Защемление в шейном отделе позвоночника у грудничка

Защемление в шейном отделе позвоночника у грудничка thumbnail

Если ребенок плохо говорит…

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.

Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребенок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до трех лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет. Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.

Поэтому, если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно если в течении беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее.

Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребенку невропатолог. Прочитав аннотацию к препаратам группы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к направлению ребенка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении не говорящий малыш учиться не сможет. Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.

О нормальном речевом развитии ребенка

Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о состоянии дискомфорта.

Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если Ваш ребенок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете

его речевое развитие.

В 2,5—3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

К 5—6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если Ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.

Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период  лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.

К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.

К 1,5—2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных:  «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».

К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б’], [п], [п’], [м], [м’], [т], [т’], [н], [н’], [к], [к5], [г], [г’], [в], [в’], [ф],  [ф’]) и строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’], использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.

К 17 годам он овладеет письменной речью и постигнет все богатство родного языка в целом.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. 

Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не “съедать” слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна “подделка” под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно (“смори” вместо “смотри”, “не бежи” вместо “не беги”, “ваще” вместо “вообще” и т. д.)
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к ребёнку, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи. Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей

К возникновению серьезной речевой патологии способны привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. В период беременности отрицательно сказываются генетические дефекты, биологическая репродуктивная незрелость матери, действие микроорганизмов и вирусов, проникающей радиации, электромагнитных и других полей, резус-конфликты, избыток или дефицит солнечного света, влияние тепла, холода, острые и хронические бытовые и производственные интоксикации, прием лекарственных препаратов, токсикозы беременных, эндогенные интоксикации на почве различных хронических заболеваний, сдавления, ушибы и др. Причем тяжесть речевой патологии и процессы компенсации во многом зависят от срока, на котором произошло поражение мозга плода. Наиболее тяжелое поражение мозга ребенка возникает на 3-м месяце беременности.

Специалисты большое значение придают факту плохого и нерегулярного питания беременных, а также невынашиванию беременности, когда ребенок рождается недоношенным и биологически незрелым. Употребление алкоголя, никотина и наркотиков во время беременности приводят к нарушениям физического и нервно-психического развития плода. У курящих, пьющих и употребляющих наркотики женщин рождаются дети с низкой массой тела, отстающие в физическом и психическом развитии.

Все неблагоприятные факторы процесса родов неизбежно сказываются на ребенке. К ним относятся длительный безводный период, отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности, плохое или недостаточное раскрытие родовых путей, быстрые или стремительные роды, применение различных ручных родовспомогательных приемов, кесарево сечение, тугое обвитие плода пуповиной, большая или очень малая масса тела и большие или малые размеры плода, преждевременное рождение, затяжные роды, ягодичное предлежание. Смещение позвонков, черепных швов новорожденного — также очень распространенные явления. Так, если женщина с узким тазом и слабой брюшной стенкой рожает ребенка с нормальным весом, в момент его прохождения через родовые пути возникает грубая компрессия черепа, головка складывается в швах, часто асимметрично, смещаются шейные и поясничные позвонки. Иногда такие явления наблюдаются даже при кесаревом сечении, и в результате нарушаются приток крови к голове ребенка и ее отток. Прежде всего страдает бассейн позвоночных артерий, а они снабжают кровью заднюю треть мозга, питают центр зрения. В дальнейшем у подросшего малыша могут возникнуть проблемы с цветовосприятием и цветоразличением.

Позже серьезно пострадает речевая функция, так как близорукость, потому что мышца, регулирующая ширину хрусталика, будет плохо развиваться. Позже серьезно пострадает речевая функция, так как поступление крови к речевым центрам тоже будет затруднено. По этой же причине могут возникнуть сложности и со слуховой функцией. У ребенка будут отмечаться нарушения деятельности вестибулярного аппарата, головокружения. Из бассейна позвоночных артерий снабжается кровью и гипофиз. Он регулирует обмен кальция и фосфора, углеводный обмен, ритм сна и бодрствования, функцию щитовидной железы, надпочечников. Нарушение регуляции кальция приводит к позднему прорезыванию зубов, резкому тоническому сокращению мышц в ногах и руках, вследствие чего младенец будет плохо спать. Из-за нарушения работы сосудов у подрастающего ребенка будут отмечаться повышенная утомляемость, тошнота в транспорте, разовьется вегетативно-сосудистая дистония, могут отмечаться ожирение, задержка роста. Таким образом, сосудистая недостаточность, нестабильность позвонков, компрессия черепа не пройдут бесследно.

