Урок строение позвоночника человека

Тема урока : Позвоночник. Его строение и функции.

Цели урока:

-формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях позвоночника

-формировать понятие о спинном мозге

-формировать умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Оборудование:

Компьютер, проектор, модель скелета человека из кабинета биологии,модель позвоночника

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Актуализация знания.

На прошлом занятии мы пытались ответить на вопрос урока «Как человек двигается?» и предметом нашего разговора стала опорно-двигательная система человека.

На доске  вертикально записано слово скелет. Учитель предлагает учащимся на каждую букву этого слова назвать ключевые, важные слова по пройденной теме.

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из самых важных частей скелета. О какой именно вы догадаетесь чуть позже.

Формулирование темы урока

 Учитель задаёт детям вопросы, на которые они должны отвечать определёнными жестами.

-Все готовы к уроку?

-Все помнят, как меня зовут?

-У всех хорошее настроение?

-Все пришли в школу с портфелем?

-Сейчас я попробую вас в этом разубедить.

Слайд 1

-Как назвать одним словом все предметы?

-Тогда как назвать одним слово эти предметы?

Слайд 2

-Вам не кажется, что предметы эти разные, наверное и называться они должны по-разному. Разберитесь с помощью текста  с названиями.(Прил.1)

Слайд 3

-Назовите вещи правильно. В чём главное отличие ранца от портфеля?

-Вот о спине, а конкретнее о позвоночнике, мы сейчас и побеседуем.

-Все знают, где у человека находится позвоночник?

-Это очень хорошо, что вы всё знаете. Предлагаю отдохнуть и потянуться.

-Возвращаемся к теме урока. Встаньте так, чтобы была возможность дотянуться руками до впередистоящего.  Найдите позвоночник у соседа, стоящего впереди. А теперь нащупайте позвоночник у себя.

-Как вам кажется, на что похож позвоночник человека?

Слайд 4

-Возможна и такая ассоциация. Какое свойство строения позвоночника она лучше всего иллюстрирует?

-Проиллюстрируйте это свойство позвоночника в своих моделях, которые я предлагаю вам прямо сейчас изготовить.( Учитель демонстрирует свою модель)

-Продемонстрируйте получившиеся модели.

-Именно вот так выглядит здоровый позвоночник, если смотреть на него спереди.

Но так как позвоночник состоит из частей, он может принять другое положение .Слайд5 (учитель показывает на модели искривления вправо, влево, вперёд)

-Покажите, как выглядит человек, если с его позвоночником случилась такая беда.

-Как вы думаете, какие могут быть причины искривления?

-Ваши учебники достаточно тяжёлые, как же вам избежать искривления?

Слайд 6

-Но причина искривления может быть и другая.

Слайд 7

-Неправильная посадка за партой. Как избежать искривления по этой причине?

-Мы изготовили простейшую модель позвоночника. На самом деле его структура гораздо сложнее и он выполняет много жизненно важных функций.

-Перед  вами список утверждений(Прил.2) Прочитаете, проанализируйте и поставьте «+» если согласны и «- » ,если не согласны.

Анализируем результаты. Констатируем  факт, что мнения разделились. Значит,  не хватает точных знаний о позвоночнике.

Сформулируйте тему занятия.

Составьте план(вопросы,на которые нам нужно будет ответить)

Открытие новых знаний

Дети делятся на группы. Каждая группа читает текст( Прил.3 )и готовиться к публичному выступлению.

-Вернитесь к утверждениям с «+» и «-», проанализируйте их ещё  раз  и, если потребуется, измените знак.

Высказывания детей и выводы.

Вернитесь к плану и проверьте, на все ли вопросы мы ответили.

Рефлексия

Оцените сегодняшний урок.

(Прил.4)

Творческое домашнее задание.

Написать историю жизни от лица искривленного позвоночника.

Дети называют слова, учитель записывает на доске напротив соответствующей буквы.

Предположительно, на все вопросы дети отвечают положительно.

 -Портфели.

-Портфели.

Дети читают выданные тексты.

-Ранец  носят на лямках за спиной.

Дети отвечают условным знаком.

Ребята встают из-за парт и потягиваются, расслабляются.

Дети «нащупывают» позвоночник.

-Ребята называют ассоциации.

-Позвоночник состоит из частей.

Дети изготавливают модели. (из пластилина и зубочисток)

Дети поднимают вверх свои изделия.

Дети встают и выполняют задание.

-Ношение тяжестей в одной руке.

-Носить учебники в ранцах.

Следить за правильностью посадки.

Ребята читают и анализируют тексты.

Дети докладывают классу по теме своего текста в выбранной группе форме.

Учащиеся анализируют тексты.

Ребята высказываются, опираясь на схему.

Интеллектуальные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Организационные умения

Приложение 3

Текст 1

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину, нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те движения, которые могут нарушить ее целостность. Более того, в процессе физической работы околопозвоночные связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки.

