Удар кулаком в позвоночник
Ушиб позвоночника – травма, которая возникает из-за падения на спину, удара предметом, взрывной волной, во время автомобильной аварии и при нырянии в воду.
При ушибе сохраняется целостность спинного мозга и позвоночника.
Но эту травму нельзя назвать легкой, так как в месте ушиба возникают гематомы, по позвоночному каналу нарушается движение спинномозговой жидкости, возможен некроз тканей в очагах воспаления.
Среди всех травм позвоночника ушибы возникают в 5-10%. Чаще страдают мужчины и женщины до 50 лет, у детей и людей пожилого возраста такие повреждения практически не встречаются.
Симптомы
На месте ушиба позвоночника появляется отек, гематома, неприятные ощущения.
Сразу после травмы у пострадавшего пропадают рефлексы и чувствительность ниже места ушиба.
Часто возникают сложности во время дефекации. Врачи называют это явление спинальным шоком.
Через некоторое время после получения травмы наблюдается нарушение движений, исчезновение рефлексов, чувствительности ниже места удара, изменение тканей и нарушение мочеиспускания.
В зависимости от того, какой отдел поврежден, симптомы могут отличаться.
Поясничный отдел
Если пострадавший после травмы сгибает ноги, совершает акт мочеиспускания, у него не нарушена чувствительность ног, то прогноз на восстановление благоприятный.
При ушибе поясничного отдела наблюдается боль в нижней части спины, нарушается координация движений, возникает паралич или парез ног, изменение сухожильных рефлексов, недержание мочи, у мужчин эректильная дисфункция.
Грудной
При травме этого отдела наблюдаются боли в сердце, нарушается чувствительность кожи ниже участка удара, возможна одышка, боль при вдохе и выдохе, параличи конечностей, слабость в ногах, снижение мышечных рефлексов, боли в груди, непроизвольные дефекации и мочеиспускания, нарушение сексуальные функций.
Крестцовый
Эта травма сопровождается сильной болью в пораженной области, при ходьбе возникают неприятные ощущения, пострадавший принимает вынужденное положение, при котором неприятные ощущения уменьшаются.
Шейный
В зависимости от степени тяжести травмы наблюдается нарушение движений рук, ног или полный паралич, возникают проблемы с дыханием (оно становится прерывистое, возможна одышка или остановка), боль в области шеи и затылка, сужение зрачков, снижение мышечных рефлексов, сухость кожи.
При сильном ушибе пострадавший может потерять сознание.
Частые причины появления ушибов
Ушибы часто возникают по следующим причинам:
- автомобильная или транспортная авария;
- механический удар тяжелым предметом;
- взрывная волна;
- удар во время ныряния об воду или дно;
- прыжок с высоты и неудобное приземление на ноги;
- спортивная травма;
- бытовые травмы (падение со стула, стола, лестницы);
- обвал здания;
- падение на спину при обмороке.
Последствия для здоровья
Последствия ушиба позвоночника напрямую зависят от степени тяжести травмы, возраста пострадавшего и других показателей.
Если ушиб легкой степени, то восстановление занимает не более 45 дней, в последствие возможны небольшие неврологические изменения.
При ушибах средней степени тяжести организм восстанавливается до 4 месяцев, возможно полное нарушение пораженного участка.
Даже после комплексного лечения не всегда удается полностью восстановить функции позвоночника.
При тяжелой степени лечение занимает значительный период, который часто длится больше года. Восстановить все функции организма не получится.
Лечение
При ушибе позвоночника нужно правильно оказать первую медицинскую помощь. После этого в медицинском учреждении врачи проводят диагностику состояния пациента и назначают лечение.
При оказании первой медицинской помощи нужно выполнить следующие действия:
- Обеспечить полный покой. Сразу после травмы нужно отказаться от нагрузок и резких движений.
- Иммобилизация (обездвиживание). Для этого нужно отказаться от осевой нагрузки на позвоночник и зафиксировать поврежденное место тугой повязкой.
- Холодные компрессы. После возникновения гематомы к больному месту нужно прикладывать компрессы, а чтобы избежать нагревания, их необходимо своевременно менять.
- При нарушениях дыхательных возможностей пациенту нужно сделать искусственное дыхание.
- При ушибе шейного отдела на область шеи нужно наложить специальный воротник и полностью обездвижить поврежденную область.
