Речь связана с позвоночником
Однажды один австралийский актер начал терять голос. Тогда он задался вопросом, почему так происходит. Результатом размышлений и практики стала техника Александера. Важный вывод, который он сделал: потеря голоса была связана с давящим движением головы назад и вниз. Чтобы этого не происходило, нужно научиться уравновешивать голову и позвоночник. Когда актер это понял, его голосовые проблемы исчезли.
Хотя это и не волшебная таблетка от всех проблем с голосом, выравнивание головы и позвоночника полезно для многих людей голосовой профессии.
Одна моя знакомая вокалистка обратилась ко мне с проблемами потери голоса во время репетиций. На занятиях было видно, что во время выступлений она сильно наклоняла голову, выставляя и немного поднимая подбородок вперед.
Другой знакомый жаловался на боль в горле во время публичного выступления. Отоларинголог не обнаружил никаких проблем. Я заметил, что что-то было не так с его плечами: возможно, такой зажим в плечах блокировал нормальный доступ воздуха в процессе речи.
Конечно, мы работали с резонансом, дыханием, но основная проблема была в осанке и положении головы.
Почему осанка влияет на голос
Качество голоса и полетность тесно связаны с позой и мышечным напряжением. Повреждение суставов или напряжение в горле, челюсти, плечах и шее могут негативно повлиять на голос. Поэтому в постановке голоса так важно начинать с осанки.
Наша голова достаточно тяжелая (примерно 4−5 килограммов), а тело человека сконструировано таким образом, что кости скелета поддерживают вес головы. Но у многих есть проблемы с ровной осанкой, и поэтому голова не может поддерживаться только костями скелета. Эту роль начинают выполнять мышцы шеи.
Другая проблема — сокращение мышц на тыльной стороне шеи и основании черепа. Имейте в виду, что мышцы сокращаются, когда они сжимаются. Большинство людей неосознанно сокращают и сокращают мышцы в задней части шеи и основании черепа, тем самым вызывая искривление. Напряжение в этих мышцах не только создает дискомфорт (это область напряжения для многих людей), но и может создавать напряжение в челюсти, потому что напряжение в задней части тела ведет к соответствующему напряжению спереди. Потому смещение головы может привести к напряжению в челюсти. Это негативно влияет на голос: сжимается канал, через который проходит звук.
У неровного положения головы есть ещё один недостаток: искажается форма голосового тракта. Голосовой тракт — это встроенный усилитель, который делает ваш голос громче, резонанснее. При неровном положении головы мы частично лишаемся этого усилителя, тембр становится беднее. Поэтому ровное положение головы не только уменьшает напряжение в гортани, но и делает тембр богаче.
Неправильное положение шеи
Упражнения для постановки голоса
Начнем с того, что расслабим верхнюю часть тела. Встаньте прямо, не облокачиваясь. Поднимите плечи до ушей, насколько это возможно. Сведите вместе лопатки, а затем опустите тяжелые плечи вниз. Убедитесь, что руки и верхняя часть грудной клетки расслаблены. Расслабьте плечи, они не должны скатываться вперед. Эта последовательность движений приводит плечи в ровное положение, которое необходимо для выравнивания головы и шеи.
Исходное положение, плечи вверх и выше.
Выровняйте голову. Мочки ушей должны быть над плечами, подбородок – в ровном положении. Может показаться, что вы немного подтягиваете подбородок или смотрите немного вниз относительно вашего исходного положения. Это нормально.
Обратите внимание на зажимы. В шее не должно быть напряжения.
Это динамическая осанка, а не статичная медитативная стойка. Если вам кажется, что вы стоите как статуя, сбросьте все напряжения в теле. Проверьте ноги, ягодицы, живот, руки, лоб и т. д.
По мере того как вы ровняете позицию, представляйте, что голова парит над позвоночником.
Представьте, что у вас есть струна, идущая от макушки к потолку, и она нежно тянет макушку вверх, как нить марионетки. Возможно, что давление в задней части шеи уменьшится, если вы представите, что вес головы стал меньше за счет воображаемой струны.
