Вениамин смехов флейта позвоночник

Вениамин смехов флейта позвоночник thumbnail

…И все-таки они сунули палку в полусонный муравейник моей души, и разворошили его…

До появления в моей жизни «Макбетта» Бутусова в Сатириконе, однозначным лидером по количеству раз просмотра (при немыслимом обожании постановки) был таганский спектакль «Послушайте!».

На «Флейту-позвоночник», сделанную и сыгранную Вениамином Смеховым (он был одним из сделавших и сыгравших когда-то — 48 лет назад… ну, я-то увидела его попозже… предыдущий спектакль по Маяковскому), я шла, чтобы увидеть тень тени прежней, до сих пор любимой и часто вспоминаемой постановки.

Тень тени — ибо «тень» уже была. Спектакль, под рекордно долгие аплодисменты и рыдания зала, сняли… а через несколько лет восстановили. Но… вышла лишь первая производная от постановки: как фальшивая елочная игрушка, она блестела, но радости не приносила.

Теперь вот производная вторая.

Я очень хорошо всегда относилась к Вениамину Смехову и, без фанатизма, все же время от времени посещала его выступления. (Забавно: сейчас я много старше, нежели был артист, когда я впервые увидела его).

Посему приятно было увидеть его на сцене в очередной раз, да еще — это сцена Таганки, да еще — актер будет читать своего (и моего) любимого Маяковского…

Еще одним «магнитом» было присутствие в спектакле Дмитрия Высоцкого. Он один из самых лучших из «среднего» (да-да, уже — среднего) поколения актеров Таганки, я его очень люблю.

Но — плотненько проведя в зале, а потом и за кулисами этого театра почти 30 лет, в последние годы я там зритель редкий: старые спектакли поизносились, а новые к таганковскому стилю имеют очень мало отношения, и мне не особо нравятся. Посему и Дмитрия практически не видела (но рада, что он в театр вернулся).

Мария Матвеева, третья исполнительница, почти весь спектакль казалась мне неким декоративным элементом: присутствие женщины в спектакле, где много говорится о Лиле Брик, было нужным… Но в самом-самом конце спектакля, когда она читала стихи Пастернака на смерть Маяковского… это было здОрово, и на поклонах мои аплодисменты были распределены между всеми тремя актерами.

Что до спектакля…

Я начала с того, что шла на него ради «полюбопытствовать».

Вспоминалось из Записных книжек Ильи Ильфа: «Шел Маяковский ночью по Мясницкой и вдруг увидел золотую надпись на стекле магазина: «Сказочные материалы». Это было так непонятно, что он вернулся назад, чтобы еще раз посмотреть на надпись. На стекле было написано: «Смазочные материалы».

И возникал вопрос: ЗАЧЕМ вернулся Маяковский… То есть — ЗАЧЕМ, спустя столько лет, надо было входить во второй раз в воду Таганки?

«Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне. Возвращение в обратно я бы запретил»… (с)

Но — пришла. Посмотрела.

Вначале — сравнивая и слегка кривя губы. Потом — «всей сердечной мерою» войдя в спектакль, радовалась и немного плакала. От того, что знакомый и любимый голос артиста произносил со сцены знакомые и любимые строчки стихов любимого поэта. Они звучали совсем так, как прежде… и совсем по-иному.

Не было ощущения того, что я снова молода и снова там, в далеких годах… нет, я смотрела и слушала это сегодня. Актуально это и интересно? Однозначно актуально. Без вопросов — интересно.

…И последний жест («ешь!») был в чем-то тот самый, прежний…

…И не хватило в «глупой вобле воображения» шлепанья губ-варежек…

…И не было, конечно, на заднике замечательного лёвика, который смеялся и плакал вместе с нами в «Послушайте!». Но был Щен — на обороте бумаг, с которых читали тексты…

И муравьишки в моей душе до сих пор бегают, заставляя вспоминать то, что и сейчас «вижу ясно — до галлюцинаций». Хотите — и сегодня проговорю, «протанцую» тот спектакль за каждого персонажа, главного и эпизодического?

Да и нынешняя постановка — хороша.