Читайте также:  В ярославле лечат позвоночник

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков, а поясничный отдел — из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Текст 2

Позвоночник выполняет функцию опоры человеческого организма, помимо этого в позвоночнике находится спинной мозг, отвечающий за работу всех жизненно важных органов человека, вот почему нарушения в позвоночнике способствуют возникновению заболеваний, их хроническому течению

К каждому внутреннему органу от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное функционирование и работу. Такие заболевания как остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, смещения позвонков, кривошея в детстве и другие могут вызвать самые различные симптомы, начиная от головной боли, заканчивая болью в области желудка или в области сердца, а что самое главное, если лечить методами традиционной медицины, сколько таблеток, уколов не используй, результат будет полностью отсутствовать. 

        Текст 3

Спинной мозг.

Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).

Главная задача спинного мозга — обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать «информационной дорогой». Эти два органа — головной и спинной мозг — составляют единое целое, которое называют центральной нервной системой.

Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.

Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда — в двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро — еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.

Приложение 2

1.В позвоночнике находится мозг.

2.Позвоночник «даёт» команды мышцам.

3.Позвоночник удерживает тело человека в вертикальном  положении.

4.Позвоночник имеет S-образную форму.

Приложение 1

Ранец

РА́НЕЦ,   (немецкое слово) Жесткая сумка для ношения за спиной.

ПОРТФЕ́ЛЬ,. (французское слово) Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.

Приложение 4

Сегодня на уроке я узнал(а)

нового…

интересного…

полезного…

На уроке мне было

интересно…

сложно…

Своей работой на уроке я

доволен, потому что…

не совсем доволен, потому что…

не доволен, потому что…

Источник

   Скелет туловища

 Цель
урока: знать строение позвоночного столба и грудной клетки, уметь: различать позвонки по отделам.

            План изложения нового  материала

1. Строение
позвонка

2. Особенности
строения позвонков по отделам

3. Строение
ребер

4. Строение
грудины

5. Соединения костей туловища

  Скелет туловища образуют: позвоночный столб, или позвоночник,
и грудная клетка.
    Позвоночник взрослого человека
состоит из 24 свободных позвонков, крестца и копчика. Свободные позвонки
разделяются на шейные (7), грудные (12) и поясничные (5). Крестец представлен 5
сросшимися между собой крестцовыми позвонками. Копчик состоит из 3 — 5
сросшихся рудиментарных позвонков. Грудную клетку образуют грудина и 12 пар
ребер с соответствующими грудными позвонками.

Общие черты  строения
позвонков

       Позвонок, vertebra,
состоит из тела, дуги и отростков. Тело позвонка обращено вперед ,это  опорная 
часть его. Кзади от тела расположена дуга позвонка, которая соединяется
с телом образуя позвоночное отверстие  
Отверстия всех позвонков 
составляют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

      От  дуги  позвонка расположено 7 отростков. Сзади, по срединной линии, отходит  один остистый отросток. От боковых
поверхностей   отходят  парные 
поперечные отростки. Вверх и вниз от дуги отходят парные верхний и
нижний суставные отростки.  В
основании  суставных отростков  находятся 
верхние  и нижние  позвоночные вырезки. Нижние вырезки глубже,
чем верхние. При соединении позвонков друг с другом нижняя и верхняя вырезки
образуют межпозвоночное отверстие, через которое проходят спинномозговые нервы
и кровеносные сосуды.

Читайте также:  Как похудеть при проблемах с позвоночником

Особенности строения позвонков. 

            Шейные
позвонки 
( vertebrae cervicales С 1-8 ), составляют верхний отдел позвоночного
столба. Характерной особенностью шейных позвонков является наличие отверстия в
поперечном отростке, где проходят позвоночные артерия и вена.
              Два верхних шейных позвонка отличаются от других позвонков,
поэтому их называют атипичными. Остальные позвонки построены по общему
принципу: тела их относительно небольшой величины и имеют форму эллипса,
позвоночное отверстие большое, треугольной формы.

             Поперечные отростки заканчиваются двумя бугорками — передним и
задним. Передний бугорок VI шейного позвонка развит сильнее, чем у других. Он
называется «сонный бугорок», так как к нему можно прижать сонную артерию при
кровотечении.

