Урок основные отделы скелета отделы позвоночника

Урок основные отделы скелета отделы позвоночника thumbnail

Тема: Основные отделы скелета человека

Цель: 1. Организовать деятельность учащихся по изучению отделов скелета человека, формировать умение определять гибкость позвоночника.

2. Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала, содействовать развитию у школьников умений анализировать познавательный объект, выделять главное, общаться.

3. Воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку, любознательность, активность, самостоятельность формировать навыки здорового образа жизни.

Применяемые технологии: ИКТ, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, технология критического мышления.

Структура и основное содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация внимания

2. Проверка ранее изученного материала

3. Усвоение новых знаний

4. Первичное закрепление знаний

5. Рефлексия

6. Итоги урока

1. Постановка цели

2. Проведение тренинга «Кулечек»

Цель: снятие эмоционального напряжения

Детям предлагается выбрать 2 листа бумаги с цветом, который нравится и который не нравится. Из обоих листов бумаги делаем кулечки. В один мысленно кладем плохое настроение (цвет не нравится), сминаем и выкидываем, во второй – свое хорошее настроение и его оставляем на столах.

Предлагает выполнить интерактивные задания:

1. а) Какие вещества входят в состав костей

   б) Какую роль они играют

2. За счет чего идет тот или иной рост костей

1. Чтение стихотворения:

Чтоб на кисель не походить

На скользкую медузу

Скелет у всех нас должен быть

И он нам не обуза.

Играть в футбол, ходить в кино

И плавать в речке летом

Мы не смогли бы без него

Не будь у нас скелета.

2. Словарная работа («скелет»)

СКЕЛЕТ (skeletos – высохший) – совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

3. Организует работу в парах по изучению отделов скелета человека и заполнению таблицы.

Название отдела скелета

Строение отдела

Функция отдела

Череп

Мозговой отдел = лобная кость+2 теменные + затылочная + 2 височные

Лицевой отдел = нижняя + верхняя челюсти + носовые кости + скуловые

Защита головного мозга от повреждений

Жевание, речь

Позвоночник

Позвоночник = шейный (7) + грудной (12) +поясничный (5) + крестцовый (5) + копчиковый (4-5)

Защита спинного мозга от повреждений , гибкость

Грудная клетка

Грудина + 12 пар ребер

Защита сердца, легких, пищевода, печени, желудка

Пояс верхних конечностей

Плечевой пояс =  2 ключицы + 2 лопатки

Опора для верхних конечностей

Верхние конечности

Плечо + предплечье (локтевая + лучевая) + кисть (запястье, пясть, фаланги)

Подвижность во всех направлениях

Пояс нижних конечностей

Тазовый пояс = 2 тазовые + крестец

Опора для нижних конечностей, защита внутренних органов

Нижние конечности

Бедро + голень (большая и малая берцовые) + стопа (плюсна, предплюсна, фаланги)

Движение(бег, плавание, ходьба)

4. Проводит музыкальную физминутку

5. Рубрика «Это интересно»

а) Развитие скелета у зародыша

б) Число костей в теле человека

6. Организует проведение лабораторной работы «Определение гибкости позвоночника»

Оборудование: стул, линейка

«Помощник»

1. Возьмите в руки линейку и встаньте на стул.

2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.

3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула.

Оцените результат:

Если палец опускается ниже стула, измерьте расстояние и запишите со знаком «+» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника).

Если палец не достал до уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком «-  (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника).

Вывод: Возраст и работоспособность позвоночника определяется его гибкостью, а не возрастом человека. Так позвоночник 70-летних йогов порой «моложе» позвоночников 15-летних подростков. Доказано, что регулярные физические нагрузки оздоравливают позвоночник, позволяя его хозяину навсегда забыть о болях в спине.

1) Предлагает выполнить самостоятельно задание на интерактивной доске

2) Рубрика «Это интересно» (Гигантские скелеты)