Спасибо…

Источник

Вениамин Смехов, актер, режиссер, литератор, в своем творчестве большое внимание уделяет поэзии. Так, воронежцы могли видеть Вениамина Смехова в спектакле «Двенадцать» московского «Политеатра». На этот раз артист привез в столицу Черноземья постановку, где он обращается к Владимиру Маяковскому и его творчеству.

«Один из самых любимых поэтов»

Спектакль «Флейта-позвоночник» — своего рода поклон постановке Юрия Любимова «Послушайте», где раскрывается идея жизни, смерти и бессмертия русского поэта.

«В 26 лет я написал сценарий, Любимов был моим соавтором, постановщиком этого чудесного спектакля. Тогдашнее начальство Москвы спектакль невзлюбило. Любимова защищали друзья Маяковского, очень уважаемые люди: Виктор Шкловский, Лев Кассиль. Спектакль выдержал», – вспоминает Вениамин Смехов.

В своем творчестве артист неоднократно обращался к Владимиру Маяковскому, который является одним из его самых любимых поэтов.

Читайте также:  Эффективные упражнения для здоровья позвоночника мария гантворг

«Как Пушкин в XIX веке открыл другую словесность, другую форму писательства, поэзии, так Маяковский оказал такое же влияние. Моя судьба со школьных лет была переплетена с этим именем. На своих концертах, я рассказываю, что актером стал благодаря Маяковскому. Я прочитал в институте имени Щукина стихотворение Маяковского, и меня приняли», – поведал Вениамин Смехов.

Спектакль «Флейта-позвоночник» – музыкально-поэтическое действо, созданное на основе произведений и писем Маяковского к Лиле Брик. Вместе с Вениамином Смеховым на сцену выходят молодые артисты Мария Матвеева и Дмитрий Высоцкий.

«В театре нет возраста: мы все одного возраста, если мы еще разговариваем, дышим, звучим, веселимся», – отмечает Вениамин Смехов.

Фото: АиФ/ Алина Полунчукова

Из Рима в Москву

В спектакле «Флейта-позвоночник» нет идеи повторить трио Брик-Маяковский-Лиля. Постановка раскрывает тему любви молодого Маяковского и Лили, а также показывает человека, который прожил жизнь и смотрит на все это с неким пессимизмом и грустью. Изначально планировалось, что это будет одноразовый спектакль, который поможет итальянцам проникнуться поэзией Маяковского. Как говорит Галина Аксенова, театровед, историк кино, супруга Вениамина Смехова, идея создать нечто подобное появилась после того, как Лариса Анисимова, президент Фонда русско-итальянской культуры в Риме, предложила Смехову приехать в Рим с чтецкой программой, посвященной Маяковскому.

«Маяковский был невероятно популярен в Италии, скажем, начиная с 1945-го до 80-х годов. Когда начался кризис коммунистической партии в Италии, это, как ни странно, привело и к кризису в отношении к Маяковскому, потому что ушло то поколение, которое было влюблено в его слог», – рассказала Галина Аксенова.

После того, как спектакль был представлен в Риме, слухи о нем быстро дошли до Москвы, и Ирина Апексимова предложила сыграть его на сцене театра на Таганке. Здесь, по словам Вениамина Смехова и Галины Аксеновой, началась работа другого уровня, ведь изначально «Флейта-позвоночник» была скорее концертом. В итоге спектакль стал результатом труда ряда признанных театральных мастеров, а музыку для него написал легендарный джазовый музыкант, композитор Вячеслав Ганелин.

Спектакль «Флейта-позвоночник» был уже показан в Америке. Планируется, что в феврале постановка отправится в Великобританию, а в марте– в Израиль.

«Поэзия умеет все: и плакать, и дурака валять»

Сейчас, по словам Вениамина Смехова, вновь возвращается интерес к поэзии. Если еще 15 лет назад все абонементные вечера поэзии были закрыты, потому что на них попросту не ходили, то сегодня наблюдается возрождение интереса к поэзии, причем не только современной, но и поэзии в целом.

«Поэзия пошла опять в гору. Наверное, недокорм на этой общей лошадиной площадке, на которой мы с вами находимся. Наверное, лучшего питания для осмысленных граждан нашей страны, чем поэзия, нет. Поэзия – это и песни и многое другое. Поэзия умеет все: и плакать, и дурака валять», – говорит Вениамин Смехов.

