Урок на тему профилактика искривления позвоночника

Урок на тему профилактика искривления позвоночника thumbnail

Люфт Елена Валерьевна, учитель МОУ «СОШ №10» г.Когалым

Здоровьесберегающие технологии.

Внеклассное мероприятие «Здоровая спинка – к успеху тропинка»  

Внеклассное мероприятие

Здоровая спинка – к успеху тропинка

 Аннотация: Данный классный час разработан для учащихся 5-7 классов. При изучении опорно-двигательного аппарата в 8 классе,  данную разработку можно взять за основу, при условии корректировки содержания, согласно возрасту учащихся.  На мероприятие приглашаются  родители учащихся, фельдшер школы или учитель биологии. В ходе проведения мероприятия у детей формируются основы здорового образа жизни, прививаются чувства бережного и ответственного отношения к своему организму и здоровью. Подарок, сделанный руками матери и подаренный своему ребенку имеет глубокое значение, содействует формированию  теплых отношений, обнажает нежные, трогательные чувства.  Мероприятие в увлекательной и ненавязчивой форме объясняет детям причины искривления позвоночника и серьезность последствий заболеваний, связанных с деформацией позвоночника.

Примечание: Разработка данного мероприятия не ставит перед собой цель  показать использование ИКТ на уроках.

ЗДОРОВАЯ СПИНКА – К УСПЕХУ ТРОПИНКА

Цели: сформировать у учащихся бережное и ответственное отношение к своему здоровью и

 своему организму; продолжить привитие основ здорового образа жизни. Развитие

 творческих способностей, содействие в создании теплой и дружественной атмосферы

 в коллективе и между родителями и детьми.

Оборудование: ТСО для просмотра фотослайдов, таблицы по анатомии из кабинета биологии или скелет, иллюстрации здоровых, веселых людей, фотографии учащихся, занимающихся различными видами спорта, музыкальные диски с мелодиями, на усмотрение учителя.

Участники мероприятия: учащиеся 5-7 классов, классный руководитель, родители, фельдшер школы (учитель биологии).

План занятия

  1. Организационный момент. Подготовка к восприятию нового материала
  2. Основное содержание мероприятия.
  1. Бабу –Ешку посмеши, спинку горбом покажи!
  2. Медицинская справка о  позвоночнике
  3. Без осанки и конь корова
  4. Кто со спортом тесно дружит, тому —  и спинка долго служит
  5. Школьный портфель: друг или враг?
  6. Прямая спинка – к успеху тропинка
  7. Волшебное колечко – подарок осанке.
  1. Подведение итогов; заключительное слово ведущего

Ход мероприятия

  1. Организационный момент. Подготовка к восприятию основного материала

Вступительное слово учителя (ведущего): Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые родители!  Сегодня мы с вами собрались все вместе, чтобы поговорить о здоровье. Каждый благоразумный человек понимает, что самое главное в жизни  — это здоровье и стремится быть  стройным и красивым и не болеть. К сожалению, подавляющее большинство людей, не умеет и не хочет заботиться о своем здоровье. Часто, потакая своим прихотям, мы забываем о самой главной ценности человеческого бытия.

        А многие ли из нас знают, что причина многих недугов кроется в искривленном позвоночнике человека. Задумываемся ли мы над тем, что искривляем свой позвоночник с самого детства, страдая потом всю жизнь?

  1. Основное содержание урока

1. Бабу –Ешку посмеши, спинку горбом покажи!

Ученик 1 Советы старины мудры и верны –

             Все начинается со сгорбленной спины.

             Держать осанку, голову поднять!

            Чем ниже голова, тем легче  потерять

Ученик 2 Мы с ____________ готовясь к  занятию, наблюдали за учениками нашей школы и одноклассниками. Наши наблюдения оказались грустными, а результаты плачевные. К сожалению, соблюдали осанку единицы, а многие ребята имели явно выраженную сутулость. Мы предлагаем и вам посмотреть  результаты наших наблюдений. Мы запечатлели увиденные нами картинки   кадрами фотоаппарата.