Оптимальный вариант – как можно быстрее обратиться за помощью к врачу. Он проведет опрос и осмотр пациента, осуществит пальпацию спины и позвоночника и назначит необходимые обследования:
- рентгенографию, которая проводится в двух проекциях (боковой и переднезадней). Процедура помогает обнаружить сужение позвоночного канала, деформацию позвоночника, переломы, трещины и т.д.;
- неврологическое обследование проверяет позвоночник на чувствительность и сохранность рефлексов;
- МРТ назначается, если нужно обследовать позвоночник до мельчайших подробностей, найти нарушения целостности нервов и сосудов;
- КТ позволяет с максимальной точностью определить поврежденный участок, оценить состояние спинномозгового канала, позвоночного столба и спинного мозга.
При ушибе средней и тяжелой степени пострадавшего нужно как можно быстрее госпитализировать.
Если при травме возникло смещение позвонков, их необходимо вправить вытяжением или одномоментно.
Врач может назначить прием антикогулянтов для предотвращения тромбообразования. Для расширения сосудов применяются ангиопротекторы, для заживления ран и активизации нервной деятельность ноотропные средства и анаболики, а для предотвращения инфекций антибактериальные средства.
Место ушиба для уменьшения гематом и боли обрабатывают специальными мазями или гелями.
Как только произошел ушиб позвоночника, нужно оказать пострадавшему медицинскую помощь и незамедлительно обратиться к врачу, даже если человек чувствует себя хорошо.
Симптомы серьезного повреждения позвоночника могут появиться только через несколько часов. В зависимости от правильности лечения и степени тяжести повреждений последствия травмы могут отличаться. Пострадавшим с тяжелой степенью ушиба требуется длительное лечение и реабилитация.
Источник
Умение постоять за себя необходимо каждому. Если вы не занимаетесь боевыми искусствами, то вам пригодится эта шпаргалка.
На вас напали, завязалась драка, есть угроза для вашего здоровья и даже жизни — нужно себя спасать. В первую очередь цельтесь в самые чувствительные части тела: глаза, уши, нос, пах. Есть и другие уязвимые места, где нервные окончания и внутренние органы не защищены костями. Но помните: эти удары могут привести к серьёзным повреждениям и даже смерти противника. Используйте их, только если вы действительно в серьёзной опасности.
1. Основание черепа
Такой удар может вызвать повреждения позвоночника. Наносите его только в крайнем случае.
2. Почки
После такого удара противник испытает резкую боль в области спины и живота. Для максимального эффекта цельтесь в точки по бокам, где заканчиваются рёбра.
3. Копчик
Последний позвонок копчика маленький и хрупкий. Если резко ударить по нему носком ботинка под правильным углом, он может сломаться. При этом нападавшего ждёт приступ невероятной боли, отдающейся в поясницу и ноги.
4. Челюстной сустав
Ударив противника прямо под ухо, можно сломать ему челюсть. Чаще всего это моментально заканчивает драку.
5. Шея сбоку
Этот удар не только эффектно выглядит на экране — он действительно работает. Резко ударьте в шею противника сбоку: там расположена сонная артерия. При таком ударе вы заденете блуждающий нерв, и это приведёт к сильному головокружению, а в некоторых случаях даже к потере сознания.
6. Основание горла
Там расположена трахея — одно из самых уязвимых мест в организме. Даже лёгкий удар по трахее может повредить гортань и привести к удушью. Бейте по этому месту только в самом крайнем случае и не забывайте о последствиях.
7. Подмышки
Резкий удар в подмышку ослабит руку нападающего, а это сделает его более уязвимым.
8. Солнечное сплетение
Это место, где заканчивается грудина и начинается живот. Хороший удар или пинок в солнечное сплетение заставит противника согнуться пополам.
9. Мочевой пузырь
Боль от такого удара не проходит очень долго. А если мочевой пузырь полон, то произойдёт ещё и его опорожнение.
10. Колени
Связки и сухожилия, которые удерживают коленный сустав на месте, не выдержат резкого смещения вбок. Цельтесь ногой так, чтобы сдвинуть колено и порвать связки. Это обездвижит нападающего.
11. Щиколотки
Если со всей силы наступить ногой на щиколотку противника, можно повредить сустав и сухожилия. Особенно, если на вас тяжёлая обувь.