       Остистые отростки короткие, 
на конце раздвоены. Остистый отросток VII шейного позвонка более длинный,
утолщен на конце, поэтому данный позвонок носит название «выступающий» (его верхушка хорошо
прощупывается под кожей).
          I шейный позвонок—
атлант (C 1
), не имеет тела,  остистого и суставных
отростков. По бокам расположены латеральные массы, верхние поверхности которых
сочленяются с мыщелками затылочной кости; нижние суставные поверхности слегка
вогнуты, сочленяются со II шейным позвонком. Две дуги  атланта соответствует дуге типичного
позвонка. На верхней поверхности дуги кзади от боковой массы идет борозда
позвоночной артерии. На месте тела у атланта имеется передняя дуга, на которой
видна площадка для соединения с зубовидным отростком (зубом) II шейного
позвонка.
            II шейный позвонокосевой   ( С 2), 
на верхней поверхности его тела находится зубовидный отросток, или зуб,
dens,  это  переместившееся тело атланта. При сочленении
I и II шейных позвонков вокруг зуба 
атлант вращается вместе с черепом.
           Выступающий
седьмой позвонок имеет утолщенный остистый отросток, хорошо прощупывается и
является границей между областью шеи и грудной областью.
         Грудные
позвонки
, vertebrae thoracicae ( Th1-  
Th 12) Для грудных позвонков характерно наличие реберных ямок,
расположенных на  боковых поверхностях
тела и поперечных отростках ямки , которые служат для соединения с ребрами . Поперечные
отростки спереди имеют суставную ямку для сочленения с бугорком ребра. Остистые
отростки грудных позвонков  длинные ,
наклонены книзу и черепицеобразно накладываются друг на друга.

      Поясничные
позвонки
,
vertebrae lumbales (L 1- L 5 ),  имеют массивное тело бобовидной формы. Высота
и ширина тела   увеличиваются от I к V позвонку. Позвоночное
отверстие большое по сравнению с другими позвонками. Суставные отростки хорошо
выражены, их суставные поверхности расположены в сагиттальной плоскости: у
верхних отростков они направлены медиально, у нижних — латерально. Поперечные
отростки расположены во фронтальной плоскости, концы их отклонены кзади.
Остистые отростки направлены кзади, плоские, с утолщенными краями, расположены
почти на одном уровне с телом позвонка.

       Крестец, os sacrum, состоит их пяти
крестцовых позвонков (S1  — S5
), которые  после 16-20 лет  у человека срастаются в одну кость. Крестец
треугольной формы.  В крестце
различают  — основание,  верхушку; переднюю (вогнутую) — тазовую и
заднюю (выпуклую) поверхности, а также боковые 
части.
        Основание крестца имеет верхние суставные отростки, которые
сочленяются с нижними суставными отростками 
5  поясничного позвонка. Место
соединения   крестца с телом  5 позвонка образуется крестцовый  мыс promontorium.

       На тазовой поверхности крестца четыре поперечные линии —
от  сращений тел крестцовых позвонков
и  передние (тазовые) крестцовые
отверстия — места выхода передних ветвей крестцовых спинномозговых нервов.
       На дорсальной поверхности крестца
находятся задние (дорсальные) крестцовые отверстия для выхода задних ветвей
крестцовых спинномозговых нервов. На боковых поверхностях крестца ушковидные
поверхности для соединения с тазовыми костями, это  суставные ушковидные поверхности. С ними
соединяются такие же поверхности тазовой кости. Кзади от суставных поверхностей
располагается крестцовая бугристость.
          При срастании крестцовых позвонков в единую кость позвоночные
отверстия образуют крестцовый канал, заканчивающийся внизу крестцовой щелью.
Тазовые и дорсальные крестцовые отверстия соединяются с крестцовым каналом
межпозвоночными отверстиями.
       Копчик, os
coccygis, у взрослого человека состоит из 3 — 5 рудиментарных позвонков (Co1-Со
4-5). позвонки имеют  маленькие размеры.
      Ребра, costae, — кости,
соединенные попарно с грудными позвонками (12 пар). У каждого ребра есть
костная и хрящевая части  Семь пар
верхних ребер (I—VII) хрящевыми частями соединяются с грудиной — истинные ребра . Хрящи VIII—Xпар ребер
соединяются с хрящом вышележащего ребра, образуя ложные ребра и реберные дуги ; XI и XII пары ребер имеют короткие
хрящевые части, которые заканчиваются в мышцах брюшной стенки — колеблющиеся ребра.
            В
ребрах выделяют части —  головку, шейку и
тело . Головка ребра соединяется с телом позвонка. За головкой  ребра суженная часть —  шейка ребра, которая переходит в самый
длинный отдел — тело. Между шейкой и телом находится бугорок, который служит
для сочленения с поперечным отростком соответствующего грудного позвонка.  Ребра имеют поверхности внутреннюю и
наружную. Края верхний и нижний. На внутренней поверхности по нижнему краю
проходит борозда для межреберных нервов и сосудов.