Также воронежцы смогли познакомиться с Вениамином Смеховым-литератором. Книга «Записки на кулисах», которая была презентована в книжном клубе «Петровский», – это собрание воспоминаний о легендарных людях, среди которых Николай Эрдман, Лиля Брик, Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Иннокентий Смоктуновский, Андрей Миронов. Вениамин Смехов представил книгу и ответил на вопросы аудитории.

Смотрите также:

  • Воронежцев приглашают на вечер памяти выдающейся балерины Набили Валитовой →
  • Актриса Светлана Крючкова прочла в Воронеже стихи поэтов Серебряного века →
  • Из Камерного в Оперу. Михаил Бычков поставит в Воронеже «Дон Жуана» →

Источник

Высоцкий: `Флейта позвоночник` - машина времени зрителя02.03 17:55   MIGnews.com

Этой весной театр на Таганке привезет в Израиль одну из самых ярких постановок, музыкально-поэтическое произведение «Флейту-позвоночник». Музыкальный спектакль поставлен по одноименной поэме Владимира Владимировича Маяковского, написанной более 100 лет назад. Поэт посвятил ее своей единственной музе, Лиле Юрьевне Брик. Роль музы очень важна для каждого творческого человека. Но не только вдохновение связывало возлюбленных. Взаимоотношения Лили и Владимира были пропитаны экспрессией и бурей эмоций. Безусловно, речь идет о великой любви двух выдающихся личностей. Музыкально-поэтическое представление покажет нам всю многогранность удивительной связи музы и поэта.

«Флейта-позвоночник» — репертуарный спектакль, детище Галины Аксеновой и Вениамина Смехова, гениального российского актера, режиссера и сценариста. Маяковский – один из самых важных поэтов в жизни Вениамина Борисовича. Его встречи и дружба с Лилей Брик воплотились в дань уважения памяти великого поэта, его чувствам к музе, пронизанные удивительной нитью, связывающей судьбы Брик и Маяковского на протяжении всей жизни. Спектакль получился актуальным и современным. Парадокс в том, что, по мнению актеров, «Флейта-позвоночник» переносит зрителя в прошлое! Это удивительно, но факт!

Музыкально-поэтическое представление — грустный поклон легендарной постановке Юрия Любимова «Послушайте!». Как и в сценарии спектакля полувековой давности, во «Флейте-позвоночнике» звучат обращения Маяковского к Пушкину, Михаилу Лермонтову, Николаю Некрасову и Сергею Есенину.

Нам удалось пообщаться с исполнителем одной из главных ролей, артистом Дмитрием Высоцким. В Театр на Таганке актер попал еще будучи студентом в 2001 году. С тех пор он не покидает этот удивительный коллектив. Поклонникам кино Дмитрий знаком по картинам: «Водитель для Веры», «Сталин.Life», «Заговор», «Русская игра», «Продолжение следует», «Фурцева», «Метро», «Кухня» и др. Долгое время Дмитрий играл в театре на Таганке под руководством Юрия Петровича Любимова. Наиболее знаковыми ролями актера, называют роли Марата и маркиза де Сада в спектакле «Маркиз де Сад», мастера в «Мастере и Маргарите», Репетилова в «Горе от ума» и многие другие.

Читайте также:  Обезболивающее при боли в позвоночнике и голове

Этот великолепный актер и неординарная личность также увлекается плаванием, автоспортом, владеет рукопашным боем. Накануне израильских гастролей, Дмитрий рассказал историю создания спектакля и поделился своим отношением к творчеству Маяковского. Мы не могли не поговорить и о том, как часто его спрашивают о родстве с Владимиром Высоцким и к чему обязывает эта фамилия. Первый вопрос в опубликованном интервью, на самом деле, был фактически последним. Мы умышленно перенесли его в начало, чтобы с самого начала материала было понятно, что стало основой нашей с Дмитрием беседы.

— Почему стоит пойти на этот спектакль Израильским зрителям?