12. Пах
Всем известно, к чему это приведёт. Боль и ещё раз боль.
13. Подбородок
От удара в подбородок можно потерять сознание. При подобном ударе голова поворачивается так резко, что мозг буквально встряхивается.
14. Виски
Сильный удар в висок заставит потерять сознание и может вызвать серьёзную травму головного мозга.
15. Нос
Сломать нос несложно. Кровотечение и боль от перелома остановят большинство нападающих. К тому же при ударе активизируется носослёзный канал, что ещё больше дезориентирует противника.
16. Глаза
Ударив в глаз или сильно надавив на оба, можно навсегда лишить человека зрения. Пользуйтесь этим приёмом только в крайнем случае. Достаточно слегка надавить на глаза, вследствие чего выделится много слёз. И у вас будет шанс убежать, пока нападающий ничего не видит.
Источник
7. Удары в спину
Возможность для таких ударов – настоящий «счастливый случай», но выпадает он очень редко, например, если в массовой драке противник случайно оставит тебя за своей спиной или придется наносить обезвреживающие удары поуже поверженному неприятелю. При любом удобном случае бить в спину можно и нужно – ты ведь не на рыцарском турнире, у тебя одна задача – спастись любой ценой.
Самая травмоопасная «зона» спины – позвоночник, а самая открытая для удара его часть – задняя поверхность шеи с выступающими позвонками. Сместить или разрушить позвонок голыми руками даже не надейся, но имей в виду, что пропустить удар по позвоночнику, например, палкой, не менее опасно, чем в голову. Бить в позвоночник нужно максимально жестко – локтями, коленями, головой – такими ударными поверхностями, которые сами могут пострадать минимально. Но все же это не первостепенная цель.
Начинать атаковать спину нужно с почек. Где они расположены, все примерно представляют. В области почек по спине проходит большой нерв, так что все удары по этим органам очень болезненны. Кроме того, велика вероятность внутреннего кровотечения – не самое страшное, что может случиться, но с такой травмой бой продолжать невозможно (рис. 39, в).
Далее, сильные болевые ощущения вызывают удары по ложбине между лопатками и поясницей (рис. 39, б). Дело не только в том, что здесь проходит позвоночник, но и в том, что, поразив соответствующие мышцы, ты ограничиваешь подвижность и снижаешь боевую эффективность оппонента. Бить сюда, как и по почкам, можно как угодно и чем угодно, лишь бы посильнее – достаточно «легкодоступные» места с близкими к поверхности нервными окончаниями.
По затылку надо бить в то место, где шея соединяется с головой. От любого удара сюда теряется контроль за ситуацией, начинает двоиться в глазах, кружится голова. Причем эта точка открыта не только при заходе со спины. Находясь сбоку от противника, можно попасть туда локтем или предплечьем (рис. 39, а).
Рис.39. Варианты действий, когда противник бросается тебе в ноги, чтобы повалить наземь: а – удар сверху локтем в шейный отдел позвоночника, б – удар сверху локтем между лопаток, в – удар кулаком в область почки.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Броски через спину
Бросок через спину с захватом плеча.И. п. то же, что и в предыдущем случае (рис. 87).По команде «Делай раз» шагните правой ногой (с переносом на нее центра тяжести) к партнеру, одновременно осуществляя тягу левой рукой за его правую, как и при проведении
УДАРЫ
Техника ударов — техника кулачного боя — наиболее полно разработана английским боксом, откуда мы и берем наиболее простые и действенные удары рукой — точнее, кулаком. Технику ударов ногой мы берем из французского бокса. Удары краем ладони (из джиу-джитсу) — мы
ПЕРЕВОРАЧИВАНИЯ НА СПИНУ
Переворачиваниями на спину в самбо называются приёмы, посредством которых противника из положения на четвереньках или лежащего спиной вверх переворачивают в положение лёжа спиной вниз.Переворачивание с захватом рукава. Противник на
Удары руками
Начнем мы с ударов руками. Наиболее распространенными являются две техники нанесения ударов руками. Одна характерна для восточных единоборств (типичный пример — удары в каратэ), другая — для западного бокса. В чем между ними разница? И какая техника
Удары снизу
Удары снизу или апперкоты обычно даются начинающим бойцам сложнее всего. И все из-за желания сразу поразить себя самого и окружающих неимоверной силой удара. У новичка возникает непреодолимое желание сделать мощный замах перед ударом. В итоге он опускает
Удары
Наиважнейшим средством ведения боя в боксе является удар – техническое действие, представляющее собой возвратно-поступательное движение руки импульсивного, взрывного или баллистического типа с прямолинейной или криволинейной траекторией.Уровень мастерства
7.1. Действие веса всадника на спину лошади
В любых теоретических основах верховой езды средства управления делятся на уклоны корпуса всадника, работу шенкелей и повода. И самое позднее — перед сдачей экзамена на квалификацию — их схематически заучивают наизусть.