Читайте также:  Сколько стоит мрт поясничного отдела позвоночника в воронеже

       В отличие от остальных ребер, 
I ребро имеет верхнюю и нижнюю поверхности, медиальный и латеральный
края. На верхней поверхности расположен бугорок для прикрепления передней
лестничной мышцы. Впереди бугорка находится борозда подключичной вены, сзади
проходит борозда подключичной артерии.
         Грудина, sternum,  плоская 
кость, расположенную почти во фронтальной плоскости. Она состоит из трех
частей: верхней — рукоятки грудины, средней — тела грудины, нижней —
мечевидного отростка. На верхнем крае рукоятки грудины расположены три вырезки:
по середине — яремная, с боков — парные ключичные (для сочленения с ключицами);
ниже  на боковом крае, находятся
углубления для хрящей I —II ребер — реберные вырезки. Тело грудины по краям
имеет вырезки для хрящей III—-VII ребер. Мечевидный отросток значительно уже и
тоньше тела, форма его различна: книзу он обычно заострен, иногда имеет
сквозное отверстие или раздвоен.

Соединения костей туловища 

            1. Соединения
типичных позвонков.
У свободных типичных позвонков различают  соединения
тел,    дуг и отростков.

           Тела двух соседних позвонков соединяются при помощи межпозвоночных дисков (синхондроз)  . Диск состоит из двух частей: по периферии
расположено фиброзное кольцо, состоящее из волокнистого хряща; центральную
часть — студенистое ядро из аморфного вещества хряща   служит амортизатором.
         Позвонки крестца соединены синостозом  Тела 5
крестцового и I копчикового позвонков соединены межпозвоночным диском, внутри
которого в большинстве случаев находится небольшая полость-это гемиартроз.
       Спереди и сзади тела позвонков соединены продольными связками передней и задней.

 Дуги позвонков соединены при
помощи желтых связок. Они заполняют
промежутки между дугами, оставляя свободными межпозвонковые отверстия.. Между
двумя соседними остистыми отростками находятся короткие межостистые связки,  а по
всей длине позвоночника надостистая
связка
, переходящая в выйную связку,
которая прикрепляется к затылочной кости.

    Позвонки соединены суставами
-диартозами
,  соединением между
позвонками являются межпозвоночные
суставы.
Нижние суставные отростки каждого лежащего выше позвонка
сочленяются с верхними суставными отростками лежащего ниже позвонка. Суставные
поверхности отростков плоские, покрыты гиалиновым хрящом; суставная капсула
прикреплена по краю суставных поверхностей. По функции это многоосные,
комбинированные суставы. В них возможны наклоны туловища вперед и назад
(сгибание и разгибание), в стороны, круговое движение, или скручивание, и
незначительные пружинящие движения.

Соединения I и II шейных позвонков между собой и с черепом.

            Атлантозатылочный
сустав
, парный, образован мыщелками затылочной кости и верхними
суставными поверхностями I шейного позвонка. Суставные поверхности покрыты
гиалиновым хрящом, капсула свободная, прикреплена по краю суставных
поверхностей. Атлантозатылочные суставы —
эллипсовидные
, двухосные, комбинированные суставы. Вокруг фронтальной оси в
них совершаются кивательные движения: наклоны головы вперед и назад. Вокруг
сагиттальной оси совершаются наклоны головы вправо и влево. Также возможно
периферическое (круговое) движение.

       Между I (атлантом) и II (осевым) шейными позвонками находятся
три сустава: серединный атлантоосевой сустав, правый и левый латеральные
атлантоосевые суставы.
     Срединный атлантоосевой сустав  образован
зубом II шейного позвонка и суставной ямкой передней дуги атланта. Сустав
цилиндрический, одноосный . В нем движения отрицание вокруг зубовидного
отростка движется атлант вместе с черепом.
     Позвоночный столб или
позвоночник
, columna vertebralis. Функциональное значение позвоночника
чрезвычайно велико: он поддерживает голову, служит гибкой осью туловища,
принимает участие в образовании стенок грудной и брюшной полостей и таза,
служит опорой для тела, защищает спинной мозг, находящийся в позвоночном
канале.
         Позвоночный столб.  имеет
физиологические изгибы в сагиттальной плоскости. Изгибы, обращенные   выпуклостью назад, называют кифозам (kyphosis  грудной и крестцовый), выпуклостью вперед — лордозами (lordosis  шейный и поясничный).

      Формирование изгибов позвоночного столба происходит после
рождения. У новорожденного  позвоночный
столб имеет вид дуги, обращенной выпуклостью назад. В 2 — 3-месячном возрасте
ребенок начинает держать голову, при этом формируется шейный лордоз. В
5—6-месячном возрасте, когда он начинает садиться, характерную форму
приобретает грудной кифоз. В 9 — 12-месячном возрасте образуется поясничный
лордоз как следствие приспособления тела человека к вертикальному положению
(ребенок начинает ходить). Одновременно с этим происходит увеличение грудного и
крестцового кифозов. В норме позвоночный столб во фронтальной плоскости изгибов
не имеет. Его отклонение от срединной плоскости носит название сколиоз.

Источник