Гигантские скелеты

Исторические хроники XIX века часто сообщают о находках в разных уголках земного шара скелетов людей аномально высокого роста.
В 1821 году в США в штате Теннесси нашли развалины древней каменной стены, а под ней два человеческих скелета ростом 215 сантиметров. В Висконсине во время строительства зернохранилища в 1879 году были найдены огромные позвонки и кости черепа «невероятной толщины и размера», как свидетельствует заметка в газете.
В 1883 году в штате Юта было обнаружено несколько могильных холмов, в которых находились захоронения людей очень высокого роста — 195 сантиметров, что по крайней мере на 30 сантиметров выше среднего роста индейцев-аборигенов.
Последние не делали этих захоронений и не могли сообщить никакой информации о них В1885 году в Гастервилле (Пенсильвания) в большом могильном холме был обнаружен каменный склеп, в котором находился скелет высотой 215 сантиметров На стенах склепа были вырезаны примитивные изображения людей, птиц и животных.
В 1899 году шахтеры Рурской области в Германии обнаружили окаменелые скелеты людей ростом от 210 до 240 сантиметров.
В1890 году в Египте археологи нашли каменный саркофаг с глиняным гробом внутри, в котором находились мумии двухметровой рыжеволосой женщины и младенца. Чертами лица и сложением мумии резко отличались от древних египтян. Похожие мумии мужчины и женщины с рыжими волосами были обнаружены в 1912 году в Ловлоке (Невада) в пещере, вырубленной в скале. Рост мумифицированной женщины при жизни составлял два метра, а мужчины — около трех метров

Предлагает в тетрадях продолжить одно из предложений:

Сегодня я понял…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Меня удивило…

Я попробую…

Мне захотелось…

Комментирование работы учащихся на уроке.

 Выставление оценок.

Домашнее задание.

«Мало знать, надо и применять.

Мало хотеть, надо и делать».

1. Знакомство с этапами урока

Выполняют задания тренинга, предложенные учителем

Отвечают на вопро

Источник

ФИО (полностью)

Минимуллина Лилия Маулетовна

Дата:

Должность

Учитель Биологии

Предмет

биология

Класс

8

Тема урока

Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Цель урока: Сегодня на уроке мы изучим функции и строение скелета человека и выявим особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

— образовательные (формирование познавательных УУД):

сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении;

— воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

— развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

Читайте также:  Мази для лечения шейного отдела позвоночника

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-отвечают на вопросы

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники , раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Структура и ход урока

Ход урока

Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

Учащиеся готовы к началу работы,

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им.

Л: уметь осуществлять самоопределение.

  1. Вводная беседа. Актуализация знаний. Фиксирование затруднений

(Слайд № 1) Поговорим о человеческом организме. 1. Разгадайте кроссворд, приведённый на экране?

1. Не часы, а тикает (Сердце).

2. Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества (Кровь).

3. Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит (Желудок).

4. Орган зрения (Глаз).

5. Орган дыхания человека (Лёгкие).

6. И говорит, и кушает (Рот).

2. Какое слово получилось в выделенной строчке? (Скелет).

3. Какая же тема сегодняшнего урока?

(Слайд № 2) Тема урока «Скелет человека».

Ребята, как вы считаете, что собой представляет человеческое тело? Человеческое тело представляет собой совокупность органов, систем и аппаратов, которые действуют слаженно, выполняя жизненно важные функции.

Вспомним, что называется органом? (Это часть тела, занимающая определённое место в организме, имеющая определённую форму и строение и выполняющая определённую функцию).

Что такое система органов? (Это группа анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию).

Что мы называем аппаратом органов? (Это группа органов, разных по происхождению и строению, но выполняющих общую функцию).

Движение является необходимой частью функции связи и взаимодействия.

“Движение – это жизнь”, — заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Обеспечивает все это опорно-двигательный аппарат (Слайд № 5). Он включает кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости головы, конечностей и туловища образуют твердый остов тела, или скелет, о котором мы поговорим с вами на сегодняшнем уроке.

1. Отвечают на вопросы

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке

  1. Изучение нового материала

У истоков изучения скелета

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах – Демокрит (Слайд № 6) — собирал остатки скелетов, посещая кладбища.

Клавдий Гален (Слайд № 6) — древнеримский врач — посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека.

Выдающийся немецкий поэт и ученый И.Гёте (Слайд № 6) также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма.

(Слайд № 7) Скажите, пожалуйста, каково значение опорно-двигательного аппарата млекопитающих животных? (Данная система органов у млекопитающих животных выполняет опорную и защитную функции, обеспечивает движение тела).

О существовании костей в нашем организме знает каждый. Будучи твердым остовом, скелет (от греч. “скелетон” — “высохший”, “высушенный”) выполняет в нашем организме различные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определенном положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с мышцами и соединительнотканными образованиями – хрящами, связками, сухожилиями – дарит нам способность двигаться, создает структурную форму тела, определяет его размеры. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет – пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы.

Кроме основных функций кости скелета участвуют в минеральном обмене (кости – источник Ca, F и других минеральных веществ), а также содержат красный костный мозг — орган кроветворения.