Самостраховка при падении на спину
Скрестите руки перед грудью ладонями к себе. Присядьте и прижмите подбородок к груди. Из этого положения, оттолкнувшись ногами от земли, выполните падение на спину, одновременно сделав резкий выдох (ки хап). Еще до соприкосновения
1.6. УДАРЫ НОГАМИ
Преимущество ударов ногами состоит в том, что они, как правило, в несколько раз сильнее ударов руками и позволяют нанести поражение «противнику» на более длинной дистанции. Без ударов ногами практически невозможно проведение комбинаций. С другой стороны,
10.3. Удары
По направлению движения ударной поверхности к цели в каратэ различают четыре основных вида удара: прямой, круговой, сверху вниз и снизу вверх.В каратэ выделяют следующие основные удары:
Рис. 11. Удары руками: 1 — ой цки; 2 — гьяку цки; 3 — кизами цки; 4 — маитэ; 5 —
Омаплата с переворотом на спину
1Я провожу закрытую защиту.
2Перевернувшись на левый бок, я ставлю правую ногу на мат, перемещаю бедра вправо и надавливаю правой рукой на голову Нейла с левой стороны, чтобы лишить его равновесия.
3Я пытаюсь провести омаплата сабмишн,
Источник
Ê íàèáîëåå óÿçâèìûì ìåñòàì îòíîñÿòñÿ: óøè, âèñîê, ãëàçà, íîñ, âåðõíÿÿ ãóáà, ïîäáîðîäîê, êàäûê, îñíîâàíèå ãëîòêè, çàòûëîê; êëþ÷èöà, ïîäìûøêè, ñîëíå÷íîå ñïëåòåíèå, æèâîò, ïðîìåæíîñòü, ëîæíîå ðåáðî, ïî÷êè, ïîçâîíî÷íûé ñòîëá; ïàëüöû, çàïÿñòüå, ëîêîòü, ïëå÷î, êîëåíî, ëîäûæêà, ïîäúåì íîãè.
Ïðåäîñòåðåæåíèå.
×òîáû âûâåñòè ÷åëîâåêà èç ñòðîÿ èëè óáèòü åãî, òðåáóåòñÿ ñîâåðøåííî íåçíà÷èòåëüíûé íàæèì èëè óäàð ïî óÿçâèìîìó ìåñòó. Ïîìíèòå îá ýòîì íà òðåíèðîâêàõ, ãäå â ðîëè ïðîòèâíèêà âûñòóïàþò âàøè òîâàðèùè.
*Íàíåñåíèå óäàðà â ãîëîâó èëè øåþ ïðîòèâíèêà*.
Ñëîæèòå ïàëüöû ðóê òàê, ÷òîáû îíè ïðèíÿëè ÷àøåâèäíóþ ôîðìó, è ñ ñèëîé óäàðüòå èìè ïî óøàì ïðîòèâíèêà. Ýòî îïàñíûé ïðèåì — ìîãóò ëîïíóòü áàðàáàííûå ïåðåïîíêè, âîçìîæåí íåðâíûé øîê èëè âíóòðåííåå êðîâîèçëèÿíèå.
*Óäàð â âèñîê*.
Óäàð, íàíåñåííûé ðåáðîì ëàäîíè èëè ïîäóøêîé êóëàêà ïî âèñêó, âûçûâàåò íåìåäëåííóþ ñìåðòü èëè ñîòðÿñåíèå ìîçãà.  ýòîé ÷àñòè ãîëîâû ÷åðåïíàÿ êîñòü î÷åíü òîíêàÿ è, êðîìå òîãî, áîëüøîé íåðâ è àðòåðèÿ áëèçêî ðàñïîëîæåíû îò êîæíîãî ïîêðîâà. Óäàðèòü ïî âèñêó ìîæíî è ñîãíóòûì ëîêòåì. Åñëè æå âàì óäàñòñÿ ñáèòü ïðîòèâíèêà ñ íîã, íàíåñèòå åìó óäàð â âèñîê íîñêîì áîòèíêà.