Рассматривая ранний возраст жизни ребенка, можно отметить, что наибольшая роль в повреждениях центральной нервной системы, которые потом неизбежно скажутся на речевом развитии ребенка, отводится нейроинфекциям и травмам головного и спинного мозга. Часто это различные виды повреждений шейного отдела позвоночника.

Нередко микроповреждения нервной системы у новорожденного не обнаруживают ни неонатолог в родильном доме, ни участковый педиатр. Что же должно насторожить родителей в поведении младенца? Вялый сосательный рефлекс или его отсутствие, крик и плач без видимых причин по ночам, повышенный или пониженный тонус отдельных групп мышц, различные мелкие гиперкинезы (дрожание), необычная поза при лежании на спине, капельки пота над верхней губой при сосании, короткая шея, кривошея, подтекание молока по уголку губ, постоянно приоткрытый рот все это должно вызвать у родителей крайнюю обеспокоенность и желание провести углубленное исследование состояния нервной системы малыша, чтобы вовремя начать необходимое лечение и избежать отклонений в развитии ребенка в дальнейшем.

Обследование ребенка с речевой патологией

Обследуя ребенка с речевой патологией, невролог или невропатолог может назначить ему проведение специальных исследований.

Так, с помощью нейросонографии и электроэнцефалографии можно выявить степень зрелости мозга, диффузные нарушения его биоэлектрической активности, измерить внутричерепное давление.

Транскраниальное допплеровское обследование (допплерография головного мозга) позволяет определить скорость и объем кровотока в сосудах шеи, головного мозга, а также оценить степень влияния родовых повреждений позвоночника, костей черепа, головного и спинного мозга на состояние нервной системы ребенка, его психическое развитие.

Спондиллографическое исследование шейного отдела позвоночника (спондиллография) позволяет выявить нарушения в шейном отделе, являющиеся следствием родовой травмы или травмы, полученной в раннем возрасте и являющейся причиной нарушения мозгового кровотока.

Электромиография помогает определить снижение или повышение мышечного тонуса

Источник

При родовой травме шейного отдела позвоночника у новорожденных меняется анатомически правильное положение части столба. Такое нарушение сопровождается специфическими симптомами, которые появляются в основном со стороны нервной и опорно-двигательной систем.

Родовые травмы шеи диагностируются у новорожденных довольно часто, примерно в 85% всех клинических случаев. Они могут стать причиной различных осложнений в развитии малыша. Лечение такой патологии комплексное, состоит из нескольких видов терапий разной направленности.

Что такое родовая травма шейного отдела позвоночника?

Травмирование части позвоночного столба обычно происходит при осложненных родах. Из-за того, что позвоночник ребенка (и у взрослого человека, кстати, тоже) очень хрупкий, прикладывание физической силы на шейные позвонки может вызвать их повреждение. Еще более неустойчивой к влиянию извне шею делает то, что комплекс связок и мышц в ней развит достаточно слабо.

Причины возникновения травм

Беременность и рождение ребенка — это, в некоторой степени, непредсказуемый процесс и врачам довольно трудно точно просчитать, как себя поведет организм матери и плода. Причинами появления травм шейного отдела могут быть различные нарушения с обеих сторон. Между собой эти причины можно условно разделить на внешние и внутренние.