Итак, какие функции выполняет скелет человека? (Двигательная (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве); защитная (создаёт полости тела защиты внутренних органов); формообразующая (определяет форму и размеры тела); опорная (опорный остов организма); кроветворная (красный костный мозг – источник клеток крови); обменная (кости – источник Ca, F и других минеральных веществ)). (Слайд № 8)

Костная ткань составляет 1/5–1/7 массы тела человека. Скелет человека состоит из соединенных между собой костей (их более 200) (Слайд № 9). Каждая кость имеет определенную форму, величину и занимает определенное положение в скелете. Часть костей соединена между собой подвижными суставами, которые приводятся в движение прикрепленными к ним мышцами.

Какие отделы различают в скелете человека? (Слайд № 10) Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения п.1, который лежит на ваших столах. (В скелете человека различают: осевой скелет и периферический). (Слайд № 10)

Что включают в себя данные отделы? (Осевой скелет включает скелет головы и скелет туловища, периферический – скелет конечностей) (Слайд № 10).

Скелет головы (череп) (Слайд № 11) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей (Учитель показывает кости скелета на муляже). Единственная подвижная кость черепа — нижняя челюсть.

Какую функцию выполняет череп? Обратимся к материалу приложения п.2 (Череп защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, дает опору мышцам лица и начальным отделам пищеварительной и дыхательной систем) (Слайд № 11).

В черепе выделяют крупный мозговой и меньший лицевой отделы (Слайд № 12). Мозговой отдел образуют кости: непарные – лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая и парные – теменные и височные.

Наиболее крупные кости лицевого отдела – парные скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные и непарные – нижняя челюсть и расположенная на шее подъязычная кость.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки (Слайд № 13).

Позвоночник (Слайд № 14) связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40% длины тела человека. Позвоночник образуют 33–34 позвонка. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик.

Позвоночник человека имеет 4 изгиба (Слайд № 14). Ребята, какую роль играют изгибы позвоночника? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения п.3 (Играют роль амортизаторов: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений) (Слайд № 14).

Читайте также:  Гимнастика на шейный отдел позвоночника шишонина

Грудная клетка (Слайд № 15) образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной.

Какую функцию выполняет грудная клетка? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения п.4 (Грудная клетка принимает участие в дыхании, защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений) (Слайд № 15).

Обратимся к строению периферического отдела скелета. Что включает в себя данный отдел? (Скелет конечностей).

Скелет любой конечности состоит из двух отделов: скелета свободной конечности и пояса конечности. Кости пояса конечности соединяют свободные конечности со скелетом туловища. Благодаря тому, что конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки.

У человека функции конечностей – рук и ног – четко разграничены. Как вы считаете, что это за функции? (Верхними человек совершает трудовые операции, множество сложных движений, нижние – для опоры и передвижения).

Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы

П: уметь добывать новые знания.

К: уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

  1. Физпауза

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Ученики выполняют задание

  1. Первичное осмысление и закрепление знаний.

1. Какие функции выполняет скелет человека? (Слайд № 25) (Двигательная (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве); защитная (создаёт полости тела защиты внутренних органов); формообразующая (определяет форму и размеры тела); опорная (опорный остов организма); кроветворная (красный костный мозг – источник клеток крови); обменная (кости – источник Ca, F и других минеральных веществ)).

2. Что составляет осевой скелет и что периферический? (Слайд № 26) (Осевой скелет включает скелет головы и скелет туловища, периферический – скелет конечностей).

3. Какие кости образуют мозговой и лицевой отдел черепа? (Слайд № 27) С помощью рисунка учебника (с.98) ответьте на вопрос: Что обозначают цифры 1 – 9? (Кости: 1-теменная; 2-лобная; 3-клиновидная; 4-височная; 5-слёзная; 6-носовая; 7-скуловая; 8-верхнечелюстная; 9-нижнечелюстная)

4. Какие отделы позвоночника обозначены цифрами 1 – 5? (Слайд № 28) (Отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5)).

5. Какие части грудной клетки обозначены цифрами 1 – 3? (Слайд № 29) (1-позвонок; 2-ребро; 3-грудина; 4-рёберный хрящ).

6. Каковы особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью и развитием мозга? (Слайд № 30) Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. (Ответы: 1 – Б; 2 – Д; 3 — А; 4 — Г; 5 — В).

Учащиеся выполняют задания.

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач.

Р:. уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

  1. Рефлексия (подведение итогов урока)

Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия

Л: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  1. Информация о домашнем задании

Повторить материал урока

Учащиеся отвечают на вопрос

Учащиеся записывают домашнее задание

Источник

Урок «Скелет человека. Осевой скелет»

Биология 8 класс

Задачи: 

  1. сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека; 
  1. выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путём сравнения скелетов человека и других млекопитающих;
  1. показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания (приложение 1 тест)
  3. Новая тема.