*Óäàð ïî ãëàçàì*.
Åñòü íåñêîëüêî ïðèåìîâ íàíåñåíèÿ óäàðà ïî ãëàçàì. Âîò îäèí èç íèõ: ðàñïîëîæèòå ñðåäíèé è óêàçàòåëüíûé ïàëüöû áóêâîé Y è ñ ñèëîé óäàðüòå èìè ïî ãëàçàì ïðîòèâíèêà. Â ìîìåíò óäàðà ïàëüöû è çàïÿñòüå, äåðæèòå âûïðÿìëåííûìè. Óäàð ïî ãëàçàì ìîæíî òàêæå íàíåñòè âòîðûìè ñóñòàâàìè äâóõ ñìåæíûõ ïàëüöåâ.
*Óäàð ïî íîñó*.
Óäàð ïî íîñó íàíîñèòñÿ ðåáðîì ëàäîíè (ïî ïåðåíîñèöå). Ðåçêèì óäàðîì âû ðàçäðîáèòå õðÿù ïåðåíîñèöû, îñêîëêè êîòîðîãî ìîãóò ïðîíèêíóòü â ãîëîâíîé ìîçã è âûçâàòü ìîìåíòàëüíóþ ñìåðòü. Óäàð ìîæíî íàíåñòè òàêæå íàðóæíîé ÷àñòüþ ïëîòíî ñæàòîãî êóëàêà è îñíîâàíèåì ëàäîíè.
*Óäàð ïî âåðõíåé ãóáå*.
Âåðõíÿÿ ãóáà — íàèáîëåå óÿçâèìàÿ ÷àñòü òåëà.  ýòîì ìåñòå íîñîâîé õðÿù ñðàñòàåòñÿ ñ ÷åðåïíîé êîñòüþ, à íåðâû ïðîõîäÿò íåäàëåêî îò êîæíîãî ïîêðîâà. Óäàð íàíîñèòñÿ ðåáðîì ëàäîíè ïîä íåáîëüøèì óãëîì ââåðõ. Ñèëüíûé óäàð âûçûâàåò ñîòðÿñåíèå ìîçãà, ñëàáûé — ñèëüíóþ áîëü. Óäàð ìîæíî íàíåñòè è «ìàëûì êóëàêîì».
*Óäàð ïî ïîäáîðîäêó*.
Íàèáîëüøàÿ ýôôåêòèâíîñòü äîñòèãàåòñÿ ïðè óäàðå îñíîâàíèåì ëàäîíè. Âû ìîæåòå ñëîìàòü ñåáå ðóêó, åñëè áóäåòå áèòü ïî ïîäáîðîäêó êóëàêîì.
*Óäàð ïî êàäûêó*.
Óäàð ïî êàäûêó íàíîñèòñÿ ðåáðîì ëàäîíè. Ñèëüíûé óäàð ðàçðûâàåò äûõàòåëüíîå ãîðëî è âûçûâàåò ñìåðòü, óäàð ñëàáåå ïðèâîäèò ê óäóøüþ. Âû ìîæåòå ñæàòü, à çàòåì âûðâàòü äûõàòåëüíîå ãîðëî ïàëüöàìè, ÷òî òàêæå ïðèâîäèò ê ìàêñèìàëüíîé ýôôåêòèâíîñòè. Êðîìå òîãî, óäàð ïî êàäûêó ìîæíî íàíåñòè êóëàêîì, íîñêîì áîòèíêà èëè êîëåíîì â
çàâèñèìîñòè îò ïîëîæåíèÿ ïðîòèâíèêà.
*Óäàð ïî îñíîâàíèþ ãëîòêè*.