Со стороны материнского организма причинами возникновения травм могут стать:Юная мама

  1. Возрастная группа — если женщина слишком зрелая или наоборот молодая, повышается риск травмирования плода;
  2. Подвержение организма длительному воздействию вредных веществ (это может произойти из-за проживания в неблагоприятных экологических условиях, к примеру в зонах ЧАЭС или химических заводов, или если мать работала на вредной работе);
  3. Ребенок был переношен;
  4. Узкий таз;
  5. Интенсивный токсикоз;
  6. Инфекции родовых путей;
  7. Наличие генитальных заболеваний (эндометрит, вагинит, сальпингит, сальпингоофорит, вульвовагинит) и венерических патологий;
  8. Патологии сердечно-сосудистой или эндокринной системы;
  9. Присутствовало осложнение нормально протекающей беременности (гестоз);
  10. Матка физиологически маленькая или имеет гиперантефлексию (анатомическая аномалия, при которой матка перегибается спереди, маточные тело и шейка образуют острый угол).

Нарушения со стороны плода тоже не редко становятся причиной травм в шейном отделе. Среди основных стимулирующих повреждение факторов можно выделить:

  • Крупный ребенокРождение раньше срока;
  • Крупные габариты ребенка, из-за чего он с трудом проходит через тазовое отверстие;
  • В результате тазового предлежания ребенок занимает неправильное положение (ногами вниз и головой вверх, в норме головка должна быть внизу);
  • Патологическое уменьшение околоплодных вод;
  • Плод находится в развернутом положении;
  • Асфиксия (чаще всего появляется на фоне обвития, из-за чего шейные позвонки изменяют положение);
  • Гипоксия (недостаток кислорода в отдельных органах или тканях);
  • Разгибательное или асинклитическое вставление головки плода.

На этом факторы, провоцирующие травмирование шеи у плода, не заканчиваются. Такие аномалии, как затяжные или наоборот продолжительные роды, гипер- или слабоинтенсивная родовая деятельность часто вызывают повреждения.

Помимо этих причин отдельно стоит выделить врачебно-акушерские ошибки:

  1. Использование вакуум-экстракции (извлечение ребенка за головку посредством аппарата вакуум-экстрактора);
  2. Применение щипцов (из-за неправильного использования этого медицинского приспособления у детей могут страдать конечности и позвоночный столб вместе со спинномозговым каналом);
  3. Поворот плода на ножку.

Использование вакуум-экстракцииНатальные травмы позвоночника и другие повреждения нередко вызываются влиянием сразу нескольких перечисленных факторов. При нарушении родового процесса могут страдать разные системы органов, интенсивность травм варьируется от легких до очень тяжелых. Большая часть из них проявляется со временем развития ребенка, но самые сложные можно диагностировать сразу после его рождения.

Классификация травм

Натальные травмы позвоночного столба разделяются на несколько типов. Каждая отличается механизмом возникновения повреждения. В медицинской практике выделяются такие виды травматизаций шейного отдела позвоночного столба;

  • Ротационные;
  • Дистракционные;
  • Сгибающе-сдавливающие.

Рассмотрим каждую из травм подробнее.

Ротационная

Ротационная травма шеиВ некоторых случаях при родах возникает необходимость стимулировать прохождения плода по материнским половым путям. Такое характерно для ситуаций, когда существует угроза для жизни матери и ребенка или если родовая деятельность слишком слабая (у женщины ослабевают схватки и сокращения в матке недостаточно интенсивные, чтоб вытолкнуть ребенка).

В подобной ситуации для извлечения ребенка врач использует специальные щипцы или руки, которыми он обхватывает голову плода и вытаскивает его.

Во время извлечения ребенка врач совершает ротационные движения по часовой стрелке и против неё. Обычно подобную манипуляцию акушеры проводят очень осторожно и никаких проблем не возникает. Но некоторые специалисты делают это небрежно, в результате чего может произойти подвывих атланта с последующим его смещением. Как известно, через атлант проходит продолговатый мозг, крупные артерии, нервы и спинномозговой канал. Из-за подвывиха эти структуры могут сдавливаться.