   На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как  вы уже  догадались разговор пойдёт  о скелете.
“Движение – это жизнь”, —  как заметил Вольтер.

Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения! На этот  проблемный вопрос мы ответим в конце урока.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Скелет человека. Осевой скелет»

— Что же такое  скелет?

Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих  опорой тела  или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Вес скелета в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше).  Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным.  Современные ученые осторожно указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300.

Рекорды в скелете: стремя — самая маленькая косточка длиной 3 мм — находится в среднем ухе. Самая длинная кость — бедренная. У мужчины ростом 1,8 м она имеет длину 50 см. Но рекорд удерживает один очень высокий немец, бедренная кость которого длиной 76 см соответствует высоте обеденного или письменного стола.

В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа, таза и позвоночника. Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец) только в возрасте 18—25 лет. И остаётся 200—213 костей, в зависимости от особенностей организма.

Скелет

Добавочный скелет

Осевой скелет

Скелет туловища

Скелет головы

Грудная клетка

Позвоночный  столб (позвоночник)

Мозговой череп

Лицевой череп

Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей, состоит из 23 костей.

В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.

Читайте также:  Классический массаж для шейного отдела позвоночника

К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния.
Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.

Череп
А — вид спереди;
Б — вид сбоку:
1 — теменная кость;
2 — лобная кость;
3 — клиновидная кость;
4 — височная кость;
5 — слезная кость;
6 — носовая кость;
7 — скуловая кость;
8 — верхняя челюсть;
9 — нижняя челюсть;
10 — затылочная кость

Окружность головы

У новорожденного окружность головы составляет 35 см, но по окончании роста человека эта величина достигает 55 см, то есть за 16 лет увеличивается на 20 см при средних темпах 1,25 см в год. Если допустить, что рост головы не прекратился бы, к концу жизни ее окружность увеличилась бы до 1,25 м у мужчин и 1,35 м у женщин.

Вывод:  череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.

Скелет туловища (рис. 22А стр. 53)   состоит из позвоночника и грудной клетки.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками.

В нем различают следующие отделы:

шейный (7 позвонков) – рис. 24

 грудной (12) —  рис. 25

 поясничный (5)

 крестцовый (5)         рис. 26

 копчиковый (4-5) .

У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.
За шейным отделом следует грудной отдел позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку.
За грудным отделом следует поясничный отдел. Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.
Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость — крестец Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.
Наконец, последний отдел позвоночника — копчик. Он со¬стоит из 4—5 сросшихся маленьких позвонков.
Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных — только шейный и крестцовый).

Вывод:  Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.

Физминутка: Встали – я называю кость, а вы её показываете на себе: позвоночник, лобная кость, ребро, нижняя челюсть,

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной.  Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.

Вывод: Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.

— А сейчас давайте сделаем вывод, для чего же нужен скелет и каковы его функции.

Функции скелета  человека.  

      Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые  части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет – пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются  мышцы.    

Функции скелета  человека

  1. Двигательная

     (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).

  1. Защитная

     (создаёт полости тела защиты внутренних органов).

  1. Формообразующая

      (определяет форму и размеры тела).

  1. Опорная

       (опорный остов организма).

  1. Кроветворная

      (красный костный мозг – источник клеток крови).

  1. Обменная

      (кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).

 А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения?

Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

Заполнение таблицы:

Отделы тела

Отделы скелета

Кости скелета

Тип костей

Характер соединения костей

Особенности скелета человека

Голова

Череп

Лицевой отдел черепа

Парные кости: Верхнечелюстные, скуловые, носовые, небные.        Непарные: Нижнечелюстная, предъязычная

Плоские (широкие)

Неподвижный, кроме нижней челюсти

Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью

Мозговой отдел черепа

Парные кости: теменные, височные Непарные: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая

Плоские (широкие)

Неподвиж -нее (швы)

Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой

Туловище

Позвоночник

33-34 позвонка

7-шейных,                   12-грудных,                       5-поясничных,             5-крестцовых,             4-5 копчиковых

Короткие

Полуподвижные

S-обр    изогнутость позвоночника (лордозы – шейный, поясничный;               кифоз – грудной и крестцовый); увеличение тел позвонков в нижних отделах позвон- ка

Грудная клетка

 12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудина- грудная кость

Короткие, длинные губчатые

Полуподвижные

Грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая

Источник