Наш позвоночник заканчивается в черепе. Не в шее, как думает большинство, а именно в голове. Цель выравнивания в том, чтобы позволить энергии свободно перемещаться вверх и вниз по позвоночнику, «железной дороге» нервов и энергии в теле. Поэтому важно держать голову таким образом, чтобы верхний позвонок не перегибался, а указывал прямо в небо.
Совет.
Всякий раз, когда голос перестаёт звучать, проверьте положение головы, ровность осанки.
Расслабьте челюсть так, чтобы между верхними и нижними зубами оставалось немного места. Не нужно активно открывать челюсть – просто позвольте ей стать тяжелой, как будто к челюсти привязано что-то.
Теперь займёмся языком. Позвольте языку лежать ровно, он – как ковер на полу вашего рта. Кончик языка – за нижними передними зубами. Почувствуйте пространство в задней части рта. Губы сомкнуты, глаза и лицо расслаблены. На лбу не должно быть «стиральной доски».
Сдерживание слов или эмоций вызывает напряжение в гортани и челюсти.
Это положение (выровненная позиция головы, расслабленная челюсть и плоский язык) – естественное состояние покоя. Для кого-то это прозвучит неожиданно, ведь для большинства из нас это непривычное положение. Однако такое положение требует наименьшего усилия. Вначале это может показаться неудобным.
А как это влияет на постановку голоса?
Теперь давайте посмотрим, как выравнивание позиции головы влияет на звук. Сознательно подайте голову вперед, напрягите мышцы шеи. Запомните ощущения в этом положении. Теперь верните голову в ровное положение. Запомните ощущения в таком положении. Затем пробуйте эти два варианта по очереди.
Сделайте глубокий вдох и произнесите звук «ах» в течение длительного времени. Пока вы звучите, попробуйте вернуться в ровное положение головы.
Наблюдайте за тем, как звук меняется с разным положением головы. Обратите внимание на звук и ощущения, когда вы двигаетесь и выходите из ровного положения. Когда голова смещена, звук зажимается и становится плоским. При ровном положении головы мы слышим лучший резонанс и «округлость» в звуке.
Не нужно жестко держать такую позицию. Согласно технике Александера выравнивание – это путешествие, а не пункт назначения.
Нужно мягко пригласить свое тело войти в это положение в течение дня и осознать любое напряжение в мышцах шеи, челюсти и языке.
Совет.
Чтобы приучить себя к новому положению, используйте визуальные напоминания (например, клейкие листочки для заметок на рабочем месте).
Яркая наклейка требовательно напоминает о ровном положении спины
Встаньте спиной к стене. Расслабьте колени. Обратите внимание на то место, где спина соприкасается со стеной. Согните колени, чтобы немного прислониться к стене. Выровняйте голову так, чтобы вся верхняя часть спины и задняя часть головы соприкасались со стеной. Почувствуйте растяжение и вытягивание. Убедитесь, что вы не задерживаете дыхание. Сделайте шаг вперед, поддерживая новое положение спины.
Ровная спина и положение головы – первый шаг к свободному звучанию.
Помните, что положение головы и шеи влияет на позу тела, распределение мышечного напряжения в спине и конечностях, а также на дыхание и постановку голоса.
Источник
Что такое нарушения речи? Каковы его причины, признаки, виды, диагностика и лечение? Чем может быть вызван этот симптом? Определение: нарушения речи или речевые расстройства – это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики. Симптоматика этих расстройств весьма разнообразна – от неспособности воспринимать речь до логореи или речевого недержания. Кроме того, эти симптомы могут появляться как у детей, так и у взрослых. В этой статье психолог CogniFit («КогниФит») Марио де Висенте расскажет вам о том, каковы признаки, виды и классификация нарушений речи, как диагностировать и лечить эти расстройства.
Причины речевых расстройств
Причины речевых расстройств многочисленны и разнообразны, и различаются в зависимости от триггера заболевания. Среди органических причин, к которым относятся все связанные с повреждением органов речи, можно выделить:
- Наследственные причины: когда нарушения речи наследуются от родителей.
