражнений.

14. Одним из средств восстановления после физических нагрузок является:

а) переключение на другой вид физических упражнений;

б) обильное питание;

в) участие в соревнованиях.

15. Определите в процентном отношении от общего времени занятия, продолжительность ______________основной части занятия:

а) 30-80%;

б) 70-90%;

в) 50-85%.

16. Какие из ниже перечисленных физических упражнений рекомендуются студентам для включения в физкультурную паузу?

а) упражнения, развивающие выносливость;

б) упражнения, выполняемые для профилактики отечности нижних конечностей;

в) упражнения на равновесие.

17. К основным формам самостоятельных занятий физическими упражнениями относятся:

а) разминка;

б) утренняя зарядка;

в) урок физической культуры.

18. Самостоятельные занятия физическими упражнениями гигиенической направленности предполагают:

а) использование средств физической культуры в целях оптимизации состояния организма;

б) использование средств физической культуры для всесторонней физической подготовки;

в) использование средств физической культуры для восстановления здоровья или определенных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм.

19. Сколько раз в одном

Источник

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждаются проблемы адаптации студентов к условиям обучения. Рассматривается воздействие учебной нагрузки на организм студентов. Отмечена значимость двигательной активности. Предложен комплексный подход для повышения работоспособности.

ABSTRACT

The article discusses the problems of adaptation students to the learning environment. Considers the impact of workload for the student body. Noted the importance of physical activity. A comprehensive approach to improve health.

Ключевые слова: адаптация, работоспособность, успеваемость, учебный процесс, здоровье, студенты.

Keywords: adaptation, performance, academic performance, educational process, health, students.

Проблемы, возникающие в процессе учебной деятельности, связанные с физическим  и психическим  здоровьем, адаптацией  студентов к условиям обучения, повышением работоспособности, составлением правильного расписания с учетом учебной нагрузки,  научно-исследовательской деятельностью, имеют особую значимость. На протяжении всего периода обучения, студент, находящийся в одних условиях, должен готовить себя к деятельности в других. Поступление в ВУЗ – один из самых ответственных, сложных периодов в жизни студентов.  На студента начинает действовать комплекс достаточно интенсивных факторов, при адаптации к каждому из которых формируется своя функциональная система. Адаптация обусловлена психологическими характеристиками индивидуальности студента, физиологическими и биохимическими особенностями его организма. При переходе из школы в ВУЗ, будущий студент переступая порог нового учебного заведения, попадает в иные условия, с более сложной учебной нагрузкой, эмоциональным напряжением, (особенно в экзаменационный период), а также сравнительно низким объемом двигательной  aктивности. Нарушая каноны и традиции образ жизни и учебный процесс, за последние годы очень сильно  изменился, далеко не каждый  может приспособиться к современной системе обучения в ВУЗе. От постоянства внутренней среды организма зависит приспособление к изменяющимся условиям внешней среды.