(Просмотр фотографий в слайдовом режиме «Бабу –Ешку не смеши, лучше спинку распрями!) Фотографии на фестиваль не представлены, т.к. взяты из личных архивов школьников.

2.Медицинская справка о  позвоночнике

Слово фельдшеру школы:

Позвоночник играет особую роль в организме. Он расположен на спинной стороне туловища. В позвоночнике выделяют 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый. Позвоночник образован 33-34 позвонками, короткими костями необычной формы. Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски. Благодаря ним образуется полуподвижное соединение.  Повреждение дисков или смещение позвонков приводит к серьезным последствиям в организме человека.

 Различают  три вида искривления позвоночника: лордоз (выпуклость вперед), кифоз (выпуклость назад) и сколиоз – искривление позвоночника вбок, с поворот позвонков вокруг оси. К сожалению, сколиоз не лечится, его можно только сдержать в легкой стадии, поэтому лучше не допускать деформации позвоночника.

Причины искривлений: вредные положения тела и перегрузки

                                высокий каблук,

                                недоразвитые мышцы,

                                повреждения позвоночника,

                                недостаток в пище белков, кальция, витамина Д

Рассказ фельдшера сопровождается показом презентации «Позвоночник: причины искривления», а так же демонстрацией позвоночника на скелете.

        Сейчас ребята покажут, как правильно сидеть, стоять, нести тяжести и даже падать.

(Ученики  рассказывают о технике переноса тяжестей, а другие ребята демонстрируют эти способы на себе)

Ученик: Чаще всего у людей возникают проблемы со спиной после поднятия тяжестей. Это говорит о том, что для этого используются ослабленные мышцы спины, вместо сильных мышц. При поднятии какой-либо тяжести, не делайте резких движений, контролируйте свои движения, не торопитесь, напрягите не только мышцы спины или рук, а полностью все

мышцы тела. При поднятии тяжестей расставляйте ноги над предметом. Приседайте пониже и вставайте, прижимая предплечье к животу.

Ученик: При вставании с кровати сначала повернитесь набок. Затем опустите ноги, опираясь на руки.

Ученик: При падении прижимайте  руки к бедрам и падайте на бок. Не приземляйтесь ни на ягодицы, ни на спину.

3.Без осанки и конь корова

Учитель: «Без осанки и конь — корова»  — говорится в народной пословице. И действительно, всем известно, что красивая осанка подчеркивает красоту женщин и статность  мужчин. Сутулость и нарушенная осанка лишит женщину очарования, даже если на ней самое красивое платье.

Читайте также:  Система упражнений для позвоночника дикуля

Ученик: Эй, ребята! Встаньте смирно

Руки к верху поднимите!

И на цыпочках прыжок

            Высоко, под потолок!

Ученик: Ты старайся – не ленись,

        Поначалу – разотрись.

        Уши трем. Глаза и бровь,

        Разгоняем всюду кровь.

Ученик: Чтобы быть здоровым, сильным,

        Стройным быть и в меру стильным,

        Утром надо рано встать,

Вырабатывая стать.

( Дети выполняют  физкультминутку)

  1. Кто со спортом тесно дружит, тому —  и спинка долго служит

Учитель: «Он не умеет ни читать, ни плавать» — так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение плавать и читать рассматривается как символ разностороннего человека.

Ребята, а знаете ли вы, что в России живут замечательные люди, стойкие духом и телом. Я хочу рассказать вам о поразительном случае, который произошел с цирковым атлетом – силачом. Валентин Дикуль сломал позвоночник. И врачи сказали, что он не сможет больше ходить. Терпеливое лечение, тренировки и специально придуманные им самим упражнения для скелета вернули его к жизни. Через некоторое время циркач и силач снова вернулся на арену цирка: выполнял упражнения с тяжестями, поднимал 10-15 человек.

        У нас в классе есть ученики, которые тоже занимаются спортом. Давайте послушаем ребят, они расскажут нам о своих занятиях.

Выступления учащихся, просмотр фотографии детей, занимающихся в спортивных секциях, фотографии из личных архивов школьников.