- Врождённые причины: когда речевые расстройства обусловлены приёмом лекарств или осложнениями во время беременности.
- Перинатальные причины: причиной нарушений речи являются осложнения во время родов.
- Постнатальные причины: речевые расстройства появляются после рождения, например, в результате преждевременных родов.
Кроме органических, также бывают функциональные причины, т.е. патологии работы задействованных в речи органов. Эндокринные причины в основном связаны с психомоторным развитием ребёнка. Причины, связанные с окружающей средой, также могут иметь место и влиять на речь – на лингвистические характеристики человека влияет его окружение. И, наконец, психосоматические причины также играют важную роль в развитии речевых расстройств, поскольку наши мысли имеют над нами власть и могут спровоцировать аномальную устную речь. И наоборот, трудности и нарушения речи могут негативно влиять на мышление. Всё это затрудняет корректное говорение и понимание речи.
Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когнитивного теста CogniFit. Начните прямо сейчас!
Симптомы нарушений речи
В зависимости от вида речевого расстройства и поражённой области существуют различные симптомы, свидетельствующие о возможном нарушении речи. Говоря о классификации общих симптомов нарушений речи, можно выделить следующие типы симптомов:
- Симптомы расстройства экспрессивной речи: при этом расстройстве очень ограничен словарный запас, человек испытывает трудности с запоминанием и произношением длинных фраз.
- Симптомы экспрессивно-рецептивного расстройства речи: помимо симптомов, которые наблюдаются в предыдущем случае, также присутствуют проблемы, связанные с восприятием, пониманием речи, слов или фраз.
- Симптомы фонологического расстройства: характеризуются неспособностью использовать при разговоре отдельные звуки, присутствуют ошибки при произношении, воспроизведении и/или использовании звуков.
Кроме того, пожалуй, одним из самых заметных расстройств является заикание – нарушение плавности, ритма и организации речи.
Несмотря на то, что речь – это сложный процесс, и существует множество различных патологий речи, можно выделить определённые признаки, в целом указывающие на возможное развитие речевого расстройства. Говоря о речевых расстройствах у детей, можно отметить следующие признаки:
- Расстройство экспрессивной речи: о данной проблеме может свидетельствовать скудный словарный запас ребёнка по сравнению с детьми его возраста, недоразвитость речи. Ребёнку сложно запомнить новые слова, он путает временные формы глаголов, использует в разговоре обобщающие слова (вещи, это и т.д.) вместо конкретных названий, мало говорит, произносит бессмысленные фразы, хотя способен при этом правильно произносить слова, использует определённые структуры предложений или постоянно при разговоре повторяет одни и те же фразы.
- Расстройство рецептивной речи: при этом нарушении речи ребёнок часто не испытывает интерес к разговору в его присутствии, ему трудно выполнять указания или понимать то, что ему говорят, спрашивают, а также понимать написанное.
Речевые расстройства: классификация и виды
Говоря об общей классификации существующих видов нарушений речи, можно выделить следующие:
1- Дизартрии:
Это нарушения произношения, вызванные поражением мышц речевого аппарата.
2- Дислалии:
Дислалия – расстройство звукопроизношения, характеризующееся отсутствием, заменами, смешением или искажениями фонем и звуков в устной речи. Существует несколько видов дислалий:
- Физиологические дислалии: дети часто неправильно выговаривают звуки – это связано с недостаточной развитостью речевых органов в детском возрасте. Это абсолютно нормально и не должно тревожить родителей – за исключением случаев, когда с течением времени эта проблема не исчезает сама по себе.
- Аудиогенные дислалии: как следует из названия, это нарушение связано с дефектом слуха ребёнка, который мешает ему правильно распознавать, подражать и воспроизводить звуки. Логично, что если человек плохо слышит, говорить он также будет плохо.
- Функциональные дислалии: сохранившаяся уже при сформированном речевом аппарате долговременная физиологическая дислалия может развиться в функциональную дислалию. При этом виде дислалии строение органов не нарушено, однако ребёнок смешивает, искажает или заменяет звуки.
- Органические или механические дислалии: этот вид дислалий также называют дисглоссии. Они связаны со структурными дефектами органов речи. Рассмотрим подробнее.