— Потому что это громкое эхо прошлого на Таганке. Люди, которые бывали на Таганке в молодости, смогут вернуться туда. Зрители, которые приходят на этот спектакль, со слезами на глазах говорят, будто попали в машину времени и смогли вернуть то ушедшее время. Хотя спектакль современный, отнюдь не ретроспективный, нет. Все дело в атмосфере. Театр – это же, прежде всего атмосфера. Ее невозможно создать специально. Это чувство возникает, либо не возникает. Ради самой атмосферы уже стоит прийти. И потом, великие артисты: Вениамин Борисович Смехов, Маша Матвеева.. Потрясающая музыка… Да и в целом, приятно побыть рядом с хорошими людьми.



— Дмитрий, расскажите, пожалуйста, о спектакле.

— Идея спектакля принадлежит Вениамину Борисовичу Смехову. Него этот советский поэт стал одной из ключевых персон в жизни, вдохновляющей и интригующей. Композиционная канва состоит из стихов и писем Владимира Маяковского. Когда-то на Таганке был спектакль про Маяковского, в котором пять актеров играли одного героя («Послушайте!»). В данном случае, это скорее грустное размышление. С одной стороны, перед нами Маяковский взрослый, если бы он дожил до того возраста, в котором находится Вениамин Борисович. С другой, молодой Маяковский моего возраста. Плюс его отношения с Лилей Брик. На этом и построена основа спектакля. Это совершенно другая постановка, абсолютно новая.

— Что ждать зрителю от этого спектакля? Он будет удивлять, провоцировать? Какие эмоции он будет вызывать?

— Он будет и удивлять, и провоцировать, как и подобает живому организму. Любой спектакль отличается тем, что он живой и публика на него реагирует по-своему. Мы объехали с ним пол-Америки, и в каждом городе публика реагировала по-разному. В Израиле зритель более интеллектуален, поэтому я уверен, что спектакль понравится. Кроме того, музыку к «Флейте-позвоночнику» написал Слава Ганелин, один из величайших современных композиторов. Его по праву считают основателем стрит-джаза. Так что с музыкой Ганелина, в спектакле добавятся элементы импульсивности, напряженности, лирики и драматизма.

— Как вы относитесь к этой пьесе? Что она для вас значит?



— Эта книга – это великая поэзия. Во-первых, Маяковский принадлежит к числу величайших поэтов не только в России, но и вообще во всей мировой культуре. Во-вторых, для меня это очень трогательное и дорогое чувство – быть на сцене рядом с Вениамином Борисовичем Смеховым. Он одновременно и друг, и учитель, и режиссер. А самое главное – продолжать работать с ним на Таганке, в театре, который можно уже назвать музеем. А здесь – живой человек, который может поделиться историей, эстетикой и его величием. Также, обратите внимание, у меня замечательная красавица-партнерша – Маша Матвеева. Очень вдохновляет работа замечательного художника Влада Фролова. Нельзя не упомянуть и о Галине Аксеновой, супруге Вениамина Борисовича. Она тоже очень многое вложила и продолжает вкладывать в этот спектакль. Музыкально-поэтическое представление очень живое, поэтому до сих пор живет и развивается своей жизнью. Мы его отпустили в свет, а оно иногда меняется само по себе. В поэзии Маяковского есть все! Как в таком юном возрасте рождались такие прекрасные стихи? Он был новатором и абсолютным гением! Поэтом, который изменил саму форму стиха. У него парадоксальные рифмы и метафоры. Маяковский – невероятно интересный поэт и человек в целом!

Читайте также:  Физические нагрузки для позвоночника

— Вы, как и Владимир Семенович Высоцкий, уже много лет работаете в театре на Таганке. Часто ли спрашивают про родственные связи? Добавляет ли фамилия какую-то особую ответственность?

— Это однозначно один из самых часто задаваемых вопросов. Я горжусь тем, что выхожу на сцену того же театра, где выступал Владимир Семенович. Он был не только великим музыкантом и поэтом. Это была многогранная личность, в которой нашлось место и для театрального искусства. Владимир Высоцкий для меня так же велик, как и Маяковский. Я бы даже поставил их в один ряд по значимости.

Для меня не принципиально, есть ли у нас прямые родственные связи с Владимиром Семеновичем. Сам факт, что у нас одна фамилия, обязывает выходить на сцену и делать все, чтобы зритель смотрел спектакль, а не игру одного конкретного актера. А родственные связи, давайте, оставим генеалогии.