Ученик: Танец – это тот же спорт,

А не отдых, не курорт!

Сколько нужно раз собраться,

Чтоб в движеньях разобраться!

Посмотрите –ка на нас:

Ноги сами просят пляс,

Спинка ровная у нас,

Грациозность – просто класс!

(Выступление участников танцевального кружка)

  1. Школьный портфель: друг или враг?

Учитель: Ребята, о чем речь пойдет дальше, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Зимою в школу он бежит,

А летом в комнате лежит.

Но только осень настает,

Меня он за руку берет.

Изучали пользу школьного портфеля наши ученики, давайте послушаем, какие наблюдение и выводы они сделали.

Ученик:  Мы провели наблюдения за учениками нашей школы и одноклассниками, какие портфели предпочитают ученики.  Выяснили, что подавляющее большинство учащихся начальной школы носят учебные принадлежности в ранцах.  Это правильно. К сожалению,  вес портфеля иногда выходит за пределы  нормы.

        Ученик: Ученики средней школы предпочитают ходить в школу с сумками спортивного стиля. Девочкам нравятся сумки, висящие на плече, а мальчикам спортивные рюкзаки. У многих учеников 5-7 классов масса портфеля существенно превышает допустимые санитарные нормы. Это связано и с тем, что ребята носят в портфеле много лишних вещей. Следует заметить, что масса школьной сумки обратно пропорционально возрасту ученика. Чем старше ученик, тем легче сумка.

Ученик: учащиеся старшей школы, как правило, ходят в школу с тонким пакетом, в котором лежит одна или несколько тетрадей и ручка. Вес такой клади вполне подходит для ребенка старшей группы детского сада.

Ученики показывают презентацию «История портфеля»

Учитель: А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. Попрошу выйти 3 мамочки и 3 ребенка. Перед вами два стола: на одном продукты, на другом —  школьные принадлежности, вперемешку с игрушками. Ваша задача как можно быстрее приготовить бутерброды, собрать портфель и надеть ранец на плечи. Кто быстрее подбежит ко мне и зазвонит в колокольчик, тот победитель.

  1. Прямая спинка – к успеху тропинка

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что сутулая спина вызывает чувство покорности человека всему и всем. Напротив, человек с прямой спиной вызывает впечатление уверенного в себе человека. Попробуйте расстроиться или того сложнее – расплакаться, если вы стоите прямо, с гордо поднятой головой, открыто глядя перед собой? Не получится ни за что!

        Сейчас к нам придет необычный гость, знаток восточной медицины.

(Ученик в восточной одежде)

Ученик: И я вас уверяю,  что если ваша спина прямая, вам не удаться заплакать. С точки зрения восточной медицины, именно по спине, особенно в верхней ее части, проходят основные и самые важные энергетические каналы. Сутулясь, мы перекрываем их, а распрямляясь, мы обеспечиваем свободный доступ энергии космоса.

А сейчас, я предлагаю всем эти каналы открыть. Повернитесь все так, чтобы затылок каждого оказался перед лицом другого. Положите руки на плечи впереди сидящего человека и постарайтесь сделать приятный массаж.

(Звучит восточная  мелодия «Азахелак»)

  1. Волшебное колечко – подарок позвоночнику

Родители: Дорогие наши дети, сегодня мы приятно удивлены, что вы уже так повзрослели и стали всерьез задумываться о своем здоровье. Мы родители, очень хотим, чтобы все вы были здоровые, крепкие, и сильные! И от всей души хотим подарить вам волшебные колечки, которые помогут вам и задачки сложные решить и от обиды горькой спастись. Надевайте эти колечки на голову, и ваши спинки будут прямые, а осанки красивыми. Будьте здоровы!

Мамы дарят своим детям текстильные колечки, сшитые из ткани и наполненные ватой. Эти колечки удобно надевать на голову ребенку, когда он выполняет домашние задания или смотрит телевизор. Если колечко упало – спинка скривилась Музыкальный фон.

Читайте также:  Рентген шейного отдела позвоночника в приморском районе

III.  Заключительное слово учителя.  

Ученики повторяют хором:

                Я повторяю по утрам:

                Мой позвоночник гибок, прям!