3- Дисглоссии
Дисглоссия (не путать с диглоссией или вариантом билингвизма) – это расстройство речи, как мы упомянули выше, связанное с дефектами (расщелинами) задействованных в речи органов. Различают следующие подвиды:
- Губные дисглоссии: связаны с изменением формы губ, расщелинами губ. Наиболее известные патологии данного вида – заячья губа, волчья пасть.
- Дисглоссии челюсти: вызваны нарушением формы, расщелинами верхней, нижней или обеих челюстей.
- Зубные дисглоссии: расстройство речи из-за щелей между зубами или неправильного расположения зубов.
- Языковые дисглоссии: вызваны расщелинами и другими дефектами языка. Патологиями, которые могут быть причинами этих расстройств, являются анкилоглоссия (короткая уздечка языка), макроглоссия (аномально большой язык), также односторонний или двусторонний паралич.
- Носовые дисглоссии: связаны с патологиями, которые не позволяют воздуху корректно поступать в лёгкие.
- Нёбные дисглоссии: вызваны расщелинами нёба.
4- Дисфемия
Дисфемии – это речевые расстройства, характеризующиеся нарушением артикуляции с многократным прерыванием речи и повторениями, вызванными плохой идеомоторной мозговой координацией. Примером дисфемии является заикание.
5- Афазии
Этот вид речевых расстройств может проявиться в любом возрасте, поскольку он связан с локальным поражением задействованных в речи отделов мозга и представляет собой отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи.
- Афазия Брока: афазия Брока или эфферентная моторная афазия вызвана поражением двигательного речевого центра или центра Брока и смежных областей. Характеризуется большими трудностями с артикуляцией и телеграфной речью (очень короткими фразами). Наиболее страдает выражение речи (поэтому её также называют экспрессивная афазия), при этом понимание речи сохраняется или страдает меньше.
- Афазия Вернике или сенсорная афазия: нарушение речи, вызванное поражением левой височной доли, прилегающей к слуховой коре. Характеризуется беглой, но неинформативной (параграмматической) речью, нарушением фонематического слуха, проблемами с различением звукового состава слов. Также страдающие этим расстройством испытывают трудности с пониманием речи.
- Кондуктивная или проводниковая афазия: эта разновидность моторной афазии вызвана поражением дугообразного пучка и/или других соединений височной и фронтальных долей. Расстройство характеризуется нарушением возможности повторения слов и предложений, при этом сохраняется понимание и довольно беглая спонтанная речь. При кондуктивной афазии часто бывают проблемы с чтением, письмом и памятью на имена.
- Транскортикальная сенсорная афазия: этот тип расстройства речи вызван поражением соединений между париетальными и височными долями и связан с нарушением понимания отдельных слов, хотя способность повторения относительно не повреждена.
- Транскортикальная моторная афазия: данное речевое расстройство вызвано подкорковыми поражениями в областях ниже моторной коры и связано с нарушениями в спонтанной речи, при этом память на имена не страдает.
- Аномическая афазия: связана с поражениями различных областей височной и теменной долей и характеризуется нарушениями произношения отдельных слов.
- Глобальная или тотальная афазия: полная потеря способности говорить и понимать речь. Нарушены все языковые функции.
6- Дислексия
Дислексия представляет собой расстройство обучаемости чтению и письму, связанное с нарушением нейроразвития человека. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дислексии, для коррекции дислексии в школе, а также игры для когнитивной тренировки детей с дислексией. Пройдите тест CogniFit («КогниФит») на дислексию прямо сейчас!
7- Специфическое расстройство речи
Специфическое расстройство речи или развития речи – это отставание в обучении и использовании речи или неспособность её применять при отсутствии мозговых повреждений, нормальном умственном развитии, адекватном развитии органов чувств и отсутствии психопатологий. Часто дети со специфическом расстройством речи также проявляют признаки дислалий и других вышеупомянутых расстройств.