Óäàð, íàíåñåííûé îäíèì èëè äâóìÿ âûòÿíóòûìè ïàëüöàìè ïî ÿìêå îñíîâàíèÿ ãëîòêè, ìîæåò áûñòðî âûâåñòè ïðîòèâíèêà èç ñòðîÿ. Ïðèåì î÷åíü áîëåâîé. Êàê ïðàâèëî, îí âûçûâàåò
ñèëüíûé êàøåëü è óäóøüå. Óäàð äîñòèãàåò ìàêñèìàëüíîé ýôôåêòèâíîñòè ïðè íàðóøåíèè êîæíîãî ïîêðîâà è òêàíè òåëà â ýòîì ìåñòå.
*Óäàð ïî øåå (ëåâîé, ïðàâîé ñòîðîíå åå)*.
Óäàðîì, íàíåñåííûì ðåáðîì ëàäîíè ïî øåå, âû ìîæåòå ïðèâåñòè ïðîòèâíèêà ê ïîòåðå ñîçíàíèÿ. Óäàð íàíîñèòñÿ íèæå è ÷óòü âïåðåäè óõà, äâóìÿ ñïîñîáàìè: ñëåâà (ëàäîíüþ âíèç) èëè ôðîíòàëüíî ñ ïëå÷à (ëàäîíüþ ââåðõ). Óäàð ìàëî îïàñåí äëÿ æèçíè è ïðèâîäèò ê ïîòåðå ñîçíàíèÿ ëèøü êîãäà îí ïðèõîäèòñÿ ïî ÿðåìíîé âåíå, ñîííîé àðòåðèè èëè áëóæäàþùåìó íåðâó.
*Óäàð ïî çàòûëêó*.
Óäàð ðåáðîì ëàäîíè ïî çàòûëêó (êðîëè÷èé óäàð) ìîæåò âûçâàòü ìîìåíòàëüíóþ ñìåðòü èëè ïðèâåñòè ê ñìåùåíèþ øåéíûõ ïîçâîíêîâ. Åñëè ïðîòèâíèê îêàæåòñÿ ñëàáûì ñîïåðíèêîì (ïëîõî âëàäåþùèì ïðèåìàìè ðóêîïàøíîãî áîÿ), âû ìîæåòå íàíåñòè åìó óäàð ïî çàòûëêó íàðóæíûì ðåáðîì êóëàêà. Åñëè æå âàì óäàñòñÿ ñáèòü ïðîòèâíèêà ñ íîã, íàíåñèòå åìó óäàð ïî çàòûëêó íîñêîì áîòèíêà, êàáëóêîì èëè ðåáðîì ëàäîíè.
*Óäàð ïî êëþ÷èöå*.
Ñèëüíûì óäàðîì ðåáðîì ëàäîíè ïî êëþ÷èöå âû ìîæåòå ïåðåáèòü åå, è ïðîòèâíèê îïóñòèòñÿ íà êîëåíè. Åñëè îí íèæå âàñ ðîñòîì, óäàðèòü ìîæíî ñîãíóòûì ëîêòåì, òàêîé óäàð áóäåò ýôôåêòèâíåå, ÷åì ðåáðîì ëàäîíè.
*Óäàð ïî ñîëíå÷íîìó ñïëåòåíèþ*.
Ñîëíå÷íîå ñïëåòåíèå íàõîäèòñÿ íèæå ãðóäíîé êëåòêè, êàê ðàç ïîä ãðóäíîé êîñòüþ. Óäàð íàíîñèòñÿ «çàîñòðåííûì êóëàêîì», ÷òî ýôôåêòèâíåå óäàðà ðåáðîì ëàäîíè. Óäàð
âûçûâàåò ñèëüíóþ áîëü è çàñòàâëÿåò ïðîòèâíèêà íàêëîíèòüñÿ âïåðåä èëè îïóñòèòüñÿ íà êîëåíè. Î÷åíü ðåçêèé óäàð â ñîëíå÷íîå ñïëåòåíèå ìîæåò ïðèâåñòè ê ñìåðòè.
*Óäàð â ïîäìûøêó*.
 ýòîì ìåñòå áîëüøîé íåðâ ðàñïîëîæåí áëèçêî ê êîæíîìó ïîêðîâó, è óäàð, íàíåñåííûé ñþäà, âûçûâàåò ñèëüíóþ áîëü è âðåìåííî ïàðàëèçóåò ïðîòèâíèêà. Åñëè âàì óäàñòñÿ ñáèòü åãî ñ íîã, óäàðüòå â ïîäìûøêó íîñêîì áîòèíêà.
*Óäàð â æèâîò*.