                Когда лежу, стою, сижу –

                       за позвоночником слежу!!!

Родители:  Если статен ты и строен – уважения достоин!

Источники: 

https://nsc.1september.ru/index.php?year=2011&num=01 (Начальная школа. Приложение 1 сентября. Январь 2011 №550)

https://pozv.ru/spina/prof/podem-tyajestei.html  (информация о позвоночнике, техника безопасности для позвоночника) https://eleklim.ucoz.ru/publ/dlja_detej/ehto_interesno/pamjatnik_shkolnomu_portfelju/6-1-0-31  (история портфеля)

Литература:

Тамара Рыжова. Исследовательский проект «Осанка» // журнал Начальная школа. Приложение 1 сентября. Январь 2011. №550

Источник

ОГКОУ «Кинешемская школа-интернат»

Предупреждение

искривления позвоночника

и развития плоскостопия.

Урок биологии в 9 классе

Учитель: Смирнова Т.И.

hello_html_4e1c6b7f.jpg

2016 год

Тема урока: Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Разучивание упражнений.

Цели и задачи урока: познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки; разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия; формировать навыки ЗОЖ; развивать самостоятельность, логическое мышление, память, связную речь, обогащать словарный запас. 
Оборудование: презентация, дидактический материал (карточки), слова-термины, яблоки для деревьев успеха, таблица «Рыбья кость» и карточка «Мой выбор» для рефлексии, картинки.

Ход урока

I. Организация на урок. Рефлексия.

— Доброе утро тем, кто, сегодня не выспался, но пришёл учиться в школу. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Приветствую тех, кто с нетерпением ждет каникул. И, без сомнения, я буду благодарна тем, кто сегодня будет активно работать на уроке.

II. Проверка домашнего задания. 

— Вспомните, какую систему органов мы изучаем?
Прием «горячий стул». Работа с биологическими терминалами.  Ученик садится на стул лицом к одноклассникам, а учитель стоит у него за спиной и показывает таблички с терминами. Ученики в классе читают значение этого слова в словаре, а ученик на стуле должен отгадать, о чем идет речь.

— Все кости в организме человека …(скелет)

— Подвижное соединение костей … (сустав)

— Нарушение целостности кости … (перелом)

— Скелет головы … (череп)

— Тонкая оболочка, которой покрыта кость … (надкостница)

— Органы, состоящие из ткани, способной сокращаться … (мышцы)

III. Фронтальная проверка знаний.

— Доказать, что мышцы сгибатели и разгибатели работают согласованно.

— Когда наступает утомление мышц?

— Как предупредить утомление мышц?

— Что может произойти, если всегда носить сумку на одном плече?

IV. Сообщение темы урока (запись темы в тетрадь). Целеполагание.

— Посмотрите на рисунки и постарайтесь разложить их в две разные группы (рисунки солдата, Бабы Яги, горбатого человека, старушки, рыцаря, балерины).

— По каким признакам вы их разложите?

За последние годы в России значительно возросло количество хронических заболеваний, в том числе и заболеваний опорно-двигательной системы. Наиболее распространенными из них разные виды искривления позвоночника и плоскостопие (картинки на доске). Так из-за подобных заболеваний имеют ограничения в выборе профессии около половины выпускников школ. К 13 – 17 годам, когда в целом завершается формирование девочки как будущей матери, практически у каждой четвертой отмечено нарушение формирования скелета. 

Данные по нашей школе. В нашей школе в прошлом учебном году было выявлено врачами искривление позвоночника у 18 детей (в том числе и в нашем классе – у 1 ученика). Плоскостопие имеют 13 учащихся нашей школы.

— Данные из рассказов товарищей впечатляют вас?

— Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Запись числа и темы урока в тетрадь. На доске название темы. Рисунок приёма «Рыбья кость».

— Возникает много вопросов, на которые хотелось бы получить ответы (на доске – рисунки 2-х яблонь – это дерево ожидания).
— Что бы вы ожидаете узнать по данной теме? Вывешиваются яблоки на яблони. Все это оформляется на доске в виде дерева ожидания.