8- СДВГ или Синдром дефицита внимания и гиперактивности
СДВГ связано с нарушениями речи и также вызывает проблемы с обучаемостью и коммуникацией. Согласно исследованиям, страдающие СДВГ дети испытывают трудности с синтаксисом и фонологической организацией речи. Также у них есть проблемы с семантической организацией и слуховой памятью. В настоящее время разработаны инструменты для нейропсихологического тестирования СДВГ, нейрообразовательные программы для решения трудностей обучаемости в школе и игры для когнитивной стимуляции детей с СДВГ. Пройдите тест CogniFit («КогниФит») на СДВГ сами или протестируйте своего ребёнка!
9- Дискалькулия
Несмотря на то, что это расстройство не затрагивает речь (так, как остальные), в данном случае страдает понимание другого языка – математического. При дискалькулии нарушена способность работать с цифрами и понимать математические термины. Люди, страдающие дискалькулией, не понимают логики математического процесса. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дискалькулии и игры для когнитивной стимуляции детей с дискалькулией.
Диагностика нарушений речи
Чтобы диагностировать расстройство речи, нужно следовать определённым рекомендациями и провести специальные тесты. Важно сосредоточиться на изучении случаев речевых расстройств у детей, чтобы постараться выявить проблемы, которые могут привести к развитию патологии, и следовать серии стратегий.
Перед диагностикой необходимо запросить информацию в первую очередь у родителей и в школе, где учится ребёнок. Это важнейшие источники информации о поведении ребёнка и развития его проблемы. Затем нужно поговорить с самим ребёнком, использовать записи, провести аудиометрию. Кроме того, для завершения диагностики необходимо провести нейропсихологические и специфические тесты, а также опрос родителей, воспитателей и преподавателей.
Речевые расстройства: как помочь ребёнку в домашних условиях
Как мы уже узнали, определённой и чёткой симптоматики у речевых расстройств нет, поскольку они бывают весьма разнообразны, различной степени тяжести и приносят различные проблемы людям, которые ими страдают. Далее мы дадим некоторые общие советы, которые можно использовать дома, если ребёнок страдает нарушениями речи.
Так как в первую очередь речь идёт о проблемах с коммуникацией, постарайтесь как можно больше общаться с ребёнком. Вместе слушайте музыку, пойте, слушайте его и, безусловно, не прерывайте его, дайте ему время сказать то, что он хочет, будьте терпеливы.
Как помочь ребёнку с речевыми расстройствами в домашних условиях?
Также очень полезно чтение, причём лучше читать в интерактивной форме. Обсуждать прочитанное, рисунки, придумывать разные концовки книги – всё это очень полезно для развития речи.
И, наконец, важнейший шаг – выявить, в чём именно заключается проблема ребёнка и после этого обратиться к соответствующему специалисту.
Для более специфических заболеваний, таких как дислексия, дискалькулия, СДВГ, специфическое расстройство речи требуется другое, более глубокое вмешательство. Какое именно – вы можете найти ответ, пройдя по представленным выше ссылкам.
Нарушения речи: как помочь ребёнку в школе
В учебных учреждениях важно использовать специальные программы для обнаружения трудностей с речью, что даёт возможность применять раннее вмешательство в случае необходимости. Существуют нейрообразовательные платформы, которые могут быть очень полезны.
Учителя играют жизненно важную роль для нормального развития ребёнка, поскольку они являются посредниками в процессе обучения и способствуют адаптации ребёнка в школе.
“Руководство по обучению детей с расстройствами устной и письменной речи” даёт следующие рекомендации:
• Учебное заведение должно гарантировать условия, способствующие развитию речи и социального взаимодействия учеников.
• Помощь должна исходить в первую очередь от преподавателей.
• Школьные консультанты должны поддерживать эту функцию, а не заменять её.
• Необходимо включать в учебную программу предметы, способствующие развитию устной речи.
• Руководство учебного заведения должно гарантировать координированную работу всего преподавательского состава, как преподавателей, работающих с нарушениями устной и письменной речи, так и вспомогательного персонала, для соблюдения единого подхода и совместной работы.
С помощью подходящей образовательной программы можно добиться успешного обучения
Перевела с испанского Анна Иноземцева
Источник