Óäàðîì «ìàëîãî êóëàêà» â æèâîò ïðîòèâíèêà âû ïîëíîñòüþ îáåññèëèòå åãî. Åñëè îí ïîñëå ýòîãî íàêëîíèòñÿ âïåðåä, íàíåñèòå óäàð êîëåíîì â ëèöî èëè ðåáðîì ëàäîíè ïî çàòûëêó. Îäíàêî óäàð ñóñòàâàìè ïàëüöåâ â æèâîò ýôôåêòèâíåå óäàðà ëîêòåì. Íå ìåíåå ýôôåêòèâåí è óäàð íîñêîì áîòèíêà â æèâîò.
*Óäàð â ïðîìåæíîñòü*.
 ðóêîïàøíîì áîþ âñåãäà ïîìíèòå, ÷òî ñàìîå óäîáíîå ìåñòî äëÿ óäàðà — ïðîìåæíîñòü ïðîòèâíèêà. Óäàðèòü ìîæíî êîëåíîì, êóëàêîì, ðåáðîì ëàäîíè èëè íîñêîì áîòèíêà. Ìîæíî ïðîñòî ñ ñèëîé çàõâàòèòü ïðîìåæíîñòü ðóêîé è ðâàíóòü íà ñåáÿ è â ñòîðîíó. Óäàð, íàíåñåííûé â ïðîìåæíîñòü, âûâîäèò ïðîòèâíèêà èç ñòðîÿ.
*Óäàð ïî ïî÷êàì*.
 ýòîì ìåñòå áîëüøîé íåðâ (îòâåòâëåíèå îò ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà) áëèçêî âûõîäèò ê êîæíîìó ïîêðîâó. Óäàð ïî ïî÷êàì âûçûâàåò íåðâíûé øîê è äàæå ñìåðòü, åñëè æåðòâå íåìåäëåííî íå îêàæóò ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü. Óäàð íàíîñèòñÿ ðåáðîì ëàäîíè, âòîðûìè ñóñòàâàìè ïàëüöåâ ðóê, ðåáðîì êóëàêà, êîëåíîì èëè íîñêîì áîòèíêà.
*Óäàð ïî ëîæíîìó ðåáðó*.
Óäàð ïî ëîæíîìó ðåáðó íàíîñèòñÿ êàê ñïåðåäè, òàê è ñçàäè, íî áóäåò ýôôåêòèâíåå, åñëè âû íàíåñåòå åãî ñ ïðàâîãî áîêà ïðîòèâíèêà. Áüþò ðåáðîì ëàäîíè, ðåáðîì êóëàêà, âòîðûìè ñóñòàâàìè ïàëüöåâ ðóêè, êàáëóêîì, íîñêîì èëè êîëåíîì.
*Óäàð ïî ïîçâîíî÷íîìó ñòîëáó*.
Óäàð â ýòó ÷àñòü òóëîâèùà ïàðàëèçóåò èëè ïðèâîäèò ê ñìåðòåëüíîìó èñõîäó. Ñèëüíûì óäàðîì âû ìîæåòå ñìåñòèòü ïîçâîíêè ñòîëáà. Áüþò íà 3-4 äþéìà âûøå ïîÿñíèöû (çäåñü ïîçâîíî÷íûé ñòîëá íàèáîëåå óÿçâèì) êîëåíîì, ëîêòåì èëè áîòèíêîì, åñëè âàì óäàñòñÿ ñáèòü ïðîòèâíèêà ñ íîã.
*Ïîðàæåíèå ïàëüöåâ ðóê*.
×òîáû îñâîáîäèòüñÿ îò çàõâàòà ñçàäè (ðóêè ïðîòèâíèêà íàõîäÿòñÿ ó âàñ ïîä ìûøêàìè), êðåïêî ñîæìèòå ïàëüöàìè ïàëüöû îäíîé åãî ðóêè, à äðóãîé ðóêîé çàõâàòèòå çàïÿñòüå ýòîé ðóêè. Ýíåðãè÷íî íàæèìàÿ íà çàïÿñòüå ñ îäíîâðåìåííûì îòâîäîì åãî ïàëüöåâ
íàçàä, âû îñâîáîäèòåñü îò çàõâàòà è âûâåðíåòå ïàëüöû ïðîòèâíèêà.