Кроме этого, вы научитесь выполнять упражнения на формирование красивой… (осанки) и изучите приёмы, способствующие предупреждению… (плоскостопия). Слова в предложении дополняют дети.

V. Изучение нового материала. Осанка.
1. Работа с термином.

— Что такое осанка? Стр. учебника 234. Словарь.

Запись основного понятия на рисунке «Рыбья кость».

2. Работа с раздаточным материалом.

— А какова, по вашему мнению, должна быть правильная осанка при стоянии?

Работа парами. Дети работают с раздаточным материалом. Необходимо подчеркнуть признаки правильной осанки.

hello_html_m6b2a4d61.png

При правильной осанке: Голова и туловище держатся прямо. Голова слегка приподнята.

Плечи несколько отведены назад. Грудная клетка развернута. Плечи находятся на одном уровне.

Живот подобран. В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед.

Встать и показать правильную осанку.

3. Лабораторная работа. Проверяем правильность осанки. Работа группами по 2 человека. 
А теперь проверим, правильная ли у вас осанка. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушения осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Включается проектор. Слайд 1. Выявление нарушений осанки у ребят.

4. Рассказ о выработке правильной осанки у воинов, девушек, школьников (презентация).
Слайды 2- 4. В некоторых странах издавна уделяли большое внимание выработке правильной осанки. Например, китайским воинам вкалывали иголки в воротничок одежды, учили ходить с крестообразными тренажёрами на спине.

Слайд 5-7. Китайские школьники сидят в классе за специальными столами.

Читайте также:  Упражнения при сколиозе позвоночника в домашних

Слайд 8-9. Детей учат ходить и стоять с мисками на голове, спать они могут даже на школьных столах.

Слайд 10. А в некоторых странах раньше привязывали школьников за косы к стулу или стене, чтобы выработать правильную осанку.

Слайд 11. А вот старый трюк аристократов. Цель та же – добиться “гордой посадки головы” и справиться с сутулостью. Как только вы забудете о правильной осанке, шарф начнет мешать и заставить вас выше поднять голову, а, значит, и распрямить плечи.

5. Слайд 12. Проблемный вопрос: Как предупредить нарушение осанки?

6. Объяснение учителя (использование презентации).

— Какие же нарушения осанки встречаются у наших учащихся? (на слайдах презентации разбираются конкретные нарушения).

Слайд 13. Выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров.

Слайд 14. Выпуклость назад грудного отдела. Горбун из известного отечественного фильма “Место встречи изменить нельзя” страдал именно этим искривлением позвоночника. Такое чаще бывает у очень высоких людей.

Слайд 15. Круглая спина, или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.

Слайд 16. Сколиоз — искривление позвоночника в сторону. Характерный признак – одно плечо выше другого.

Вывешивается на доску таблицы нарушений осанки с подписями.

7. Слайд 17. Беседа.

Все повернулись к окну (от экрана).

— У людей какой возрастной группы легко искривляются кости? Почему?

— Как вы думаете, у подростков какое самое распространенное нарушение осанки и почему?

8. Слайд 18. Влияние нарушения осанки на работу внутренних органов и нервной системы.

Если будешь ты за партой опускать к тетради нос, 
Заработаешь ты скоро боль, сутулость, сколиоз 
Слайд 19. — Чем опасны нарушения осанки и искривления позвоночника? (Боль, стирание дисков позвонков, нарушением функций органов и систем). Оформление «Рыбьей кости».

9. Слайд 20. Причины нарушения осанки.

Стр. учебника 57 (1 абзац – первое предложение). «Рыбья кость»

10. Слайд 21. Ответ на проблемный вопрос. Оформление «Рыбьей кости».

11. Слайды 22-25. Разучивание упражнений на выработку правильной осанки (рисунки презентации).

VI. Слайд 26. Изучение нового материала. Плоскостопие.

— Кроме нарушения осанки, другим распространённым заболеванием опорно-двигательной системы является плоскостопие.