Сгибающе-сдавливающая или компрессионная

Сгибающе-сдавливающая травма развивается вследствие чрезмерного давления на шейный участок позвоночного столба. Подобная травматизация присуща для случаев, когда роды проходят стремительно и ребенок в ускоренном темпе проходит по материнским половым путям. Ускоренные роды могут быть как естественным, так и искусственно вызванным явлением. Механизм возникновения травмы такой:

  1. Из-за мышечного спазма головка застревает;
  2. В ходе повторного сокращения тело резко проталкивается вперед и давит на головку;
  3. На фоне давления происходит компрессия структур позвоночника.

Повреждение шейных позвонков, вплоть до их перелома, может произойти в случаях, когда врачи не делают кесарева сечения, но ребенок из-за слишком узкого таза естественным образом выйти не может. В это время мускулатура в родовых путях активно сокращается и способствует выталкиванию ребенка наружу. Получается, что с одной стороны на него давят мышцы, а с другой тазовые кости.

Дистракционная

Вытаскивание плода за головкуДистракционные травмы шейного отдела позвоночника заключаются в чрезмерном растяжении шеи. Чаще всего такие повреждения происходят при рождении крупного ребенка.

Травмирование может произойти в ходе разных родовых осложнений:

  1. Голова ребенка уже вышла, а плечи не проходят сквозь тазовое отверстие из-за большого обхвата. Тогда принимающий роды доктор должен за голову вытянуть ребенка из родовых путей.
  2. Присутствует тазовое предлежание. В таких случаях врачам приходится вытягивать ребенка за таз, потому что иначе головка не выйдет.

При подобных осложнениях родов у малышей часто присутствуют повреждения связочного аппарата, позвонки отделяются от синовиальных дисков. В некоторых случаях повреждается спинномозговой канал.

Спасает ли от травмы кесарево сечение?

При родах, проведенных методом кесарева сечения, травмирование шеи и других отделов позвоночного столба происходят довольно редко. Может создаться впечатление, что хирургические роды являются панацеей травм, однако это не так. При проведении кесарева травматизация может произойти из-за влияния некоторых факторов:Кесарево сечение

  • Кесарево сечение не назначают здоровым женщинам и тем, кто может сам родить без вмешательства. Сами показания к проведению операции могут быть обусловлены наличием текущей угрозы плоду.
  • Даже при операции плод поддается механическому влиянию. Для извлечения ребенка на матке женщины делается сечение длинной максимум 25 см, хотя окружность плеч практически каждого плода составляет не меньше 35 см. Это приводит к тому, что врачи, проводящие операцию, должны вытягивать ребенка с помощью физической силы.
  • Когда ребенок проходит по половым путям матери, в его организме запускается автономная работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Если малыша извлекают искусственным способом, такой естественный запуск не осуществляется. По этой причине врачам приходится стимулировать работу систем другими методами, что может сказаться на центральной нервной системе ребенка.

Согласно статистике хирургические роды являются не менее потенциально опасными, чем естественные. У деток, рожденных таким способом, довольно часто обнаруживают повреждения черепной коробки, смещение позвонковых структур в шейном отделе и кровоизлияние в глазную сетчатку. Поэтому можно с уверенностью сказать, что избежать родовой травмы шейного отдела позвоночника посредством кесарева сечения скорее всего не получится.

Симптомы постродовых травм шейного отдела

Симптомы постродовых травм шейного отделаНепосредственно в роддоме родовые травмы можно распознать по наличию визуально заметных повреждений на ребенке. Гематомы, переломы, вывихи и подвывихи, надрывы и разрывы, следы сдавливания — все эти механические повреждения являются очевидными признаками травмы. Кроме таких признаков можно заметить укорачивание или удлинение шеи, покраснение и отек в этой области, сильный мышечный спазм шеи и затылка.

Еще одним явным признаком миотонических нарушений является то, что ребенок сразу после рождения и потом в течение долгого времени принимает позу лягушки.

В период между родами и непосредственной выпиской из роддома врачи обычно не выделяют достаточного количества времени на диагностирование постродовых патологий у ребенка. В большинстве случаев это связано с тем, что наличие родовых травм требует судебного разбирательства для выявления ошибок со стороны врачей.