*Âûâîä èç ñòðîÿ çàïÿñòüÿ*.
Ðåçêèì îòâîäîì çàïÿñòüÿ â ëþáóþ ñòîðîíó âû ïðè÷èíèòå ïðîòèâíèêó ñèëüíóþ áîëü. Äëÿ ýòîãî ðàñïîëîæèòå áîëüøèå ïàëüöû âàøèõ ðóê íà òûëüíîé ñòîðîíå ëàäîíè ïðîòèâíèêà è îòâåäèòå åå ïîä ïðÿìûì óãëîì ê ïðåäïëå÷üþ.  òàêîì ïîëîæåíèè ïðîòèâíèê áåñïîìîùåí.
*Ïîðàæåíèå ëîêòåâîãî ñóñòàâà*.
Ëîêòåâîé ñóñòàâ — ñëàáîå ìåñòî è, åñëè ïðîèçâåñòè íà íåãî ñèëüíîå âîçäåéñòâèå, âû ìîæåòå âûâèõíóòü åãî. Ñäåëàéòå çàõâàò çàïÿñòüÿ èëè ïðåäïëå÷üÿ ïðîòèâíèêà, íàíåñèòå ðåçêèé óäàð îñíîâàíèåì ëàäîíè, ðåáðîì ëàäîíè èëè êîëåíîì ïî ëîêòåâîìó ñóñòàâó è ðåçêî îòâåäèòå çàïÿñòüå (ïðåäïëå÷üå) íàçàä.
*Âûâèõ ïëå÷à*.
Ñáåéòå ïðîòèâíèêà ñ íîã, ñäåëàéòå óïîð êîëåíîì â åãî ïëå÷î è âûâîðà÷èâàéòå åãî ðóêè íàçàä — âû âûâèõíåòå åìó ïëå÷î.  ýòîì ïîëîæåíèè ìîæåòå èñïîëüçîâàòü óäàð ïî ñïèííîìó õðåáòó,
ïðèâîäÿùèé, êàê ïðàâèëî, ê ñìåðòåëüíîìó èñõîäó.
*Óäàð â êîëåíî*.
Óäàð íàíîñèòñÿ ïî êîëåíó, áîêîâîé ÷àñòè êîëåíà èëè êîëåííîé ÷àøå÷êå ðåáðîì áîòèíêà. Ýòèì ïðèåìîì âû ëèøèòå ïðîòèâíèêà ñïîñîáíîñòè äâèãàòüñÿ, ïîâðåäèâ åìó ñâÿçêè êîëåííîãî ñóñòàâà è ðàçäðîáèâ õðÿùè. Ïðè íàïàäåíèé ñçàäè óäàð íàíîñèòñÿ íîñêîì áîòèíêà ïî êîëåííîìó èçãèáó, ÷òî òàêæå âûâîäèò ïðîòèâíèêà èç ñòðîÿ (ïîðàæàåòñÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà).
*Óäàð ïî ëîäûæêå*.
Íàíåñèòå óäàð íàðóæíûì ðåáðîì áîòèíêà ïåðïåíäèêóëÿðíî âíåøíåé ÷àñòè ëîäûæêè. Íèêîãäà íå èñïîëüçóéòå ïðè óäàðå ïî ëîäûæêå íîñîê áîòèíêà, êîòîðûé ìîæåò ñîñêîëüçíóòü è íå ïðè÷èíèòü êàêîãî-ëèáî âðåäà ïðîòèâíèêó.
*Óäàð ïî ïîäúåìó íîãè*.
Ïðè ñòîëêíîâåíèè ñ ïðîòèâíèêîì ëèöîì ê ëèöó èñïîëüçóéòå óäàð ðåáðîì áîòèíêà ëåâîé íîãè ïî ïîäúåìó ëåâîé íîãè ïðîòèâíèêà èëè íàîáîðîò. Ýòèì âû ðàçäðîáèòå ìàëûå êîñòè ïîäúåìà íîãè è îäíîâðåìåííî ïðåäîõðàíèòå îò óäàðà ñâîþ ïðîìåæíîñòü.
*Ïîðàæåíèå óÿçâèìûõ ìåñò îðóæèåì, êîòîðûì âû ðàñïîëàãàåòå â äàííûé ìîìåíò*.
Ïîìíèòå, äàæå êîãäà ó âàñ íåò
Источник