Важное значение имеет подготовленность студентов к деятельности, основанной на активных мыслительных процессах. Работоспособный студент, обладающий способностью выполнять большой объем работы производительно. Работоспособность в утренние часы постепенно увеличивается и достигает максимального подъема  к 10-13 часам. После 14 часов происходит снижение работоспособности, 16-17 часов наблюдается повышение всех функций, после 20 часов характерен спад функциональных возможностей.  В течение учебного дня работоспособность изменяется под влиянием ряда факторов.  Вначале происходит врабатывание (постепенное включение всех функций и процессов); затем наступает период максимальной устойчивой стабилизации работоспособности; далее наступает утомление, наблюдается период прогрессирующего  снижения работоспособности. Непосредственно серьезным испытаниям организм подвергается в конце учебного дня, когда уровень информационного объема превышен, трудно сконцентрироваться на получении знаний, когда с трудом протекают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Происходит снижение продуктивности учебной деятельности. Суточные изменения работоспособности происходят в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года. Рассматривая работоспособность в недельном учебном периоде, понедельник – период врабатывания; период со вторника по четверг характеризуется устойчивой, высокой работоспособностью; пятница, суббота – период снижения работоспособности. В течение семестра период врабатывания составляет 3-4 недели, затем наступает период устойчивой работоспособности, который длится 2-3 месяца, с началом зачетной сессии работоспособность начинает снижаться.  Учебная нагрузка у студентов составляет 7-9 часов, увеличение нагрузки до 11 — 13 часов происходит с началом зачетной сессии, в неделю 50 — 58 часов. В связи с этим, у студентов  недостаточно времени для восстановительных процессов. Поэтому целесообразно  в процессе учебного труда временно  переключаться на другие виды деятельности такие как ходьба; непродолжительные игры (бадминтон, настольный теннис); гимнастические упражнения, дыхательная гимнастика. Не следует забывать про утреннюю зарядку, физкультурные паузы, физкультурные минутки. Как выяснилось, большинство студентов равнодушны к зарядке. Утреннюю зарядку делают 25.1% на первом курсе, 12.2% на втором, 5.8% на третьем курсе. Период врабатывания сокращается у  студентов, регулярно выполняющих утреннюю зарядку. Комплекс для физкультурной паузы должен состоять из 6-7 упражнений. Проводится  в течение нескольких минут в первой и второй половине дня. Целесообразно использовать упражнения, которые дают тонизирующую нагрузку, способствуют углублению торможения и ускорению восстановительных процессов в соответствующих нервных центрах. В физкультурные  минутки включают 2-3 упражнения. Выполнять упражнения каждые 1.5-2 часа. Применяются дыхательные упражнения; упражнения для рук, ног, туловища; приседания; упражнения для коррекции осанки. У нетренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Вместе с тем при равной успеваемости студенты, обладающие высоким уровнем тренированности, демонстрируют более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращаются  в норму. Отмечено, что напряжение на экзаменах у студентов со слабой успеваемостью — выше, c  хорошей успеваемостью – ниже. Таким образом, уровень физической подготовленности в большей степени определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному учебному труду, существенно повышает эффективность производственной деятельности. С каждым годом обучения,  адаптация студентов к условиям  экзаменационного периода улучшается.  Проблемы адаптации студентов к обучению в вузе имеют особую значимость, требующую внимания широкого круга специалистов: социологов, психологов, врачей и др. Вопросы решения возникающих проблем нельзя рассматривать вне администрации вуза, факультетов, спортивного клуба, кафедры физической культуры.

Читайте также:  Как узнать о здоровье позвоночника

Адаптация студентов тесно связанa с вопросами их здоровья, профилактики заболеваний, вызванных условиями обучения в ВУЗе и разработки способов коррекции состояния организма. Прежде всего в период обучения увеличивается количество умственно-интеллектуальной деятельности студента, снижается физическая активность, чередование физических и умственных нагрузок сокращается, а то и вовсе сводится к нулю. В результате студент застаивается, усталость накапливается быстрее, снижается общая работоспособность. Следует отметить, что у студентов зафиксирован низкий уровень физической активности. Свое предпочтение многие отдают только занятиям в обязательном курсе обучения по предмету «Физическая культура». Многие студенты не справляются с контрольными нормативами: 1-3 курс (юноши) – 100м (12.2%), подтягивание (23.1%), бег на выносливость-3000 м (29.9%). 1-3курс (девушки) – 100м (35.8%), лыжная подготовка – (50.1%), бег на выносливость-2000м (71.4%). Изменяются психические функции: внимание,  память, мышление. Ухудшается качество сна из-за перенапряжения, стрессов и переживаний, учащается бессонница. Сокращается время, установленное на сон. Подавляющее большинство редко соблюдают режим сна: 1 курс -45.3%, 2 курс -47.1%, 3 курс -59.0%. При хронических недосыпаниях появляются неврозы, снижаются защитные силы организма. При систематическом недосыпании умственная работоспособность снижается. Большая часть студентов не осознают значимость оздоровительного и профилактического эффекта закаливания. Результаты подтверждают этот факт (1 курс – 71.8%, 2 курс – 75.6%, 3 курс – 72.5%).  Установлено, что редко болеют (1-2 раза в год) – 70.2%, часто болеют (3 раза и более) — 19.8%, сомневаются о наличии хронических заболеваний — 10%. Сочетание интенсивной умственной работы со снижением двигательной активности способствует появлению и росту заболеваний сердечно-сосудистой системы (порок сердца, артериальная гипертензия), нервной системы (неврозы), психических заболеваний, заболеваний системы пищеварения (гастрит, гастродуоденит, язва желудка), опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие) и органов дыхания. Длительное вынужденное  пребывания в «сидячей позе» для студентов умственного труда, негативно действует на организм,  так как кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца, уменьшается общий объем активно циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда важнейших органов (сердце, печень, мозг). Снижается венозное кровоснабжение, не работает мышечный насос нижних конечностей и других крупных мышечных групп. В следствии длительной статической нагрузки затормаживаются обменные процессы. Кроме нарушений опорно-двигательной системы, при длительной позе сидя развиваются патологии внутренних органов (гастрит, простатит, геморрой, болезни легких и т.д ).  При продолжительной умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из головного мозга, что вызывает головную боль и снижения работоспособности. Кроме того, уменьшение объёма движений легких в сидячем положении негативно влияет на функции дыхательной системы и следовательно на кислородный обмен. При интенсивной  кратковременной умственной работе происходит учащение сердечных сокращений, при длительной работе – замедление. В результате напряженной, длительной, умственной работы,  наступает утомление. Умственная деятельность студента связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением.