Всю симптоматику, вызывающую подозрения, они часто объясняют неправильным уходом за только рожденным ребенком или наличием патологий внутриутробного развития.

Признаки родовых травм могут исходить от разных отделов организма. Среди основных симптомов повреждения шейного отдела позвоночного столба можно выделить:

Со стороны мягкотканных структур:Со стороны центральной нервной системы:Со стороны висцеральных органов:Со стороны опорно-двигательного аппарата:
  • Желтуха;
  • Отеки и общая припухлость кожи;
  • Анемия;
  • Отеки;
  • Механические повреждения на коже;
  • Синяки и гематомы;
  • Отсутствие пульсирования в родничке.
  • Нарушение сосательного рефлекса;
  • Смещение глазных яблок;
  • Асимметрические нарушения рта и лица;
  • Диафрагмальное дыхание;
  • Отсутствие одного или нескольких рефлексов, обусловленное разрывом рефлекторной дуги;
  • Вторичное воспаление легких, развившееся в ходе вентиляционных и гемодинамических нарушений;
  • Слабые покрикивания;
  • Энурез;
  • Нарушение пищеварения;
  • Одышка;
  • Синюшность кожи и слизистых;
  • Повышенное потоотделение;
  • Выпухание грудины;
  • Наличие вазомоторных реакций.
  • Тошнота и рвота;
  • Вздутие живота;
  • Угнетение физиологических рефлексов;
  • Вегето-сосудистая дистония;
  • Ухудшение слуха;
  • Дыхание только через рот, которое сопровождается хрипом и ноющим звуком;
  • Отсутствие или истирание волос на затылочной области;
  • Плохой аппетит;
  • Учащенные срыгивания с большим количеством массы;
  • Пониженное или наоборот повышенное артериальное давление.
  • костные боли, сопровождаемые плачем ребенка;
  • сниженная активность в поврежденной части тела;
  • укорочение рук и ног;
  • плоский затылок;
  • искривление позвоночного столба;
  • деформирование шеи или конечностей;
  • нарушение мускулаторного тонуса некоторых органов и костей;
  • набухание родничка;
  • слабость мышц;
  • удушье;
  • судороги и тремор;
  • мышечная гипотония, которая может дополняться парезом (частичный паралич);
  • повышенная активность глаз;
  • бесконтрольные и чрезмерно активные движения руками и ногами.

Большинство признаков родовых травм проявляется со временем развития ребенка. Обычно это происходит уже спустя 5-7 дней после родов. Родители малыша часто считают, что нарушенное состояние малыша обусловливается статусом новорожденного и не обращают на него внимания.

Опасность родовой травмы шеи

По мере взросления у детей мышечный гипотонус проявляется тем, что они не держат сами головку, долго не могут самостоятельно садиться и в поздно начинают ходить.

У находящихся в периоде активного умственного развития детей родовые травмы проявляются значительными задержками развития. В основном такие нарушения становятся заметными, когда малыш идет в школу. У ребенка может наблюдаться:Энурез

  1. Нарушение мелкой моторики;
  2. Парезы рук/ног;
  3. Заикание;
  4. Энурез;
  5. Плохая обучаемость;
  6. Гиперактивность;
  7. Устойчиво повышенное давление;
  8. Нарушенная способность к концентрации;
  9. Тяжесть в голове и головная боль.

Из-за этого малыши часто не могут социально адаптироваться. Также у некоторых детей могут присутствовать выраженные искривления позвоночника, косолапость, мышечная дистрофия, признаки вегето-сосудистой дистонии.

В более зрелом возрасте тоже могут оставаться отпечатки от натальной травмы шейного отдела позвоночника. У многих взрослых пациентов сохраняется асимметрия лица, присутствуют устойчивые головные боли (вплоть до мигрени) и головокружения, скачки давления, нарушение координации, шумы и звуки в ушах.

Еще одним неприятным последствием натальных травм шейного отдела позвоночника является хроническая боль. Она мучает постоянно, обостряется при движениях. Локализуется обычно в области спины (иррадиирует в разные её отделы), в руках и ногах.