1. Работа с термином. Словарь

— Что такое плоскостопие? Стр. 235 учебника.

2. Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Плоскостопие”). Нормальная стопа человека приподнята в средней части и пружинит при ходьбе, смягчая толчки. При плоскостопии стопа удлиняется, расширяется в средней части. При этом появляется боль в костях пальцев, стопы, голени.

Слайд 27. Отчего же может быть плоскостопие?

А) Врождённое плоскостопие.

Б) Длительное пребывание на ногах.

Г) Травмы стопы.

Д) Ношение неправильно подобранной обуви или обуви на высоком каблуке.

3. Слайд 28. Лабораторная работа. На дом было задано обвести стопу ноги. Соединить прямой линией середину пятки и средний палец. Выявить плоскостопие, если оно есть. Выводы.

4. Слайд 29. Предупреждение развития плоскостопия.

Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие.

Правила:

Не носить слишком тесную обувь.

Не носить обувь на плоской подошве и на высоких каблуках, оптимальная высота каблука – 3–4 см.

Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой.

Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.

Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.

Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день.

5. Самостоятельная работа. Приём «Рыбья кость». Стр. учебника 60. Проверка.

6. Слайд 30. Комплекс упражнений для физкультминутки:

Сидя на стуле, одна нога вытянута вперед. Поворот стопы с оттягиванием носка по 10 раз каждой ногой.

Стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки и вернуться в исходное положение, 6 раз.

Полуприседания на наружных сводах, 6 раз.

Слайд 31-34. В домашних условиях:

– ходить по валику босиком;

– поднимать с пола карандаш пальцами ног;

– катать мяч подошвами ног;

– делать массаж ступней.

VII. Закрепление.
Слайды 35- 43. — Просмотр шуточного ролика.

Слайд 44. — Какие вредные советы вам предложил автор ролика?

Объясните поговорку «Без осанки конь — корова»

— Тестирование (если останется время).

VIII. Слайд 45. Задание на дом: стр. 57-60, вопросы и задания. Знать, что такое осанка и плоскостопие. 2 группа – вопрос 3.

IX. Рефлексия.

А)А теперь давайте вернемся к нашему дереву и посмотрим, созрели ли наши яблоки?

Напоминаются вопросы, которые ставились в начале урока. Урожай наш к концу урока созрел, и мы нашли ответы на все поставленные вопросы.
Б) — Оцените свой ответ с помощью приёма рефлексии «Выбор».

В) — Оценки за работу.

План работы

1 блок

  1. Что такое осанка? Стр. 234 учебника.

  2. Признаки правильной осанки.

  3. Выявление нарушений осанки. Тест.

  4. Какие бывают нарушения осанки?

  5. Каковы причины нарушения осанки? («Рыбья кость»)

  6. Как нарушение осанки влияет на здоровье человека? («Рыбья кость»)

  7. Как предупредить нарушения осанки? («Рыбья кость»)

  8. Упражнения, формирующие правильную осанку.

    1. блок

  1. Что такое плоскостопие? Стр. 235 учебника.

  2. Причины возникновения плоскостопия («Рыбья кость»)

  3. Выявление плоскостопия. Тест (по данным домашней работы).

  4. К чему приводит плоскостопие? («Рыбья кость»)

  5. Как предупредить плоскостопие? («Рыбья кость»)

  6. Упражнения, формирующие правильную стопу.

Сайт-ресурсы:

  1. https://festival.1september.ru/articles/556010/

  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/11/20/urok-zdorovya-moya-krasivaya-osanka

  3. https://www.myshared.ru/slide/1028711/

  4. https://www.metod-kopilka.ru/konspekt_uroka_quotosanka._preduprezhdenie_ploskostopiyaquot.-39919.htm

  5. https://doc4web.ru/biologiya/konspekt-uroka-biologii-v-klasse-po-teme-osanka-preduprezhdenie-.html

  6. https://school.xvatit.com/index.php?title

  7. https://sov.opredelim.com/docs/162400/index-1240.html

  8. https://www.zavuch.ru/methodlib/150/93802/

Источник