В процессе высокого темпа учебной деятельности, студентам приходится часто переключать свое внимание с объекта на объект, с важных действий на второстепенные и т.д. Концентрации и устойчивости внимания можно добиться путем тренировки, используя различные физические упражнения (гимнастические, строевые), эстафетный бег, прыжки в длину с разбега, метание легкоатлетических снарядов, езда на велосипеде. Эффективным средством развития внимания являются спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол).

Типичные изменения работоспособности студентов во многом определяют составление учебного расписания занятий в вузе, когда наиболее сложные для освоения учебные дисциплины планируют на 2— 3 пару учебного дня, на середину недели, а менее сложные — на первые часы учебного дня, на конец и начало недели. Изменение физической работоспособности в течение недели также соответствует динамике умственной работоспособности. Учебный процесс характерен неравномерными распределениями нагрузок, а так же во время экзаменационной сессии пагубно влияет на здоровье, проверяет на прочность организм студентов. Из-за этого происходит снижение умственной,  физической и психоэмоциональной работоспособности, увеличивается  негативное влияние, нарушается баланс между трудом и отдыхом, питанием и сном, утомление наступает быстрее и может перейти в переутомление. Чтобы продуктивность и работоспособность студента была более высокой, рекомендуют  составлять правильный график учебных занятий: в неделю включать не более 36 часов, 2 дня выходных. Лекционные занятия чередовать с практическими, лабораторными, семинарами, коллоквиумами, компьютерными тренингами,  так как после двух пар лекций усвоение информации ослабевает.  Наиболее сложные для освоения учебные дисциплины необходимо ставить на 2 —  3 пару учебного дня, на середину недели, а менее сложные  на первые часы учебного дня, на конец и начало недели. Изменение физической работоспособности в течение недели соответствует динамике умственной работоспособности. Во время лекций необходимо совершать кратковременный отдых (5 – 10 минут). Учебные занятия начинать в одно и тоже время. Для студента важен режим, чтобы организм быстрее и легче адаптировался к учебному процессу. Работоспособность не всегда восстанавливается к исходному уровню, особенно в период сессии. Полного восстановления, и даже сверхвосстановления можно добиться, используя средства физической культуры и спорта. Физические нагрузки способствуют высокому физическому развитию и функциональному состоянию; сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды; сохранению и повышению работоспособности и успеваемости; переутомлению ЦНС; росту функциональной деятельности всех органов и систем организма; быстрой и легкой адаптации и восстановлению. При выборе физических упражнений важно сменить деятельность, переключиться с одних мышечных групп на другие. Студентам, активно занимающимся умственной деятельностью целесообразно использовать ходьбу или легкий бег; приседания; упражнения для рук (махи, вращения); упражнения для туловища (наклоны, повороты, вращения);  прыжки; дыхательные упражнения;  упражнения на концентрацию внимания.

В условиях интенсивной, повышенной учебной нагрузки; нервно-психической напряженности; физическая культура является основой полноценной жизни студентов, продуктивной научной и профессиональной деятельности. В процессе профессионального становления  будущих специалистов, студенты должны достичь гармонии знаний и умений, физического и духовного; развиваться с культурой общества; научиться использовать средства физической культуры для организации активного отдыха; поддерживать необходимый уровень физической активности.

Список литературы:
1. Бароненко В.А. Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. Второе издание. Москва. Альфа-М. ИНФРА-М.2010.
2. Бодров В.А «Психологические основы профессиональной деятельности: Учебник Москва, 2007, 482с.
3. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. 2-е изд., перераб. М.: Физкультура и спорт, 2008, 208 с.
4. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие/М.Я Виленский, А.Г Горшков.-М.;КНОРУС, 2012.
5. Коваленко В.А. Физическая культура: Учебное пособие. — М.: Изд-во АСВ, 2000. — 430 с.
6. Мильнер Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2006.
7. Смирнов Д.М Уровень ценности в структуре личности// Мир психологии.—2007. -№4.-с.220-230.

Источник