Есть ряд и более серьезных последствий родовой травмы шеи. Большинство из них необратимы, они представляют опасность не просто для здоровья ребенка, а и для его жизни. Такими последствиями являются:

  • Речевые нарушения;
  • Отсутствие рефлексов;
  • ГидроцефалияГидроцефалия;
  • Повышенное внутричерепное давление;
  • Сильные спазмы и судороги конечностей;
  • Паралич;
  • Отмирание мышц;
  • Тахикардия;
  • ДЦП;
  • Бронхиальная астма;
  • Кома;
  • Смерть.

Диагностика и лечение травм

Бывают случаи, когда травма шейного отдела позвоночника не диагностируется в роддоме. Симптомы повреждений, которые были перечислены выше, должны заставить родителей насторожиться и запланировать визит к врачу. Также пойти на прием нужно, если имели место некоторые факторы:Хирургические роды

  1. У ребенка была диагностирована перинатальная энцефалопатия или задержка внутриутробного развития;
  2. Проводились хирургические роды (кесарево сечение);
  3. Присутствовал долгий безводный период;
  4. При проведении родов ребенка вытягивали щипцами или проводили выдавливание;
  5. У ребенка была припухлость на головке, называемая кефалогематомой (свидетельствует о черепно-мозговой травме);
  6. Роженице меньше 17 или больше 35 лет;
  7. Вес ребенка превышал 4 кг;
  8. Использовалась эпидуральная анестезия;
  9. Проводилось искусственное вскрытие плодного пузыря;
  10. Роды стимулировались или были стремительными;
  11. Присутствовало тазовое предлежание;
  12. После извлечения ребенок не закричал, был синюшным, присутствовало обвитие.

Обычно диагностированием и лечением натальных травм шеи занимаются детские остеопаты или ортопеды. При этом перед обращением к ним рекомендуется пройти консультацию у невролога. После тщательного первичного осмотра они назначают некоторые инструментальные исследования, которые позволяют точно установить диагноз. Ребенку проводится:

  • Доплерография — отображает состояние кровообращения в пораженном отделе позвоночника;
  • Рентгенография — снимки показывают характер и степень смещения позвонков;
  • УЗИ — указывает на поврежденность и структуру мягких тканей.

После установления диагноза врач в первую очередь займется вправлением позвонков. После этого ребенку будет назначена носка воротника Шанца (для фиксации шеи), его доктор подберет индивидуально для ребенка. Длительность использования воротника зависит от степени травмы шеи. Во время всего лечебного периода ребенок должен регулярно наблюдаться врача. Спустя определенное время проводятся повторные инструментальные исследования, по итогу которых определяется успешность терапии.

После нормализации состояния шеи малышу могут быть назначены массажи и ЛФК. В зависимости от того, присутствуют ли повреждения внутренних органов или мягких тканей, назначается поддерживающая терапия.

Профилактика возникновения травм

Для того, чтоб застраховать ребенка от травмирования шейного отдела, мамы могут придерживаться некоторых профилактических правил еще во время неонатального периода. При чем о таких профилактических аспектах нужно помнить не только мамам, а и наблюдающим их врачам. Правила следующие:

  • Посещение гинекологических консультаций Планирование беременности и зачатия до непосредственного их момента;
  • Проведение лечения фоновых болезней у родителей до момента зачатия;
  • Посещение обширных осмотров и гинекологических консультаций на регулярной основе;
  • Оказывание только профессиональной медицинской помощи, врач должен предупреждать патологии и не пускать все на самотек;
  • Соблюдение сбалансированного и правильного рациона питания;
  • Ведение матерью здорового образа во время вынашивания ребенка (от курения, алкоголя и пагубных привычек лучше отказаться);
  • Оперативное и максимально безвредное для плода лечение подхваченных во время беременности болезней.

Все патологические нарушения в состоянии ребенка должны быть выявлены до момента его рождения. Это поможет оптимизировать процесс родов и свести риск травмирования малыша к минимуму.

Источник