— Что вам нравится больше: съемки в кино или работа в театре? И почему?

— Это абсолютно разная работа, поэтому я не могу отдать предпочтение чему-то одному. У кино есть свои интересы и трудности, в театре свои. История с театром – это живая история. Там каждый раз по-разному и что-то новое.

— Многие актеры говорят, что именно театр – это и есть настоящее искусство. Вы согласны с ними?

— Нет, я так не считаю. Кино – это, безусловно, тоже настоящее искусство. Просто другой принцип работы и другая специфика.

— Какая роль ваша любимая?

— В первую очередь, «Добрый человек из Сезуана» (Дмитрий там играет роль Ванга, прим. редакции). Одна из последних работ – спектакль «Мёд» по одноименной поэме Тонино Гуэрра. Все театральные работы под руководством Юрия Петровича мои любимые (Юрий Петрович Любимов – режиссер, скончался в 2014 году, прим. редакции). Вообще, работать с Вениамином Борисовичем Смеховым – это большое счастье.

— Кто для вас является кумиром в мире театра или кино?

— Вы же помните: «Не сотвори себе кумира». У меня нет такого понятия.

— Есть ли роли, которые вы мечтаете сыграть, но пока еще не сыграли?

— Все, что будет предложено судьбой – все сыграю. Я надеюсь. Никогда не загадываю.

Вам предстоят гастроли в Израиле, поэтому не могу не спросить об этой солнечной стране.

— Это первая поездка в Израиль?

— Мы были в прошлом году с гастролями в 7 городах, если не ошибаюсь. Встречали нас прекрасно. Замечательная страна, любимейшая! Я жду не дождусь встречи с Израилем снова! Считаю дни до марта. Эта земля для меня очень родная. Помню, когда приехал первый раз, было ощущение, что я домой попал. Не знаю почему, просто впечатление.

— Что планируете посетить в Израиле в этот раз?

— Честно говоря, не знаю, что у нас будет со свободным временем. Конечно же, обязательно попаду в Иерусалим. Остальные планы уже по месту будем решать.

— Получается ли разделять личную и рабочую жизнь?

— У меня нет личной жизни. Все, что есть личного — это сыночек, которому удается уделять время.

— А как отдыхаете?

— Если хорошая работа – это и есть отдых. Полетим в Израиль – для меня эта работа в радость. Это смена обстановки и моя любимая страна.

— Что для вас театр?

— Это простой вопрос. Театр – это моя жизнь. Все, чем я в данный момент живу.

Резюмируя интервью, хочется еще раз отметить яркий актерский состав музыкально-поэтического представления «Флейта-позвоночник». В первую очередь, это Вениамин Борисович Смехов. Он знает намного больше других участников спектакля о поэте и Лиле Брик. Личное знакомство и дружба однозначно этому поспособствовали. Также, обязательного внимания заслуживает дуэт Дмитрия Высоцкого и Марии Матвеевой. Об их ролях уже рассказал сам актер в интервью, а остальные подробности мы с вами узнаем уже непосредственно на израильской премьере постановки «Флейта-позвоночник» от театра на Таганке.

Приходите на спектакль, чтобы насладиться великолепной игрой легендарных актеров, послушать гениальные стихи великого поэта и окунуться в загадочный, волнующий и безумно интересный мир театра!

• 16 марта, четверг, Ашдод, Матнас Дюна-Юд, начало в 20:00

• 19 марта, воскресенье, Рамат-Ган, Театр а-Яалом, начало в 20:00

• 20 марта, понедельник, Беэр-Шева, Гехаль а-Тарбут Гистадрута, начало в 20:00

• 22 марта, среда, Нацерет-Илит, Культурный центр Беркович, начало в 20:00

• 23 марта, четверг, Петах-Тиква, Зал «Шарет», начало в 20:00

Подробности и заказ билетов в кассе Biletru.co.il или по телефону: *4997

Гастроли организованы продюсерским центром PiliGRim

Фотографии предоставлены организаторами гастролей.

Поделиться
Все по теме
Комментарии

Источник